Научная статья на тему 'Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах'

Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5039
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / TOURIST INFORMATION CENTER / EFFICIENCY / THE MODEL PARTNERSHIP ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданчиков П. А.

Предмет и тема. Статья посвящена развитию системы туристских информационных центров на территории субъектов Российской Федерации. Это является актуальной проблемой с точки зрения формирования позитивного имиджа российских регионов в сфере международного и внутреннего туризма. При наличии развитой сети туристских фирм, занимающихся организацией регионального туризма, количество информационных туристских центров относительно невелико, а их развитие нуждается в системной координации. Системный подход к построению сети туристских информационных центров в российских регионах поможет решить главную задачу региональной политики формирование условий для более эффективного и гармоничного развития регионов и обеспечения роста благосостояния населения страны. Цели и задачи. Цели исследование генезиса существующей в Российской Федерации системы туристских информационных центров и определение возможностей ее дальнейшего совершенствования как с институционально-правовой точки зрения, так и с позиций повышения социально-экономической эффективности сферы туризма. Методология. В работе на основе методов сравнительного анализа и организационно-правового моделирования проанализированы различные аспекты создания и развития туристских информационных центров в туристской сфере российских регионов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, определены наиболее характерные особенности экономики туризма, где применение туристских информационных центров наиболее эффективно. Результаты. Автором представлено описание концептуальных основ и экономико-организационных принципов создания и развития туристских информационных центров. Обобщен зарубежный и отечественный опыт в данной предметной области. Выявлены различные подходы к организации и оценке эффективности формируемой системы туристских информационных центров. Выводы и значимость. Сделан выводы о необходимости совершенствования действующей системы туристских информационных центров и оценки перспектив его использования в российской практике в современных условиях. Ключевые слова: туристский информационный центр, эффективность, модель, партнерство, учреждение ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Методологические аспекты моделирования процессов управления регионом Антонова И.И. кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой интегрированных систем менеджмента, Институт экономики, управления и права, Казань, Российская Федерация [email protected] Предмет и тема. Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам моделирования процессов управления регионом на основе анализа связей между параметрами, которые играют существенную роль в организации регионального управления. Цели и задачи. Цель обоснование структуры и функций методологии моделирования процессов управления в региональной системе всеобщего управления качеством. Методология. Методологические аспекты моделирования процессов управления регионом сформулированы на основе использования теории целеустремленных систем и практик управления проектами, обобщенных в стандартах ГОСТ Р ИСО 10006-2005, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 и ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Результаты. Предложенный подход дает возможность прогнозировать последствия управляющих воздействий, в качестве которых впервые приняты восемь принципов всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management), и планировать применение корректирующих мер для достижения поставленных целей. Представленная в работе экономико-математическая модель является совокупностью уравнений и зависимостей, отражающих алгоритм функционирования региона. Она позволяет моделировать влияние управляющих воздействий на показатели деятельности структурно-функциональных единиц региона в соответствии с целью управления и таким образом повышать эффективность функционирования региона. Выводы и значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная автором методология моделирования процессов регионального управления позволяет органам власти спроецировать модель с учетом специфики региона, выбрать оптимальный набор управляющих воздействий с учетом специфики процессов, проходящих в элементах, подсистемах и системе регионального управления в целом. Впервые предложено использование принципов всеобщего управления качеством для территориальных систем, что дает возможность полнее использовать резервы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг, а также обеспечить рациональное использование трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жданчиков П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of tourist information centers in Russian regions

Importance The article considers the development of a system of tourist information centers in the territory of the Russian Federation. This is a topical issue in terms of creating a positive image of Russian regions in the sphere of international and domestic tourism. A system approach to building a network of tourist information centers in Russian regions will help solve the main task of regional policy, i.e. to create conditions for a more effective and harmonious development of regions and growth of well-being of the population of the country. Objectives The goal of the paper is to study the genesis of the existing system of tourist information centers in the Russian Federation, and identify opportunities for further improvement with both an institutional and legal point of view and from the perspective of improving the socio-economic impact of tourism. Methods Using a comparative analysis and methods of organizational and legal modeling, I analyzed the various aspects of creation and development of tourist information centers in the tourist sphere of Russian regions, including through public-private partnership, and defined the most characteristic features of the tourism economy, where the use of tourist information centers is more effective. Results In the paper, I describe the conceptual frameworks and economic and organizational principles for the creation and development of tourist information centers. I consolidate foreign and domestic experience in this subject area; identify different approaches to the organization and evaluation of the generated system of tourist information centers. Conclusions I conclude about the need to improve the current system of tourist information centers and assess the potential for its use in Russian practice in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

развитие системы туристских информационных центров в российских регионах

Рекреация и туризм

Петр Алексеевич ЖДАНЧИКОВ

кандидат экономических наук, заведующий отделом Института социальной политики и социально-экономических программ

НИУ ВШЭ

[email protected]

История статьи:

Принята 04.12.2014 Одобрена 13.01.2015

УДК 338.222

Ключевые слова: туристский информационный центр, эффективность, модель, партнерство, учреждение

Аннотация

Предмет и тема. Статья посвящена развитию системы туристских информационных центров на территории субъектов Российской Федерации. Это является актуальной проблемой с точки зрения формирования позитивного имиджа российских регионов в сфере международного и внутреннего туризма. При наличии развитой сети туристских фирм, занимающихся организацией регионального туризма, количество информационных туристских центров относительно невелико, а их развитие нуждается в системной координации. Системный подход к построению сети туристских информационных центров в российских регионах поможет решить главную задачу региональной политики - формирование условий для более эффективного и гармоничного развития регионов и обеспечения роста благосостояния населения страны.

