Научная статья на тему 'Развитие среднего профессионального образования в университете'

Развитие среднего профессионального образования в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / VOCATIONAL EDUCATION / COLLEGE / ACADEMIC PERFORMANCE EVALUATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / MONITORING / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысков Владимир Мефодьевич

В статье приведены основные этапы развития системы среднего профессионального образования университета, динамика изменения контингента студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Представлены особенности зачисления студентов за последние годы, обусловленные уменьшением количества бюджетных мест по всем специальностям, за исключением технических. Дается описание применяемых форм и методов индивидуального и группового контроля знаний. Говорится о том, что в подготовке по программам среднего профессионального образования университета важнейшее значение имеет практическое обучение, в том числе получение рабочих профессий. Такие профессии получают около трети выпускников колледжей. Приводятся данные о мониторинге востребовательности выпускников, показывающие, что практически все выпускники колледжей вуза находят себе работу или продолжают дальнейшее обучение в университете и других вузах. Раскрываются особенности внеучебной и воспитательной работы со студентами колледжей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main stages of secondary vocational education development in the university, the dynamics of changes in a number of students enrolled in vocational educational programs. The features of students enrollment campaign in recent years stipulated by the decrease in a number of budget-funded vacancies in all specialties, except the technical ones, are defined. A description of forms and methods of individuals and groups academic performance evaluation is provided. The article states that practical training is essential for getting a vocational qualification, especially through vocational programs in the university. As a rule, one third of college graduates get such qualifications. The data on whether graduates are needed by employers or not is provided. It is proved that almost all Baikal University College graduates are in demand and normally continue their education in universities and other higher education institutions after graduation. The peculiarities of extracurricular and educational work with college students are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие среднего профессионального образования в университете»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2,pp. 364-370. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

УДК 377 В. М. ЛЫСКОВ

йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(2).364-370 Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье приведены основные этапы развития системы среднего профессионального образования университета, динамика изменения контингента студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Представлены особенности зачисления студентов за последние годы, обусловленные уменьшением количества бюджетных мест по всем специальностям, за исключением технических. Дается описание применяемых форм и методов индивидуального и группового контроля знаний. Говорится о том, что в подготовке по программам среднего профессионального образования университета важнейшее значение имеет практическое обучение, в том числе получение рабочих профессий. Такие профессии получают около трети выпускников колледжей. Приводятся данные о мониторинге востребовательности выпускников, показывающие, что практически все выпускники колледжей вуза находят себе работу или продолжают дальнейшее обучение в университете и других вузах. Раскрываются особенности внеучебной и воспитательной работы со студентами колледжей.

Ключевые слова. Среднее профессиональное образование; колледж; контроль знаний; учебное заведение; мониторинг; внеучебная работа; воспитательная работа.

Информация о статье. Дата поступления 8 апреля 2015 г.; дата принятия к печати 16 апреля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.

V. M. LYSKOV

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

VOCATIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE UNIVERSITY

Abstract. The article describes the main stages of secondary vocational education development in the university, the dynamics of changes in a number of students enrolled in vocational educational programs. The features of students' enrollment campaign in recent years stipulated by the decrease in a number of budget-funded vacancies in all specialties, except the technical ones, are defined. A description of forms and methods of individual's and group's academic performance evaluation is provided. The article states that practical training is essential for getting a vocational qualification, especially through vocational programs in the university. As a rule, one third of college graduates get such qualifications. The data on whether graduates are needed by employers or not is provided. It is proved that almost all Baikal University College graduates are in demand and normally continue their education in universities and other higher education institutions after graduation. The peculiarities of extracurricular and educational work with college students are defined.

Keywords. Vocational education; college; academic performance evaluation; educational institution; monitoring; extracurricular activities; educational work.

Article info. Received April 8, 2015; accepted April 16, 2015; available online April 30, 2015.

Комплексное развитие Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), как ведущего многоуровневого университета Сибири и Дальнего Востока по подготовке кадров, невозможно без системы среднего профессионального образования, являющегося неотъемлемой частью общей вну-тривузовской системы образования. Основными целями данной системы являются:

- повышение конкурентоспособности университета, как многоуровневого образователь-

ного учреждения, имеющего свою современную материальную базу;

- укрепление кадрового потенциала, позволяющего осуществлять гармоничное образование, реализующее возможности граждан;

- усиление ориентации на широкие запросы потребителей образовательных услуг.

