Научная статья на тему 'Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации'

Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5973
655
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Д. В.

В статье систематизированы результаты функционирования системы управления рисками (СУР) в таможенной службе РФ. Охарактеризован процесс реализации комплекса мероприятий, связанных с применением СУР, предложены направления развития СУР. В статье также получил отражение собственный опыт работы автора в таможне в отделе применения СУР и на таможенном посту в отделе таможенного оформления и таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»

УДК 33.339.544

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. Романов, аспирант кафедры экономики Владимирского государственного педагогического университета

Российская таможенная служба играет

ключевую роль в регулировании внешней торговли страны. Постоянно растущие объемы внешней

торговли в мире диктуют таможенной службе России задачу максимально возможного пополнения казны Федерального бюджета путем проведения политики эффективного таможенного регулирования.

Т аможенное регулирование осуществляется в условиях ограниченности ресурсов у таможенных органов с од ой сторо ы и ростом потоков товаров и транспортных средств с другой. При проведении

таможе ого ко троля таможе ые орга ы долж ы исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного ко троля, которые достаточ ы для обеспече ия соблюдения таможенного законодательства России. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). Под риском по имается вероят ость есоблюде ия таможе ого законодательства Российской Федерации. Управление рисками - это основной базисный принцип

современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптималь о использовать ресурсы таможе ых орга ов, е уме ьшая эффектив ости

таможе ого ко троля, и освобождает больши ство

участ иков в еш еэко омической деятель ости от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, ос ова ые а управле ии рисками, позволяют ко тролировать производство таможе ого оформле ия а участках, где существует аибольший риск, позволяя ос ов ой массе товаров и физических лиц срав итель о свобод о проходить через тамож ю. Развитие системы управления рисками на этом фоне выглядит как еизбеж ый процесс, призва ый оптималь о распределить ресурсы таможе ых орга ов и осуществлять таможе ый ко троль а ос ове при ципа выбороч ости.

В Российской Федерации система управления рисками строилась в соответствии с между арод ыми стандартами Всемирной торговой организации, но с учетом особе остей и условий ацио аль ой экономической и политической обстановки. В таможенной службе Российской Федерации основные понятия и принципы функционирования СУР стали орматив о закрепле ы лишь с введе ием в действие нового таможенного законодательства в 2003 году. На сегодняшний день проделана огромная работа по соверше ствова ию зако одатель ой базы в области СУР, итогом которой стало издание Приказа Федеральной таможенной службы (ФТС) России №11

от 11.01.2008 г. «Об утверждении Инструкции о действиях долж ост ых лиц таможе ых орга ов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, приме е ии профилей рисков при таможе ом контроле, их актуализации и отмене». Данный Приказ регламентирует работу в области СУР, раскрывает ос ова ия и порядок приме е ия меха измов ми имизации рисков, воз икающих при таможе ом оформлении. Основным инструментом механизма ми имизации рисков при осуществле ии

долж ост ыми лицами таможе ых орга ов

таможе ого оформле ия и таможе ого ко троля

является профиль риска. Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также мерах по ми имизации риска.

Этап, связанный с внедрением элементов СУР в таможе ое оформле ие и таможе ый ко троль,

формированием Концепции СУР завершен. Завершена реализация методологических и и формацио о-технических мероприятий. Система управления рисками выходит а логически завершающий этап соверше ствова ия своего меха изма.

Основная задача, стоящая перед СУР сегодня -штат ое использова ие и формацио ых и методологических реше ий в практике деятель ости таможенных органов Российской Федерации и ми имизация рисков, воз икающих при таможе ом оформлении и таможенном контроле. Развитие СУР предполагает поиск аправле ий соверше ствова ия уже сформировавшейся системы. А для этого еобходимо охарактеризовать имеющиеся результаты фу кцио ирова ия системы и аметить пути дальнейшей работы в этой области.

