Научная статья на тему 'Развитие системы российских и евроазиатских транспортных коридоров'

Развитие системы российских и евроазиатских транспортных коридоров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5182
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЕВРОАЗИАТСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / RUSSIA / TRANSPORT SYSTEM / EURO-ASIAN TRANSPORT CORRIDORS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы российских и евроазиатских транспортных коридоров»

Т.А. Прокофьева

Развитие системы российских и евроазиатских транспортных коридоров

В условиях перехода экономики на инновационный путь развития транспорт рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста Российского государства, обеспечивающего: единство экономического пространства страны; совершенствование

межрегиональных и международных транспортно-экономических связей; повышение эффективности использования природных ресурсов; развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества; вхождение России в мировую экономику в качестве равноправного партнера.

В Российской Федерации создана и в целом устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах, территориальную целостность, экономическую и геополитическую безопасность страны.

Наша страна была и остается великой транспортной державой. Исторические перемены в ее развитии нередко были связаны с транспортом. В XVIII в. создание флота позволило России стать в ряд ведущих европейских стран как в военном, так и в экономическом отношении. Опережающее строительство железных дорог в XIX в. обеспечило развитие капитализма в России и включение в хозяйственный оборот потенциала огромных территорий. В двадцатом веке важнейшим фактором обеспечения целостности СССР и его социально-экономического роста явилось создание опорной сети автомобильных и электрифицированных железных дорог, развитие авиации, внутреннего водного, морского и трубопроводного транспорта. Конец XX и начало XXI в. ознаменовались информатизацией транспортного процесса, массовой автомобилизацией, развитием контейнерных и контрейлерных перевозок грузов, мульти- и интермодальных транспортно-технологических систем, организацией комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания, основанного на терминальных технологиях и логистических принципах организации и управления транспортными и товарными потоками. При этом главные функции транспортной системы на всех исторических этапах развития страны остаются неизменными. Транспорт обеспечивает единство национальных и региональных товарных рынков, взаимосвязь регионов и подвижность граждан. Без транспорта невозможно экономическое освоение новых территорий и месторождений полезных ископаемых, которые являются жизненно необходимыми в условиях роста и структурной перестройки экономики.

Разработанная Министерством транспорта РФ Транспортная стратегия России на период до 2030 г. предусматривает:

• формирование опорной транспортной сети без разрывов и узких мест;

• ликвидацию диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны;

• реализацию приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы;

• развитие опорной транспортной сети на принципах национальных транспортных коридоров;

• стыковку национальных транспортных коридоров с МТК европейской и азиатской транспортных систем.

Решение проблемы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), обеспечения реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК требует применения принципиально новых подходов, в основе которых заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической

инфраструктуры и формирования интегрированных транспортно-логистических систем на региональном, межрегиональном и международном уровнях.

Внедрение логистического подхода к реализации Транспортной стратегии России обеспечит:

• ускорение и непрерывность продвижения сквозных товароматериальных потоков;

• снижение на 30-40% затрат в дистрибьюции, связанных с продвижением товароматериальных потоков от мест производства до потребления;

• развитие контейнерных перевозок грузов в интер- и мультимодальном сообщении;

• внедрение логистического сервиса на уровне международных стандартов;

• развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России.

В условиях глобализации экономики, создания крупных транснациональных корпораций и интеграции транспорта ряда государств в мировую транспортную систему идет интенсивный процесс формирования международных транспортных коридоров, обеспечивающих ускоренное продвижение крупных товароматериальных потоков между различными странами и континентами на основе внедрения современных логистических технологий доставки грузов.

В соответствии с определением группы экспертов комитета по транспорту ЕЭК ООН под международным транспортным коридором понимается часть национальной или международной транспортной системы, обеспечивающая значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными странами и континентами, включающая в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Целью формирования иразвития МТК на территории Россииявляется:

- обеспечение условий для повышения надежности и эффективности российских внешнеторговых перевозок;

- вовлечение дополнительных транзитных грузопотоков на транспортные коммуникации страны;

- привлечение отечественных и иностранных инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры;

- создание условий для ускорения развития регионов страны, расположенных в зоне тяготения к трассам МТК;

- обеспечение интеграции российского транспорта в евроазиатскую и мировую транспортные системы в качестве равноправного партнера.

