Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального образования китайской народной Республики в конце ХХ - начале ХХ! в'

Развитие системы профессионального образования китайской народной Республики в конце ХХ - начале ХХ! в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM / MODERNIZATION / IMPROVEMENT / MAIN DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Сяонань, Тенчурина Л.З.

Рассмотрены особенности развития системы профессионального образования в Китайской Народной Республике в конце ХХ - начале XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of vocational education in the People''s Republic of China in the late XX - the early XXI century

The paper deals with the development features of the system of vocational education in the People’s Republic of China in the late XX the early XXI century.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального образования китайской народной Республики в конце ХХ - начале ХХ! в»

сти автору удалось сформулировать собственные подходы к мониторингу уровней творческой самореализации студентов в вузе. Самореализация студентов имеет разные уровни выраженности:

интегративно-репродуктивной, связанный с преодолением личностного сопротивления сложившимся стереотипами поведения и отношений, насыщение информацией, овладение репродуктив-но-творческими способами деятельности;

интегративно-креативный, предполагающий научение новым образцам творческо-репродуктив-ной деятельности и отношений, которые в свою очередь, связаны с творческой самореализацией;

творческо-компетентностный, характеризующийся соотнесением своего личного опыта с опытом, накопленным человечеством, включение в исследовательскую, практическую и профессиональную деятельность, с собственным взглядом на проблемы; с формированием профессиональной компетентности как высшим проявлением творческой самореализации будущего менеджера в вузе.

Одним из основных организационно-педагогических условий, необходимых для успешной творческой самореализации автор считает компетентност-ный подход, который интегрирует интеллектуально- информационную и навыковую составляющие образования и нацеливает обучающегося на личностную интерпретацию содержания образования, применение знаний в практической деятельности, т. е. на творческую практическую самореализацию, что является условием успешности в жизни.

Учитывая исследования зарубежных и российских психологов и педагогов в области компетент-ностного подхода в образовании, можно отметить, что важным является понимание компетентност-ного подхода:

♦ компетентностный подход как средство ориентации образования на личностно значимые и творческие практико-ориентированные ре-

зультаты обучения, позволяющее добиться интеграции целей и содержания процесса обучения, стать фактором развития содержания обучения; ♦ компетентностный подход как способ идентификации основных умений, которые (как проявляются, так и формируются) в деятельности через применение знаний при решении обучающих профессиональных задач, направленных, в том числе, и на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход является необходимым условием для успешности процесса творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе, его автор взял за основу при разработке системы компетенций будущего менеджера туризма.

Компетентностный подход положен в основу формирования структурно-содержательной модели процесса, направленного на творческую самореализацию будущих менеджеров туризма на этапе подготовки в вузе, которую характеризует наличие концептуального, целевого, содержательного и методического компонентов, а также отражение комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. — Казань: Изд-во КГУ, 2009. — 320 с.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2012. — 456 с.

3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. — М.: Высшая школа, 2001. — 236 с.

4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Издат. центр «Академия», 2009. — 336 с.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. — СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.

УДК 377(09)(510) Лю Сяонань

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХ! В.

В

Китайской Народной Республике (КНР) вительством КНР был определен своего рода «тре-

с конца 1970-х — начала 1980-х годов прово- ножник, на котором покоится стратегия развития

дится целенаправленная политика модернизации и реформ образования»: 1) укрепление образова-

образовательной системы страны в целом и про- ния на селе (прежде всего — обязательного), 2) со-

фессионального образования, в частности. Пра- здание высококлассных университетов и ключевых

отраслей знаний и 3) ускоренное развитие профессионального образования [1].

Достигнутые за последнюю четверть ХХ в. достижения и успехи, в первую очередь, в сфере общего — начального и среднего — образования Китая явились решающим условием для совершенствования и кардинальных изменений системы профессионального образования КНР, которые стали активно осуществляться начиная с 2000-х годов [2].

В ряде партийно-правительственных документов, изданных в эти годы, указано, что основными задачами реформирования системы профессионального образования на всех его уровнях являются, во-первых, устранение противоречия между избыточностью рабочей силы (прежде всего, на селе) и ее низким качеством, во-вторых, изменение (расширение) структуры и профилей подготовки кадров и обеспечение их мобильности с целью социалистической модернизации народного хозяйства и создания условий для перехода от тру-доинтенсивных видов производства к производству, требующему высоких профессиональных знаний и умений...