В условиях изменения потребностей рынка труда, перспектив дальнейшего развития экономики страны, социальной сферы и запросов граждан среднее профессиональное образо-

© В. М. Лысков, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 364-370. ISSN 1993-3541

V. M. LYSKOV

вание призвано обеспечить достаточно высокий уровень и качество подготовки специалистов среднего звена, а также единство и непрерывность содержания образования на всем образовательном пространстве. При этом необходимо создать условия для его постоянного обновления с учетом изменяющейся внешней среды [7, с. 209].

Система среднего профессионального образования прошла достаточно долгий путь становления. Основными этапами ее развития в университете являются:

1. В феврале 1997 г. в Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА) создается Колледж бизнеса и права1 — одно из первых учебных заведений среднего профессионального образования, созданных вузом в Сибири и на Дальнем Востоке. На тот момент в Российской Федерации было не более 10 вузов, имеющих в своей структуре такие учреждения среднего профессионального образования. В сентябре 1997 г. в Колледж бизнеса и права ИГЭА состоялся первый набор студентов. Всего на 1 курс было принято 482 студента по 8 специальностям. Первым директором колледжа назначена И. К.Гусева.

2. В декабре 1997 г. к ИГЭА в качестве структурного подразделения был присоединен Иркутский лесотехнический техникум2. Колледж бизнеса и права ИГЭА и Иркутский лесотехнический техникум были объединены в Колледж бизнеса, права и лесных технологий, впоследствии переименованный в Колледж бизнеса и права ИГЭА. В Усть-Илимске существовал филиал Иркутского лесотехнического техникума, который позднее был реорганизован в филиал ИГЭА3, где реализовывались программы среднего профессионального образования.

3. В октябре 1999 г. в Колледже бизнеса и права открылся Центр дополнительного образования, который на протяжении практически всего периода с момента его основания является ведущим центром системы дополнительного профессионального образования университета.

1 О создании Колледжа бизнеса и права в структуре Иркутской государственной экономической академии : приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 фев. 1997 г. № 190.

2 О реорганизации Иркутского лесотехнического техникума : приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 9 дек. 1997 г. № 2461.

3 О создании филиала Иркутской государственной экономической академии в г. Усть-Илимске : приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 21 мая 1998 г. № 1268.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

4. В октябре 2007 г. Иркутский торгово-экономический колледж присоединен к БГУЭП в качестве структурного подразделения4. Затем филиалы Иркутского торгово-экономического колледжа в Чите, Братске и Нерюнгри переименованы в филиалы ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и пра-ва»5 — Читинский торгово-экономический колледж — филиал БГУЭП (ЧитТЭК), Братский торгово-экономический колледж — филиал БГУЭП (БрТЭК) и Нерюнгринский торгово-экономический колледж — филиал БГУЭП (НерТЭК).

5. В апреле 2008 г. завершается процесс передачи Иркутского торгово-экономического колледжа и его филиалов БГУЭП. На базе университета создается Институт торговли, в структуру которого вошли факультет логистики и коммерции БГУЭП и Иркутский торгово-экономический колледж.

6. В январе 2009 г. ученый совет университета принял решение об открытии специальностей среднего профессионального образования в Якутском институте — филиале БГУЭП. В мае 2010 г. закрывается НерТЭК — филиал БГУЭП6 по причине несоответствия требуемой численности контингента учащихся.

7. В ноябре 2010 г. ликвидируются филиалы БГУЭП — ЧитТЭК и БрТЭК7. Образовательная деятельность ЧитТЭК — филиала БГУЭП передана на базу Читинского института (филиала) БГУЭП в форме Торгово-экономического колледжа Читинского института (филиала) БГУЭП. БрТЭК вошел в структуру филиала БГУЭП в

4 О реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский торгово-экономический колледж» (с изм., внесенными Приказом Рособразования от 19 мая 2012 г. № 488) : приказ Росо-бразования от 15 окт. 2007 г. № 1915.

5 О переименовании филиалов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (с изм. от 7 нояб. 2010 г.) : приказ Ро-собразования от 25 дек. 2008 г. № 1998.

6 О ликвидации Нерюнгринского торгово-экономического колледжа — филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» : приказ Рособразования от 19 мая 2010 г. № 448.

7 О ликвидации филиалов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» : приказ Министерства образования и науки от 17 нояб. 2010 г. № 1169.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2,pp. 364-370. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

г. Братске в качестве факультета среднего профессионального образования[6, с. 189].

