Научная статья на тему 'Развитие системы образования в процессе формирования провинциального социокультурного пространства (на примере Смоленской губернии конца ХVIII - первой половины ХIХ В. )'

Развитие системы образования в процессе формирования провинциального социокультурного пространства (на примере Смоленской губернии конца ХVIII - первой половины ХIХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
349
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в процессе формирования провинциального социокультурного пространства (на примере Смоленской губернии конца ХVIII - первой половины ХIХ В. )»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере Смоленской губернии конца XVIII - первой половины XIX в.)

А.В. Дёмочкин

До конца XVIII века в России существовала система образования, введенная еще Петром I, при этом государственная социальная политика была основана на идее «всеобщего блага», выразителем которого являлось государство. В каждом губернском и уездном городе были учреждены «казенные школы для обучения детей разного звания основам арифметики и геометрий» [1]. Для дворянских детей открывались особые училища в столицах, а дети церковнослужителей обучались при архиерейских домах. В школу принимали детей в возрасте от 10 до 15 лет, и по окончании обучения им выдавались свидетельства. При этом лица, не закончившие школу, не могли вступать в брак, а духовное начальство не смело выдавать им «венечных памятей».

Развивающаяся промышленность и предпринимательская деятельность, а также расширение и укрепление рыночных отношений требовали наличия хороших специалистов. В них нуждались также центральные и местные государственные учреждения. При Екатерине II, провозгласившей политику «просвещенного абсолютизма», начинается заметный поворот в деле повышения грамотности населения. Так, на 25 апреля 1779 года количество учеников в губернии составляло уже

359 человек [2], и в июне 1780 года императрицей было пожаловано на нужды народного образования 1200 рублей. Эти деньги предназначались для 12 школ Смоленского наместничества, по 100 рублей на каждую. По ее указу в Смоленске 22 сентября 1786 года было открыто Главное народное училище. В нем действовал пятигодичный срок обучения, преподавались русский и немецкий языки, геометрия, физика, история, география, рисование и гражданская архитектура. Одним из основных предметов был закон Божий. В трех уездных городах были учреждены двухгодичные малые народные училища для купеческого и мещанского юношества, в которых учили «основательно российскому чтению, да закону Божьему и общим во всех вещах понятиям» [3]. В январе 1787 года в Главном народном училище было 163 ученика. В народных училищах состояло 88 учеников. Всего же в Смоленской губернии находилось «учеников ведомства приказа общественного призрения 255 человек» [4].

26 января 1802 года Александр I утвердил новые правила об устройстве училищ. После принятия школьного устава в 1804 году предусматривалось иметь гимназию в каждом губернском городе, а уездное училище - по одному в каждом уездном центре. Вследствие этого бывшее в Смоленске Главное на-

родное училище в 1804 году было переименовано в губернскую гимназию. При ней было решено открыть класс коммерческих наук, ученики которого готовились для торговой и предпринимательской деятельности. В пользу этих учащихся купечество обязалось вносить за обучение в течение 40 лет по 2500 рублей [5].

За первую половину XIX века количество учебных заведений в Смоленске заметно увеличилось. Статистические сведения за 1833 год свидетельствуют о том, что в числе духовных учебных заведений были: 1 семинария, 3 уездных училища и 4 приходских. В них преподавали 28 учителей и обучались 1747 учащихся. Сверх этого «имели место быть» 1 гимназия, 7 уездных училищ и 9 приходских, в которых работали 11 учителей и обучались 40 учеников [6].

В Отчете исполняющего должность смоленского гражданского губернатора за 1844 год шла речь о том, что «в губернии состоит гимназия, благородный пансион, семинария, училище детей канцелярских служащих, 8 уездных и 10 приходских училищ, 4 духовно-приходских, а также 2 школы для детей обоего пола по первоначальному обучению, 3 частных пансиона, 23 школы в помещичьих имениях и 19 школ разного ведомства. Всего учащихся 3493» [7]. «Смоленские губернские ведомости» за 1845 год, подтверждая эти данные, отмечали, что в 1844 году на территории губернии всего было 51 учебное заведение на 3490 человек [8].

Если в 30-е годы XIX века в учебных заведениях Смоленской губернии насчитывалось 3113 учащихся, то к 40-м годам XIX века - 3493, при этом увеличение составило 12%. К середине века

Смоленск превратился в центр образования и культуры. К слову, П. Никитин в описании города в середине 40-х годов XIX века отмечал, что «всего в Смоленске насчитывалось 17 учебных заведений, в которых работали 126 учителей и обучались 2458 учащихся. Семинарская библиотека имела 2106 томов, гимназическая - около 5 тысяч томов» [9].