С момента внедрения автоматизированных программ ых продуктов в области выявле ия рисков м огое соверше ствовалось, и в итоге а сегод яш ий де ь таможе ые орга ы имеют послед юю версию программ ого средства по выявле ию рисков при таможе ом оформле ии. Да ая версия реализовала в себе те замеча ия и предложе ия, которые воз икали при работе с предыдущими версиями программ ых средств по выявлению рисков. Как положительную тенденцию в системе управления рисками следует отметить введе ие профилей рисков в от оше ии соблюде ия права а и теллектуаль ую

собстве ость. Да ые профили рисков выявляются в случае отсутствия информации о товарном знаке. Это существе ый шаг по борьбе с ко трафакт ыми товарами.

Согласно Приказа ФТС России №11 от 11.01.2008 г., риски подразделяются а автоматические, автоматизирова ые и

неформализованные. Риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков, выявляются в таможе ых орга ах с приме е ием специаль ых

программных средств. Риски, содержащиеся в

автоматизирова ых профилях рисков, выявляются в таможе ых орга ах с приме е ием специаль ых

программ ых средств с учетом результатов самостоятель ой проверки упол омоче ым долж ост ым лицом таможе ого поста

еформализова ых и дикаторов риска.

Неформализованные индикаторы риска подлежат проверке. В случае положительного результата долж ост ое лицо таможе ого поста выявляет риск, содержащийся в профиле риска, и приме яет меры по минимизации в соответствии с профилем риска. Риски, содержащиеся в еформализова ых профилях рисков, выявляют упол омоче ые долж ост ые лица таможе ого поста самостоятель о, исходя из области риска.

Формализация оз ачает возмож ость аписа ия для профиля риска формулы, ос ова ой а да ых ГТД. Очевидно, что формализованные профили рисков имеют преимущества: позволяют оперативно

обрабатывать да ые и получать уже готовый результат, а также практически исключают субъектив ый человеческий фактор в процессе таможе ого оформле ия и таможе ого ко троля. Суть проблемы состоит в том, что далеко не все профили рисков подлежат формализации. В качестве примера мож о привести и дикаторы риска, которые ос ова ы а от оситель ых показателях, т.е. когда ет ссылки а определе ую графу грузовой таможе ой декларации (ГТД) или другие точные данные. В этой связи ос ов ое аправле ие развития системы управле ия рисками представляет собой соверше ствова ие базы да ых профилей рисков. Наличие условноформализованной базы позволит в автоматизирова ом режиме обрабатывать да ые, лишь частич о соответствующие ( апример, а 50 - 90 %%) данным определенного профиля риска, схожесть с которым определило программ ое средство.

Введение в действие условноформализованной базы да ых предусматривает автоматизирова ую работу с частич о формализова ыми профилями рисков, что в свою очередь позволит сократить время таможе ого оформле ия и оптимизировать таможенный контроль. Количество

еформализова ых профилей рисков долж о быть ми ималь о возмож ым, чтобы практически исключить субъектив ый человеческий фактор в процессе таможе ого оформле ия и таможе ого контроля. Большинство профилей рисков должны быть автоматическими (обязатель ыми к приме е ию), т.е. выявляться сервисом выявле ия рисков по ко крет ым аправле иям таможе ого ко троля (тариф ое и етариф ое регулирова ие, таможе ая стоимость, страна происхождения, запреты и ограничения и т.д.).

Однако, очевидна и еще одна проблема фу кцио ирова ия меха изма профилей рисков - это согласова ие проектов профилей рисков таможе с ФТС. Этот процесс достаточно долгосрочный, т.к. еобходимо затратить м ого време и а подготовку еобходимой и формации для формирова ия проекта профиля риска, а потом уже пройти все стадии согласования в Региональном таможенном управлении (РТУ) и ФТС, где, как правило, возникают трудности. Часто нужно своевременно принять решение об от есе ии товаров к группе риска и сформировать проект профиля риска в отношении этих товаров. ФТС России издает правой акт, которым утверждается

профиль риска, являющийся ос ова ием для приме е ия определе ых форм таможе ого ко троля в от оше ии тех или и ых товаров или лиц. Существующая на сегодняшний день монополия ФТС России на утверждение проектов профилей рисков не позволяет быстро при имать реше ия в от оше ии тех или и ых оформляемых товаров или лиц в соответствующем регионе нашей страны.