Располагая системой морских портов на Балтийском, Северном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и меридиональном направлениях, Россия обладает огромным транспортным потенциалом, который способен реализовать национальный транзитный ресурс для обеспечения евроазиатских связей в глобальной системе МТК.

Факторы, обеспечивающие России конкурентные преимущества в глобальной системе МТК:

- наличие развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей кратчайшее наземное сообщение на направлении Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион;

- позиционирование на рынке транзитных перевозок в качестве равноправного партнера, предлагающего транспортному сообществу транзитные ресурсы, отвечающие требованиям нового века;

- исключительно благоприятное географическое положение в центре геостратегического треугольника: страны ЕС - страны Восточной Азии - страны НАФТА (см. рис. 1).

Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям «Запад - Восток» и «Север - Юг» и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала Российской Федерации. Из этого следует, что развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации.

Одной из приоритетных подпрограмма ФЦП «Развитие транспортной системы России на период до 2015 года» является подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг». В подпрограмме

подчеркивается, что важным элементом транспортной стратегии является формирование международных транспортных коридоров, проходящих по территории России. Оно открывает новые

Рис. 1. Геостратегический треугольник XXI века

экономические возможности в связи с глобализацией экономики и кардинальным увеличением объемов товарообмена между государствами и континентами.

На рис. 2 представлены объемы внешнеторгового оборота между основными регионами мира.

Рис. 2. Объемы внешнеторгового оборота между основными регионами мира (млрд. долл.).

Общий объем перевозок грузов в контейнерах между Западной Европой и Восточной Азией составляет более 6 млн. ТЕИ при суммарной стоимости товарной массы 250 млрд. долл. Эти перевозки осуществляются в основном традиционным южным морским путем, срок доставки грузов по которому достигает 35 суток. В перспективе Россия в состоянии переключить значительную часть транзита между Восточной Азией и Европой (до 10-15 %) на свои транспортные коммуникации и сократить общее время транспортировки грузов в 2-3 раза.

На рис. 3 показаны основные направления евроазиатских транспортных связей и МТК «Север

- Юг» и «Запад - Восток», проходящие по территории России.

По сути, транзит является экспортом транспортных услуг при следовании груза и транспортного средства по территории России и позволяет эффективно использовать отечественные транспортные системы, стимулируя их совершенствование. В ряде европейских стран — Польше, Германии, Венгрии, Австрии, Нидерландах и др. транзит превращен в доходные статьи бюджетов. Так, в Нидерландах доля доходов от транзита составляет более 40% от общего объема доходов от экспорта услуг.

Наша страна, занимающая более 30 % территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Однако мощный транзитный потенциал России пока используется слабо - транзитные перевозки контейнеров составляют в настоящее время

Рис. 3. Основные направления евроазиатских транспортных коридоров

У России имеются значительные возможности кардинально изменить расстановку сил. Для этого необходимо обеспечить, прежде всего, ускоренную модернизацию транспортных коридоров, в том числе МТК на Японию, Корею и Китай, с целью привлечения международных транзитных грузопотоков.

Международный транзит в широтном направлении по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию богатейших территорий Сибири и Дальнего Востока в зоне перспективных месторождений топливно-сырьевых ресурсов и станет условием обеспечения экономической безопасности страны. Кроме того, с развитием транспортных путей повысится промышленное производство на обширных слабоосвоенных территориях, на которых будут созданы условия для демографического оздоровления региона. Рост населения и укрепление экономического потенциала малозаселенных приграничных областей снизит угрозу территориальной целостности государства на его восточных рубежах.

Второй глобальный международный евроазиатский транспортный коридор меридионального направления «Север - Юг» обеспечит транзитную связь через Россию Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией.

