Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства в 1990-е гг. Начале XXI В. (на примере юга Тюменской области)'

Развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства в 1990-е гг. Начале XXI В. (на примере юга Тюменской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТ^ЬНАЯ РАБОТА / УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ / КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ / ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ / АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ / TYUMEN REGION / SYSTEM OF EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING MULTILEVEL EDUCATION / CULTURE / ART / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / ARTS COLLEGE / INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE / ACADEMY OF ARTS AND CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стефашов Александр Евгеньевич, Шестакова Наталия Васильевна

В статье содержится описание фактически не изученных в историческом плане процессов функционирования и развития профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области. На основе документальных материалов представлено функционирование учебных заведений в 1990-е гг. начале XXI в., обозначены структурные изменения в рамках двухуровневой образовательной системы, в результате которых Тюменская государственная академия культуры и искусств превратилась в учебный комплекс непрерывного многоуровневого обучения, нацеленный на обеспечение реализации образовательных программ на основе современных ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Стефашов Александр Евгеньевич, Шестакова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART IN THE 1990-S EARLY XXI CENTURY (CASE STUDY OF THE SOUTHERN DISTRICTS OF THE TYUMEN REGION)

The article discusses the issues of functioning and development of vocational education in the sphere of culture and art in the south of the Tyumen region. These processes have not been thoroughly studied in the historical aspect. On the basis of documental recordings, the authors review functioning of educational institutions in the1990-s early XXI century, outline the structural changes in the two-level education system, as a result of which the Tyumen State Academy of Culture and Arts has been transformed into a continuing multilevel educational complex focused on the realization of educational programs on the basis of modern federal educational standards.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства в 1990-е гг. Начале XXI В. (на примере юга Тюменской области)»

УДК 377::[008 + 7](571.12) Стефашов Александр Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

Шестакова Наталия Васильевна

кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, искусствоведения и музейного дела Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В 1990-Е ГГ. - НАЧАЛЕ XXI В. (НА ПРИМЕРЕ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Stephashov Alexander Eugeneivich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Department for the Humanities, Tyumen State Oil and Gas University

Shestakova Natalia Vasilyevna

PhD in History, Professor, History, Arts and Museology Department, Tyumen State Academy of Culture, Art and Social Technologies

DEVELOPMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART IN THE 1990-S - EARLY XXI CENTURY (CASE STUDY OF THE SOUTHERN DISTRICTS OF THE TYUMEN REGION)

Аннотация:

В статье содержится описание фактически не изученных в историческом плане процессов функционирования и развития профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области. На основе документальных материалов представлено функционирование учебных заведений в 1990-е гг. - начале XXI в., обозначены структурные изменения в рамках двухуровневой образовательной системы, в результате которых Тюменская государственная академия культуры и искусств превратилась в учебный комплекс непрерывного многоуровневого обучения, нацеленный на обеспечение реализации образовательных программ на основе современных ФГОС.

Ключевые слова:

Тюменская область, система образования, профессиональное образование, непрерывное многоуровневое образование, культура, искусство, культурно-просветительная работа, училище искусств, колледж искусств, институт искусств и культуры, академия искусств и культуры.

Summary:

The article discusses the issues of functioning and development of vocational education in the sphere of culture and art in the south of the Tyumen region. These processes have not been thoroughly studied in the historical aspect. On the basis of documental recordings, the authors review functioning of educational institutions in the1990-s - early XXI century, outline the structural changes in the two-level education system, as a result of which the Tyumen State Academy of Culture and Arts has been transformed into a continuing multilevel educational complex focused on the realization of educational programs on the basis of modern federal educational standards.

Keywords:

Tyumen region, system of education, vocational education, continuing multilevel education, culture, art, cultural and educational work, Arts College, Institute of Arts and Culture, Academy of Arts and Culture.

Система профессионального образования в сфере культуры и искусства является одним из составных элементов социальной сферы, функционирование и развитие которой в значительной мере определяется административными, социально-экономическими, культурными процессами, протекающими в рамках тех регионов, в которых они находятся. Цель исследования - описать процессы функционирования и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусства на юге Тюменской области в 1990-е гг. - начале XXI в. в историческом аспекте. Выбор хронологических рамок связан с тем, что в 1991 г. после распада СССР завершилось развитие российского общества в рамках планового хозяйства и было инициировано его развитие в поле рыночной экономики и многопартийной политической системы. Географические рамки исследования обусловлены тем, что в современной России Тюменская область представляет собой сложносоставленный субъект Российской Федерации, в который входят два равноправных субъекта Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра на севере, а также города и районы на юге Тюменской области. Будучи взаимосвязанными, все эти территории обладают собственной спецификой развития.