Таким образом, несложно выявить одно из направлений совершенствования СУР в ближайшее время. На взгляд автора статьи, целесообразно было бы ввести систему градации профилей рисков с тем, чтобы часть из их, при еобходимости могла утверждаться непосредственно начальниками таможен и начальниками РТУ. Предложенный подход позволит з ачитель о сократить време ой отрезок между выявле ием риска и усиле ием таможе ого ко троля отдель ых товаров или лиц, в от оше ии которых выявле риск до ескольких часов.

Хотя таможенное законодательство

предусматривает право тамож и а возмож ость проведе ия тоталь ого таможе ого ко троля а основании срочного профиля риска. Однако срочный профиль риска также требует согласова ия с вышестоящим таможенным органом. Иногда воз икают ситуации, когда утвержде ый сроч ый профиль поступает от вышестоящего таможе ого орга а через есколько д ей. Для соверше ствова ия

процесса утвержде ия сроч ых профилей рисков и проектов профилей рисков следует рассмотреть возмож ость утвержде ия да ых правовых докуме тов ачаль иками таможе а местах.

Существующая система управления рисками ос овывается а и формации, которая в большей степени собирается и обрабатывается на местах. После соответствующей обработки и а ализа процесса таможе ого оформле ия ко крет ых товаров и

участников внешнеэкономической деятельности

(ВЭД), информация обобщается и направляется в виде проектов профилей рисков в от оше ии ко крет ых товаров и организаций в ФТС. ФТС в своем рассмотре ии проектов профилей рисков либо откло яет их, либо указывает а едостатки, и случае, если требуется доработка, аправляет а доработку. Таким образом, отсутствует маневренность в принятии реше ия, так еобходимая в случае оформле ия товаров и участников ВЭД, относящихся к группам риска.

В настоящее время ФТС в целях применения выбороч ого ко троля ведется актив ая работа по формирова ию зеле ого, желтого и крас ого секторов субъектов внешнеэкономической деятельности. В отношении субъектов ВЭД, перемещающих товары и включе ых в зеле ый сектор, возмож о проведе ие таможе ого ко троля при таможе ом оформле ии не в полном объеме. В зеленый сектор предполагается отнесение субъектов ВЭД, добросовестно заявляющих сведе ия о перемещаемых товарах и уплачивающих таможе ые платежи в соответствии с таможе ым законодательством. Практика показала, что к этой категории, как правило, от осятся круп ые субъекты

внешнеэкономической деятельности. Отнесение участников ВЭД к красному сектору предполагает аличие рисков, которые могут воз ик уть при таможе ом оформле ии перемещаемых ими товаров и транспортных средств.

Система разделения участников ВЭД на секторы имеет недостатки. Это длительное время, которое уходит а рассмотре ие и проверку и формации об орга изации, прете дующей а включе ие в перече ь лиц, перемещающих товары, в от оше ии которых таможе ый ко троль при таможе ом оформле ии проводится не в полном объеме. Сложность процедур проверки и формации, приме е ие эксперт ых методов при оце ке и формации делают этот процесс непрозрачным.

В качестве направления развития СУР, следует отметить созда ие системы балль ой оце ки субъекта ВЭД для его последующего отнесения к тому или иному сектору риска. ФТС уже проводится работа по созда ию а кеты, содержащей критерии для оце ки участника ВЭД. Каждому критерию присваивается балл, определе ая сумма баллов предусматривает от есе ие ко крет ого лица к зо е изкого либо высокого риска. Т акой подход позволит отойти от использова ия эксперт ого метода, в определе ой степе и формализовать процесс и провести а ализ исключитель о а ос ове объектив ых да ых с формирова ием в итоге взвеше ого заключе ия.

