Научная статья на тему 'Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Чувашской республике'

Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / INFRASTRUCTURE / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимирский Денис Дмитриевич

В статье анализируется влияние развития транспортной инфраструктуры (как элемента рыночной инфраструктуры) на уровень развития малого и среднего предпринимательства в различных муниципальных районах Чувашской Республики. T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of infrastructure support for business activity in the Chuvash Republic

The article discusses the degree of influence of transport infrastructure development (as an element of market infrastructure) at the level of small and medium entrepreneurship in various municipalities of the Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Чувашской республике»

84

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Д.Д. ВЛАДИМИРСКИЙ

Денис Дмитриевич ВЛАДИМИРСКИЙ — аспирант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

В 2012 г. окончил Санкт-Петербургский университет управления и экономики.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности.

^ ^ ^

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ*

Уровень развития малого и среднего предпринимательства в целом по России и в отдельных регионах в значительной степени определяется степенью развития инфраструктуры, на которую опирается бизнес в процессе своего функционирования. Современное состояние инфраструктуры российской экономики характеризуется низким уровнем развития и недостаточной степенью привлекательности для инвесторов. В рамках настоящего исследования соотносится степень развития транспортной инфраструктуры (как элемента рыночной инфраструктуры) и уровень развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в различных муниципальных районах Чувашской Республики.

В составе регионального инфраструктурного комплекса Чувашии можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

Производственная инфраструктура в узком смысле слова включает в себя материальное производство (железные и автодороги, канализация, водоснабжение, системы энергоснабжения и т. д.), а в широком смысле учитывает также процесс управления предприятием и финансовые потоки — составляющие, необходимые для осуществления производства, но технологически в него не входящие.

Под понятием социальной инфраструктуры подразумевается совокупность отраслей и предприятий (сфера и объекты жилищно-коммунального хозяйства; объекты социально-культурного назначения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения и т. д.), деятельность которых направлена на обеспечение нормального уровня жизнедеятельности населения.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность экономических единиц, обеспечивающих эффективное функционирование рынка и процесс его развития: инфраструктура товарного рынка — организации оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, системы связи, специальные государственные органы регулирования рынка и пр.; инфраструктура финансового рынка — банковская система, валютные и фондовые биржи, небанковские учреждения; инфраструктура рынка труда — биржи труда, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населению и др. В состав рыночной инфраструктуры включается также транспортная система, обеспечивающая скорость и эффективность товародвижения и во многом определяющая процесс функционирования производственной сферы, доставки ресурсов и готовых товаров [3].

В таблице проведен сравнительный анализ степени развития транспортной системы Чувашии с уровнем развития малого и среднего предпринимательства на территории республики. В таблице

ГРНТИ 06.71.11 © Д.Д. Владимирский, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

85

приняты следующие сокращения: ОГЗ — общегосударственное значение; РЗ — республиканское значение; МЗ — местное значение.

Таблица

Сравнительный анализ степени развития транспортной системы с уровнем развития малого

и среднего предпринимательства (МСП) в Чувашской Республике

Административные районы Участок железной дороги (ЖД) Автодорога (АД) Уровень развития МСП Количество субъектов МСП / количество МСП / количество индивидуальных предпринимателей Объем отгруженных товаров собственного производства

2006 г. 2012 г.

Алатырский Основной вид транспорта — автомобильный ЖД ОГЗ «Казань — Канаш — Саранск» АД «Алатырь — Ибреси — Канаш»; АД РЗ «Алатырь — Порец-кое — Шумерля» 54/43/11 15,4 млн руб. 58/58/0 58,4 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,8 раза)

Аликовский Основной вид транспорта — автомобильный Плотность АД — 22,3 км на 100 км2. Протяженность АД — 310,93 км АД РЗ «Никольское — Ядрин — Калинино»; АД МЗ: «Аликово — Ишаки», Аликово — Яндоба», «Аликово — Раскильдино» и др. 357/49/308 нет данных 605/61/544 164,7 млн руб.

