Научная статья на тему 'Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Астраханской области'

Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверев Владимир Владимирович

Для того чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики, необходимо построить эффективную систему поддержки предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям. Это означает, что ключевым фактором успешного развития малого бизнеса в Астраханской области становится наличие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для достижения этой цели, помимо расширения инфраструктурной базы за счет создания новых организаций, необходимо также повысить эффективность деятельности уже существующей инфраструктуры. Все структуры, составляющие областную систему поддержки предпринимательства, должны функционировать как единая система, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании субъектов предпринимательства. Библиогр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To obtain quantitative and qualitative growth of a business sector of the economy, it is necessary to build an effective system to support business, paying special attention to the creation of special organizations, which will help newly-opened firms and beginning entrepreneurs. It means that the presence of an effective infrastructure supporting business is becoming a key factor of the successful development of small business in the Astrakhan region. To achieve this purpose, it is necessary to increase the efficiency of the activity of the already existing infrastructure, and to enlarge an infrastructure base due to the creation of new organizations. All structures forming regional system that supports private enterprises should function as a united system, cooperating and mutually supplementing each other, keeping to a common ideology of the development, and using general methodology, as well as realizing coordinated price policy in service of business subjects.

Текст научной работы на тему «Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в Астраханской области»

ББК 65.290.31-112

В. В. Зверев

Астраханский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Предпринимательство формирует конкурентную среду, создает альтернативу на рынке труда, способно дать новые рабочие места, стабильность в региональной экономике, обеспечивая налоговые потоки, которые меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики.

Заметную роль предпринимательства, причем не только в экономике, отметил в своем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации В. В. Путин: «Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс» [1].

В России для эффективного развития предпринимательства есть все предпосылки, включая высокий ресурсный, производственно-технологический, кадровый потенциал.

В 2007 г. были подведены итоги исследования по оценке состояния предпринимательства в России. Согласно полученному индексу состояния малого и среднего бизнеса было установлено увеличение объемов рынка, объемов инвестирования и общее улучшение состояния бизнеса по сравнению с 2006 г.

Бесспорно, что данная тенденция неодинакова для всех регионов Российской Федерации (РФ). По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» по итогам 2005-2006 гг. Астраханская область по типу инвестиционного климата относится к группе регионов с незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском (3В2). По инвестиционному риску Астраханская область занимает 59 место, по инвестиционному потенциалу - 56 место среди 88 регионов РФ, по индексу интегрального риска - 40 место. По рангам составляющих инвестиционного риска область занимает: 22 место по законодательному риску, 30 место - по финансовому, 27 место - по социальному и 18 место - по управленческому риску. Среди рангов инвестиционного потенциала высок природно-ресурсный - 28 место. Сферами экономики Астраханской области, перспективными для привлечения инвестиций, являются нефтегазодобыча, транспортный комплекс, судостроение, развитие жилищного строительства и производства строительных материалов, рыбохозяйственный комплекс, туризм, агропромышленный комплекс, энергетика [2].

По оценке вышеупомянутого рейтингового агентства, непосредственно г. Астрахань обладает рейтингом С++ предпринимательского климата (условия для ведения бизнеса достаточно благоприятные и они улучшаются; предприниматели и инвесторы расширяют бизнес) [3].

Астраханская область имеет ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигнет своего предела, когда даже высокая инвестиционная привлекательность будет не в состоянии обеспечить дополнительные инвестиции вследствие ограниченности трудовых, территориальных, водных и других ресурсов, и регион не сможет устойчиво развиваться без существенной поддержки федерального центра.

Тем не менее, выступая на Первом съезде предпринимателей Астраханской области (апрель 2007 г.), губернатор Александр Жилкин назвал темпы развития малого бизнеса в Астраханской области стремительными, приведя следующие цифры. В 2006 г. общая выручка от реализации товаров, услуг, которые произвели предприятия малого бизнеса, составила более 34 млрд руб. Это на одну треть выше показателей 2005 г. Согласно статистике малые предприятия производят пятую часть валового регионального продукта [4].

