О. А. Резина, Т. В. Лощинина
Развитие спонсорства и меценатства в сфере культуры в условиях муниципального района
В России издавна сложилась традиция поддержки сферы культуры из разных источников. Смешанное, многоканальное финансирование сферы культуры предполагает государственные субсидии, поддержку частного сектора и доход, получаемый в результате собственной деятельности субъекта. Учитывая то, что государство никогда не считало финансирование культуры приоритетным, учреждения культуры вынуждены искать дополнительные источники поступления финансовых средств.
Одной из форм оказания негосударственной поддержки социально-значимым сферам общества является спонсорская и меценатская деятельность. Исследование культурологического аспекта феномена «меценатство» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.
В сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных и культурных проблем.
Общественная благотворительность, меценатство и спонсорство в Муромцевском районе характеризуются общими для России тенденциями и определяются конкретными для данного времени политическими и экономическими условиями в государстве.
Активную поддержку деятельности учреждений культуры оказывают такие бывшие земляки и жители Муромцевского района, как Борис Иванович Коваленко, Сергей Юрьевич Филь, Павел Чопозов, Николай Юргель и др.
В связи с развитием спонсорской и меценатской деятельности в сфере культуры Муромцевского района возникает необходимость анализа и обобщения данного опыта, изучения мотивов меценатской деятельности.
Изучая опыт развития благотворительности и меценатства, мы провели анкетирование предпринимателей Муромцевского района. Было опрошено 30 человек. Все являются жителями Муромцевского района и оказывают финансовую поддержку учреждениям культуры района. Целью анкетирования стало выявление побудительных мотивов и направлений благотворительной деятельности. В результате мы выявили, что для большинства респондентов оказание меценатской поддержки является эпизодической деятельностью (96,7 %) и только 3,3 % рассматривают ее как программную деятельность. Среди побудительных мотивов были названы:
68
• забота о будущем (53,4 %);
• создание имиджа (23,3 %);
• чувство социальной ответственности (23,3 %);
• сострадание к ближнему (20 %).
Предприниматели муниципального района готовы оказать финансовую поддержку следующим направлениям:
• культурным инициативам (66,7 %);
• детям и детскому досугу (56,7 %);
• инвалидам и больным (30 %);
• средствам массовой информации (6,7 %);
• образовательным проектам (6,7 %).
При проведении исследования нас также интересовало отношение предпринимателей к ответной реакции учреждений культуры на меценатскую поддержку. Полученные данные говорят, что с одной стороны, большинство благотворителей (63,3 %) не ожидают никакой благодарности за ту поддержку, которую они оказывают, 23,3 % ожидают благодарность, выраженную через средства массовой информации, 10 % ожидают письменной и 6,7 % - устной благодарности.
С другой стороны, большинство предпринимателей (66,7 %) интересуются результатами своей благотворительной деятельности и желают знать, на что потрачены их средства. Мало интересуют результаты благотворительной деятельности 20 % опрошенных и совсем не интересуют только 13,3 %.
К общественному признанию и присвоению какого-либо звания только 6,7 % опрошенных относятся отрицательно, остальные - положительно (40,0 %) либо нейтрально (53,3 %).
Результаты исследования показали также, что в муниципальном районе занимаются благотворительностью, в основном, организации, функционирующие 4-6 лет (46,7 %) с численностью работающих 2-6 человек (60 %), либо частные предприниматели. Это объясняется условиями муниципального района и, как правило, отсутствием крупных производителей и промышленных предприятий в сельской местности.
Проанализировав различные аспекты спонсорства и меценатства, можно сделать следующие выводы.
Благотворительность в сегодняшней России в целом сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.
Во-первых, несовершенство законодательства как на федеральном, так и на местном уровне приводит к тому, что многие коммерческие структуры находятся под жестким, мешающим полноценному развитию налоговым прессингом, что отнюдь не способствует развитию благотворительной деятельности в широких масштабах.
69
Во-вторых, слабое освещение благотворительной деятельности средствами массовой информации создает информационный вакуум в этой сфере. Возникает ощущение, что и общественность, и государство не заинтересованы в распространении благотворительности в нашей стране.
Однако несмотря на перечисленные выше моменты, благотворительная деятельность осуществляется и в перспективе может принять более широкие масштабы; отечественные бизнесмены гуманно относятся к просителям, и в большинстве случаев не отказывают им в помощи; подавляющее большинство опрошенных руководителей коммерческих организаций занимались и занимаются благотворительной деятельностью, несмотря на тяжелое налоговое бремя, отсутствие реальных льгот благотворителям и поддержки со стороны государства
Все вышесказанное позволяет сделать ряд рекомендаций по внедрению новых и расширению уже действующих форм и схем благотворительности:
• возрождение традиций проведения благотворительных акций, балов, аукционов и вечеров в поддержку учреждений культуры и искусства;
• обязательное привлечение на все благотворительные мероприятия представителей средств массовой информации;
• разработка и внедрение новых программ, освещающих деятельность меценатов и спонсоров;
• проведение «круглых столов» и конференций с обсуждением первоочередных проблем учреждений социально-культурной сферы с приглашением на них спонсоров и меценатов, представителей исполнительной законодательной власти и людей, неравнодушных к этим проблемам;
• разработка и учреждение звания «Меценат года».
Таким образом, мы считаем, что работа над данной темой является актуальной для всех учреждений культуры района и будет способствовать дальнейшему развитию благотворительной деятельности.
70