Цели и задачи. Цели - исследование генезиса существующей в Российской Федерации системы туристских информационных центров и определение возможностей ее дальнейшего совершенствования как с институционально-правовой точки зрения, так и с позиций повышения социально-экономической эффективности сферы туризма. Методология. В работе на основе методов сравнительного анализа и организационно-правового моделирования проанализированы различные аспекты создания и развития туристских информационных центров в туристской сфере российских регионов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, определены наиболее характерные особенности экономики туризма, где применение туристских информационных центров наиболее эффективно.

Результаты. Автором представлено описание концептуальных основ и экономико-организационных принципов создания и развития туристских информационных центров. Обобщен зарубежный и отечественный опыт в данной предметной области. Выявлены различные подходы к организации и оценке эффективности формируемой системы туристских информационных центров.

Выводы и значимость. Сделан выводы о необходимости совершенствования действующей системы туристских информационных центров и оценки перспектив его использования в российской практике в современных условиях.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Туристский информационный центр, по сложившимся представлениям, является специализированной организацией, которая осуществляет информационное обслуживание посетителей путем предоставления сведений о местных достопримечательностях, культурно-исторических ценностях региона, мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспортных услугах, шопинге, развлекательных программах и прочих туристских продуктах и ресурсах1. ТИЦ могут также осуществлять продажу

1 Никулина Ю. Officies de Tourisme en France. Информационно-туристские центры Франции: Роль в региональной туристической

билетов на местный общественный транспорт, распространять бесплатно или на возмездной основе туристские информационные материалы — картографическую продукцию, рекламные проспекты, литературу по краеведению и культурно-историческим ценностям. Туристские информационные центры могут заниматься сувенирной торговлей, реализацией продукции народных промыслов и предметов культуры и искусства [1, 2, 3]. Основным результатом

привлекательности и построении успешных брендов. URL:

http://russiaturforum.com/upload/presentation/010_plenarn_

nikulina_vologda.pdf.

Рисунок 1

Динамика создания туристских информационных центров на территории российских регионов

2013

2003

2012

2011

2004

2005

2010

2006

2008

Источник: данные Реестра туристских информационных центров Национальной ассоциации информационно-туристских организаций (НАИТО).

деятельности таких центров на территории Российской Федерации является создание условий для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в информации о туристских услугах, а также в активизации внутреннего и въездного туризма [4, 5, 6]2.

Создание и функционирование основной массы информационных туристских центров в Российской Федерации происходило главным образом в течение последних пяти лет. Однако построение теоретических обоснований и разработка методических подходов к формированию системы таких центров на территории российских регионов началось еще в середине 1990-х гг. [7-9].

Наибольшее количество туристских информационных центров на территории Российской Федерации было открыто в 2011-2014 гг. (рис. 1.).

В настоящее время наибольшее количество центров3 действует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (20 центров), значительно

2 Реестр экскурсионных возможностей регионов РФ. URL: http://www.nbcrs.org/excursions.html.

3 Реестр туристских информационных центров Российской

Федерации. URL: http://www.nbcrs.org/tic/list.cshtml.

меньше их в Москве и Московской области (10 центров). Мурманская ассоциация туристских информационных центров насчитывает девять центров. В Ярославской области расположены семь центров. Недавно вошедшая в состав Российской Федерации Республика Крым располагает 14 центрами (рис. 2).

В остальных регионах страны размещено до 120 туристских информационных центров (такое же количество центров насчитывается в небольшой Латвии). При этом основная масса действующих центров сосредоточена в европейской части регионов Российской Федерации (рис. 3).

В части оценки наличия туристских информационных центров в Российской Федерации по сравнению с ведущими зарубежными странами также наблюдается значительное отставание. По данным исследователей, в развитых с точки зрения туризма странах Запада (Германия, Испания, Италия, США и др.) насчитывается от нескольких сот до 1,5 тыс. туристских информационных центров4 [10, 11].

В заявлении председателя правления Видземской

4 Зарубежные партнеры. URL: http://www.ispb.info/partners/ partners_foreign/.

Рисунок 2

Распределение туристских информационных центров по регионам Российской Федерации

Источник: данные Реестра туристских информационных центров Национальной ассоциации информационно-туристских организаций (НАИТО).

Рисунок 3

Общая схема размещения туристских информационных центров на территории Российской Федерации

Источник: данные геоинформационной системы НАИТО.