На усиление транзитной независимости России в зоне Балтики было направлено создание паромной переправы Санкт-Петербург - Калининград - порты Германии (Мукран и Киль), которая позволяет также разрешить проблему транспортно-экономических связей с обособленной российской территорией - Калининградской областью.

Международные транспортные коридоры сыграют значительную роль и в повышении эффективности внешней торговли России. В настоящее время перевозки экспортно-импортных российских грузов, тяготеющие к МТК, составляют порядка 400 млн. т в год.

Привлечение на транспортные коммуникации России порядка 5-7 % от общего объема транзитных перевозок в евроазиатском сообщении обеспечит, по оценке Минтранса России, рост ежегодных доходов отечественных транспортных и операторских компаний на 2-3 млрд. дол.

В мировой практике прослеживается неуклонная тенденция совершенствования технологии грузовых перевозок, связанная с концентрацией транспортных потоков и ростом контейнерных перевозок по интермодальным транспортным коридорам, которые должны стать основой единой глобальной транспортной сети XXI в., создание и функционирование которой является одной из главных задач евроазиатской транспортной политики. В Западной и Центральной Европе, где

коммуникации более развиты по сравнению со странами Восточной Азии, формирование базовой системы транспортных коридоров уже в основном завершилось.

Для принятия и переработки грузов, следующих в интермодальном сообщении по российской части международных транспортных коридоров, и обеспечения соответствующего уровня сервисного обслуживания первостепенное значение, наряду с развитием транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством, имеет создание в крупных транспортных узлах вдоль трассы МТК мультимодальных терминальных комплексов и транспортно-логистических центров, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков.

Основополагающими элементами логистической инфраструктуры МТК являются мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ), функционирующие на коммерческой корпоративной основе, обеспечивающие скоординированное взаимодействие всех видов транспорта и других участников транспортно-логистического процесса, рассматриваемые как стратегические точкироста экономики России.

По оценке западных экспертов, к 2010 г. в крупнейших транспортных узлах мира будет создано порядка 60-70 МТЛЦ международного уровня, которые будут связаны между собой интермодальными транспортными коридорами с подключением к ним региональных логистических систем, обеспечивающих через экспедиторов и перевозчиков выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю. Такая схема организации доставки грузов обеспечит повышение эффективности транспортно-распределительного процесса более чем на 30-40 %.

Учитывая огромную протяженность Российской Федерации, ее административнотерриториальное устройство, наличие разветвленной сети транспортных коммуникаций, необходимость обеспечения крупных объемов перевозок грузов и грузопереработки, а также транспортно-логистического сервиса, соответствующего международным стандартам, в первой четверти XXI века на территории России потребуется сформировать, по предварительной оценке, 10 МТЛЦ федерального уровня, порядка 20 МТЛЦ- регионального уровня и свыше 50 МТЛЦ -территориального ранга (см. рис. 4).

Рис. 4. Принципиальная схема развития и размещения МТЛЦ в транспортных узлах, расположенных в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам

В крупных мультимодальных узлах федерального уровня, таких как Московский, Ленинградский, Новосибирский, Горьковский, Калининградский, Краснодарский, Свердловский, Красноярский, Иркутский и Хабаровский транспортные узлы, целесообразно создание опорной сети региональных терминалов и логистических центров, объединенных в региональные транспортнологистические системы (РТЛС) на основе формирования единого организационно-экономического, информационного, научно-технического, кадрового и нормативно-правового обеспечения управления системой грузо- и товародвижения.

Практически все формирующиеся на территории России международные транспортные коридоры имеют начально-конечным или важным промежуточным пунктом Московский транспортный узел (МТУ), через который проходит свыше 60% внешнеторгового оборота России. В Московском транспортном узле, занимающем территорию свыше 47 тыс. кв. км, в рамках

Л

реализации программы формирования Московской транспортно-логистической системы (МТЛС) предусматривалось создание 8 крупных МТЛЦ (мощностью грузопереработки 2,0—2,5 млн. т в год) и 22 МТЛЦ со средней мощностью грузопереработки от 500 до 1500 тыс. т в год.