Система профессионального образования в сфере культуры и искусства сложилась на юге Тюменской области во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х гг. Она состояла из

двух центров среднего профессионального образования: в Тобольске обеспечивалась подготовка работников для культурно-просветительных учреждений, в Тюмени - подготовка работников музыкального творчества. Во второй половине 1960-х - начале 1990-х гг. эта система постепенно модифицировалась в двухуровневую образовательную структуру, включавшую в себя средние профессиональные учебные заведения: Тюменское училище искусств и Тобольское училище искусств им. А.А. Алябьева, а также образованное в 1991 г. на базе Тюменского филиала Челябинского государственного института культуры высшее учебное заведение - Тюменский государственный институт искусств и культуры (ТГИИК) [1].

Эволюция этой системы в 1990-е - начале XXI в. детерминировалась прежде всего сменой в российском социуме парадигмы общественного развития. Профессиональные учебные заведения в сфере культуры и искусства как бюджетные государственные учебные заведения столкнулись с необходимостью адаптации, поиска своего сегмента функционирования в обществе, основанном на принципах рыночной экономики и демократии. Трансформационные процессы в российском социуме, как ни парадоксально, дали новые импульсы для развития социокультурной сферы Тюменской области. В рамках рыночной экономики, чтобы удовлетворять рекреационные потребности населения, сформировался значительный сектор индустрии досуга и развлечений, происходили процессы оптимизации и модернизации социокультурных учреждений, организованных в 1970-1980-е гг. в советском обществе. На рубеже XX-XXI вв. в Тюменской области действовало 823 клубных учреждения, в том числе 796 в сельской местности, 65 музыкальных школ и школ искусств, в том числе 40 в сельской местности, 3 государственных и 21 муниципальный музей, в том числе 16 на селе, 644 библиотеки, в том числе 5б1 на селе, 3 городских театра, 1 концертный зал, 4 парка культуры, 7 городских кинотеатров, 1 цирк [2, с. 38].

Анализ кадрового состава работников сферы культуры и искусства, проведенный в Комитете по культуре Тюменской области в 2000 г., выявил, что в регионе имелся устойчивый социальный спрос на работников культурно-просветительных и творческих профессий: менеджеров социокультурной библиотечно-информационной деятельности, хореографов, режиссеров, специалистов по фото-, видеотворчеству, хормейстеров, инструментальных исполнителей. Актуальной являлась проблема укомплектования преподавателями детских музыкальных школ. Хотя в 2000 г. общая численность работников с высшим и средним образованием вообще составляла в учреждениях культуры на юге Тюменской области 61 %, в том числе по клубам 46,5 %, по библиотечным учреждениям 75,5 %, остро ощущался дефицит квалифицированных работников именно с профессиональным средним и высшим образованием в сфере культуры и искусства [3]. Таким образом, одной из ведущих тенденций в развитии профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства на юге Тюменской области являлось внедрение новых подходов к подготовке специалистов, чтобы они были востребованы на рынке труда и соответствовали требованиям, предъявляемым государственными образовательными стандартами.

На уровне среднего профессионального образования подготовка специалистов осуществлялась в Тобольске и Тюмени. В Тобольском училище искусств им. А.А. Алябьева была введена специализация «Организация и экономика социально-культурной деятельности». В этом учебном заведении сложилась двухуровневая структура образования. Была открыта детская школа искусств, в которой учащиеся осваивают азы музыкального и хореографического искусства, затем получают среднее профессиональное образование в училище. В 2000 г. общая численность контингента учащихся составила 587 человек, в том числе на очном отделении - 318 человек, заочном - 269 человек. Введены государственные образовательные стандарты среднего специального образования, обучение специальным дисциплинам стало строиться на основе авторских программ. Проведена модернизация материально-технической базы: приобретены цифровая видеотехника, оргтехника, компьютерные музыкальные инструменты, мебель [4]. В начале XXI столетия в Тобольском училище искусств им. А.А. Алябьева обеспечивалась подготовка специалистов по хореографическому творчеству, фото- и видеотворчеству, инструментальному исполнительству: фортепьяно, инструментам народного оркестра, оркестровым духовым и ударным инструментам, хоровому дирижированию, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, социально-культурной деятельности, организации и постановке культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.

