Научная статья на тему 'Развитие событийного туризма в России и в Кемеровской области'

Развитие событийного туризма в России и в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
725
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОБЫТИЯ / ПРАЗДНИКИ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОН / TOURISM / EVENTS / HOLIDAYS / EVENT TOURISM / REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сизикова Е. С.

В статье поднимается актуальная проблема развития событийного туризма в России и в Кемеровской области, как одного из источников дополнительных доходов в экономику государства. Приводятся основные события и праздники, являющиеся основой организации этого вида туризма в стране и регионе, перспективы его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сизикова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие событийного туризма в России и в Кемеровской области»

Сизикова Е.С.

Студентка, кафедра геологии и географии,

Кемеровский государственный университет

РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье поднимается актуальная проблема развития событийного туризма в России и в Кемеровской области, как одного из источников дополнительных доходов в экономику государства. Приводятся основные события и праздники, являющиеся основой организации этого вида туризма в стране и регионе, перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: туризм, события, праздники, событийный туризм, регион. Keywords: tourism, events, holidays, event tourism, region.

История развития туризма в России берет начало с древнейших времен. За многовековую историю передвижений, поездок, географических открытий, освоения новых территорий, расширения международных связей человечеством были собраны знания в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей возникла потребность в передвижении не только с торговыми, но и с паломническими, образовательными, познавательными, рекреационными и иными целями. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма.

В настоящее время по международным оценкам уровень развития туристской отрасли в России достаточно низок по многим качественным и количественным показателям, однако страна обладает огромным потенциалом как для внутреннего, так и для въездного туризма. Наличие уникальных историко-культурных ценностей и природных

достопримечательностей позволяет развивать множество различных видов

внутреннего и въездного туризма, таких как лечебно-оздоровительный, экскурсионно-познавательный, научный, деловой, конгрессно-выставочный, религиозный, сельский, горнолыжный, экстремальный, круизный,

рыболовный и охотничий, событийный и др.

Событийный туризм представляет собой уникальные туристические предложения, включающие помимо традиционного отдыха участие в различных мероприятиях - ивентах. Одним из важнейших факторов мотивации для путешественника в туристской отрасли являются значимые общественные события, редкие природные явления, привлекающие туристов за счет уникальности, экзотичности, неповторимости [1].

Среди большого количества событий, послуживших основой для данного вида туризма, в основном выделяют:

- национальные фестивали и праздники;

- спортивные события;

- фестивали театра и кино;

- театрализованные шоу и карнавалы;

- гастрономические фестивали;

- модные показы и аукционы;

- фестивали музыки и музыкальные конкурсы.

Несмотря на огромный потенциал и активное развитие на мировом рынке сферы событийного туризма его доля в России в настоящее время составляет всего 1%. При этом в предложениях туристских компаний, как правило, встречаются приглашения выездного, а не внутреннего событийного туризма. По этой причине российские туристы лучше осведомлены о событиях в зарубежных странах, чем в России. Иностранные же туристы если и становятся участниками ивентов, то эти события в большинстве случаев являются не целью путешествия, а одним из вариантов экскурсионного обслуживания.

Достаточно крупные события, способные привлечь большое количество туристов, в нашей стране случаются недостаточно часто, поэтому

туристскими фирмами разрабатываются комбинированные программы, сочетающие в себе как событийный, так и другие виды туризма (культурноисторический, пляжный и др.) [3]. Однако для развития внутреннего и въездного туризма в России необходимо целенаправленно организовывать событийный туризм, как это делают развитые туристские страны, популярные не памятниками архитектуры и климатом, а регулярно проводимыми мероприятиями. Событиями для ивент-туризма может стать множество мероприятий, приуроченных к праздничным датам - 9 Мая (День Победы), Новый Год, Рождество, 12 июня (День России), 7 июля (Иван Купала), 4 ноября (День народного единства), День Города, Пасха и др.

К событийному туризму международного масштаба сейчас можно отнести лишь некоторые мероприятия в нашей стране: авиакосмический салон «МАКС», «Широкую Масленицу», Московский международный кинофестиваль, Кубок Кремля по теннису, зимние Олимпийские игры в Сочи-2014, Универсиаду в Казани-2013, и предстоящие Чемпионат мира по футболу в 2018 году и Универсиада в Красноярске в 2019 году и др.

