Научная статья на тему 'Развитие системы образовательных структур МЧС России'

Развитие системы образовательных структур МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
760
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрин А. Ю., Курсаков А. В.

Приведены результаты анализа функционирования системы подготовки кадров для МЧС России за последние годы, отражены ее недостатки, проблемы и дан ряд предложений по совершенствованию системы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of EMERCOM of Russia Educational Structure Systems

There are given results of the analyses of EMERCOM of Russia training system functioning for the last years, reflected its faults, problems and given number of proposals for the system improvement.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образовательных структур МЧС России»

УДК 614.8:377/378

А.Ю. Кудрин к.т.н. (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), А.В. Курсаков к.в.н. (УПСС МЧС России) РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР МЧС РОССИИ

A.Y.Kudrin (FGU VNII GOChS), A.V.Kursakov (UPSS EMERCOM ofRussia) DEVELOPMENT OF EMERCOM OF RUSSIA EDUCATIONAL STRUCTURE SYSTEMS

Приведены результаты анализа функционирования системы подготовки кадров для МЧС России за последние годы, отражены ее недостатки, проблемы и дан ряд предложений по совершенствованию системы подготовки

There are given results of

the analyses of EMERCOM of

Russia training system functioning

for the last years, reflected

its faults, problems and given

number of proposals for

the system improvement

А.В. Курсаков

Система профессиональной подготовки спасателей и специалистов МЧС России включает шесть основных этапов (рис. 1). Она является одним из основополагающих факторов, от которого зависит эффективность выполнения личным составом стоящих перед ними задач.

Коллегия МЧС России, рассмотрев в марте 2006 г. вопрос «Об основных направлениях развития системы подготовки кадров МЧС России», отметила, что система образовательных структур Министерства развивалась в соответствии с задачами, стоящими перед МЧС России в условиях действия национального проекта в сфере образования, а также в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепцией кадровой политики МЧС России».

За последние годы улучшено функционирование системы подготовки кадров:

• созданы Ивановский и Уральский институты Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России;

• созданы и приступили к работе факультеты переподготовки и повышения квалификации в Ивановском и Уральском институтах ГПС МЧС России по 800 обучаемых в год;

• более чем в три раза увеличен объем подготовки на высших академических курсах Академии ГПС МЧС России на 2007 год, запла-

2-й

этап

3-й

этап

1-й Первоначальная подготовка

этап спасателен

Общая специальная подготовка спасателен в местах постоянной дислокации ПСФ МЧС России

Профессиональная подготовка в специализированных учебно-методнческнх и тренировочных цент рах МЧС России, а также в учебных заведениях министерств н ведомств

Специальная подготовка в учебных заведениях за рубежом

Переподготовка спасателей в учебно-методических центрах

Повышение квалификации руководящего состава ПСС в АГЗ МЧС России

6-й Заочное обучение в АГЗ МЧС

этан России

Рис. 1. Схема поэтапной профессиональной подготовки спасателей и специалистов МЧС России

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

нировано повышение квалификации и специальное первоначальное обучение около 6000 специалистов;

• существенно улучшен кадровый состав профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, значительно увеличилось количество преподавателей, имеющих ученую степень, организованы стажировки преподавателей в вузах и территориальных органах МЧС России;

• возрос потенциал материально-технической базы учебно-образовательных учреждений МЧС России.

К числу основных решений коллегии МЧС России относятся следующие:

- создание ведомственной целевой программы развития системы учебно-образовательных структур МЧС России на среднесрочную перспективу (20062008 гг.), с отражением в ней вопросов финансирования, капитального строительства и ремонта, материально-технического обеспечения учебных заведений; объединения учебно-методических центров и центров подготовки пожарных;

- создание и оснащение современным оборудованием специализированных аудиторий Академии гражданской защиты по вопросам повышения устойчивости функционирования экономики и Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России — по вопросам гражданской защиты;

- ежегодное выделение финансовых средств на развитие материально-технической базы образовательных учреждений МЧС России и обеспечение образовательного процесса по направлениям своей деятельности;

- внедрение в образовательный процесс системы дистанционного обучения по программам профессионального образования.

Центральным звеном системы является подготовка спасателей. В 2000 учебном году разработана программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России, которая утверждена Министром МЧС России. Согласно программе и ежегодным методическим рекомендациям, профессиональная подготовка спасателей поисково-спасательных формирований МЧС России по общей и специальной тематике проводится в местах

постоянной дислокации АСФ в составе поисково-спасательных подразделений (дежурных смен).

Спасатели, которым необходимо пройти специальную подготовку с выдачей квалификационных документов (водолазные врачи, водолазные специалисты, газоспасатели, водители маломерных судов и др.), направляются для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Необходимо создать условия, при которых образование в МЧС России должно соответствовать задачам завтрашнего дня и носить опережающий характер. Этапы опережающего развития образования приведены на рис 2.

Закрепление сфер ответственности за ВУЗами дано на рис. 3.