Таким образом, именно в Смоленске в середине XIX века находилось большинство учебных заведений губернии и обучалось, по нашим подсчетам, 80% всех учащихся Смоленщины. Анализ данных позволяет сделать следующие выводы: на все учебные заведения Смоленской губернии приходилось в среднем 27 учащихся, и на каждого учителя приходилось 18 учащихся. Дети из высшего сословия получали образование в государственных или частных учебных заведениях. Часть из них воспитывалась и обучалась на дому. Только наиболее обеспеченные могли себе позволить получить образование в столице.

С начала XIX века многие дворяне начали открывать в своих имениях школы для обучения своих крестьян. К примеру, в 1821 году в Бельском уезде открылось приходское училище помещика Лукошина, в 1827 году в нем 2 учителя обучали 27 детей, но вскоре помещик разорился и училище закрыли [10]. Известные декабристы И.Д. Якушкин и П.П. Пассек также содействовали развитию образования и просвещения путем организации школ грамоты и письма. Так, в Вяземском уезде в 1817 году И.Д. Якушки-ным была открыта школа для крепостных крестьян. «Крестьянские дети учатся грамоте и всегда веселые», -писал он в своих воспоминаниях [11].

ПреподавательШ_

ВЕК

1 / 2007

В 1919 году в Ельнинском уезде П.П. Пассек «завел в своем имении прекрасное училище по порядку взаимного обучения».

Согласно школьному уставу 1828 года, положившему в основу системы образования принцип сословности, содержание сельских школ осуществлялось крестьянскими обществами и за счет помещиков. В документах можно найти сведения о том, что такие школы и училища существовали в имениях А.И. Барышникова, князей Голицыных, помещицы С.В. Паниной и у других владельцев, но подобных учебных заведений в губернии было мало. Некоторые помещики пытались устроить в своих имениях школы для обучения детей других помещиков, так как немногие из них могли послать своих детей на учебу в Москву и Санкт-Петербург. В Смоленске и уездных городах открывались частные школы и пансионаты, в которых дети состоятельных родителей дополнительно обучались разным дисциплинам. К примеру, в 1849 году с разрешения Министерства народного просвещения в Смоленске был открыт частный пансион для девиц. Здесь преподавались «закон Божий, русский и французский языки, история, география, арифметика, рисование, «танце-вание», музыка и рукоделие» [12]. За обучение немецкому языку и пению взималась дополнительная плата. П. Бугайский отмечал в связи с этим: «...в Смоленске есть губернская гимназия, при ней благородный пансион, семинария с духовным училищем, уездные и приходские училища, училище для детей канцелярских служащих, городской приют, женская гимназия и 4 частных пансиона для девиц» [13].

В первой половине XIX века дворяне старались помещать своих де-

тей в казенные учебные заведения или в частные пансионы даже ценой больших долгов [14]. Однако позволить себе это могли далеко не все дворянские семьи [15]. Многие горожане уже не только не чуждались образования, но и полагали что, «в нем только одном спасение от бедности и истощали последние средства свои на доставление сыновьям скудного содержания в учебных заведениях» [16]. Следует отметить, что в то время содержание одного ученика стоило в год 132 рубля (обмундирование -77 рублей и питание - 55 рублей), а сверх того дополнительные расходы 311 рублей [17].

Многие ученики проявляли склонность к познанию и прилежанию. Часть из них поступала после училищ в университеты для продолжения учебы. Однако далеко не всем это было по карману. Так, чтобы стать студентом Московского университета, необходимо было окончить уездное народное училище, заплатить за стоимость обучения в смоленской гимназии, найти деньги на дорогу в Москву и поступить в университет, обучение в котором тоже было платным.

Основным населением Смоленщины было крестьянство. В массе своей оно оставалось неграмотным. В одном из отчетов губернатора отмечено в этой связи: «.в губернии грамотных крестьян немного» [18]. Первые школы для крестьянских детей появились лишь в конце 30-х годов XIX века. В 1838 году были открыты два училища в помещичьих имениях. К 1851 году их количество достигло 81 или 79%, кроме того, 22 или 21% училища были открыты в деревнях государственных крестьян (из них 101 находилось в духовном ведомстве, два - в ведомстве

Министерства народного просвещения) [19]. Крестьянских детей обучали письму, чтению, арифметике, истории и катехизису.