Батыревский район Основной вид транспорта — автомобильный АД ОГЗ «Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск» 1275/121/1154 105,5 млн РУб 1333/164/1168 440 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,2 раза)

Вурнарский район Протяженность АД — 170 км Протяженность ЖД — 28 км ЖД ОГЗ «Москва — Казань» Основные АМ РЗ «Чебоксары — Вурнары — Ибреси», «Шумерля — Калинино — Шихаза-ны» 618/111/507 81,7 млн руб. 721/123/598 235,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,9 раза)

Ибресинский район Протяженность ЖД — 38 км ЖД РЗ «Канаш — Ибреси — Алатырь — Красный Узел» АД РЗ: «Канаш — Ибреси — Алатырь», «Чебоксары — Вурнары — Ибреси — Яльчики» 520/63/457 155,0 млн руб. 604/139/465 292,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,9 раза)

Канашский район ЖД ОГЗ «Нижний Новгород — Канаш — Казань»; ЖД РЗ «Канаш — Красный Узел»; «Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань»; АД РЗ «Урмары-Канаш — Алатырь», «Шихаза-ны — Шумерля», «Ка-наш — Чебоксары» 907/107/800 15 млн руб. 963/185/778 68,7 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,6 раза)

Козловский район Протяженность ЖД — 23 км Протяженность речного пути по Волге — 30 км ЖД РЗ «Канаш — Юдино» АД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; АД РЗ «Козловка — Тюр-лема», «Первое Чура-шево — Андреево-Базары» 403/63/340 82,9 млн руб. 438/108/330 321 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,9 раза)

86

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Продолжение табл. 1

Комсомольский район Единственный вид транспорта — автомобильный АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань», «Чебоксары — Ибре-си — Батырево — Яль-чики» и ряд дорог МЗ 741/87/654 215,7 млн руб. 693/127/566 1030 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,8 раза)

Красноармейский район На долю автомобильного транспорта приходится 98 % грузовых и 84 % пассажирских перевозок ЖД РЗ «Канаш — Чебоксары» АД РЗ «Красноармейское — Чебоксары» (через Ишаки), «Красноармейское — Чебоксары» (через Цивильск), «Красноармейское — Батырево» 301/77/224 73,5 млн руб. 1555/112/1443 262,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 3,6 раза)

Красночетайский район Основной вид транспорта — автомобильный. На р. Сура пристаней нет (только остановочные пункты) ЖД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань» (нет железнодорожных станций) АД РЗ «Сурское — Шумерля»; Ад ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; сеть АД МЗ, имеющих выход на главные АД РЗ 234/33/201 25,3 млн руб. 348/52/296 67,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,7 раза)

Мариинско-Посадский район Протяженность АД — 129 км (94 км АД с твердым покрытием). На долю автомобильного транспорта приходится 47 % грузовых и 87 % пассажирских перевозок. Протяженность судоходных речных путей — 45 км АД РЗ «Йошкар-Ола — Мариинский Посад — Цивильск»; АД МЗ «Первое Чурашево — Андреево — Базары» 413/93/320 88,0 млн руб. 631/121/510 605,96 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 6,9 раза)

Моргаушский район Протяженность АД 418,15 км 948/113/835 62 млн руб. 938/135/795 348,4 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,6 раза)

Порецкий район В навигацию в Порецком функционирует пристань АД РЗ «Сурское — Шумерля»; АД МЗ 235/39/196 нет данных 720/91/629 нет данных

Урмарский район Основной вид транспорта — автомобильный. На автомобильный транспорт приходится 80 % грузовых и 20 % пассажирских перевозок ЖД ОГЗ «Москва — Казань — Екатеринбург» АД РЗ «Андреево — Базары — Урмары — Ка-наш»; АД МЗ «Урмары — Шоркистры — Янти-ково», «Урмары — Ковали — Нурлаты» 720/91/629 62 млн руб. 122/757/879 323,2 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5.2 раза)

Цивильский район Протяженность ЖД — 31 км Протяженность АД — 310 км Плотность сети АД и ЖД на единицу площади вдвое выше, чем в среднем по Чувашии ЖД РЗ «Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ: «Нижний Новгород — Казань», «Цивильск — Ульяновск — Сызрань», АД «Йошкар-Ола — Цивильск», «Мариинский Посад — Цивильск», «Цивильск — Краноармейское» 940/138/802 65,3 млн руб. 1002/175/820 350,9 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,4 раза)