Тюменское училище искусств в 1998 г. было преобразовано в Тюменский колледж искусств (ТКИ). Коллегия Комитета по культуре Тюменской области от 27 апреля 1999 г. констатировала: «Коллектив и администрация колледжа своевременно взяли курс на расширение и углубление сотрудничества между колледжем и творческими коллективами учреждений культуры области. Это позволит готовить для учреждений культуры квалифицированные кадры, согласовывая количества, направления подготовки специалистов с потребностями учреждений культуры, вводить будущих работников культуры в курс реальных проблем и тем самым повысить эффективность, качество их подготовки и последующую адаптацию к творческой жизни» [5].

В ТКИ в 1998-2007 гг. функционировало три отделения. На музыкальном отделении готовили музыкантов, исполнителей почти на всех инструментах духового, симфонического и народного оркестров, а также вокалистов, дирижеров, музыковедов и хореографов. На базе художественно-оформительского отделения выросло отделение дизайна. Достижения в дизайн-образовании ТКИ были отмечены двумя дипломами национальной выставки-конкурса «Дизайн - 98» и Союза дизайнеров России. На театральном отделении велась подготовка по специальности «Актер театра кукол».

В основу образовательной деятельности ТКИ был положен принцип многоуровневого образования: 1-я ступень - основное общее и дополнительное образование, которое включало в себя общеобразовательное подразделение (5-9-е классы) и специализированную школу искусств; 2-я ступень - среднее профессиональное образование, которое осуществлялось по 11 специальностям; 3-я ступень - высшее профессиональное образование. Для этого в 2000 г. при ТКИ был организован филиал Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, в 2001 г. - филиал Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В 2000 г. в ТКИ обучалось 816 учащихся, в том числе на 1-й ступени - 320 человек, на 2-й - 218 человек, на 3-й - 128 человек, подготовительное отделение посещали 150 человек [6]. В 2004 г. ТКИ имел 7 учебных и 12 концертных коллективов, 70 аудиторий и классов, 10 лабораторий, 6 производственных мастерских, 4 зала искусств, в их числе концертный и хореографический, галерею дизайна и дизайн-центр, спортивный зал, библиотеку, фонотеку [7, с. 273].

На уровне высшего профессионального образования подготовка кадров велась в ТГИИК. Этот молодой вуз усилиями своего педагогического коллектива во главе с ректором М.А. Капеко сформировался на основе принципов функционирования и развития высшей школы с обязательными для нее требованиями к учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работе. В период 1991-2006 гг. в структуре ТГИИК были организованы и действовали факультеты: библиотечно-информационной деятельности, культурологии и художественного творчества, музыкально-педагогический. Подготовка осуществлялась по специальностям: социально-культурная деятельность, менеджмент организации, библиотечно-культурная деятельность, народное художественное творчество, декоративно-прикладное искусство, режиссура массовых праздников и представлений, музейное дело и охрана памятников, культурология, инструментальное исполнительство, музыкальное искусство, дирижирование академическим хором, музыкальное образование. В 1995 г. в ТГИИК обучалось 1140 студентов, к концу 2006 г. их численность достигла 1942 человека, из них по очной форме обучения - 832, по заочной - 1110 [8].

Если в 1995 г. в вузе работало 84 педагога, из них 24 имели ученые степени и звания, 3 -звания заслуженных работников культуры, то к началу 2007 г. профессорско-преподавательский состав насчитывал 155 человек, из них 22 - доктора наук и профессора, 104 - кандидаты наук и доценты, 14 - заслуженные работники культуры РФ, 10 - лауреаты Всероссийских и международных конкурсов, 5 - мастера спорта международного класса и отличники физической культуры. К преподаванию на выпускающих кафедрах в качестве внешнего совместительства были привлечены ведущие специалисты в области культуры, искусства, государственного управления, составившие 11 % от общего штатного состава преподавателей [9].

В 2001-2005 гг. была реализована программа информатизации ТГИИК. В 2007 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в своем приказе от 06.03.2007 № 522 «Об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» на основании результатов комплексной оценки деятельности признала ТГИИК прошедшим аттестацию по типу «высшее учебное заведение» вида «академия». ТГИИК был преобразован в Тюменскую государственную академию культуры и искусств (ТГАКИ) [10]. На основе трех факультетов в ТГАКИ были созданы институты: музыки, театра и хореографии, сервиса и социально-информационных коммуникаций, изобразительных искусств и музейных технологий, архитектуры, дизайна и визуальных искусств, интеллектуальных ресурсов и информационных технологий.