Следует указать, что система профессионального образования в Китае отличается от российской. Так, если в системе профессионального образования РФ выделяются начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование, имеющее относительно одинаковую значимость и распространение, то в системе профессионального образования КНР до последнего времени наибольшее распространение имели только две ступени: начальное профессиональное (НПО) и высшее образование [3, 4]. Что касается среднего профессионального образования (СПО), то оно в конце 1990-х годов пребывало в стагнационном состоянии. На образовательные учреждения НПО в КНР до недавнего времени была дополнительно возложена задача распространения неполного среднего образования на селе [1, 2].

Особо следует оговориться относительно широко распространенных в Китае специализированных краткосрочных вузов (численность учащихся в которых составляет почти половину всех студентов): в сравнении с российскими вузами — они могут быть причислены к высшей ступени образования с определенной «натяжкой», поскольку фактически они занимают промежуточное положение между системами СПО и ВО, представляя по сути прикладной бакалавриат [4, 5].

Кроме того, в КНР быстро развивается высшее образование на основе экстерната; так, по имеющимся данным, к 2005 году число граждан КНР, принятых в вузы для получения высшего образования на основе экстерната, составляло свыше 13 млн человек.

В соответствии с китайским законодательством, сегодня финансовую ответственность за создание и функционирование учреждений профессионального образования в КНР разделяют государство (при этом основная доля финансирования осуществляется из местных бюджетов), работодатели (ассигнования от госпредприятий при этом составляют не более 10 % всех вложений) и сами учащиеся, студенты1.

Специфика реформирования профессионального образования Китая в рассматриваемый период определялась рядом особенностей, включая следующие: быстрый демографический рост, стремительная урбанизация и так называемая «массови-зация» (начиная с 1990-х годов) полного среднего общего и высшего образования. Следует привести некоторые цифры, касающиеся высшего образования. Так, если в 1949 году (год образования КНР) в стране имелось лишь 205 вузов, то в 1999 — их насчитывалось свыше 1940 (с общим контингентом 7 млн 130 тыс. студентов) [6]. Такое (практически десятикратное) увеличение численности вузов и рост контингента учащихся в них2, несомненно, негативно сказались на развитии среднего профессионального образования, приведя к снижению его значимости и невысокой общественной оценке и популярности в конце 1990-х годов [2].

После вступления КНР в ВТО (2001) стимулирование развития системы профессионального образования в целом и системы СПО, в частности, приобрело особое значение: в китайском обществе в несколько раз повысилась оценка значимости дипломов образовательных учреждений не только высшего, но и среднего профессионального образования, поскольку качество и распространенность (масштабы) профессионального образования стали определяться как решающие факторы и основа для социалистической модернизации промышленности и сельского хозяйства во имя достижения главной цели — создания экономически сильной, конкурентоспособной державы [1, 7].

Необходимо указать, что нормативно-правовая база развития профессионального образования в КНР начала создаваться еще в 1990-е годы: так, в 1996 году был принят «Закон о профессиональ-

1 Сегодня в КНР профессиональноеобразование (и в первую очередь — высшее) стало практически платным; вузы осуществляют набор на основании результатов общегосударственного тестирования выпускников общеобразовательных школ. Как правило, в среднем для зачисления в вуз необходимо набрать не менее 500 баллов; за каждый недобранный балл требуется при поступлении в вуз доплатить примерно (в среднем) 1000 юаней. Плата же за обучение в вузе в среднем колеблется от 800 до 1700, а иногда и 2000 долл. США.

2 Так, в 1999 году коэффициент поступивших в вузы выпускников общеобразовательных школ составлял 10,5 % от общего их числа, ав 2004 году уже 19 %.

ном образовании», а в 1998 году — «Закон о высшем образовании». С этого времени был издан ряд правительственных документов, касающихся тех или иных аспектов функционирования и развития системы профессионального образования, повышения его качества.