В помещичьих имениях в 1850 году обучалось 1344 ребенка, кроме того, 43 человека обучались в городских школах. В училищах казенных деревень обучались 913 детей [20]. Таким образом, на одно помещичье училище приходилось 17 учеников, а на училище государственных деревень - 42. В помещичьих деревнях 1 ученик приходился на 420 душ крестьян и дворовых, в государственных - 1 на 217 душ обоего пола. Время обучения деревенской детворы было недолгим. В сельских школах оно составляло несколько месяцев в году и приостанавливалось на время полевых и уборочных работ. Кроме того, школы давали лишь элементарные сведения: счет, чтение, письмо. Занятия сельским учителям часто приходилось вести в неприспособленных помещениях, порой не было даже самого необходимого для учебного процесса.

Относительно незначительное 146 проникновение просвещения в регионе можно объяснить тем, что народному образованию со стороны государства уделялось недостаточно внимания. Государственная политика в области образования была ограниченной. Так, министр Канкрин как-то заметил, что «простой человек, для своего счастья и спокойствия, не должен быть слишком учен» [21].

Характерно, что к середине XIX века количество «знающих грамоту» людей в губернии увеличилось. К примеру, в описаниях ее помещичьих имений в 1858 году было учтено таковых 5800 крестьян. Если учесть, что по X ревизии общее число крепостных в

регионе составило 367 715 человек м.п., то получается, что грамотных среди них было всего 1,5%. Сельских школ в губернии накануне реформы 1861 года имелось 203 (в них обучалось 3207 мальчиков и 288 девочек) [22].

Таким образом, в целом образовательный уровень жителей губернии оставался невысоким. При этом наблюдались значительные колебания в проценте грамотных по уездам - больше всего их было в восточных уездах, ближе расположенных к Москве. Наблюдались значительные различия в грамотности городских и сельских жителей, а также в грамотности мужского и женского пола. Хотя во второй половине XIX века возросли ассигнования на школьное дело и увеличилось количество школ, однако достигнутый уровень все еще не отвечал насущным потребностям.

В целом социокультурный облик населенных пунктов губернии на протяжении всего исследуемого периода претерпел довольно значительные изменения. В Смоленске и других городах губернии появились образовательные учреждения, и значительно увеличилось в них число обучающихся. Примечательно и то, что в деле распространения просвещения власти соблюдали определенную пропорциональность, выражавшуюся в неравном соотношении учащихся всех сословий.

Современное российское образование находится не в лучшем состоянии. Социально-экономические проблемы развития, вызванные фактическим провалом провозглашенного «курса реформ» в начале «перестройки», в первую очередь отразились в полной мере на сельской школе (сегодня на Смоленщине три четверти

Преподаватель_ХК|_

ВЕК

1 / 2007

школ - сельские). Из опыта работы ясно, что школа держится в основном на учительском энтузиазме и верности профессии. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к сокращению малокомплектных школ, что приведет не только к негативным социальным последствиям, но и к исчезновению многих поселений, так как, по словам Л.Н. Толстого, «без школы село погибнет».

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Смоленская губерния // Составил Генерального штаба штабс-капитан М. Цебриков. - СПб., 1862. - С. 30.

2. РГАДА. Ф.16. Д. 962. Ч. 3. Л. 149.

3. РГАДА. Ф.16. Д. 952. Ч. 2. Л. 66.

4. РГАДА. Ф.16. Ед. хр. 457. Л. 5.

5. Никитин П. История города Смоленска. - М., 1847. - С. 268.

6. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.

7. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 125. Л. 1.

8. Смоленские губернские ведомости от 6 августа 1845. Отдел 2. Л. 3.

9. Никитин П. Указ. соч. - С. 314-315.

10. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 22. Л. 4.

11. Орлов В. С., Вержбицкий В.Г. Декабристы-смоляне. - Смоленск, 1951. - С. 94.

12. Смоленские губернские ведомости 24 от 1 июня 1849 г. - С. 199.

13. Бугайский П.Я. Смоленск. Историко-военный очерк. - СПб., 1879. - С. 9.

14. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 233. Л. 8.

15. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. З.

16. Ракочевский С. Опыт собирания исторических записок о городе Рославле. -Рославль, 1855. - С. 235.

17. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 25.

18. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 125. Л. 1.

19. Соловьёв Я.А. Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии. -М., 1855. - С. 147.

20. Рябков Г.Т. Смоленские помещичьи крестьяне. - М., 1991. - С. 39.

21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М., 1976. - С. 60.

22. ГАСО. Ф. 1. Оп. 4. 1862. Д. 159. Л. 1.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.