В настоящее время и в Европе и в Азии признается основополагающее значение интегрированной и четко функционирующей евроазиатской наземной транспортной системы, которая облегчила бы международную торговлю и туризм и способствовала бы экономическому развитию стран на всем евроазиатском континенте.

Наибольшая степень готовности для реализации евроазиатского наземного транспортного коридора имеется у транссибирского контейнерного моста, основой которого служит действующая Транссибирская железнодорожная магистраль, протянувшаяся на 10 тыс. километров. Она представляет собой как бы стержень коридора, использование которого позволяет на 8 тыс. км сократить путь между Европой и Северной Азией и экономить от 8-10 до 20-25 суток транзитного времени.

Железнодорожные перевозки между Европой и Азией на базе интеграции экономического и технологического потенциала железнодорожных систем Запада, РФ и Востока, оптимизация взаимодействия с железными дорогами Германии, Финляндии, КНР в части гармонизации правовой и технологической базы международных перевозок имеют стратегическое значение.

Огромную роль для дальнейшего развития Транссиба играет восстановление Транскорейской железной дороги и соединение ее с Транссибирской магистралью, создание сухопутного моста от Республики Корея в Западную Европу через РФ.

В настоящее время в мировой торговле интенсивно нарастают евразийские торгово -экономические связи. Транссиб может сыграть здесь важную роль как альтернатива кружным океаническим маршрутам между странами АТР и Европой. Для реализации транзитного потенциала Транссиба необходимо создание опорной сети логистических центров, обеспечивающих внедрение современных логистических сквозных технологий и транспортно-логистического сервиса, соответствующего международным стандартам.

Наряду со Свердловской областью и Екатеринбургом, Тюменская область обладает уникальным транзитным потенциалом: географически она выгодно расположена на пути следования больших потоков грузов по транспортному коридору «Запад - Восток». Через Тюменскую область проходит Свердловская железная дорога и Транссибирская магистраль направлением в западные и восточные регионы России, Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Важными стратегическими факторами, обеспечивающими конкурентные преимущества Тюменской области среди регионов Уральского федерального округа (УФО), являются: высокий промышленный, природно-ресурсный, социально-экономический и научно-технический потенциал, а также крайне выгодное географическое и геополитическое положение области, расположенной на Транссибе и имеющей выход через Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа к Северному морскому пути и богатейшим месторождениям шельфа Карского моря и полуострова Ямал.

На развитие Тюменского транспортного узла и его позиционирование в глобальной системе МТК большое влияние окажет реализация проектов по завершению строительства Севсиба с продлением западной части БАМ от Усть-Илимска через Лесосибирск - Нижневартовск - Сургут до Ханты-Мансийска и далее на Сыктывкар с последующим формированием Северо-Российской Евразийской магистрали, а также строительство новых транспортных коридоров: Баренцкомур (от Ханты-Мансийска до порта Индига на Баренцевом море) и Белкомур (от Сургута до Архангельска), а также сооружение Полярной магистрали от Якутска до Салехарда с выходом на Печорскую магистраль.

Учитывая огромную площадь территории, на которой простирается Тюменский мультимодальный транспортный узел, а также то, что в его состав входят и другие мультимодальные транспортные узлы, расположенные на территории области, наряду с Тюменским международным МТЛЦ, потребуется создание порядка 10 территориальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Крупные МТЛЦ предлагаются к формированию на юге области в крупных городах -Тюмени, Тобольске и Ишиме для обслуживания населения, местного промышленного и сельскохозяйственного производства, а также экспортно-импортных и транзитных грузопотоков. Всего на территории области предлагается к формированию 11 транспортно-логистических комплексов, из них 3 крупных мощностью грузопереработки от 750 до 1500 тыс. т в год и 8 средних по мощности 250-600 тыс. т переработки грузов в год.