туристской организации отмечено, что развитие включая соседние страны. Например, Латвия

туристских информационных центров является активно сотрудничает с коллегами из Эстонии, что

первоочередной задачей. К участию в ее решении помогает взаимно информировать потенциальных

привлекаются все заинтересованные стороны, туристов о возможностях обеих сторон.

Таблица 1

Сравнительный анализ организационно-правовых форм туристских информационных центров и пунктов, действующих в Российской Федерации

Организационно-правовая форма Источник финансирования Функциональные ограничения

Государственное учреждение Бюджет субъекта -

Государственное бюджетное учреждение Бюджет субъекта -

Государственное казенное учреждение Смета расходов Запрет на осуществление коммерческой деятельности

Муниципальный фонд Бюджет муниципального образования -

Центр поддержки предпринимательства Смешанное финансирование -

Некоммерческое партнерство Взносы учредителей -

Общество с ограниченной ответственностью Коммерческая деятельность -

Муниципальное учреждение культуры Бюджет муниципального образования -

Бюджетное учреждение Бюджет субъекта -

Отдел администрации муниципального образования Бюджет администрации -

Государственное автономное учреждение Смешанное финансирование -

Областное бюджетное учреждение То же -

Структурное подразделение городского музея - « - -

Агентство Коммерческая деятельность -

Источник: авторская разработка.

По причине недостатка в Российской Федерации туристских информационных центров у иностранцев в подавляющем большинстве случаев нет достоверной и актуальной информации, предоставление которой потенциальному потребителю является основной задачей центров5 [12, 13].

Множество организационно-правовых форм туристских информационных центров достаточно представительно и включает свыше десятка разновидностей: от государственных и сходных с ними структур, представленных бюджетными и автономными учреждениями, до открытых и закрытых акционерных обществ (табл. 1).

Многообразие организационных форм действующих туристских информационных центров, по мнению экспертного сообщества, обусловлено не столько различием задач и функций, которые возложены на предприятия туристской отрасли и достаточно традиционны, сколько бизнес-моделью туристских центров6. Это разнообразие определено различием понимания целей и задач туристских

5 Логистический менеджмент в деятельности туристского информационного центра. URL: http://www.bygeo.ru/novosti/ vse-ob-otdyhe-i-tyrizme/2908-logisticheskiy-menedzhment-v-deyatelnosti-turistskogo-informacionnogo-centra-chast-1.html.

6 Савранская О.Л. Некоторые вопросы создания информационных центров на базе муниципальных библиотек. URL: http://www.

library.ru/1/local_uprav/consultations/savranskaya/.

информационных центров в каждом регионе [14].

На первой Всероссийской межрегиональной научно-практической конференции, посвященной созданию единой системы туристских информационных центров, было отмечено, что необходимость в создании единой российской системы туристско-информационных центров вызвана самой жизнью. По мнению представителей Ростуризма, создание единой системы таких центров, во-первых, предусмотрено федеральной целевой программой по развитию внутреннего и въездного туризма, а, во-вторых, такая система является эффективным инструментом для продвижения страны и ее отдельных территорий на внешних рынках. Поэтому в настоящее время крайне важно выработать единую стратегию создания и развития туристских информационных центров, которые со временем и могли бы образовать стройную систему7. В какой-то мере эта проблема была решена путем создания в 2013 г. национальной ассоциации информационных туристских организаций (НАИТО) [15].

Помимо отсутствия системности типичными проблемами современных туристских информационных центров являются:

7 Туристско-информационные центры России. Ростуризм. Интернет-ресурс http://www.russiatourism.rU/content/5/section/65/ detail/3656/.

- нечеткость целей и постановки задач;

- кадровый дефицит;

отсутствие единой методологической базы изучения туристских ресурсов;

- узкая информационная база;

недостаточное использование возможностей представления объектов туристского показа и туристских маршрутов в формате геоинформационной системы;

недостаточность изучения современной туристской мотивации;

- отсутствие системного анализа и конструктивного подхода к проблеме исследования структуры и особенностей современного информационного туристского пространства;

- недостаточное представление о когнитивной карте Российской Федерации и ее регионах;

- трудности в формировании привлекательного имиджа региона.

В процессе проведения исследований в области определения основных направлений формирования системы туристских информационных центров для оптимизации организационно-правовых форм и структуры учреждений в масштабах Российской Федерации была реализована типологизация существующих институциональных форм организации таких центров.

Для анализа системы действующих форм организации центров были использованы данные Реестра туристских информационных центров, сформированного на основе информационной совокупности подобных центров, представленной в проекте «Туризм-2» Национальной ассоциации информационно-туристских организаций (рис. 4).

Анализ данных, представленных на рис. 4, показывает, что в общей системе туристских информационных центров Российской Федерации наибольшим весом обладают государственные бюджетные учреждения, на долю которых приходится 35% от общего числа информационных центров.

Второе место занимают государственные автономные учреждения и некоммерческие партнерства, на долю которых приходится 14% от общего объема учреждений. Существенную долю составляют муниципальные бюджетные учреждения (6%) и общества с ограниченной ответственностью (7%).

