Section 3. Intercultural aspects of Education
Section 3. Intercultural aspects of Education
Kubashicheva Lyubov Nanuovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor E-mail: [email protected]
Development of social competence of seniors at rural school in the multicultural environment
Abstract: This work discusses aspects how to realize problems related to mastering the ability to interact in the multicultural environment by seniors of rural comprehensive school. The author discloses the essence of social competence and examines the questions of understanding of different cultures community and manifestation of respect for their originality on the basis of ethnic education.
Keywords: multicultural environment, rural school, social competence, senior.
Кубашичева Любовь Нануовна, д. п.н., профессор E-mail: [email protected]
Развитие социальной компетентности старшеклассников сельской школы в поликультурной среде
Аннотация: В статье раскрыты аспекты реализации проблем освоения поликультурной среды старшеклассниками сельской общеобразовательной школы, раскрыта сущность социальной компетентности и рассмотрены вопросы понимания общности разных культур и проявление уважения к их своеобразности на основе этнического воспитания.
Ключевые слова: поликультурная среда, старшеклассник.
Проблема освоения поликультурной среды приобретает особую актуальность и сложность в многонациональном российском обществе и выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизнедеятельности в поликультурной среде. Ассимиляция элементов многонациональных культур России, их глубинная связь позволили сохранить традиции народного и общественного воспитания как культурное достояние.
Основная цель современной системы образования — овладение растущим человеком компетенциями, обеспечивающими подготовку к жизнедеятельности в многонациональном, многоконфессиональном, поликультурном обществе. Познание ценностей культур разных народов, воспитание взаимопонимания между представи-
сельская школа, социальная компетентность,
телями различных этносов возможность общения на родном и неродном языках остается реальным инструментом социализации. На основе приобретаемых социальных компетенций, возникает понимание общности разных культур и уважение к их своеобразности.
Все ключевые компетентности и компетенции социальны в широком смысле слова, поскольку они формируются в обществе и реализуются в социуме. Понятие «социальные компетенции» чаще всего рассматривается как компонент понятия «социальные компетентности» (И. А. Зимняя). Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем, особо значима культура взаимодействия в поликультурной среде.
14
Development of social competence of seniors at rural school in the multicultural environment
Воспитательно-образовательное пространство как условие развития учащихся сельской школы, вбирающее в себя многомерность пространства с его природным, социальным, информационным содержанием, связано с процессами социализации, культурой и образованием. Реализация задач культурно-ценностного единства общества педагогическими средствами, необходимо иметь четкое представление о социокультурных механизмах, текущих и перспективных целях и задачах процесса модернизации российского общества и роли общеобразовательной национальной сельской школы в этом процессе. Отсюда и соотношение национального и государственного и их взаимодействия в области культуры, прежде всего соединение различных картин мира, аккумулирующих содержание социально-исторического опыта этноса, соединение ценностных и этических систем, определяющих смысложизненные ориентации, а также взаимодополнение их культурных потенциалов в интересах обеспечения социального пространства личности для максимально полной самореализации.
Содержание среднего общего образования должно отвечать следующим критериям:
— приобщение учащихся к родной культуре (для воспроизводства и обогащения родной культуры), а от нее — к российской и мировой, с целью углубления представлений о культуре, о собственном образе «Я»;
— раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях, для понимания и осознания того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижения целостного взаимозависимого мира и необходимость культивирования этнических ценностей способствующих развитию образа «Я».
Обеспечение основных идей ценностносмыслового воспитания школьника, процесса формирования культурных ценностей, организации нравственной сферы сельского школьника осуществляется на основе усвоения этнокультурных ценностей.
Образовательно-воспитательные программы должны быть рассчитаны на возрастающее значение ментальной и аксиологической функций
образования для обретения личностью ребенка нравственно-духовных ценностей, необходимых в целях сохранения мира в многонациональной стране и развитие социума, на выработку системы оценки качества процессуальных характеристик образования, акцентированных на формировании ценностных ориентаций и нравственного поведения подрастающего поколения на основе развития образа «Я» (идентичности образа «Я — адыг», «Я — россиянин»), в условиях сельской национальной школы.
Старший школьный возраст является важным периодом активного формирования национального самосознания, развитие базовых отношений с людьми, знакомство с профессиями и основными формами жизнедеятельности человека.
Старшеклассник обретает необходимый социальный опыт, обеспечивающий раскрытие возрастного потенциала, позволяющий успешный выбор профессии и взаимодействие с людьми в дальнейшей взрослой жизни. Именно в этом возрасте проявляется уровень социальной зрелости, компетентности, определяется траектория его дальнейшей жизни и успешная адаптация к меняющимся условиям жизни. Неслучайно в стандартах последних лет общеобразовательной школы, особое внимание уделяется обретению социокультурных навыков, способствующих развитию растущего человека.
Изучению различных аспектов социальной компетентности детей школьного возраста посвящены исследования зарубежных (В. Слот, Х. Спанярд), отечественных (Н. И. Белоцерковец, М. Е. Маслова, Л. В. Свирская и др.).
Осмыслению и реализации задач развития социальной компетентности в поликультурной среде посвящены исследования Е. М. Карповой, Л. И. Новиковой, Л. Л. Супруновой, В. А. Ясвина и др. Анализ данных исследований и собственные наблюдения за первокурсниками педагогического вуза (выпускниками школ) показали: развитие социальной компетентности процесс непрерывный, постоянный и ее наличие помогает молодежи конструктивно взаимодействовать в поликультурной среде и чувствовать себя уверенно в различных ситуациях.
Социальные нормы, нравственные основы построения человеческих отношений, уважение
15
Section 3. Intercultural aspects of Education
и корректное отношение к человеку выработаны этносом веками. Адыг, с детства усваивает те нормы (социальные и нравственные), которые выработаны народом, они становятся социальными личностными качествами и основой поведения в общении в разнообразном культурном обществе. Адыгские пословицы содержат материал, отражающий поведение человека как внутри так и во вне этноса: «Человек надеется на человека», «Кто делает добро людям того уважают», «Человек дороже всего на свете», «Честь имени своего зарабатывает человек» и др.
Основы народной педагогики могут быть определены как смыслы и ценности воспитания, где смысл отражает объективную значимость идеи, мысли, и реальное содержание в конкретной социокультурной ситуации, где действуют законы воспитания.
Народная педагогика родилась в недрах философского осмысления жизни, поиска тайны целостности человеческого качества в каждом воспитуемом. Воспитание в русле традиций приносило определенную социокультурную выгоду, надежные установки заданного социального по-
ведения. Предвидение результатов воспитания, уверенность в заданном социальном поведении — это необходимые факторы этнического воспитания.
Исследуя многонациональный состав Республики Адыгея (95 различных национальностей) и тенденции развития социальных компетентностей отметим, что с одной стороны взаимодействие разных культур, с другой обособление традиций воспитания у адыгов, нами выявлены общие для всех ценности: любовь к России, к родине, почитание и уважение старших, система родства и ее прочность, радушие и гостеприимство, одобряемые стереотипы полоролевого поведения мальчиков и девочек; приоритетность таких нравственных качеств, как трудолюбие, сдержанность мужество, терпение, вежливость, обладание и сохранение совести, достоинства, чести.
Именно эти ценности на протяжении веков определяют необходимый социокультурный опыт, формируемый у молодежи, воспитывающейся и осуществляющая жизнедеятельность в поликультурной среде.
16