Научная статья на тему 'Развитие сферы бытовых услуг как ресурс в преодолении кризиса на рынке труда'

Развитие сферы бытовых услуг как ресурс в преодолении кризиса на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / СФЕРА УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазов Александр Константинович

В последнее время Российский рынок бытовых услуг активно развивается и оказывает значительное влияние на рост занятости населения и снижения социальной напряженности. Это позволяет рассмотреть сферу услуг как эффективный инструмент преодоления ситуации, сложившейся на рынке труда в результате финансового кризиса. В статье представлен опыт антикризисных программ, главным ресурсом которых выступает сфера услуг. Рассмотрены проблемы и даны рекомендации по созданию благоприятных условий для занятия предпринимательством в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы бытовых услуг как ресурс в преодолении кризиса на рынке труда»

УДК 338.46

I РАЗВИТИЕ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ КАК РЕСУРС | В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА НА РЫНКЕ ТРУДА

Хазов Александр Константинович, аспирант Современной гуманитарной академии,

hazovak@mail.ru, г. Москва

The Russian market of household services actively develops, has an influence upon employment and reduces social effort in recent years. This allows us to consider the scope of services as an effective tool to overcome the situation on the labor market as a result of the financial crisis. The article presents the experience of anticrisis programs, the main resource of which supports the service sector. The paper investigates the problems and recommendations for the creation of favorable conditions for entrepreneurship in the service sector.

В последнее время Российский рынок бытовых услуг активно развивается и оказывает значительное влияние на рост занятости населения и снижения социальной напряженности. Это позволяет рассмотреть сферу услуг как эффективный инструмент преодоления ситуации, сложившейся на рынке труда в результате финансового кризиса. В статье представлен опыт антикризисных программ, главным ресурсом которых выступает сфера услуг. Рассмотрены проблемы и даны рекомендации по созданию благоприятных условий для занятия предпринимательством в сфере услуг.

Ключевые слова: кризис, сфера услуг, рынок труда, безработица. Ключевые слова: кризис, сфера услуг, рынок труда, безработица.

Финансовый кризис, с которым мир столкнулся в 2008 году, стал серьезной угрозой для рынка труда и экономики в целом. Уровень безработицы среди трудоспособного населения начал расти на фоне сокращения персонала и снижения заработной платы сотрудников отдельных компаний и даже целых отраслей.

Несмотря на то, что основная волна кризиса прошла, тенденция, которая наметилась в 2009 году, сохранилась, а в некоторых случаях получила дальнейшее развитие. Так, по данным мониторинга рынка труда Российской Федерации, результаты которого были опубликованы Министерством здравоохранения и социального развития РФ 24.12.2008, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1454300 человек. Этот показатель можно было бы назвать приемлемым. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться серьезным ростом зарегистрированной безработицы. Однако нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы: официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости и тех, кто во время опроса признался

в потере работы. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, разными способами пытаются сохранить коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица, масштабы ее возрастают по мере свертывания производства. Квалифицированные работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.

Кроме того, никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления трудовых отношений и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Принято считать, что основная волна кризиса прошла в середине 2009 года, но ее последствия ощущаются до сих пор. Общая численность безработных граждан в 2010 году составила 6,8 млн человек или 9,2% экономически активного населения. Между тем, согласно данным Росгосстата за январь 2009 года, уро-

вень безработицы составлял 8,7%, а число безработных достигло 6,5 млн человек. К сожалению, тот факт, что в мае 2010 года численность безработных снизилась до 5,6 млн человек, не позволяет рассчитывать на быстрое решение проблемы [10]. Несмотря на объективный характер безработицы, социальные потери и последствия, которые она порождает, очевидны и имеют долгосрочный период.

В первую очередь, снижается уровень жизни безработного, а соответственно и членов его семьи, потому что пособие по безработице в несколько раз меньше, чем средняя заработная плата. Это ведет к изменению образа жизни. Заметно снижается общий уровень его качества. Человек вынужден ограничивать себя и свою семью в способах разумного и полезного времяпрепровождения, удовлетворении потребностей, желаний. В связи с этим меняются приоритеты. Главный аспект жизнедеятельности сдвигается в сторону первичных потребностей. Жизнь наполняется неустойчивостью, ограничениями, связанные с низким уровнем дохода, неуверенностью в реализации личных планов.

На фоне этого ухудшается психологическое состояние в семье, становятся частыми конфликты. Не имея других возможностей снятия стресса, люди прибегают к алкоголю как самому быстрому и дешевому способу расслабиться, что только усугубляет ситуацию.

Поиск нового места работы сейчас для большинства стал делом не из легких. Официально устроиться на работу, отвечающую старым запросам, удается далеко не всем, поскольку это отнимает немало сил, времени и финансовых средств. Существенная часть безработных в отчаянии прибегает к неофициальным видам заработка, а иногда — к прямым криминальным видам доходов, что влечет рост преступности.