Одним из мощных событийных поводов стало празднование 300летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга, 1000-летия Ярославля. Юбилейные торжества в разных городах привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. В последнее время большую популярность приобретает празднование иностранных праздников, изначально чуждых русской культуре - 14 февраля (День Святого Валентина), 17 марта (День Святого Патрика), 31 октября (Хэллоуин, День всех святых) и др. Культурномассовые мероприятия, проводимые по различным поводам, способны привлечь не только туристов из России, но и из зарубежных стран. Ярким примером является Зимняя Олимпиада «Сочи-2014». Множество туристов со всего мира прибыло в этот прибрежный курортный город, с целью ознакомится с нашей культурой и стать частью такого значимого события.

Как известно, событийный туризм тяготеет к какому-либо значительному событию, и что немало важно мероприятие должно проходить

в специально приуроченном месте. В Кемеровской области есть несколько мест, которые имеют свои события, и полностью готовы к приему гостей во время праздников. Это, прежде всего, историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» с традиционными празднествами Пасхи, Рождества, Масленицы, Ивана-Купалы. Знаменитый кузбасский горнолыжный курорт «Шерегеш» благодаря наличию уникального сочетания горных и межгорных ландшафтов стал территорией «паломничества» горнолыжников и сноубордистов со всей страны, традиционным местом проведения зимних праздников и спортивных мероприятий как регионального, федерального, так и международного масштаба. Также Шерегеш известен Азасской пещерой, в которой, по словам местных жителей, обитает Йети - снежный человек. В честь этого был организован праздник «День снежного человека», который уже стал традиционным и ежегодно привлекает в Шерегеш большое число туристов не только со всей страны, но и из других стран. И это событие, вместе с символом «Йети» стали своеобразным брендом данной территории.

Необходимо отметить, что удачно созданный бренд территории может стать одним из факторов создания нового события, которое, в свою очередь станет привлекательным для туристов. За последние годы в регионах России создан целый ряд интересных новых брендов, которые сопряжены с проведением известных в стране событий: Великий Устюг - родина Деда Мороза, Костромская область - родина Снегурочки, Сенгилей - блинная столица России, Курская область - соловьиный край и т.д. [2].

Одним из символов Кузбасса является русский хоккей, в связи с этим небезызвестный в Кузбассе чемпионат мира по хоккею с мячом Bandy-2007, стал ярким примером того, что регион может успешно организовывать и проводить спортивные мероприятия, которые в свою очередь являются ярким событием для всего мира.

Но наибольшей популярностью пользуется Томская Писаница, из относительно близкого расположения к столице Кузбасса - городу Кемерово.

Это историко-культурный и природный музей-заповедник в Яшкинском районе, созданный в южной группе скал нижнего Притомья.

Музей-заповедник «Томская Писаница» сегодня - это динамично развивающийся современный многопрофильный культурный комплекс, который успешно сочетает в себе музейную специфику, научную и культурно-просветительскую деятельность. Томская Писаница привлекает гостей не только с Кузбасса, но и со всей России, а также и иностранных туристов. Популярными событиями здесь стали крупные праздники. Это, прежде всего, Рождество Христово, традиционно празднуемое 7 января. В организации праздника участвуют фольклорные коллективы города Кемерово и области, приезжают туристы со всего Кузбасса и с соседних регионов и участвуют в народных гуляниях.

Не менее популярен у населения фольклорный праздник Широкая Масленица. В традиционном взятии снежного городка с большим удовольствием принимают участие, как взрослые и пожилые люди, так и дети, подростки, девушки и юноши. Масленичный столб с подарками «проверяет» на смелость и храбрость добрых молодцев, которые желают показать свою силу, ум и смекалку. С большим нетерпением туристы и все остальные участники праздника ждут сожжения чучела Масленицы, чтобы поводить вокруг горящего чучела хороводы, спеть песни и частушки.

День Ивана Купалы - праздник, посвященный летнему солнцевороту, и давно ставший любимым в народе. Он традиционно проходит на большой поляне праздников на берегу реки Томи. Несколько тысяч человек собираются на поляне, чтобы стать участниками купальских обрядов, поводить хороводы вокруг костра, встретить солнце, искупаться в реке.

Большое количество туристов собирают праздник Троицы и Пасха. В рамках праздника Троицы проводятся конкурсы троицких невест, фестиваль казачьей культуры, целый ряд праздничных обрядов с ветками березы -символом праздника. Традиционными стали и пасхальные молебны, и освящение пасхальных яств на территории музея, после которых посетители

с удовольствием участвуют в пасхальных играх и наслаждаются праздничной атмосферой.