Вместе с положительными тенденциями в развитии образовательных структур имеются недостатки и проблемы, к которым относятся следующие:

• актуализация образовательных программ отстает от темпов развития системы Министерства, возникающих и постоянно обновляющихся задач;

• преподавательский состав зачастую оторван от практики, не уделяет достаточного внимания повышению своего теоретического уровня и педагогического мастерства;

• организационно-правовая форма учебных центров ФПС не в полной мере соответствует их предназначению;

• недостаточно укомплектована учебно-материальная база учебных заведений;

• выпускники зачастую имеют слабую практическую подготовку, с трудом адаптируются к службе в частях и подразделениях;

• низкая мотивация преподавательского состава к педагогической и, особенно к научной деятельности;

• образовательные учреждения не всегда являются генераторами новых идей и технологий, не занимаются инновационной деятельностью, недостаточно активно внедряют современные образовательные технологии;

I этап 2006 г. - первое полугодие 2007 г.

>

1. Развитие системы дополнительного образования

2. Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий

3. Разработка профессиональных н образовательных государственных стандартов

4. Уточнение необходимой нормативно-правовой базы в области подготовки кадров МЧС России

II этап 2006 г. -второе полугодие 2007-2008 гг.

1. Проведение оптимизации сети образовательных учреждений Министерства в связи с выходом новых законодательных и правовых актов

2. Девоенизация МЧС России

3. Выполнение мероприятий по развитию и оснащению материально-технической и лабораторной базы учебных заведений

К

III этап \ \

2009-2010 гг. / /

к

Дальнейшее развитие материально-технической базы образовательных учреждений, а также реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах

Рис. 2. Этапы развития системы подготовки кадров МЧС России

• учебно-материальная база центров подготовки спасателей и других образовательных структур не в полной мере соответствует современным требованиям обучения; требуется замена морально и физически устаревших технических средств и всего учебного имущества; имеющиеся недостатки по укомплектованности центров отрицательно сказываются на решении задач обучения, целесообразно пересмотреть систему материально-технического обеспечения и переоснащения учебных центров на основе более широкого использования современных АСС и имущества;

• рабочие программы профессиональной подготовке, как правило, не содержат методических рекомендаций по оснащению учебного процесса АСС и имуществом. Главными недостатками учебных программ являются несоответствие объема учебного материала количеству учебных часов, определенных программой, и устаревшая, порой на 10 и более лет, но рекомендуемая этой программой литература;

• состав комплектов компьютерных обучающих программ, пособий, учебных плакатов, видеофильмов, а также учебной литературы требует основательного пересмотра с учетом существующих и перспективных разработок. Этот трудоемкий процесс можно организовать путем постановки новой НИР;

• в «Программе профессиональной подготовки спасателей, введенной в 2000 году, психологической подготовке отведено недостаточное количество учебных часов, она имеет скорее академическую, чем практическую направленность. В условиях ликвидации последствий ЧС спасателям приходится преодолевать большие психологические перегрузки, что при недостаточной тренированности и отсутствии соответствующей предварительной адаптации оказывает негативное воздействие не только на производительность, результативность и безопасность выполнения работ, но и на общее психическое состояние спасателей. Поэтому психологическая подготовка должна занимать одно из первых мест.

Для повышения эффективности функционирования образовательных структур целесообразно

рассмотреть возможность закрепления за ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) научно-методического сопровождения деятельности учебных центров, а также закрепить за вузами вопросы дополнительного образования по категориям личного состава (рис. 3).

Требуется пересмотреть организационно-методические вопросы переподготовки и повышения квалификации преподавателей (поиск современных форм и методов изложения материала). Большие возможности предлагает использование дистанционного обучения. На коллегии МЧС России 22 марта 2006 г. принято решение о разработке и внедрении в образовательный процесс системы дистанционного обучения слушателей по программе профессионального дополнительного образования.

Предложения по обучению и аттестации преподавателей в сфере профессионального обучения спасателей

Обучение спасателей третьего, второго, первого и международного классов проводить только преподавателями, прошедшими обучение (повышение квалификации) в РЦПС и других ЦПС по утвержденным программам и по представлению РЦПС, имеющими на то полномочия.

Обучение (повышение квалификации) преподавателей (спасателей-инструкторов) проводить в РЦПС и других ЦПС по графикам, разрабатываемым в УПСС МЧС России и утвержденным установленным порядком.

В состав аттестационных комиссии по аттестации спасателей должно быть не менее двух аттестованных преподавателей (спасателей-инструкторов).

Реализация предложений и основных направлений развития системы подготовки кадров МЧС России позволит создать в МЧС России систему образования, отвечающую современным требованиям, обладающую достоинствами динамично развивающейся открытой системы, имеющей инновационную направленность и адекватную задачам, стоящим перед Министерством по созданию мобильной, оснащенной современными техническими средствами структуры, способной эффективно выполнять задачи МЧС России в области образования.

Академия гражданской защиты Академия ГПС (Академия управления) Санкт-Петербурский университет ГПС

V і г г

Научно-методическое сопровождение подготовки кадров по программам дополнительного образования

Спасатели специалисты в области ГО, защиты в ЧС руководящий состав территориальных органов Руководящий состав и специалисты ФПС Инспекторы ГИМС, дознаватели, юристы, финансисты,психологи

Рис. 3. Закрепление вузов в качестве ответственных за научно-методическое сопровождение вопросов дополнительного образования по категориям личного состава МЧС России

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.