Научная статья на тему 'Развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике'

Развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / FOLK PEDAGOGY / DEVELOPMENT / SOCIAL INTELLIGENCE / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Галиев Ришат Ринатович, Закирова Нурия Ришатовна

В статье исследуется татарский фольклор, в частности пословицы и поговорки как средства развития социального интеллекта и воспитания здорового образа жизни. Объектом исследования определен малый жанр татарской народной педагогики, а предметом выступают социальный интеллект и здоровый образ жизни. С одной стороны татарская народная педагогика сравнительная новая область научного познания, с другой социальный интеллект и здоровый образ жизни в этнопедагогике являются новым направлением в педагогической науке. Несмотря на разработанность в психолого-педагогической литературе проблем социального интеллекта и здорового образа жизни, их развитие и взаимосвязь в народной педагогике остаются неисследованными. В данной статье впервые делается попытка раскрыть содержание социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике. Статья позволить расширить представления о социальном интеллекте и здорового образа жизни, а также использовать материалы, содержащие в нем, в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маликов Рустам Шайдуллович, Галиев Ришат Ринатович, Закирова Нурия Ришатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE AND HEALTHY lifestyle in the Tatar folk pedagogy

The article deals with the investigation of the Tatar folklore, in particular proverbs and sayings as methods of social intelligence’s development and healthy lifestyle education. The object of the study is a small genre of Tatar folk pedagogy and the subject is the social intelligence and the healthy lifestyle. On the one hand Tatar folk pedagogy is a relatively new area of scientific research, but on the other hand social intelligence and healthy lifestyle in Ethnic Education serve as a new trend in pedagogic science. In spite of great number of studies of social intelligence and healthy lifestyle and their problems in psycho-pedagogical literature, their development and correlation in folk pedagogy remain unexplored. In the article the first attempt is made to reveal the subject of social intelligence and healthy lifestyle in Tatar in the article. The article will help to develop the conception of social intelligence and healthy lifestyle; moreover it will help to use this knowledge in teaching and education process in educational facilities.

Текст научной работы на тему «Развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-6 УДК 37.03+371.7

развитие социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике

Маликов Р.Ш., галиев Р.Р., Закирова н.Р.

В статье исследуется татарский фольклор, в частности пословицы и поговорки как средства развития социального интеллекта и воспитания здорового образа жизни. Объектом исследования определен малый жанр татарской народной педагогики, а предметом выступают социальный интеллект и здоровый образ жизни. С одной стороны татарская народная педагогика сравнительная новая область научного познания, с другой - социальный интеллект и здоровый образ жизни в этнопедагогике являются новым направлением в педагогической науке. Несмотря на разработанность в психолого-педагогической литературе проблем социального интеллекта и здорового образа жизни, их развитие и взаимосвязь в народной педагогике остаются неисследованными. В данной статье впервые делается попытка раскрыть содержание социального интеллекта и здорового образа жизни в татарской народной педагогике. Статья позволить расширить представления о социальном интеллекте и здорового образа жизни, а также использовать материалы, содержащие в нем, в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.

ключевые слова: народная педагогика; развитие; социальный интеллект; здоровый образ жизни.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE AND HEALTHY LIFESTYLE

IN THE TATAR FOLK PEDAGOGY

Malikov RSh., Galiev R.R., Zakirova N.R.

The article deals with the investigation of the Tatar folklore, in particular proverbs and sayings as methods of social intelligence S development and healthy lifestyle education. The object of the study is a small genre of Tatar folk pedagogy and the subject is the social intelligence and the healthy lifestyle. On the one hand Tatar folk pedagogy is a relatively new area

of scientific research, but on the other hand social intelligence and healthy lifestyle in Ethnic Education serve as a new trend in pedagogic science. In spite of great number of studies of social intelligence and healthy lifestyle and their problems in psycho-pedagogical literature, their development and correlation in folk pedagogy remain unexplored. In the article the first attempt is made to reveal the subject of social intelligence and healthy lifestyle in Tatar in the article. The article will help to develop the conception of social intelligence and healthy lifestyle; moreover it will help to use this knowledge in teaching and education process in educational facilities.