8. В ноябре 2013 г. ученый совет БГУЭП принял решение о переименовании Торгово-экономического колледжа Института торговли университета в Колледж торговли, сервиса и туризма Института торговли БГУЭП.

9. Заключительным этапом является решение ученого совета университета, принятое в апреле 2015 г., о реорганизации Института торговли и создании единого Колледжа Байкальского университета, путем слияния Колледжа бизнеса и права и Колледжа торговли, сервиса и туризма.

В настоящее время система среднего профессионального образования БГУЭП представлена одним колледжем в г. Иркутске — Колледж Байкальского университета; Торгово-экономическим колледжем Читинского института (филиала) БГУЭП; факультетами среднего профессионального образования в филиалах БГУЭП в Братске, Усть-Илимске и Якутске.

Контингент студентов за последние три года практически во всех колледжах и факультетах среднего профессионального образования (кроме факультета филиала университета в г. Братске) имеет тенденцию к росту. Так, контингент по Колледжу Байкальского университета вырос в 2014/15 учебном году по сравнению с 2012/13 годом на 50,2 %, в то время как по Братскому филиалу произошло снижение на 62,5 %.

Динамику изменения контингента студентов в филиалах БГУЭП можно проследить, сравнивая количество учащихся в различные периоды по очной и заочной формам обучения (табл.).

К особенностям зачисления студентов в последние годы стоит отнести значительное сокращение бюджетного приема. В 2012 г. суммарный бюджетный прием по университету составил 810 мест, в 2014 г. — 385, т.е. сокращение превысило 52 %. Эта тенденция сохранится и в будущем. Основная причина роста контингента по колледжам заключается в значительных усилиях,

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

предпринятых в предыдущие годы, на поднятие имиджа системы среднего профессионального образования университета. Несмотря на «демографический» провал и снижение количества выпускников школ, увеличивается количество студентов как из районов Иркутской области, так и из соседних регионов: Бурятии, Тывы, Читинской области. Наиболее востребованными специальностями являются «Банковское дело», «Право и организация социального обеспечения», «Финансы», «Земельно-имущественные отношения», «Коммерция», «Туризм» и «Гостиничный сервис».

Противоположная ситуация наблюдается в г. Братске. В филиале с каждым годом количество учащихся снижается, при этом основное снижение происходит за счет студентов коммерческого приема. Главная причина такого тяжелого положения заключается в том, что на замкнутой территории района и прилегающих северных территориях функционирует большое количество филиалов учебных заведений высшего образования и несколько учебных заведений среднего профессионального образования. Несмотря на все меры, предпринимаемые руководством филиала ситуацию изменить не удается. Динамично развивался в последние годы Торгово-экономический колледж Читинского института (филиала) университета, благодаря открытию двух новых специальностей — «Банковское дело» и «Право и организация социального обеспечения», контингент студентов возрос на 71,7 %.

Наиболее благополучными по приему абитуриентов являются Колледж Байкальского университета и Торгово-экономический колледж Читинского института (филиала) университета. Благодаря целенаправленной политике, проводимой в колледжах на протяжении нескольких лет, ежегодно происходит увеличение количества студентов, обучающихся на коммерческой основе.

Оценкой качества знаний, полученных за период обучения, можно считать результаты промежуточных и итоговых аттестаций, уровень

Динамика изменения контингента студентов университета, обучающихся по программам среднего профессионального образования по очной и заочной формам за 2012—2014 гг.

Колледжи и филиалы 2012 2013 2014

БГУЭП Очная форма обучения Заочная форма обучения Очная форма обучения Заочная форма обучения Очная форма обучения Заочная форма обучения

Колледж Байкальского 1 596 48 2 476 202 2 397 304

университета

Филиал в г. Братске 112 0 143 8 42 0

Филиал в г. Якутске 140 29 213 73 177 56

Филиал в г. Чите 357 60 517 91 613 71

Филиал в г. Усть-Илимске 265 81 366 78 409 53

Всего 2 470 218 3 715 452 3 638 484

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 364-370. ISSN 1993-3541

V. M. LYSKOV

востребованности выпускников, отзывы председателей государственной аттестационной комиссии и специалистов с мест прохождения практик.

Успеваемость по результатам сессий в зависимости от специальностей составила от 22,1 % до 100 %, при качестве знаний 12,8-85 %. Более высокие результаты наблюдаются среди студентов 2-4 курсов.