Особое место в системе занимают крымские организации (9%), правовой статус которых уточняется в связи с переходом Крыма под юрисдикцию Российской Федерации.

Таким образом, структурный анализ организационно-правовых моделей системы российских туристских информационных центров позволяет утверждать, что их основной институциональной формой организации являются государственные учреждения, составляющие в совокупности свыше 50% от

Рисунок 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение организационно-правовых форм туристских информационных центров, %

Крымские организации

(13)

Некоммерческое партнерство

„Муниципальное бюджетное учреждение

Общество с ограниченной ответственностью (10)

Структурное подразделение

(4)

Государственное автономное учреждение (10)

Туристский информационный центр (3)

Прочие (1)

Государственное бюджетное учреждение (34)

Открытое акционерное, общество (2)

Закрытое акционерное общество (2)

Источник: данные Реестра туристских информационных центров Ростуризма.

общего количества туристских информационных центров (см. рис. 3). Это можно объяснить некоммерческим характером деятельности туристских информационных структур и связанной с этим системой финансирования данных организаций [16,17].

Цели и задачи создания туристских информационных центров на территории Российской Федерации. Развитие внутреннего туризма в российских регионах, располагающих туристско-рекреационными ресурсами, которые представляют наибольший интерес для посетителей, является ключевой тенденций современного функционирования отечественной региональной экономики. В соответствии с этим направлением в регионах страны разрабатываются долгосрочные целевые программы развития туристской отрасли, а в отдельных субъектах Федерации создаются туристские информационные центры. Их создание направлено на информационное обслуживание туристов и субъектов туриндустрии, повышение качества обслуживания, рационализацию использования туристско-рекреационных ресурсов, структуризацию и контроль за миграционными процессами в туристском отраслевом сегменте [18-20].

Наиболее характерные цели и задачи создания туристских информационных центров для отечественной туристской отрасли представлены в табл. 2.

Конкретизация и обобщение целевых установок формирования системы региональных туристских информационных центров показывают, что основными целями их создания являются:

содействие региональным администрациям в

разработке и реализации стратегии продвижения

Таблица 2

Цели и задачи создания туристских информационных центров

Цели Задачи

Увеличение туристического потока в регионах туристского обслуживания Информационное обеспечение туристов и субъектов туристского бизнеса

Развитие внутреннего и выездного туризма Повышение уровня туристского обслуживания в регионе

Рост бюджетной эффективности за счет пополнения доходной части бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями от деятельности субъектов туристского бизнеса Управление туристскими, информационными и финансовыми потоками (анализ, планирование, контроль, регулирование). Оптимизация использования туристско-рекреационных ресурсов области. Повышение инвестиционной привлекательности и привлечение инвестиций в туристский бизнес

Источник: данные Реестра туристских информационных центров Ростуризма.

регионов на международный и внутренний рынки туристских услуг;

повышение информационной доступности регионов;

создание инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы;

привлечение внебюджетных средств в развитие туристской сферы региона;

формирование современной системы информационных технологий, обеспечивающей эффективное взаимодействие различных субъектов туристской деятельности.

В результате реализации перечисленных целей на основе разработки и внедрения соответствующих стратегий и программ предполагается решение следующих социально-экономических задач:

обеспечение высокого уровня доступности к информации о туристско-рекреационных возможностях региона;

активизация инвестиционно-предпринимательской деятельности в сфере туризма и рекреации и значительное увеличение показателей социально-экономического развития региона;

привлечение дополнительных финансовых источников и создание многоканальной системы финансирования;

увеличение рабочих мест за счет вовлечения в туристскую деятельность значительной части населения;

упорядочение рынка туризма на региональном и федеральном уровнях;

- развитие материальной базы и инфраструктуры туризма;

- укрепление позиций регионов в сфере туризма на российском и международном рынках;

- содействие устойчивому развитию отдельных населенных пунктов и регионов в целом;

- повышение занятости населения в туристской сфере региональной экономики;

повышение инвестиционной привлекательности регионов;

содействие сохранению природного, культурного и исторического наследия, народных художественных промыслов и культурно-музыкального творчества, а также развитию музейно-выставочного дела.

Правовая база туристских информационных центров. Правовая база центров состоит главным образом из ссылок на предмет в тексте различного рода программных документов и норм общегражданского законодательства. Наиболее характерные нормативные акты различного уровня представлены в табл. 3.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 был принят 24 ноября 1996 г., в котором было указано,

что «продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое)». Однако понятие «туристский информационный центр» в Законе представлено не было, что вызвало определенные трудности в процессе дальнейшего нормотворчества, связанного с созданием и функционированием туристских информационных центров.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 1.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» о туристских информационных центрах упоминается лишь в том аспекте, что серьезного внимания требуют вопросы формирования комфортной информационной туристской среды, для решения которых необходимо:

- разработать единый подход к информационной работе с туристами;

- разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации;

Таблица 3

Правовая база туристских информационных центров федерального и регионального уровней