Keywords: folk pedagogy; development; social intelligence; healthy lifestyle.

Актуальность исследуемой проблемы

Татарские пословицы и поговорки о Родине, соседях, знакомых, друзьях и врагах и др. свидетельствуют о необходимости развитии социального интеллекта и здорового образа жизни у людей. Мудрых мыслей народной педагогики мы, к сожалению, не придерживаемся или у нас нет таких возможностей. Немало судеб и жизней, отравленных соседом, приходится видеть очень часто в реалии. Пословицы призывают развивать свой социальный интеллект и обеспечить себе здоровый образ жизни.

Материал и методика исследований

Материалом для исследования проблемы является татарское устное народное творчество, в котором отражено народная мудрость о необходимости развития социального интеллекта и обеспечения себе здорового образа жизни. В данной статье нами проанализированы пословицы и поговорки, содержащие потенциал для развития социального интеллекта и здорового образа жизни.

Результаты исследований и их обсуждение

Как было уже ранее отмечено, «нельзя недооценивать роль пословиц в формировании основ ЗОЖ. Через пословицы школьники получают первичные знания о здоровье, движении, природе и их взаимосвязи» [3, с. 106].

Википедия раскрывает понятие «социальный интеллект», который подразумевает способность правильно понимать поведение людей. Социальный интеллект дает возможность эффективно взаимодействовать на межличностном уровне и способствует адаптации личности в социуме [1].

Пословица «Не покупай сарай, покупай соседа» имеет много вариантов, например, «Когда выбираешь дом, выбирай и соседа»; «Будешь строить дом, сначала выбирай соседа»; «До новостройки готовь соседа»; «Не покупай дом, покупай соседа»; «Не продал дом, продал соседа»; «Живи, если дом и плохой, а сосед хороший»; «Не выбирай место, выбирай соседа». Этот ряд мудрых пословиц учит правильно выбирать соседа. Человек должен уметь предвидеть будущего соседа, обратить внимание на его человеческие качества, т.к. ему придется нога на ногу идти по жизни с этим соседом. Качество жизни определяет и сосед.

Поговорка «Братья-братишки, деревня-сосед» также говорит о том, что в течение жизни постоянно люди контактируют с родственниками, соседями, односельчанами. Они являются одними из определяющих факторов качества жизни человека. Каковы они, таков и человек, поэтому каждый должен уметь определять своевременно и заранее, что ждать от них - положительный или отрицательный эффект?

Пословица «Неразлучному соседу не говори обидные слова!» учит развивать социальный интеллект. Сосед не должен ждать от тебя плохие слова и действия. Все делается для того, чтобы обеих сторон социальный интеллект не подвел, и соседи были спокойны друг за друга.

Народная мудрость учит изгонять из головы дурные мысли о своем соседе, сосед о соседе не должен думать плохо. Об этом говорится в пословице «Кто соседа видит плохим, тот останется без глаз». Плохо думать о соседе недостойно хорошего соседа. Пословица имеет большое воспитательное значение.

О бережном отношении к соседу, о сочувствии к людям учит пословица «Сначала воткни нож себе, а потом соседу». Как следует по смыслу, человек перед своими действиями сначала должен испытывать на себе возможные последствия, если что-то хочет предпринимать по отношению к другим. Это самый верный и честный путь. Здесь прослеживается уважение человека к себе и окружающим. Такой человек социально не опасен, с ним «ухо в остро» не следует держать, нет необходимости напрягать социальный интеллект.

Пословица «Спереди и сзади соседи, не увидят по лицу, почувствуют со спины» учит развивать свой социальный интеллект и обеспечить себе здоровый образ жизни, быть готовым ко всему. Все, что делается у соседа, первым узнает сосед. Если что-то и будешь утаивать от соседа, он все равно все узнает. Чтобы потом из-за этого никакого конфликта не было, свои действия следует измерять шагом соседа. Такая мера обеспечит жизнь в дружбе и добрососедстве.

