Научная статья на тему 'Развитие спортивной индустрии в России'

Развитие спортивной индустрии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3574
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / БИЗНЕС / BUSINESS / COMPETITION / СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / MONOPOLY / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ / МОНОПОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / НЕЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ РЕСУРСОВ / SPORTS INDUSTRY / FAVORABLE CONDITIONS / INEFFICIENT USE OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушина Екатерина Алексеевна, Сергеев Александр Александрович

по мнению авторов, Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта: эффективном взаимодействии государства и бизнеса, управлении спортивной индустрией, широкой пропаганде спорта, привлечении инвестиций и инновационных технологий, но в то же время государство реально оценивает состояние спорта на сегодняшний день и продвигается в направлении изменений к лучшему. Авторы считают, что примером этого может служить реализация стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. В статье отмечается, что государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом, льготного налогообложения, уступить место бизнесу в спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the authors believe that Russia today loses the strategic directions of sports development: effective interaction between the state and business, management of sports industry, sport propaganda, attraction of investments and innovative technologies, at the same time, the state is realistic about the sport today and is moving in the direction of changes for the better. According to the authors, an example of this can be the implementation of the strategy of development of physical culture and sport for the period up to 2020. The article notes that the state should increasingly focus on creating favorable conditions in the direction of decentralization of management activities, preferential tax treatment, to give place to business in the sports industry, promote healthy lifestyles and to strengthen control over the fulfillment of social functions of sport development.

Текст научной работы на тему «Развитие спортивной индустрии в России»

Econímícs

УДК 33

DOI 10.21661/r-115278 Е.А. Трушина, А.А. Сергеев

Развитие спортивной индустрии в России

Аннотация

По мнению авторов, Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта: эффективном взаимодействии государства и бизнеса, управлении спортивной индустрией, широкой пропаганде спорта, привлечении инвестиций и инновационных технологий, но в то же время государство реально оценивает состояние спорта на сегодняшний день и продвигается в направлении изменений к лучшему. Авторы считают, что примером этого может служить реализация стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. В статье отмечается, что государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом, льготного налогообложения, уступить место бизнесу в спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.

I Ключевые слова: спортивная индустрия, благоприятные условия, бизнес, монопольный характер, конкуренция, неэффективное расходование ресурсов.

E.A. Trushina, A.A. Sergeev

The development of sports industry in Russia

Abstract

The authors believe that Russia today loses the strategic directions of sports development: effective interaction between the state and business, management of sports industry, sport propaganda, attraction of investments and innovative technologies, at the same time, the state is realistic about the sport today and is moving in the direction of changes for the better. According to the authors, an example of this can be the implementation of the strategy of development of physical culture and sport for the period up to 2020. The article notes that the state should increasingly focus on creating favorable conditions in the direction of decentralization of management activities, preferential tax treatment, to give place to business in the sports industry, promote healthy lifestyles and to strengthen control over the fulfillment of social functions of sport development.

| Keywords: sports industry, favorable conditions, business, monopoly, competition, inefficient use of resources.

В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ

«Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегии-со-здать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [1]. Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009-2015) и 2 этап (2016-2020). 1 этап закончился год назад и уже были подведены итоги реализации данной стратегии:

1. К 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения.

Interactive science | 10 • 2016 165

Экономика

2. По сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимающихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%.

3. Россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн больше.

4. Уровень обеспеченности населения спортивными объектамиувеличился на 7% и достиг до 31%.

5. Достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров- преподавателей физкуль-турно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).

6. Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позволили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что составляет больше половины от населения страны [2].

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

- не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);

- отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);

- отсутствие массового привлечения потребителей;

- проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортивного маркетинга) Олег Бериев, спорт - это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессионального спорта выделяется 160 млн евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддерживается вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский комитет США (USOC), основной доход которого - это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн долл. США на развитие спорта [3].

Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно. Следующая проблема -проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью. В-третьих, спорт-это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства - обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию.

Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и позволит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами [4].

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сегмента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спортивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во-вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпочтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей

166 Интерактивная наука | 10 • 2016

Есошткз

занимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние города Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.

Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное сотрудничество. Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.

Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта. В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.

Литература

1. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. - №1101-р. - С. 1-16.

2. Информационно-справочный материал о деятельности региональных органов исполнительной власти по развитию физической культуры и спорта с учетом основных показателей, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

3. DeutscheWeИe: Цена медали или сколько тратят на олимпийский спорт государства [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://uI•sa-tm.ru/forum/index.php?/topic/204327-deutsche-weUe-tcena-medali-ili-skolko-tratyat-па-оИтр^Ы/

4. Алешин Д.В. Проблемы взаимодействия государства и бизнеса в отечественном спорте // Труды молодых ученых: современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - №1. - 57-64 с.

Иегасйуе Баепсе | 10 • 2016 167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.