Нормативный правовой акт Отношение к туристским информационным центрам

Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы» Мероприятия по планированию зон развития туризма, пешеходных и автобусных туристских маршрутов: - новое строительство объектов инфраструктуры обслуживания туристов: туристско-информационных центров - по одному в каждом административном округе, туристско-информационных киосков - в крупных туристских комплексах, транспортно-пересадочных узлах, у станций метро; объектов - в соответствии с расчетным туристским потоком; - приспособление определенных концепцией памятников архитектуры под объекты обслуживания туристов: организация туристско-информационных центров, туристских историко-художественных программ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» В 10 регионах Республики Крым функционирует 21 туристско-информационный центр (Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, Судакский, Евпаторийский и Феодосийский регионы, а также Бахчисарайский, Черноморский и Ленинский районы), из которых 11 являются круглогодичными

Модельный закон «О туристской деятельности» (принят постановлением на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 16.11.2006 № 27-15) Статья 26. Информационное обеспечение туризма и центры туристской информации 1. В туристском пространстве государств - участников СНГ создается и функционирует Единая информационная система, предназначенная: - для формирования и развития информационного туристского пространства и сотрудничества в этой сфере государств - участников СНГ; - для формирования и развития национальных туристских информационных систем и туристско-информационных центров

Продолжение таблицы 3

Нормативный правовой акт Отношение к туристским информационным центрам

Проект федерального закона № 3772603 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» Статья 20. Информационное обеспечение туризма 2. Туристско-информационные центры - некоммерческие организации, целью деятельности которых является содействие органам государственной власти в формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления на безвозмездной основе потребителям документированной туристской информации. Туристические информационные центры обозначаются знаком, на котором на зеленом фоне расположена буква «Ь> белого цвета. Туристские информационные центры могут оказывать за плату только следующие услуги: - бронирование мест для временного проживания туристов на текущие или следующие сутки; - бронирование экскурсионных услуг; - сдачу в прокат средств (туристского инвентаря), необходимого для экскурсионных услуг; - бронирование билетов на все виды транспорта для перевозки в пределах Российской Федерации; - продажу сувениров и фотопринадлежностей; - продажу печатных изданий, знакомящих с услугами субъектов туристской индустрии и туристскими ресурсами. 3. Порядок формирования и функционирования туристской информационной системы, а также осуществления деятельности туристских информационных центров определяется Правительством Российской Федерации

Закон Московской области от 12.12.2013 № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Создание сети туристско-информационных центров - 8 500 тыс. руб.

Распоряжение Министерства культуры Московской области от 10.07.2014 № 14РВ-2 «О ведении Туристских паспортов муниципальных образований Московской области» Информация о наличии туристско-информационного центра или планах по созданию туристско-информационного центра

Закон Московской области от 10.07.2014 № 79/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"» Создание сети туристско-информационных центров - 8 500 тыс. руб.

Постановление правительства Московской области от 23.08.2013 № 654/33 «Об утверждении государственной программы Московской области "Культура Подмосковья"» Развитие туристской инфраструктуры включает: - создание сети туристско-информационных центров в Подмосковье в целях формирования единого информационного пространства и продвижения туристского продукта на международном и российском рынках; - разработку концепции создания и функционирования туристско-информационных центров Московской области; - создание сети туристско-информационных центров на базе бюджетных и автономных учреждений

Постановление правительства Московской области от 25.06.2014 № 505/24 «О внесении изменений в государственную программу Московской области "Культура Подмосковья"» Создание сети туристско-информационных центров в Подмосковье в целях формирования единого информационного пространства и продвижения туристского продукта на международном и российском рынках. Приобретение в городском поселении Зарайск здания, стоящего рядом с Кремлем, для создания многофункционального туристского центра с информационным блоком, кафе, магазином народных художественных промыслов и сувениров, прилегающей инфраструктурой парковок и туалетов

Окончание таблицы 3

Нормативный правовой акт Отношение к туристским информационным центрам

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"» Для продвижения туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках необходимо обеспечить работу туристских информационных центров и пунктов

Постановление Московской областной Думы от 19.12.2013 № 20/72-П «О проекте закона Московской области "О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области"» Статья 7. Полномочия Правительства Московской области в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области К полномочиям правительства Московской области в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области относятся: - участие в информационном обеспечении туризма, в том числе посредством размещения информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; - создание в Московской области туристских информационных центров и обеспечении их функционирования

Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.)

Источник: авторская разработка.

создать в каждом регионе туристские информационные центры в необходимом количестве и развивать их деятельность путем разработки стандартов и повышения качества обслуживания, межрегиональной кооперации работы таких центров.

Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется за счет привлечения информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации в сфере туризма с использованием системы информационных туристских центров, органов государственной власти в смежных отраслях и сферах деятельности, Росстата и научных учреждений.

В законе г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы» указано, что в перспективе предусматривается новое строительство:

- объектов инфраструктуры обслуживания туристов: туристско-информационных центров - по одному в каждом административном округе, туристско-информационных киосков - в крупных туристских комплексах, транспортно-пересадочных узлах, у станций метро;

- объектов питания, лодочных станций и яхт-клубов, пунктов проката туристского снаряжения

и автомобилей, пунктов охраны порядка, в том числе помещений для содержания лошадей конной полиции, общественных туалетов - в соответствии с расчетным туристским потоком.