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

87

Окончание табл. 1

Чебоксарский район Основной вид транспорта — ЖД. Главная водная транспортная магистраль — р. Волга ЖД РЗ «Красный Узел — Канаш — Чебоксары» АД ОГЗ «Нижний Новгород — Чебоксары — Казань», «Чебоксары — Цивильск — Ульяновск — Сызрань» 347/346/1 350 млн руб. 1944/547/1347 5 75 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,6 раза)

Шемуршинский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок в районе осуществляется автомобильным транспортом. Плотность АД — одна из самых низких в Чувашии АД ОГЗ «Цивильск — Ульяновск — Сызрань» 370/32/338 37,28 млн руб. 380/41/339 176 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,7 раза)

Шумерлинский район Общая протяженность АД с твердым покрытием составляет 184,2 км ЖД ОГЗ «Москва — Казань» АД ЛГЗ «Сурское— Шумерля — Чебоксары», «Нижний Новгород — Казань» и ряд АД РЗ 286/17/269 22,2 млн руб. 341/41/300 125,7 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 5,7 раза)

Ядринский район Общая протяженность автомобильных дорог составляет свыше 350 км Протяженность судоходных путей — 50 км АД ОГЗ «Нижний Новгород — Казань»; АД РЗ «Шумерля — Нижний Новгород — Казань», «Никольское — Ядрин — Калинино», «Ядрин — Канаш» 543/116/427 90 млн руб. 811/161/650 169,0 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 1,9 раза)

Яльчикский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом АД РЗ «Чебоксары — Ибреси — Яльчики», «Комсомольское — Яльчики — Буинск» 585/78/507 95,1 млн руб. 718/106/612 393,5 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 4,1 раза)

Янтиковский район Весь объем грузовых и пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность АД с твердым покрытием превышает 100 км АД РЗ «Урмары-Янтиково — Канаш»; ряд АД МЗ. Связь с другими районами республики осуществляется через Канаш, Урмары, Шоркистры 429/34/395 149 млн руб. 386/66/320 404,3 млн руб. (возрастание по отношению к 2006 г. в 2,7 раза)

Составлено автором по данным официальных сайтов муниципальных образований Чувашской Республики [1; 4]

С 2006 г. в республике осуществлена большая работа по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. № 68 «О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики», а также по развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» [2]. За этот период за счет всех источников финансирования построено и реконструировано 996,5 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 862,8 км — к 485 сельским населенным пунктам, построено 8 мостовых сооружений общей протяженностью 398,5 пог. м. В настоящее время 1660 сельских населенных пунктов (98 % от их общего количества) имеют подъезды с твердым покрытием и обеспечены автотранспортным сообщением, что положительным образом отразилось на развитии предпринимательства практически во всех районах республики, особенно сельскохозяйственных.

88

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Однако проведенное в 2012 г. обследование автодорожной сети продемонстрировало качественное ухудшение дорог республиканского и местного значения и необходимость их реконструкции в Ала-тырском, Аликовском, Вурнарском, Порецком и Шумерлинском районах.

Анализ таблицы демонстрирует, что уровень развития предпринимательства значительным образом возрос в районах, где в период с 2006 по 2012 г. было проведено ускоренное завершение строительства дорог республиканского и местного значения. Объем отгруженной субъектами малого и среднего предпринимательства продукции в этих районах возрос в период с 2006 по 2012 г. следующим образом: Мариинско-Посадский район — в 6,9 раза, Моргаушский район — в 5,6 раза, Цивиль-ский район — в 5,4 раза, Комсомольский район — в 4,8 раза.

Таким образом, предпринимательство Чувашии стабильно развивается. Увеличивается его доля во внутреннем региональном продукте. Развитие транспортной инфраструктуры вносит значительный вклад в развитие предпринимательства в сельскохозяйственной сфере, строительстве, торговле, в относительно новой для малого и среднего предпринимательства республики сфере деятельности — добыче полезных ископаемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/Organization.aspx7Bran ch=government

2. Республиканская целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года». URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=786&id= 1292834

3. Симонина С.В. Формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры // Вестник академии. 2011. № 3. С. 70-72.

4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. URL: http://gov.cap.ru/ SiteMap.aspx? gov_id=24&id= 1204013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.