Необходимо создание единой базы участников ВЭД и их последующая градация. В случае фу кцио ирова ия такой еди ой и формацио ой базы между государстве ыми орга ами эффектив ость мероприятий, проводимых

таможе ыми орга ами совмест о с другими ми истерствами и ведомствами в от оше ии «проблем ых» орга изаций и «фирм-од од евок» несомненно бы возросла. Во многих таможенных службах Запада существует еди ая и формацио ая база правонарушителей. И если организация, скажем, имеет проблемы с соблюде ием алогового зако одательства, и привлекла в има ие алоговых орга ов, то таможе ые орга ы своевреме о обладают этой информацией, и при обращении данной организации к таможне уже знают о ней. Естественно, реализация подоб ого меха изма а ализа орга изаций со сторо ы государстве ых орга ов потребует выделения немалых финансовых ресурсов. Однако в да ом случае, цель выявле ия и своевреме ого пресече ия возмож ых право аруше ий, в част ости, в области таможенного законодательства, позволит избавиться от излиш его бюрократического меха изма проведе ия совмест ых проверок, которые существуют сегод я.

Еще одно очень важное направление развития СУР - посттаможенный аудит, сводится, по сути, к контролю товаров после выпуска. На данный момент такая форма таможе ого ко троля закрепле а в статьях 366, 376 Таможенного кодекса РФ. Это -таможенная ревизия. Процедуры, связанные с аудитом, проводимым после таможе ого оформле ия, являются эффектив ым средством для осуществле ия

таможе ого ко троля, так как дают более яс ую и всеобъемлющую карти у сделок, поскольку отраже ы в бухгалтерских к игах и учет ых записях участ иков ВЭД. Одновременно они позволяют таможенным органам оказывать добросовестным участникам ВЭД содействие в форме упроще ого порядка таможе ого оформле ия.

Существующая система посттаможенного аудита е достаточ о пол о выпол яет свои фу кции и задачи. Это выражается в основном проведением отдель ых провероч ых мероприятий по аправле ию деятельности отдела таможенной инспекции таможни; таких как проверка поста овки товаров а бала с орга изации; проверка бухгалтерских докуме тов и сведе ий (приход товара, выдача товара а производство и т.д.). Эти мероприятия носят

еди ич ый характер и е отражают глобаль ость

проблем, которые существуют в астоящее время при таможе ом ко троле товаров после их выпуска. Аудит таможенных брокеров, мониторинг декларантов, новых участников ВЭД фактически являются формальностью. Единого и целенаправленный подход к а ализу процессов таможе ого оформле ия в

рамках посттаможе ого ко троля отсутствует.

Поэтому для исправления сложившейся ситуации необходимо на регулярной основе

осуществлять мо итори г таможе ого оформле ия товаров как постоянными участниками ВЭД, так и новыми участниками ВЭД. При этом тщательному а ализу долж ы подвергаться е только такие

ос ов ые критерии как: стоимость, происхожде ие, тариф ая классификация товаров, о и мотивы

побудившие, например, участника ВЭД,

оформлявшегося в од ой тамож е осуществлять таможенное оформление в иной таможне.

Информация, полученная в ходе анализа

участников ВЭД: их контрактов, условий сделки, сведе ий о фактическом место ахожде ии орга изаций, обстоятельствах таможе ого

оформле ия долж а своевреме о аправляться в

алоговую службу, орга ы в утре их дел для проверки орга изаций а предмет «фирм-од од евок», которые своей целью ставят получе ие прибыли в кратковреме ой перспективе и в ходе своей

деятель ости, как правило, арушают

зако одательство.