В постановлении правительства Москвы от 17.11.2009 № 1278-ПП «О проектах законов города Москвы "О Генеральном плане города Москвы" и "О Правилах землепользования и застройки города Москвы"» в разд. 3.5 «Мероприятия по планированию зон развития туризма, пешеходных и автобусных туристских маршрутов» устанавливается необходимость приспособления определенных концепцией памятников архитектуры под объекты обслуживания туристов: организации туристско-информационных центров, туристских историко-художественных программ.

В Модельном законе «О туристской деятельности», принятом постановлением на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств

- участников СНГ от 16.11.2006 № 27-15, туристские информационные центры упоминаются, в частности, в ст. 26 «Информационное обеспечение туризма и центры туристской информации», содержащей пп. с 4 по 12, регламентирующие деятельность туристских информационных центров, в частности:

«4. Туристско-информационные и гостевые центры

- некоммерческие и частно-государственные организации, целями деятельности которых являются:

содействие органам государственной власти, в том числе уполномоченному государственному органу по туризму, в формировании и использовании информационных ресурсов о туризме, туристской индустрии, туристских ресурсах и доступных достопримечательностях, национальном и региональном туристском продукте, отдельных туристских услугах, туристских маршрутах на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, анализа, маркетинга, целенаправленного распространения этой информации, способствующей потреблению туристского продукта;

предоставление на безвозмездной основе (гражданам и иным заинтересованным лицам) беспристрастной и компетентной документированной туристской информации, способствующей удовлетворению потребностей граждан при осуществлении туризма, экскурсий, ознакомлении с достопримечательностями и деятельности в других целях туризма.».

«11. Туристско-информационные центры могут оказывать гражданам следующие платные услуги:

оперативное бронирование мест для временного проживания туристов на текущие или следующие сутки;

бронирование туристско-экскурсионных услуг;

сдачу в прокат средств (туристского инвентаря), необходимого для туристско-экскурсионных услуг;

бронирование билетов на все виды транспорта для перевозки;

продажу сувениров и фото-принадлежностей, товаров туристского ассортимента;

продажу печатных и электронных изданий, знакомящих с услугами субъектов туристской индустрии и туристскими ресурсами;

бронирование конгрессных услуг».

В ст. 27 устанавливается порядок аттестации центров туристской информации:

1. Соответствие туристско-информационных центров обязательным требованиям подтверждается свидетельством туристско-информационных центров, которое выдает уполномоченный государственный орган по туризму сроком на пять лет по результатам аттестации и признает недействительным, если центр туристской

информации перестает соответствовать обязательным требованиям.

2. В свидетельство туристско-информационных центров единой установленной формы включаются следующие реквизиты:

наименование и адрес места нахождения центра;

ведомственная принадлежность;

имя, должность и подпись лица, выдавшего свидетельство, а также оттиск печати уполномоченного государственного органа по туризму;

дата выдачи и срок действия свидетельства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- номер свидетельства.

3. Свидетельства туристско-информационных центров выдаются без взимания пошлины.

Проект федерального закона № 377260-3 «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» содержит ст. 20 «Информационное обеспечение туризма», в которой содержится следующее упоминание о туристских информационных центрах:

«Туристско-информационные центры

- некоммерческие организации, целью деятельности которых является содействие органам государственной власти в формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления на безвозмездной основе потребителям документированной туристской информации. Туристические информационные центры обозначаются знаком, на котором на зеленом фоне расположена буква «i» белого цвета.

Туристские информационные центры могут оказывать за плату только следующие услуги:

1) бронирование мест для временного проживания туристов на текущие или следующие сутки;

2) бронирование экскурсионных услуг;

3) сдачу в прокат средств (туристского инвентаря), необходимого для экскурсионных услуг;

4) бронирование билетов на все виды транспорта для перевозки в пределах Российской Федерации;

5) продажу сувениров и фото-принадлежностей;

6) продажу печатных изданий, знакомящих с услугами субъектов туристской индустрии и туристскими ресурсами.

3. Порядок формирования и функционирования туристской информационной системы, а также осуществления деятельности туристских информационных центров определяется Правительством Российской Федерации.».

Закон Московской области от 12.12.2013 № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и Закон Московской области от 10.07.2014 № 79/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"» устанавливают параметры финансирования создания сети туристских информационных центров в объеме 8 500 тыс. руб.

Распоряжение Министерства культуры Московской области от 10.07.2014 № 14РВ-2 «О ведении Туристских паспортов муниципальных образований Московской области» содержит следующие требования к содержанию туристского паспорта:

«8. Наличие информации о туризме (сайт, ссылка на страницу). Информация о наличии туристско-информационного центра или планах по созданию туристско-информационного центра.».