В учебных заведениях предусмотрены различные индивидуальные и групповые формы контроля знаний студентов:

- контрольные работы, проводимые в течение семестра;

- устные опросы студентов;

- тестирование;

- решение практических задач, в том числе сквозных, охватывающих весь курс или отдельные его разделы;

- обучающие семинары;

- открытая защита курсовых работ;

- зачеты и экзамены по дисциплинам;

- государственные междисциплинарные экзамены;

- защита дипломных работ.

Задания для итогового контроля знаний содержат как вопросы отдельных тем, необходимых при промежуточной аттестации, так и материалы всего курса. Для оценки результатов испытаний во всех колледжах применяются традиционная пятибальная и рейтинговая системы оценки знаний.

Средний балл по результатам итоговой государственной аттестации по колледжам примерно одинаков и находится в пределах 3,8-4,2 балла, что говорит о достаточном уровне подготовки.

В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования государственная итоговая аттестация проводится по всем специальностям в форме выпускной квалификационной работы.

Важнейшее значение в системе среднего профессионального образования имеет практическое обучение, в том числе получение рабочих профессий. Такие профессии получают около трети выпускников колледжей, что определено большинством федеральных государственных образовательных стандартов.

Мониторинг востребовательности выпускников показал, что практически все выпускники наших колледжей находят себе работу, или продолжают дальнейшее обучение в университете и других высших учебных заведениях. По сведению служб занятости процент выпуск-

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

ников колледжей, стоящих на учете невелик, и как правило выпускники снимаются с учета в течение первых 3 месяцев.

В колледжах университета в настоящее время работает 94 штатных преподавателя, 8 из которых кандидаты наук, 47 штатных и 44 внештатных совместителя.

Для проведения текущих занятий, участия в конференциях, в государственной итоговой аттестации выпускников колледжей привлекаются ведущие специалисты различных учебных организаций и учреждений. Анализ качественного состава преподавателей показал, что большинство педагогов имеют высшую и первую категорию. Это свидетельствует о высоком профессиональном уровне преподавательских кадров колледжей университета.

Большое значение уделяется системе повышения квалификации преподавателей. Основными формами повышения квалификации являются обучение в аспирантуре, соискательство на ученую степень, стажировки на родственных кафедрах университета и в других учебных заведениях и ведущих организациях города и области. В настоящее время преподаватели колледжей обучаются в магистратуре и аспирантуре университета по заочной форме.

Анализ обеспеченности учебной литературой показал, что установленные нормативы полностью выполняются. Завершается переработка учебно-методических комплексов читаемых дисциплин. Кроме того, в колледжах университета большое внимание уделяется изданию учебных пособий с грифом Минобразования и Института развития образования. Всего было издано 5 пособий в Колледже бизнеса и права [4; 5; 9; 10; 15]. Также изданы учебно-методические комплексы в Колледже торговли, сервиса и туризма.

Практически ежегодно в колледжах издаются сборники научных трудов преподавателей и студентов [1; 2; 3; 8; 11;12; 13; 14].

Следует отметить, что колледжи постоянно участвуют в региональных и городских олимпиадах, проводимых среди студентов среднего профессионального образования. Активно участвуют в общественной жизни городов и регионов, получая благодарственные письма, грамоты и дипломы.

Колледжи сами организуют и проводят региональные и межрегиональные олимпиады среди студентов Иркутской области и Забайкальского края по «Менеджменту», «Правоведению», «Технологии продукции общественного питания», «Иностранному языку», «Истории» и т. д.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2,pp. 364-370. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое внимание в колледжах уделяется внеучебной деятельности, используются различные формы и методы работы:

- массовые спортивные мероприятия, спартакиады;

- ежегодные научно-практические конференции преподавателей и студентов;

- различного рода конкурсы, работа в Сибэкспоцентре;

- открытые мероприятия, посвященные памятным датам;

- мероприятия общегородского масштаба по просьбам муниципальных образований;

- студенческое самоуправление.

Воспитательная работа ведется по специальным программам развития и воспитания, включающим в себя учебный процесс, внеучебную деятельность студентов, их деятельность и общение за пределами колледжа. Воспитательная работа должна обеспечивать полное и всестороннее развитие личности студента, формирование его самостоятельности, ответственности и гражданственности. В настоящее время коллектив колледжа направляет усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и педагогический опыт организации учебно-воспитательной работы, осуществляет качественное обновление содержания, форм и методов образования молодежи.