В 2008-2009 гг. в областном центре Тюмени было открыто несколько крупных объектов культуры. В мае 2008 г. в результате слияния Тюменского областного краеведческого музея и Тюменского областного музея изобразительных искусств был создан музейный комплекс имени И.Я. Словцова. В ноябре 2008 г. в новом здании начал работу Тюменский драматический театр. В сентябре 2009 г. состоялось открытие отреставрированного здания, в котором разместились Тюменская областная научная библиотеки имени Д.И. Менделеева и Тюменский региональный центр-филиал Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Накопленный в рамках системы профессионального образования в сфере культуры и искусства юга Тюменской области материально-технический, учебно-методический, кадровый опыт открывал новые возможности по подготовке квалифицированных специалистов.

Комитет по культуре Тюменской области совместно с руководителями профессиональных учебных заведений в сфере культуры и искусства разработал концепцию образовательного ком-

плекса в сфере культуры и искусства. Е.Б. Заболотный, ректор ТГАКИ в 2006-2010 гг., сформулировал основную идею нововведения: «Цель нашей работы заключается в формировании системы доступного непрерывного образования, обеспечивающей высокое качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов через интеграцию и качественное управление имеющимися ресурсами» [11]. С 1 сентября 2009 г. государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский колледж искусств» было интегрировано в состав ТГАКИ как структурное подразделение - колледж искусств, реализующий образовательные программы среднего профессионального образования, в котором сохранялись общеобразовательное подразделение (5-9-е классы) и специализированная школа искусств. ТГАКИ была преобразована в образовательный комплекс трехуровневого обучения, включивший в себя ступени дополнительного, среднего и высшего образования. В рамках этой многоуровневой структуры профессионального образования каждая ступень обладает собственной автономностью и завершенностью, но обеспечивается преемственность между уровнями образования на основе современных федеральных государственных образовательных стандартов, а обучающиеся могут выбрать разнообразные стратегии получения профессиональных навыков и умений.

Таким образом, в 1990-е гг. - начале XXI столетия на юге Тюменской области средние учебные профессиональные заведения - Тобольское училище искусств им. А.А. Алябьева, ТКИ и высшее учебное профессиональное учебное заведение - ТГИИК, который в 2007 г. получил статус академии, провели перестройку подготовки специалистов в условиях развития общества в рамках рыночных отношений. В результате нарастания интеграционных процессов в системе профессионального образования в сфере культуры и искусства произошли структурные модификации. Она стала включать в себя среднее профессиональное учебное заведение - Тобольское училище искусств им. А.А. Алябьева и высшее учебное заведение - ТГАКИ. В этом вузе после вхождения в его состав ТКИ стала реализовываться модель непрерывного трехуровневого образования. Вуз стал развиваться как региональный центр профессионального образования в сфере культуры и искусства и один из очагов воспроизводства творческого и интеллектуального потенциала Тюменской области.

Ссылки:

1. См.: Стефашов А.Е., Шестакова Н.В. Формирование и развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства (на примере юга Тюменской области): исторический аспект [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/20/his-tory/stephashov-shestakova.pdf (дата обращения: 26.01.2015).

2. Большая Тюменская энциклопедия / гл. ред. Г.Ф. Шафранов-Куцев. Тюмень, 2004. Т. 1. А-З. 511 с.

3. ГАТО (Государственный архив Тюменской области). Ф. 1731. Оп. 1. Д. 1279. Л. 64-65.

4. Там же. Д. 1240. Л. 115-117.

5. Там же. Д. 1264. Л. 8.

6. Там же. Д. 1264. Л. 112.

7. Большая Тюменская энциклопедия. Т. 3. Р-Я. 495 с.

8. ГАТО. Ф. 1731. Оп. 1. Д. 1009. Л. 104.

9. Там же. Д. 1009. Л. 217.

10. Об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.03.2007 № 522. URL: http://www.lawrus-sia.ru/bigtexts/law_498/index.htm (дата обращения: 19.02.2015).

11. Тарабаева И. Академия позвала под свое крыло колледж и училище [Электронный ресурс] // Тюменские известия. 2008. № 73 (4576). 25 апр. URL: http://old.t-i.ru/article/6617/ (дата обращения: 19.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.