Наконец, постановление правительства Московской области от 25.06.2014 № 505/24 «О внесении изменений в государственную программу Московской области "Культура Подмосковья"» устанавливает следующие мероприятия по формированию и развитию сети туристских информационных центров в Московской области:

создание сети туристско-информационных центров в Подмосковье в целях формирования единого информационного пространства и продвижения туристского продукта на международном и российском рынках;

- приобретение в городском поселении Зарайск здания, стоящего рядом с Кремлем, для создания многофункционального туристского центра с информационным блоком, кафе, магазином народных художественных промыслов и сувениров, прилегающей инфраструктурой парковок и туалетов.

В завершение рассмотрения правовой базы туристских информационных центров следует отметить существенные изменения в Гражданском

кодексе Российской Федерации, связанные с изменением правил деятельности юридических

лиц и введением новаций «публичные и непубличные общества».

Выводы

1. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается 120 туристских информационных центров, что намного меньше, чем в развитых странах мира.

2. Главным недостатком создания и деятельности туристских информационных центров является отсутствие системности и конструктивного подхода к проблеме исследования структуры и особенностей современного информационного туристского пространства.

3. В нормативной законодательной базе Российской Федерации отсутствует определение туристского информационного центра, что негативно сказывается на региональном нормотворчестве в сфере развития туризма.

4. Основными целями создания туристских информационных центров являются:

- содействие региональным администрациям в разработке и реализации стратегии продвижения регионов на международный и внутренний рынки туристских услуг;

- повышение информационной доступности регионов;

- создание инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы;

- привлечение внебюджетных средств в развитие туристской сферы региона;

формирование современной системы информационных технологий, обеспечивающей эффективное взаимодействие различных субъектов туристской деятельности.

5. Основным ожидаемым результатом реализации стратегии развития системы туристских информационных центров на территории Российской Федерации является создание условий для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в информации о туристских услугах, а также в активизации внутреннего и въездного туризма.

Список литературы

1. ФилипповаИ.Г., АбабковЮ.Н., АбабковаМ.Ю. Реклама в туризме. М.: ИНФРА-М, 2015. 170 с.

2. Родигин Л.А. Экономическая эффективность интернет-проектов в туризме. М.: Советский спорт, 2011. 406 с.

3. Туристско-информационный центр (ТИЦ): законодательство и организационно-правовые формы. Симферополь: 2012. 53 с. URL: http://zakon.znate.ru/docs/index-14517.html.

4. Флоринская Ю. Ф., Ястребова А.Ю. Пособие по организации деятельности информационно-консультационных центров (российский и международный опыт). М.: Бюро Международной организации по миграции в Москве, 2009. 111 с.

5. Сафонова Л.В. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма. М.: Академия, 2009. 128 с.

6. Еланцева О.П. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Флинта, МПСУ, 2014. 310 с.

7. Кузнецов С.А. Развитие туризма на региональном и местном уровнях // Регионология. 2007. № 1. С. 73-83.

8. Сергеева Т.К. Экологический туризм. М.: Финансы и статистика, 2004. 360 с.

9. Христов Т.Т. Религиозный туризм. М.: Академия, 2005. 288 с.

10. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

11. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации. М.: Советский спорт, 2010. 219 с.

12. Гельман В.Я. Статистика туризма. М.: Академия, 2010. 329 с.

13. Гордин В. Э., Матецкая М. В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства. СПб.: Левша, 2009. С. 109-119.

14. Истомина Э.Г., Гришунькина М.Г. Внутренний туризм и туристические ресурсы России. М.: РГГУ, 2012. 288 с.

15. Губа В.П., Воронов Ю.С. Методы научного исследования туризма. М.: Физическая культура, 2010. 176 с.

16. Прокофьев Д.Ю., Прокофьева Т. А., Сергеев В. И. Принципы и методология построения интегрированной информационной системы управления функционированием логистических центров //Логистика и управление цепями поставок. 2010. № 6. С. 52-71.

17. МарининМ.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2012. 174 с.

18. Квартальнов В.А. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2003. 280 с.

19. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Академия, 2006. 256 с.

20. Формирование научно обоснованной системы статистического учета и отчетности в сфере туризма. М.: Индрик, 2014. 304 с.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Recreation and Tourism

THE DEVELOPMENT OF TOURIST INFORMATION CENTERS IN RUSSIAN REGIONS

Petr A. ZHDANCHIKOV

HSE Institute of Social Policy and Socio-Economic Programs, Moscow, Russian Federation [email protected]

Abstract

Importance The article considers the development of a system of tourist information centers in the territory of the Russian Federation. This is a topical issue in terms of creating a positive image of Russian regions in the sphere of international and domestic tourism. A system approach to building a network of tourist information centers in Russian regions will help solve the main task of regional policy, i.e. to create conditions for a more effective and harmonious development of regions and growth of well-being of the population of the country.

Objectives The goal of the paper is to study the genesis of the existing system of tourist information centers in the Russian Federation, and identify opportunities for further improvement with both an institutional and legal point of view and from the perspective of improving the socio-economic impact of tourism.