Например, в принятом в 2010 году «Государственном плане реформы и развития образования КНР на среднесрочный и долгосрочный период (2010—2020 гг.)» значительный раздел посвящен перспективам развития системы профессионального образования страны и анализу имеющихся на данный момент проблем в его функционировании. Так, в частности, на период до 2020 года намечено создание нового управленческого механизма системы профессионального образования, в соответствии с которым ведущая роль в управлении отводится правительству, руководство учреждениями профессионального образования осуществляет соответствующие отрасли промышленности, что же касается отдельных предприятий, то они активно участвуют в управлении отдельными учебными заведениями.

Кроме того, предусматривается организация комплексной модели управления всей системой образования в Китае посредством создания единых региональных органов (комитетов и канцелярий) по управлению базовым, профессионально-техническим и образованием для взрослых. Очевидно, что все это потребует и дальнейшего совершенствования законодательства КНР с целью фиксации правовых основ взаимодействия системы профессионального образования (причем как государственного, так негосударственного секторов) — с одной стороны, и предприятий, учреждений, фирм, общественных организаций и т. п. — с другой [2].

С целью повышения статуса профессионального образования (и в первую очередь — СПО) в стране создается Национальная система оценки и инспектирования (мониторинга) образования.

Характеризуя основные направления и тенденции в модернизации системы профессионального образования в 2000-е годы, нужно указать, что в структурно-организационном плане они включают следующие:

♦ сокращение сети учреждений начального профессионального образования и пересмотр функций НПО;

♦ стимулирование распространения учреждений среднего профессионального образования параллельно со старшей ступенью общеобразовательных средних школ с тем, чтобы соотношение численности учащихся в них составило 1 : 1, а также интенсивное развитие и расширение сети учреждений СПО на селе;

♦ укрупнение образовательных учреждений (ОУ) за счет их слияния (движение от отдельных об-

разовательных учреждений— к образовательным / профессионально-образовательным центрам);

• расширение и совершенствование подсистемы (сектора) негосударственного профессионального образования;

♦ увеличение сети и расширение масштабов как аспирантуры (докторантуры), так и краткосрочных высших профессионально-технических колледжей / институтов;

• организация новых (в структурном и содержательном плане) образовательных / профессионально-образовательных учреждений (в том числе учебно-производственных комплексов нового типа, «холдингов» и т. д.);

• организация как в системе СПО, так и в системах НПО и высшего образования образцовых образовательных учреждений (так называемых ОУ-«маяков») на государственном и провинциальном уровнях;

♦ создание центров профессиональной подготовки (начиная с уездного уровня), экспериментальных площадок, международных техно- и парков образования, научно-исследовательских «инкубаторов»;

♦ учреждение (создание) центров сертификации профессиональной квалификации и др. [1, 2, 7, 8].

Особый интерес представляет идея разработки и реализации различных (провинциальных, уездных и даже городских) моделей профессионального образования. Указанный факт — это еще одно свидетельство осуществляемого в Китае перехода к «многовариантной» структуре профессионального образования.

Сегодня китайским вузам дана большая свобода, в том числе и в привлечении дополнительных средств для развития науки и технологий; все шире распространяются такие виды коммерческой деятельности, как издательские и типографские услуги, сдача помещений и оборудования в частичную аренду и т. п. В течение последних 15—20 лет рядом вузов проведен эксперимент по созданию высокотехнологичных предприятий с целью развития научно-исследовательских лабораторий и экспериментальных видов производства, проведения научных экспериментов и др.

На государственном уровне определены четыре важнейших научных направления, по которым университеты, научно-исследовательские центры и лаборатории ведут активную научно-теоретическую работу и практико-ориентированные исследования: это информационные технологии, технологии новых материалов, электроника и биотехнологии. При этом Правительство КНР предоставляет соответствующие льготы на приобретение необходимого (в том числе и импортного) оборудования

и материалов, дополнительно финансирует создание экспериментальных лабораторий, испытательных полигонов, опытных видов производства и т. д.

В последние годы Китай начал активно использовать западный опыт по созданию индустриальных парков высоких технологий, технообразо-вательных центров, к работе в которых привлекаются иностранные специалисты и преподаватели. В результате сформирован ряд прибыльных конкурентоспособных компаний, около 50 научно-, техно- и образовательных парков.