Воспитательная деятельность направлена на создание в коллективе не только единых ценностных ориентиров, мировоззренческого потенциала, но и традиций, на основе которых формируются и развиваются взгляды и убеждения каждого студента. Воспитательная работа в колледжах ведется для подготовки студентов к деятельности в различных сферах жизни, поэтому главной целью является воспитание разносторонне развитой личности.

Воспитательная деятельность в колледжах традиционно осуществляется по различным направлениям: «Здоровьесбережение», «Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Гражданин», «Досуг», «Патриотическое воспитание» и др.

В колледжах проводятся конкурсы на лучшую группу по успеваемости, посещаемости и активности в общественной жизни. В соответствии с планами работы ежегодно проводятся традиционная «Презентация профессий», завершающаяся конкурсом «Аукцион знаний» и смотр «Лучший выпускник специальности».

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, вопросам трудоустройства,

позитивной социализации студентов в трудовых коллективах. Ведется работа по гражданско-па-триотическому воспитанию. В колледжах работают советы студентов, на заседаниях которых проводится анализ адаптации студентов к учебе, рассматриваются и решаются вопросы успеваемости, посещаемости, вопросы организации и проведения общеколледжских мероприятий, осуществления уборок.

Студенты колледжа ежегодно становятся соискателями стипендий Губернатора в Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия), а также стипендий мэра.

Основные предложения по совершенствованию системы среднего профессионального образования в университете:

1. Активизация творческой групповой и индивидуальной деятельности преподавателей, использование новых инновационных методов в образовании, основанных на компетентност-ном подходе в инновационно-образовательном процессе.

2. Совершенствование материально-технической базы колледжей за счет внедрения в образовательный процесс инновационных и дистанционных технологий, методов интерактивного обучения, создания электронных курсов по дисциплинам учебного плана.

3. Повышение качества учебно-методической работы и разработок преподавателей, за счет использования потенциала колледжей.

4. Обеспечение непрерывности образования в университете, создание единого образовательного пространства и возможности продолжения обучения выпускников системы среднего профессионального образования в сокращенные сроки.

5. Активное использование стажировок преподавателей на базе профильных кафедр университета как формы повышения квалификации. Проведение на базе университета курсов повышения квалификации для преподавателей ответственных за научно-исследовательскую работу, а также научно-исследовательскую деятельность студентов в условиях реализации программ среднего профессионального образования.

5. Использование потенциала преподавательских кадров колледжей в программах профессионального обучения граждан, высвобождаемых с закрываемых предприятий, по заявкам региональных центров занятости населения.

6. Поиск новых форм и подходов в воспитательной работе, создание положительной мотивации у студентов к обучению.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 364-370. ISSN 1993-3541

V. M. LYSKOV

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы экономики, сферы сервиса и потребительского права : материалы межрегион. науч.-практ. студент. конф. Иркутск, 13-14 апреля 2014 г. / отв. ред. В. М. Лысков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 194 с.

2. Актуальные проблемы экономики, управления и образования : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — Вып. 3. — 250 с.

3. Вопросы экономического развития и правового регулирования : сб. науч. тр. / В. М. Лысков (отв. ред.), В. В. Сту-пин, С. И. Карпов. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2002. — 211 с.

4. Ильговский Р. Г. Организация оценочных работ : учеб. пособие / Р. Г. Ильговский, Е. А. Панкратьева, О. В. Шин-кевич. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 116 с.

5. Информатика : учеб. пособие / В. В. Ступин, А. В. Сорокин [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 242 с.

6. Лысков В. М. О подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования в Байкальском государственном университете экономики и права / В. М. Лысков // Актуальные проблемы и задачи развития СПО в университете : материалы науч.-практ. конф. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 205 с.

7. Лысков В. М. Основные направления совершенствования системы среднего профессионального образования / В. М. Лысков // Экономика. Право. Образование. Проблемный обзор : сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Лысков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. — 281 с.

8. Материалы 2-й ежегодной научной конференции преподавателей Колледжа бизнесам и права, апрель 2000 г. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 240 с.

9. Основы права : учеб. пособие / под общ. ред. С. В. Корнаковой, Е. В. Чигриной. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 571 с.

10. Самаруха А. О. Маркетинг : учеб. пособие / А. О. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 448 с.