Создание опорной сети МТЛЦ в зоне тяготения к национальным и международным

транспортным коридорам и формирование на их основе интегрированных транспортно-логистических систем (ТЛС) является фактором роста региональной экономики, обеспечения конкурентоспособности транспортного комплекса России в глобальной системе МТК и должно стать составной частью государственной (региональной) транспортной политики, играть ведущую роль в развитии транспортной инфраструктуры, рационализации транспортно-экономических связей и всей системы грузо- и товародвижения.

В условиях глобализации мировой экономики первостепенное геополитическое и социальноэкономическое значение приобретает развитие транспортно-логистической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока для обеспечения надежных связей со всеми регионами страны, вовлечения в эксплуатацию богатейших природных ресурсов и притока в эти районы трудоспособного населения, устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока в составе единого геополитического и социальноэкономического пространства Российской Федерации.

В Новосибирской области объективно сформировалась потребность в создании комплекса современных транспортно-логистических центров. Это связано, прежде всего, с исключительно благоприятным геостратегическим положением Новосибирского транспортного узла в системе МТК, с обслуживанием международных транзитных грузов в западном, восточном и южном направлениях, а также с развитием активности крупных оптовых и розничных торговых сетей на территории как Новосибирска, так и ближайших регионов. С участием инвесторов формируются три крупные транспортно-логистические инфраструктурные зоны: Западная, Восточная и Южная.

Разработан и реализуется проект создания Промышленно-логистического парка (ПЛП) на площади в 2000 га; площадь логистических комплексов, складов и терминалов класса «А» составит 1300 тыс. кв. м. Объем инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру Новосибирской области составит 35 млрд. руб.

Геополитические интересы России потребовали объявления Байкальского макрорегиона и Дальнего Востока стратегическими регионами России, для которых должны быть созданы центры притяжения товароматериальных, информационных, людских и финансовых потоков.

В Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае имеются объективные предпосылки для создания опорной сети МТЛЦ с терминальными комплексами, центрами оптовой торговли и дистрибьюции, инновационного, сервисного и коммерчески-делового обслуживания, рассматриваемых как стратегические точки роста экономики региона, и последующего формирования Байкальской РТЛС.

На рис. 5 представлена схема развития и размещения на территории Восточной Сибири и в Иркутской области опорной сети МТЛЦ.

Формирование на территории Иркутской области ИР ТЛС предусматривает создание 15 МТЛЦ и оценивается в 535 млн. долл. При этом за десятилетний период будет получен интегральный экономический эффект в размере 1340 млн. долл. при среднем сроке окупаемости инвестиций 7,5-8 лет. Дополнительно будет создано около 10 000 рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 900 млн. долл.

- речной порт

Рис. 5. Схема развития и размещения мультимодальных транспортно-логистических центров на территории Восточной Сибири и в Иркутской области

Стратегическая доктрина создания Логистического центра в Улан-Удэнском транспортном узле и формирования интегрированной транспортно-логистической системы в Республике Бурятия направлена на обеспечение реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия как инновационно-технологического, транспортно-коммуникационного и туристско-рекреационного комплекса мирового уровня».

Исключительно благоприятное геостратегическое положение Республики Бурятия и Улан-Удэнского транспортного узла на Транссибе с выходом на БАМ и МТК «Запад - Восток», а также имеющего выход через Монголию к транспортным коммуникациям Центрального Китая и далее к международным морским портам обеспечивает реализацию геоэкономических интересов России в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии и развитие евроазиатского экономического сотрудничества.

Создание в Улан-Удэнском транспортном узле крупного мультимодального транспортнологистического центра международного уровня будет способствовать реализации транзитного и экспортно-импортного потенциала Республики Бурятия, расширению устойчивых торговоэкономических связей с Монголией и Китаем, включая создание совместных предприятий и реализацию международных проектов, развитию и углублению процессов сотрудничества в рамках Сибирского федерального округа, Забайкальского макрорегиона и Дальнего Востока.

Обладая высоким природно-ресурсным потенциалом и выгодным геоэкономическим положением в системе национальных и международных транспортных коридоров, Республика Бурятия имеет широкие возможности для перехода в ближайшей перспективе от дотационного бюджета к эффективной конкурентоспособной экономике инновационного типа.