Methods Using a comparative analysis and methods of organizational and legal modeling, I analyzed the various aspects of creation and development of tourist information centers in the tourist sphere of Russian regions, including through public-private partnership, and defined the most characteristic features of the tourism economy, where the use of tourist information centers is more effective.

Results In the paper, I describe the conceptual frameworks and economic and organizational principles for the creation and development of tourist information centers. I consolidate foreign and domestic experience in this subject area; identify different approaches to the organization and evaluation of the generated system of tourist information centers.

Conclusions I conclude about the need to improve the current system of tourist information centers and assess the potential for its use in Russian practice in modern conditions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Filippova I.G., Ababkov Yu.N., Ababkova M.Yu. Reklama v turizme [Advertising in tourism]. Moscow, INFRA-M Publ., 2015, 170 p.

2. Rodigin L.A. Ekonomicheskaya effektivnost' internet-proektov v turizme [Economic efficiency of Internet projects in tourism]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2011, 406 p.

3. Turistsko-informatsionnyi tsentr (TITs): zakonodatel 'stvo i organizatsionno-pravovye formy [Tourist Information Center (TIC): legislation and the organizational-legal forms. Simferopol, 2012]. Available at: http://zakon.znate.ru/docs/index-14517.html. (In Russ.)

4. Florinskaya Yu.F., Yastrebova A.Yu. Posobiepo organizatsii deyatel 'nosti informatsionno-konsul 'tatsionnykh tsentrov (rossiiskii i mezhdunarodnyi opyt) [Manual on organization of activities of information and counselling centers (Russian and international experience)]. Moscow, IOM Publ., 2009, 111 p.

5. Safonova L.V. Sotsial'nye tekhnologii v sfere servisa i turizma [Social technologies in the sphere of service and tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2009, 128 p.

6. Elantseva O.P. Dokumentatsionnoe obespechenie upravleniya v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Documentation support of management in socio-cultural service and tourism]. Moscow, Flinta, MPSU Publ., 2014, 310 p.

7. Kuznetsov S.A. Razvitie turizma na regional'nom i mestnom urovnyakh [Development of tourism at the regional and local levels]. Regionologiya = Regionology, 2007, no. 1, pp. 73-83.

8. Sergeeva T.K. Ekologicheskii turizm [Ecological tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 360 p.

Article history:

Received 4 December 2014 Accepted 13 January 2015

Keywords: tourist, information center, efficiency, model, partnership, establishment

9. Khristov T.T. Religioznyi turizm [Religious tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2005, 288 p.

10. Aleksandrova A.Yu. Mezhdunarodnyi turizm [International tourism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2002, 470 p.

11. Moshnyaga E.V. Kontseptual'noe prostranstvo mezhkul'turnoi kommunikatsii v turizme v usloviyakh globalizatsii [Conceptual space for intercultural communication in tourism in the context of globalization]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2010, 219 p.

12. Gel'man V.Ya. Statistika turizma [Tourism statistics]. Moscow, Akademiya Publ., 2010, 329 p.

13. Gordin V.E., Matetskaya M.V. Kul 'turnyi turizm kakstrategiya razvitiya goroda: poiskkompromissov mezhdu interesami mestnogo naseleniya i turistov. Vkn. Sankt-Peterburg: mnogomernost'kul'turnogo prostranstva [Cultural tourism as a city development strategy: search for a compromise between the interests of the local population and tourists. In: St. Petersburg: the multidimensionality of the cultural space]. St. Petersburg, Levsha Publ., 2009, pp. 109-119.

14. Istomina E.G., Grishun'kina M.G. Vnutrennii turizm i turisticheskie resursy Rossii [Domestic tourism and the tourist resources of Russia]. Moscow, RSUH Publ., 2012, 288 p.

15. Guba V.P., Voronov Yu.S. Metody nauchnogo issledovaniya turizma [Methods of scientific research of tourism]. Moscow, Fizicheskaya kul'tura Publ., 2010, 176 p.

16. Prokof'ev D.Yu., Prokof'eva T.A., Sergeev V.I. Printsipy i metodologiya postroeniya integrirovannoi informatsionnoi sistemy upravleniya funktsionirovaniem logisticheskikh tsentrov [Principles and methodology of building an integrated information management system of logistic centers]. Logistika i upravlenie tsepyami postavok = Logistics and Supply Chain Management, 2010, no. 6, pp. 52-71.

17. Marinin M.M. Turistskie formal'nosti i bezopasnost'v turizme [Travel formalities and security in tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2012, 174 p.

18. Kvartal'nov V.A. Turizm i otraslevye sistemy [Tourism and industry systems]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 280 p.

19. Kolbovskii E.Yu. Ekologicheskii turizm i ekologiya turizma [Ecological tourism and tourism ecology]. Moscow, Akademiya Publ., 2006, 256 p.

20. Formirovanie nauchno-obosnovannoi sistemy statisticheskogo ucheta i otchetnosti v sfere turizma [The formation of a science-based system of statistical accounting and reporting in the field of tourism]. Moscow, Indrik Publ., 2014, 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.