Братчина-пир (праздник урожая) - старинный славянский праздник в честь сбора урожая, когда собирались всем селом, родом и в складчину пировали. Туристы в ходе праздника могут поучаствовать в старинных русских играх и забавах и познакомиться с персонажами славянской мифологии - богами Велесом и Хмелем, богиней Сурицей.

Наиболее активно праздники и события воспринимают студенты. Это активные молодые люди, которые очень любят как спортивные мероприятия, так и известные праздники, и которые в большинстве своем обладают свободным временем и возможностью самостоятельно посещать события и праздники. В связи с этим был проведен опрос среди студентов кемеровских вузов (480 респондентов), который включал 3 вопроса. Анализ ответов на вопросы приведен на рисунках 1, 2, 3.

Как показал опрос, большая часть респондентов (44%) посещают музей-заповедник один раз в год (рис.1).

2 РАЗА В

год

Рис.1. Как часто Вы посещаете музей-заповедник Это можно объяснить тем, что это посещение привязано к любимому празднику, который является самым лучшим и интересным. 33%

респондентов ответили, что вообще не посещают Томскую Писаницу, так как не предпочитают отмечать праздники на данной территории, выбирая другой вид досуга и другие территории для отдыха. Третье место заняли респонденты, которые приезжает сюда 2 раза в год по причине того, что им очень нравится программа самых популярных праздников. А 9%

респондентов являются самыми активными посетителями, приезжая в музей более трех раз в год, и считая уже традиционным посещать проводимые

мероприятия, и оценивая организацию праздников на самом высоком уровне.

Целью второго вопроса было узнать, какое время года является наиболее подходящим для посещения Томской Писаницы (рис.2).

Рис. 2. В какое время года Вы предпочитаете посещать музей-заповедник Большинство респондентов (39%) ответили, что лучшее время года для посещения - лето, когда отмечаются такие праздники как День защиты детей, праздник Ивана Купалы. С относительно небольшой разницей на втором месте приоритетным временем года является весна - 27%, с такими праздниками как Пасха, День птиц, Чыл-Пажи. Третий по популярности ответ - зима (25%) с Новым годом, Рождеством, Масленицей. И всего 9% респондентов отметили осень как привлекательное время года для приезда.

И третий вопрос был направлен на выявление мероприятий, которые являются для респондентов наиболее привлекательными (рис.3)..

ПАСХА

15%

ПДень рождение деда мороза В День птиц В Иван Купала

□Рожество И Пасха ИБратчинапир

□Масленица ОТроица ИЧыл-Пажи

Рис. 3. Какие мероприятия, проводимые музеем-заповедником наиболее

привлекательны для Вас

Рейтинг популярности событий выстроился следующим образом: 1) День рождение Деда Мороза - 15%; 2) Пасха - 15 %; 3) Иван Купала - 13%; 4) Масленица - 14%; 5) Рождество - 11%; 6) Троица - 9%; 7) День защиты детей - 9%; 8) День птиц - 8%; 9) Братчина пир - 5%; 10) Чыл-Пажи - 1 %

Как показывает анализ результатов исследования, в Кузбассе наиболее привлекательными событиями являются традиционные праздники, которые празднуются во всей России и с каждым годом набирают все большую популярность, тем самым увеличивая количество почитателей этих событий и способствуя развитию событийному туризму в регионе.

Необходимо отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он практически неисчерпаем по содержанию. При грамотном позиционировании событий и их продвижении на туристский рынок, может сформироваться тенденция увеличения количества участников событийных туров, которое в дальнейшем может в несколько раз превзойти количество участников обычных экскурсионных туров. Ивенты имеют большое экономическое значение. Во время их проведения активизируется деятельность всех субъектов туристской индустрии. События должны стать неотъемлемой частью путешествий, что позволит занимать значимые позиции в туризме, как конкретному региону, так и России в целом.

Литература

1. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма. - М., 2008. - С. 20-22.

2. Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Формирование бренда как основы туристского образа территории: на примере Кемеровской области// Экологогеографические проблемы регионов России. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Самара: ПГСГА, 2013. - С. 355-358.

3. Дементьев С. Б. Событийный туризм. - М.: Турбизнес, 2009. - С. 11-

13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.