Фактическое поступление налоговых платежей от субъектов предпринимательства в бюджеты различных уровней составило 1,5 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2005 г. Впервые в 2006 г. официально зарегистрированные инвестиции в предпринимательство превысили 1 млрд руб. Малые предприятия региона, составляющие около 60 % общего количества предприятий области, успешно работают в 22 отраслях экономики области. В предприятиях малого бизнеса трудятся 165 тыс. жителей Астраханской области.

Во многом такое положение вещей сформировалось благодаря государственной поддержке. Так, на основании постановления областного правительства от 14 октября 2005 г. об отраслевой целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы», малый бизнес Астраханской области получит 510 380 тыс. руб. дополнительных инвестиций (из них средства областного бюджета - 160 380 тыс. руб., 350 000 тыс. руб. -средства федерального бюджета) [5].

К сожалению, на пути развития предпринимательства много преград и помех. Среди прочих -слабо развитая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства.

Поддержка предпринимательства связана, с одной стороны, с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями, с другой - с помощью для лиц, начинающих свое дело.

С учетом специфики развития предпринимательства, особенно на территориях с низким уровнем его развития, наличие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства становится ключевым фактором успешного развития малого бизнеса в регионе. Именно на основе инфраструктуры поддержки предпринимательства, на основе активного взаимодействия всех ее элементов должна осуществляться обратная связь между бизнесом и властью со стороны государства.

Крупный бизнес не нуждается в такой поддержке. Крупные предприятия создают собственную инфраструктуру - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, собственную материальную базу. Малые предприятия так действовать не могут. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным и не попадать в неприятные ситуации, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, заказать маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети.

Для того чтобы добиться количественного и качественного роста предпринимательского сектора экономики в регионе, необходимо построение эффективной системы поддержки предпринимательства с особым акцентом на создание институтов содействия молодым фирмам и начинающим предпринимателям.

Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс взаимосвязанных систем: информационного, финансового, ресурсного и материального обеспечения малого бизнеса, подготовки и переподготовки кадров, развития общественного движения и т. д. Механизмами реализации функций перечисленных систем являются специализированные организации (институты): банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственнотехнологические центры, учебные центры. Инфраструктура предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции [6].

В настоящее время в Астраханской области действуют несколько крупных организаций развития бизнеса, из которых самыми заметными являются Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Астраханская торгово-промышленная палата (ТПП), Астраханский областной кредитный потребительский кооператив «Народный кредит».

Астраханский государственный фонд поддержки малого предпринимательства - это некоммерческая организация, являющаяся составной частью инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемой в области. Фонд создан в целях разработки и реализации эффективных механизмов поддержки и развития сектора малого бизнеса в регионе. Деятельность фонда способствует мобилизации финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников, их эффективному использованию для осуществления поддержки малого предпринимательства, формированию в Астраханском регионе необходимой инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Астраханская торгово-промышленная палата - это негосударственная некоммерческая организация, учрежденная деловыми кругами г. Астрахани 30 апреля 1992 г. Астраханская ТПП входит в систему ТПП РФ. Астраханская ТПП объединяет 147 предприятий, организаций,

фирм, банков, союзов, ассоциаций области. Астраханская ТПП представляет интересы предпринимателей и их объединений, активно участвует в налаживании эффективного взаимодействия предпринимателей с государственными органами, отстаивает их интересы, участвует в реализации программ, направленных на развитие предпринимательства.

Астраханский областной кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» является на протяжении ряда лет одним из крупнейшим кредитных кооперативов РФ. Продуманное управление портфелем займов является чрезвычайно важным условием достижения кооперативами финансовой независимости. Кроме того, это свидетельствует о том, что финансово-посреднические услуги, оказываемые кредитными кооперативами своим членам, инвестируются последними в подавляющем большинстве случаев в осуществление предпринимательской деятельности по различным направлениям в сфере производства и обмена, снижая риски невозврата займов.