Давая обобщенную оценку осуществляемых в рассматриваемый период изменений в содержании профессионального образования, можно отметить, что Министерством образования КНР1 и местными (на уровне провинций и даже иногда уездов) органами руководства образованием проводится большая работа по регулированию и обновлению номенклатуры специальностей НПО, СПО и высшего образования — с учетом требований современной экономики и производства, по выделению «ключевых» и введению редких специальностей.

В учебный процесс многих образовательных учреждений ПО внедряются современные модели учебных программ на основе сочетания «широкой базовой подготовки и гибких модулей»; активно разрабатываются и используются информационно-образовательные технологии, электронные учебные материалы и разработки и т. п. [1, 3, 9, 10].

В рамках развития и совершенствования профессионального образования в КНР особое внимание уделяется увеличению численности преподавательских кадров, повышению их квалификации, в частности, путем подготовки «преподавателей двойной квалификации» (т. е. имеющих дипломы и педагога, и инженера или техника) [5, 10].

В стране постоянно расширяется сеть педагогических колледжей и институтов, организуются различные дополнительные формы повышения квалификации (ПК): курсы и семинары повышения педагогической квалификации при колледжах и институтах и производственной квалификации — курсы ПК на предприятиях и т. п. [6, 11].

В числе мер, направленных на расширение и укрепление системы профессионального образования в КНР, следует назвать дотации из Государственного фонда социальной поддержки (социальные стипендии), оплата производственной практики студентов, кредиты, поощрительные стипендии и др. [2].

Существующим законодательством КНР предусмотрены разнообразные формы соучредительства в системе профессионального образования:

1 В ведении Министерства образования КНР находится примерно до 70 % вузов, остальные — ведомственные.

государство плюс различные ведомства, работодатели или общественные организации. С начала 2000-х годов в КНР действует достаточно эффективный механизм стимулирования работодателей к инвестициям в развитие учреждений профессионального образования, в частности, их учебно-материальной базы, оснащения учебного процесса, а также трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования [1, 2].

Таким образом, можно заключить, что сегодня система профессионального образования в КНР активно модернизируется и в его дальнейшем развитии заинтересованы как государственные, так и общественные структуры и все граждане современного Китая.

Список литературы

1. Боревская Н.Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. — М.: Восточная лит-ра, 2003. — 270 с.

2. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX—XXI вв. Сравнительный анализ / Отв. ред. Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, Чжу Сяомань. — М.: Наука, 2007. — 590 с.

3. Тенчурина Л.З., Цай Ю. Особенности организации профессионального образования в современном Китае // Проблемы подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1997. — С. 79-83.

4. Цзян Сюй, Тенчурина Л.З. Модели развития высшего образования в истории Китая // Вестник ФГБОУ ВПО МГАУ. — 2014. — Вып. 1(61). — С. 44-46.

5. Хэ С., Тенчурина Л.З. Высшее профессионально-техническое образование как подсистема национальной образовательной системы КНР // Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: сб. науч. трудов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — Вып. 1. — С. 46-50.

6. Образование в КНР // Жэньминьжибао, 2000. — Режим доступа: http://Russian.people.com.cn/2332523. html

7. Базарова А.Н. Основные тенденции развития системы высшего профессионального образования КНР (1978-2008): автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01. — Улан-Уде, 2011. — 18 с.

8. Ду Я., Тенчурина Л.З. Высшее педагогическое образование Китая: современное состояние, проблемы и перспективы // Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: сб. науч. трудов. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — Вып. 1. — С. 44-46.

9. Боревская Н.Е. Очерки истории школы и педагогической мысли в Китае. — М.: Изд-во ИДВ РАН, 2002. — 146 с.

10. Хэ С., Тенчурина Л.З. Проблемы подготовки специальных педагогических кадров в КНР // Проблемы подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1997. — С. 76-79.

11. Тенчурина Л.З., Хэ С. Подготовка и комплектование педагогических работников для системы профтехобразования КНР // Актуальные вопросы подготовки специалистов сельскохозяйственного производства: сб. науч. трудов. — М.: МГАУ, 1998. — С. 81-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.