11. Социально-экономическое развитие и правовое регулирование в Иркутском регионе : сб. науч. тр. / В. С. По-варенкин [и др.]. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 172 с.

12. Условия эффективной реализации модульно-компетентностного подхода в образовательной деятельности : тез. докл. 3 межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. М. Лысков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 132 с.

13. Экономика. Право. Образование : сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Лысков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП,

2007. — 231 с.

14. Экономика. Право. Образование. Проблемный обзор : сб. науч. тр. / отв. ред. В. М. Лысков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. — 281 с.

15. Экономическая теория : учеб. пособие / В. К. Гилева, Е. В. Чигрина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП,

2008. — 509 с.

References

1. Lyskov V. M. (ed.). Aktual'nye problemy ekonomiki, sfery servisa i potrebitel'skogo prava. Materialy mezhregion-al'noi nauchno-prakticheskoi studencheskoi konferentsii, Irkutsk, 13—14 aprelya 2014 g. [Relevant problems of economics, services and consumer rights. Materials of the Interregional Research and Practical Conference, Irkutsk, April 13-14, 2014. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. 194 p.

2. Aktual'nye problemy ekonomiki, upravleniya i obrazovaniya [Urgent problems of economics, management and education]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. Iss. 3. 250 p.

3. Lyskov V. M., Stupin V. V., Karpov S. I. (eds). Voprosy ekonomicheskogo razvitiya ipravovogo regulirovaniya [The issues of economic development and legal regulation]. Irkutsk State Academyof Economics Publ., 2002. 211 p.

4. Il'govskii R. G., Pankrat'eva, E. A., Shinkevich. O. V. Organizatsiya otsenochnykh rabot [Organizing evaluation work]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2006. 116 p.

5. Stupin V. V., Sorokin A. V. et al. Informatika [Informatics]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2006. 242 p.

6. Lyskov V. M. On specialists training through the secondary vocational education programs in Baikal State University of Economics and Law. Aktual'nye problemy i zadachi razvitiya SPO v universitete. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Relevant problems and tasks of secondary vocational education development in the university. Materials of the International Research and Practical Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 205 p. (In Russian).

7. Lyskov V. M. The main directions of enhancing the system of secondary vocational education. In Lyskov V. M. (ed.). Ekonomika. Pravo. Obrazovanie. Problemnyi obzor [Economics. Law. Education. A Problem Review]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2003. 281 p. (In Russian).

8. Materialy 2-i ezhegodnoi nauchnoi konferentsii prepodavatelei Kolledzha biznesam i prava, aprel' 2000 g. [Materials of 2nd Annual Research and Practical Conference of the faculty of the College of Business and Law, April 2000]. Irkutsk State Academy of Economics Publ., 2000. 240 p.

9. Kornakova S. V., Chigrina E. V. (eds). Osnovy prava [Foundations of Law]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 571 p.

10. Samarukha A. O. Marketing [Marketing]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2006. 448 p.

11. Povarenkin V. S. et. al. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie i pravovoe regulirovanie v Irkutskom regione [Socio-economic development and legal regulation in the Irkutsk region]. Irkutsk State Academy of Economics Publ., 2001. 172 p.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2,pp. 364-370. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 364-370. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

12. Lyskov V. M. (ed.). Usloviya effektivnoi realizatsii modul'no-kompetentnostnogo podkhoda v obrazovatel'noi deyatel'nosti: tezisy dokladov 3 mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The conditions of the modular competency-based approach effective implementation in the educational sphere: abstracts of 3rd Interregional Research and Practical Conference]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 132 p.

13. Lyskov V. M. (ed.). Ekonomika. Pravo. Obrazovanie [Economics. Law. Education]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 231 p.

14. Lyskov V. M. (ed.). Ekonomika. Pravo. Obrazovanie. Problemnyi obzor [Economics. Law. Education. A Problem Review]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2003. 281 p.

15. Gileva V. K., Chigrina E. V. et. al. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 509 p.

Информация об авторе Лысков Владимир Мефодьевич — кандидат экономических наук, профессор, директор Колледжа Байкальского университета, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-таН: lvm@isea.ru.

Библиографическое описание статьи Лысков В. М. Развитие среднего профессионального образования в университете / В. М. Лысков // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 364-370. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).364-370.

Author

VladimirM. Lyskov — PhD in Economics, Professor, Director of Baikal University College, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: lvm@isea.ru.

Reference to article Lyskov V. M. Vocational education development in the university. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 364-370. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).364-370. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.