Другое приоритет ое аправле ие - развитие системы электро ого декларирова ия товаров и расшире ие сферы приме е ия да ого вида декларирования. При электронном декларировании грузов максималь ое количество процедур мож о проводить удаленно, обмениваясь с таможней электронными документами. В этом случае

таможе ые процедуры ста овятся более прозрач ыми и комфорт ыми для участ иков в еш еэко омической деятельности. Также нуждается в развитии система предваритель ого и формирова ия, которая фу кцио ирует посредством и тегрирова ия информационных систем таможенных служб. Широкое распространение системы предварительного

и формирова ия позволит расширить возмож ости организаций для предварительного декларирования.

Следует отметить, что реализация

вышеперечисленных направлений развития СУР долж а осуществляется а всех уров ях таможе ой системы и оказывать существе ое положитель ое влияние на выполнение важнейших задач таможенных орга ов - обеспече ие достовер ого декларирова ия товаров и транспортных средств и пополнение государственной казны. В этой связи повышение эффектив ости а алитической составляющей в работе центров анализа и управления рисками в РТУ и ФТС России должно стать решающим фактором, определяющим будущее СУР в таможенных органах РФ.

Несомненно, что некоторые из

вышеперечисле ых аправле ий соверше ствова ия СУР в той или иной мере уже нашли отражение в стратегии развития СУР в таможенной службе России.

Таким образом, в статье дана характеристика механизма СУР, который существует в таможенных органах на сегодняшний день. Проанализированы силь ые и слабые сторо ы системы управле ия рисками, намечены пути ее развития. Как будет совершенствоваться СУР покажет время, однако еобходимость в этом е вызывает сом е ий.

Литература

1.Таможенный кодекс Российской Федерации. -СПб.: Питер, 2004. - (Серия “Закон и комментарии”).

2. Приказ ФТС России №11 от 11.01.2008 г. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможе ых орга ов при подготовке и рассмотре ии проектов профилей рисков, приме е ии профилей рисков при таможе ом ко троле, их актуализации и отмене».

3. Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 г. «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

4. Приказ ФТС России № 192 от 10.03.2006 г.

«Об утверждении концепции системы

предваритель ого и формирова ия таможе ых органов Российской Федерации».

5. Приказ ФТС России № 409 от 04.05.2005 г. «Об утверждении Инструкции о действиях долж ост ых лиц таможе ых орга ов при формирова ии и приме е ии переч я лиц, перемещающих товары, в от оше ии которых таможе ый ко троль при таможе ом оформле ии проводится е в пол ом объеме».

6. Внедрение СУР в процессы таможенного оформления и таможенного контроля // Материалы к заседанию коллегии ФТС России от 21.10.2004 г. - М., 2004.

7. Перспективы повышения эффективности СУР в таможенных органах и Центральном таможенном управлении // Материалы к совещанию СОТК ЦТУ России от 18.07.2007 г. - М., 2007.

8. О работе и перспективах развития регионального центра анализа и применения системы

управления рисками // Решение коллегии ЦТУ от 04.12.2007 г. - М., 2007.

9. Таможенный контроль / под ред. Шамахова В. А. - М.: Софт Издат, 2006. - 174 с.

10. Цветкова, Е.В. Риски в экономической деятельности / Е.В. Цветкова, И.О. Арлюкова. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 151 с.

11. Ершов, А. Д. Проблемы формирования

системы управления рисками в таможенной службе России // Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности / А.Д. Ершов // Материалы докладов Международной научнопрактической конференции. - СПб.: РИО СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА, 2005 -. С. 7 9 - 80

12. Макарчук, И. Зеленый и красный сектор. Почувствуй разницу! / И. Макарчук // Таможня. - 2007. - № 22. - С. 4 - 5.

13. Каульбарс А.А. Разработка комплексного подхода к оценке существующих рисков недостоверного декларирования товаров / А.А. Каульбарс // Финансы. - 2007. - № 4. - С. 17 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.