Народная мудрость предупреждает, что между соседями возможно завистливое отношение, но от этого, практически, никто не страдает. Об этом имеется много пословиц: «Курицы соседа видные, петух с шапкой»; «Курица соседа с гуся, яйца с головы»; «Курица соседа как

гусь, жена как девушка»; «Курица соседа соседу кажется гусем»; «Курица соседа как индюк»; «У кого пустой карман, тот считает содержимое соседского кармана». Если это белая зависть, то она подтянет другого соседа, будет стимулировать на такие же действия, что и делает другой сосед. Такие взаимоотношения не предполагают ожидание плохого и вредного от соседа, а станут примером для подражания.

Все же, если ничего хорошего с соседом не получается, на то также имеется народная мудрость: «Казан не повесили, кишку не сварили, и сосед шмыгает носом». Пословица на тот случай, когда между соседями нет дружбы, в результате чего никто ничего не добивается, все остаются у «разбитого корыта». Пословица о том, что у обеих сторон отсутствует социальный интеллект.

Народная мудрость больше ценит соседей, чем родственников, проживающих вдалеке: «Дружественный сосед лучше, чем дальний родственник». Сосед всегда под боком, может прийти на помощь в любое время, он нужен всегда, поэтому с ним необходимо строить хорошие отношения. Если сосед миролюбивый и дружественный, то с ним никаких проблем не будет - всегда поможет в трудную минуту. Пословица «Соседство ближе, чем родство» отдает предпочтение соседу, чем родственникам на стороне.

Пословица «Если продашь ковер, то продай соседу, с края сам сядешь» намекает на необходимость делиться с добром с соседом. Были времена, когда ковры ценились очень дорого и являлись дефицитом. Если кто-то захотел продать свой ковер, то продавал не кому-то в сторону, а близким людям. Поэтому народная мудрость советует не отправлять ковер так далеко. Если он окажется у соседа, то, заходя в гости, ты также сможешь пользоваться им.

Ряд пословиц и поговорок защищают соседа: «Человек не себя разбирает, а соседа»; «Не смейся над соседом, придет и на твою голову». Если приведенные до этого пословицы были о хорошем соседе, то, по данным пословицам, и ты сам должен быть хорошим соседом, т.е. это уже ответный шаг к добрососедству. Лишь в таком случае можно ожидать мирное сосуществование двух сторон, и социальный интеллект не подведет. По этому поводу народ говорит «Соседское угощение по очереди», т.е. ответственность ложиться на обе стороны. Об общности угощения с дружным соседом свидетельствует и пословица «Сваренное у соседа достанется и нам».

О мирном сосуществовании, добрососедстве, общем ведении хозяйства не только между соседями, но и односельчанами у татарского народа имеется много пословиц и поговорок. В пословице «Одна иголка на сорок домов» говорится об общем имуществе, которым пользуются, практически, все. Этим предметом может быть все, что угодно. Комментируя эту по-

словицу, Н. Исанбет отмечает, что это пример на мирное сосуществование, общем предмете пользования и нищету [3, с. 19]. Пословица «На тебе да дай мне, сосед зайди-ка поесть!» также свидетельствует о мирном добрососедстве, дружбе, общем пользовании имуществом, угощении друг друга. В таком развитии событий нет необходимости опасаться от действий соседа.

Пословица «Жизнь - от соседа» имеет очень глубокий смысл, несмотря на компактный объем. Как уже было отмечено, качество жизни человека в некоторой степени определяется соседом. Счастливая и светлая будет жизнь, или, наоборот, хмурая и ненавистная - зависит от соседа. В жизни много случаев, когда соседи всю жизнь судятся из-за какого-нибудь маленького конфликта. Поэтому с соседом следует строить хорошие отношения, и его действия были бы предсказуемыми.

В следующих пословицах, какова зависимость жизни от соседа, уточняется по деталям. Так, в пословице «Придет сосед, поздоровается, умрешь-останешься - придет, поможет» отмечается, что в трудную минуту сосед всегда первый помощник. Пословица также развивает социальный интеллект, учит тому, что следует ожидать от хорошего соседа. Пословица «Если придет сосед, то придет сила» также развивает социальный интеллект. Сосед на помощь придет не один, а всей семьей. Это и большая сила, и большая помощь одновременно.