Создание мощного промышленного потенциала в районах Сибири и Дальнего Востока на базе реализации социально ориентированной стратегии развития транспорта и формирования интегрированных производственно-транспортных комплексов, обладающих развитой сетью путей сообщения и транспортно-логистической инфраструктурой, станет важным этапом в обеспечении подъема экономики и повышении уровня жизни населения в нашей стране, явится объективной предпосылкой возвращения России статуса мирового лидера и достойного партнера в международном сообществе государств с рыночной экономикой.

Важнейшей задачей, имеющей огромное стратегическое, социально-экономическое и геополитическое значение, является сооружение Северо-Сибирской магистрали (продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута) как составной части будущей Северо-Российской Евразийской магистрали - второго широтного транспортного коридора между европейской и азиатской частью России, а также между государствами Западной Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сооружение Севсиба повлечет за собой превращение промышленных и транспортных узлов, в частности Братска, Усть-Илимска, Богучан, Лесособирска, Усть-Кута, Белого Яра, Сергино, в мультимодальные транспортные узлы на пересечении Севсиба с крупнейшими водными путями -Леной, Енисеем, Ангарой и Обью, обеспечивающими прямой выход глубинных районов Сибири к Евроазиатскому МТК Северный морской путь и имеющими вследствие этого не только региональное и государственное, но и международное значение. Во вновь формируемых мультимодальных транспортных узлах потребуется создание транспортно-логистических центров, обеспечивающих грузопереработку и необходимый уровень транспортно-логистического сервиса.

Трасса будущей Евразийской Трансконтинентальной магистрали проходит через основные регионы России с высокой концентрацией топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов. В зоне ее тяготения расположены: Тимано-Печорский и Западно-Сибирский нефтегазовые комплексы; Нижнее и Среднее Приангарье с их богатейшими и разнообразными природными ресурсами; уникальное Удоканское месторождение медных и других минеральных ресурсов; находящиеся в стадии формирования Братско-Илимский, Верхне-Ленский и Южно-Якутский территориально-производственные комплексы; новые центры добычи нефти и газа Сахалина, включая его шельфовую часть.

Дальний Восток является стратегически важным регионом, обеспечивающим динамично развивающиеся экономические связи России не только со странами Северо-Восточной Азии, но и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.

Дальнейшая полноценная интеграция в мировую экономику на востоке России возможна только при реализации на Дальнем Востоке современных логистических подходов к организации товародвижения.

На территории Дальневосточного федерального округа в рамках концепции развития транспортной системы ДФО предлагаются к формированию и развитию: два крупных МТЛЦ международного ранга в Хабаровском и Владивостокском транспортных узлах, шесть МТЛЦ средней мощности регионального уровня и порядка 15 транспортно-логистических комплексов территориального ранга (см. рис. 6). Общая потребность в инвестициях на развитие транспортнологистической инфраструктуры на территории Дальневосточного федерального округа по минимальному (экономному) варианту оценивается в 16 млрд. 782,5 млн. руб. (порядка 685 млн. долл.).

Рис. 6. Принципиальная схема развития и размещения в Дальневосточном федеральном округе транспортно-логистических центров

Формирование в регионах Сибири и Дальнего Востока опорной сети МТЛЦ и терминальных комплексов явится важными точками роста региональной экономики, способными вызвать деловую и коммерческую активность, привлечь дополнительные грузопотоки и необходимые на развитие производственной и транспортной инфраструктуры инвестиции, создать новые рабочие места и обеспечить приток дополнительных трудовых ресурсов из других регионов страны.

Развитие в зонах тяготения к российской части МТК опорной сети МТЛЦ и формирование на их основе интегрированных транспортно-логистических систем обеспечит реализацию транзитного потенциала России в глобальной системе МТК и будет сопровождаться значительным мультипликативным эффектом, который будет проявляться в других отраслях экономики, в развитии региональных рынков товаров и услуг и, в конечном итоге - в увеличении валового регионального продукта (ВРП) и валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.