Однако не всегда создаваемая инфраструктура поддержки предпринимательства эффективна. Основной причиной неудовлетворительной деятельности инфраструктуры является отсутствие четкого функционального содержания деятельности инфраструктуры как системы. Инфраструктура в регионах и муниципальных образованиях РФ складывается, как правило, спонтанно. Как следствие, в регионах прежде всего появляются те элементы инфраструктуры, которые связаны либо с самыми насущными потребностями предприятий, либо со значительной финансовой отдачей от обслуживания предприятий по тем или иным направлениям.

Деятельность организаций инфраструктуры поддержки бизнеса в Астраханской области также не всегда является эффективной. Например, как показывает статистика, предприятия малого бизнеса вступают в члены Астраханской ТПП довольно неохотно, поскольку не считают приоритетными для себя те возможности, которые система торгово-промышленных палат может предложить для решения их насущных проблем.

Таким образом, становится очевидным, что первоочередной задачей развития предпринимательства, помимо расширения инфраструктурной базы за счет создания новых организаций, является повышение эффективности деятельности уже существующей инфраструктурной системы поддержки предпринимательства.

Для повышения эффективности деятельности инфраструктуры предлагается принять ряд мер.

1. Создать комиссию по определению эффективности деятельности организаций инфраструктуры.

2. В данную комиссию должны войти представители правительства Астраханской области, средств массовой информации, предприниматели.

3. Организациям региональной инфраструктуры поддержки бизнеса пройти, на добровольной основе, аттестацию.

4. Организациям, успешно прошедшим аттестацию, выделить средства на реализацию конкретных проектов, предлагаемых представителями бизнеса.

5. Организациям, успешно реализовавшим проекты такого рода, выделять средства на дальнейшее развитие.

6. Для реализации данного проекта привлечь отечественные и международные донорские организации.

Все структуры, составляющие областную систему поддержки предпринимательства, должны функционировать как единая система, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании субъектов предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства является продолжительным процессом, во многом зависящим от экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления. Несмотря на огромное количество проблем, от разрешения которых напрямую зависят перспективы отечественного предпринимательства, оно продолжает доказывать свою высокую адаптированность и жизнеспособность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2007. - № 4353 / http://www.rg.ru/2007/04/27/poslanie.html.

2. Паспорт Астраханской области // Портал органов государственной власти Астраханской области. -2007 / http://www.astrobl.ru/images/Pasport_Astrakhan_russ.pdf.

3. Предпринимательский климат в российских городах // ЭКСПЕРТ РА. - 2007 /

http://www.raexpert.ru/ratings/regions.

4. Александр Жилкин назвал представителей малого бизнеса своими союзниками и опорой // Жилкин.ру. - 2007/http://www.jilkin.ru/news/?id=2046&version=print.

5. Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы // Портал органов государственной власти Астраханской области. - 2007 /http://www.astrobl.ru.

6. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 496 с.

Статья поступила в редакцию 11.06.2006

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF INFRASTRUCTURAL PROVISION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE ASTRAKHAN REGION

V. V. Zverev

To obtain quantitative and qualitative growth of a business sector of the economy, it is necessary to build an effective system to support business, paying special attention to the creation of special organizations, which will help newly-opened firms and beginning entrepreneurs. It means that the presence of an effective infrastructure supporting business is becoming a key factor of the successful development of small business in the Astrakhan region. To achieve this purpose, it is necessary to increase the efficiency of the activity of the already existing infrastructure, and to enlarge an infrastructure base due to the creation of new organizations. All structures forming regional system that supports private enterprises should function as a united system, cooperating and mutually supplementing each other, keeping to a common ideology of the development, and using general methodology, as well as realizing coordinated price policy in service of business subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.