О зависимости жизни от соседа также свидетельствует пословица «Если не зайдешь к соседу за мукой, то зайдешь за золой». Не иметь никакого контакта с соседом невозможно при всем желании. Поэтому народная мудрость развивает социальный интеллект, чтобы человек знал и понимал о важности соседа.

Зависимость соседей друг от друга усиливается в пословице «Сосед нуждается в золе соседа». Зола в этих примерах упоминается для расширения значимости соседа. Казалось бы, зола - отработанный материал, практически, никому не нужный. Тем не менее, даже зола может пригодиться в совместной соседской жизни. Такое сопоставление значимого и ничтожного способствует усилению важности первого, в данном случае соседа: не только сам сосед, но и его зола может пригодиться в жизни. Здесь следует добавить: чем черт не шутит? Ряд пословиц по значению синонимичны с предыдущими: «Сосед смотрит на соседа»; «Сосед соседу нужен в любое время»; «Сосед нужен соседу хоть иногда». Они свидетельствуют о том, что сосед с соседом тесно взаимосвязан.

При таком развитии событий пословица «Неважно какой я, лишь бы сосед был человеком» подчеркивает необходимость иметь хорошего соседа. Во многом человек не думает о том, хороший ли он сам, а всем нужен хороший сосед, что свидетельствует о развитом социальном

интеллекте. Слово «человек» в этой пословице означает человечность, гуманность, дружелюбие, т.е. те необходимые качества, которые обеспечат соседу безопасность жизнедеятельности.

Ряд пословиц учат обе стороны не вредить друг другу. Пословица «Сосед на голову соседа не вытряхивает пыль» следует понимать намного шире, чем «трясти пыль». Например, сосед соседу не желает зла, не вредит и т.д. Если стороны придерживаются этого правила или неписаного закона, то никто не будет ждать друг от друга плохого, будут спокойны и обеспечат психологически здоровый образ жизни..

Пословицы учат соседей моральной поддержке друг друга, например, «Свадьба у соседей -и ты открой ворота». Пословица воспитывает толерантность у соседей, радоваться совместно за радость друг друга. В таких случаях и социальный интеллект не подведет, сосед будет предсказуем. Таких пословиц о необходимости поддержки соседа очень много, например, «Если у соседа болит голова, то ты держись за живот»; «Если сосед слепой, то закрой один глаз». Это не просто морально-психологическая поддержка друг друга соседа, но и обеспечение себе хорошего качества жизни, добрососедства, дружбы и мира, которые необходимы во все времена и для всех поколений.

В некоторых пословицах речь идет и об уверенности в материальной поддержке соседа: «Если сосед хороший, ничего не значит твоя нищета». Пословица также учит о возможности положиться на соседа в случае отсутствия в доме чего-либо нужного. Хороший сосед даст взаймы, или безвозмездно, чего или сколько тебе не хватает. Это также хороший пример на развитие социального интеллекта. О такой же поддержке идет речь и в пословице «Без соседа дом не поднимешь». При строительстве дома много чего не хватает, но хороший сосед поможет в любом случае. Социальный интеллект личности позволяет быть в этом уверенным.

Многие пословицы о социальном интеллекте и здоровом образе жизни имеют большое воспитательное значение. В пословице «Сосед учится у соседа рано вставать» описывается положительное влияние соседей друг на друга, т.к. между ними существует негласные соревнования, белая или черная зависть и др. Если сосед соседу окажет положительное влияние, то и социальный интеллект друг друга не подведет.

О соревновании и зависти между соседями в ряде пословиц говорится открыто: «Сосед, видя у соседа, кокетничает»; «Кокетничай, видя у соседа»; «Сосед завидует, видя у соседа». Это пример на отрицательное влияние соседа. Тем не менее, в них нет негуманного и вредного, сосед от соседа не ждет плохого. Все зависит от самого человека, насколько он самостоятелен в своих мыслях, поведении, действиях. Здесь можно обойтись и без социального интеллекта.

Наделенная социальным интеллектом народная мудрость учит полностью не доверяться чужому мнению: «Соседа слушай, но делай по-своему». Дословно эту пословицу следует перевести так: «Соседский ум слушай, своего ума придерживайся». Все сказано к тому, что за свои действия, в конечном счете, отвечаешь сам, и социальный интеллект не должен тебя подвести.

В жизни бывают и плохие люди, таким может оказаться и сосед. Поэтому народная педагогика не забывает предупредить и об этом. Так, народная мудрость гласит, что «Поверивший соседу остался без коня». Она советует развивать свой социальный интеллект и знать, с кем имеешь дело.

К этому ряду относится и пословица «Считая соседа глухим, не болтай много - прислушается». Пословица призывает развивать социальный интеллект, быть осторожным, насторожиться, т.к. сосед может притворяться глухим и узнать все секреты от болтовни соседа.

По этому случаю народная мудрость предупреждает, что слухи о человеке, благодаря соседу, могут распространяться очень быстро, поэтому предупреждает: «Что в твоем доме спроси у соседа, что у соседа спроси в соседней деревне». Это пословица о необходимости развития социального интеллекта, т.к. неверные слухи иногда способны разрушить всю семью. Народная мудрость дополнительно предупреждает: «Домашние секреты не выноси соседу». Не оговаривая о возможных последствиях, пословица также учит осторожности по отношению к соседу.

Пословица «Хочешь узнать кто ты, спроси у соседа» подтверждает мысли предыдущих. В отношениях с соседом человек не может скрыть ничего, все перед соседом раскрыто, он знает все о тебе, твой характер, поэтому лучше всех рассуждает о тебе. Не зря следователи при необходимости лучше узнать о человеке в первую очередь о нем расспрашивают у соседей.

У татарского народа имеется выражение «курше хакы» (дословно «доля соседа»). О какой же «доле» идет речь? Здесь речь идет о необходимости чествования соседа, дорожить своим соседом, например, «Доля соседа - честь села»; «Соседская собака не лает соседу»; «Даже волк не трогает своего соседа». Две последние пословицы отмечены Н. Исанбет как примеры на «соседскую долю» [4, с. 20]. Среди подобных пословиц следует отметить и такую, как «Доля соседа - доля Всевышнего». Всевышний - это самое дорогое для татарина-мусульманина, которое является Творцом всего, что существует во Вселенной, поэтому соответственно имеет право на всех и каждого. Тем самым народная мудрость соседа ставит на самое высшее место по значимости. Такие взаимоотношения не позволят ждать от соседа плохих поступков по отношению другого соседа и обе стороны будут спокойны за себя и своих близких.

Добрососедство связано и с патриотическими чувствами гражданина своей страны, о чем свидетельствует пословица «Признающий себя признает свою страну, признающий свою страну признает и соседа». В половице проводится параллель «личность - Родина - сосед». Как известно, малой Родиной человека является его первичное окружение, куда входят и все соседи, которых следует признавать как и себя, как и Родину. Таким образом, личность идентифицирует себя не только как субъект по отношению к себе и Родине, но и как субъект по отношению к окружающим, в том числе и к соседям. Такая идентификация позволяет быть уверенным в себе, в своем будущем, в совершаемых действиях по отношению к другим гражданам Родины.

О недоверии соседу, несмотря на то, что он богатый, призывает пословица «В соседстве с богачом имей жеребенка без ноги». Богач в устном народном творчестве - отрицательный персонаж. От него никто доброго не ждет. Он изображается жадным, алчным, отбирает себе чужого имущества, никого не жалеет, не оказывает никакой помощи другим. Поэтому отождествление соседа с богачом означает, что у другого соседа должен быть развит социальный интеллект, он должен уметь предугадывать действия соседа, направленные против него. Похожие пословицы усиливают мысль, высказанную в этой пословице: «Если сосед богат, имей для упряжи жеребенка». У отрицательного персонажа не следует ждать добрых поступков и помощи, на него нельзя надеяться. При соседстве с таким человеком социальный интеллект должен быть развит, что упорно доказывается в средствах народной педагогики, например, «Если сосед богат, то запри ворота»; «Если сосед богат, не пей воду из его колодца».

Как было ране отмечено, «каждый народ имеет свои национальные традиции, которые зародились еще в глубокой древности. Если в жизни народа многое со временем меняется, то народные традиции продолжают жить, практически, в неизменном виде. Причиной этому является непринужденность, соответствие традиций духовным требованиям народов, желание остаться верным обычаям предков и т.д». [2, с. 277-278]. Таковы традиции татарского народа в развитии социального интеллекта и здорового образа жизни подрастающего поколения.

Таким образом, мы анализировали лишь некоторые примеры на развитие социального интеллекта и здорового образа жизни. В татарском устном народном творчестве их очень много. Тема социального интеллекта и здорового образа жизни в них раскрывается полностью и разносторонне. Наличие или отсутствие социального интеллекта у героев и персонажей способствует построению сюжетной линии, ее развитию, решению конфликта, а также завершению отдельно взятого жанра устного народного творчества.

список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Интеллект (дата обращения: 15.12.2014).

2. Маликов Р.Ш., Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарских народных традициях // В мире научных открытий. - Красноярск: Научн.-инновац. центр, 2013. С. 276-288.

3. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Шарафетдинова Э.Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2014. С. 101-107.

4. Татарские народные пословицы. В 3-х т. Т. 3. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1967. 1014 с.

References

1. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Intellekt (data ob-rashcheniya: 15.12.2014). [Wikipedia. The free encyclopedia URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интеллект (date accessed: 12/15/2014)].

2. Malikov R.Sh., Gazizova F.S. Pedagogika detstva v tatarskikh narodnykh traditsiyakh // V mire nauchnykh otkrytiy. - Krasnoyarsk: Nauchn.-innovats. tsentr, 2013. Рр. 276-288. [Malikov R.Sh., Gazizova F.S. Pedagogy childhood in Tatar folk traditions // In the world of scientific discoveries. - Krasnoyarsk: Nauchn. innovation. Center, 2013. Pp. 276-288].

3. Malikov R.Sh., Galiev R.R., Sharafetdinova E.R. K probleme aktualizatsii ustnogo narodnogo tvorchestva v esteticheskom vospitanii i privitii zdorovogo obraza zhizni // Vestnik Maykop-skogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - Maykop: Izd-vo MGTU, 2014. Рр. 101-107. [Malikov R.Sh., Galiev R.R., Sharafetdinova E.R. On the problem of the actualization of folklore in aesthetic education and instilling healthy lifestyle // Bulletin of the Maikop State Technological University. - Maikop: Publishing House of the Moscow State Technical University, 2014. Pp. 101-107].

4. Tatarskie narodnye poslovitsy. V 3-kh t. Vol. 3. - Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 1967. 1014 р. [Tatar folk proverbs. In 3 vol. Vol. 3. - Kazan: Tatars. Vol. Publishing House, 1967. 1014 p.].

данные об авторах

Маликов Рустам Шайдуллович, заведующий лабораторией истории педагогики и совре-

менных технологий образования, доктор педагогических наук, профессор Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, г. Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия e-mail: rustiku@bk.ru

галиев Ришат Ринатович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора по образовательной деятельности Института физической культуры и спорта, доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, 18, г. Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия закирова нурия Ришатовна, ст. преподаватель

Набережночелнинский государственный институт социально-педагогических технологий и ресурсов

ул. Низаметдинова, 28, Набережные Челны, Республика Татарстан, 423806, Россия DATA ABOUT THE AUTHORS

Malikov rustam Shaydullovich, head of the laboratory of history and pedagogy of modern technologies of education, doctor of pedagogical sciences, professor Kazan (Volga Region) Federal University

st. Kremlevskaya, 18, Kazan, 420008, Republic of Tatarstan, Russia e-mail: rustiku@bk.ru

Galiev rishat rinatovich, Ph.D., Associate Professor, Deputy Director of the educational activities of the Institute of Physical Culture and Sports, assistant professor of gymnastics and cyclic sports Kazan (Volga Region) Federal University

st. Kremlevskaya, 18, Kazan, 420008, Republic of Tatarstan, Russia

Zakirova Nuria rishatovna, Senior Lecturer, Department of Computer Science and Computational Mathematics

Naberezhnye Chelny State Institute of Socio-educational technologies and resources st. Nizametdinova, 28, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, 423806, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.