В нынешних условиях без работы осталось огромное количество людей, причем их реальное число, как было сказано выше, сильно отличается от официальных данных. Так называемые «группы риска», в которые входят менее защищенные категории населения, принимают на себя основной удар кризиса, который практически обрек их на провал в поиске работы.

Тяжелее всего приходится людям предпенсионного возраста. В объявлениях о работе часто можно увидеть возрастные рамки

«до 35 лет». В редких случаях приемлемый возраст доходит до 45 лет, как правило, это предложения о низкооплачиваемой работе, не требующей особых знаний. Люди старше этих рамок становятся не нужны. Жители монопрофильных городов, которых в России насчитывается более 400, отдавшие полжизни одному градообразующему предприятию, лишаются возможности работать. Ссылаясь на кризис, недобросовестные работодатели производят сокращения, которые не соответствуют требованиям трудового законодательства.

Большая часть уволенных не могут найти другую работу (в монопрофильных городах ее просто нет), становясь заложниками собственного города. Изначально не имея возможности, в дальнейшем, после тщетных попыток, они постепенно уменьшают активность поиска. Это сопровождается, общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени. Среди данной группы людей происходит полная утрата психологической уверенности в себе, работодателях, государстве, что усиливает процесс деформации личности. Человек уже не хочет самостоятельно искать работу, смиряется со своим социальным статусом и уровнем жизни, нередко озлобляется, в нем обнаруживаются все признаки депрессии. Ему ничего не остается, как опускаться все ниже на самое дно, пополняя и без того многочисленные ряды маргиналов, люмпенов.

Отмеченный процесс можно проиллюстрировать на судьбе работников частных охранных предприятий. В России официально действует 30000 частных охранных предприятий с численностью персонала от 50 до 1500 человек [2]. Штат комплектуется из бывших военных, которые устраиваются в охранные организации сразу после увольнения из рядов вооруженных сил. В условиях кризиса множество компаний отказались от подобных услуг или перешли на систему пультовой охраны, требующей значительно меньшего количества персонала. Таким образом, без работы остаются сотни тысяч людей, имеющих чрезвычайно узкий и практически не имеющий возможности применения в другой сфере опыт.

Проблемы с трудоустройством возникли и у молодого поколения. У выпускников различных учебных заведений и демобилизовавшихся в запас солдат срочной службы нет шан-

сов на рынке труда при сложившемся уровне конкуренции. Некоторые из-за отсутствия других вариантов по собственной воле приходят на призывные комиссии с целью служить по контракту. В итоге в 2009 году количество желающих служить по контракту в 4 раза превысило план. В том же 2009 году в ряды вооруженных сил на срочную службу было призвано более полумиллиона молодых людей [7]. Многие из них планировали продолжить службу на контрактной основе, но в условиях ограниченности мест повезло не всем.

Следствиями сложившейся ситуации становятся:

1) обесценивание трудового капитала;

2) падение уровня жизни;

3) сокращение естественного прироста населения;

4) стихийность миграционных процессов среди населения;

5) рост преступности;

6) увеличение количества самоубийств.

Возникающие темпы восстановления российской экономики пока не позволят создавать достаточное количество рабочих мест для решения этих проблем. Отсутствие вакансий говорит о том, что предприятия не планируют развивать производство в ближайшее время, одни — в ожидании второй волны кризиса, другие, не имея возможности создавать новые рабочие места, повышают требования к работающим людям, нарушая трудовое законодательство и права человека.

Сейчас сложно сделать точный прогноз, каким будет уровень безработицы в 2011 году. Однако правительствам всего мира стоит предпринять решительные антикризисные меры, чтобы погасить растущую социальную напряженность в обществе.

В последнее время в России наметились негативные тенденции занятости, которые в условиях кризиса только обострились.

В обществе давно сложился стереотип о беспомощности и низкой эффективности государственных служб занятости. В литературе нередко встречается описание негативного портрета консультанта службы занятости. Чаще всего его представляют в образе бывшего служащего собеса, у которого отсутствуют интерес к проблемам клиента и критический взгляд на собственную деятельность. В связи с этим бывшие рабочие не желают обращаться в подобные службы (по статистике лишь треть населения

обращается в государственную службу занятости из-за возникающей безысходности).

Предпочтение отдается самостоятельному поиску работы, занимающему больше времени и требующему дополнительных расходов (проезд, фото для анкет). В силу отсутствия новых рабочих мест и низкой конкурентоспособности кандидатов в периферийных районах это нередко приводит к одному результату — сокращению численности экономически активного населения. Причиной этому служит появление мыслей о бесперспективности поисков работы. Лишь единицы из общего числа не теряют надежд и пробуют найти работу в других районах (часто центральных), рискуя быть обманутыми недобросовестными работодателями (их в последнее время становится все больше). В условиях плохого контроля, а иногда и полного бездействия государства, открываются новые возможности для недобросовестных работодателей, мошенников, которые оперативно реагируют на ситуацию в стране.

Происходит постоянное вымывание среднего научно-технического и технического персонала предприятий в виду, с одной стороны, слишком низких заработков этого контингента рабочей силы в ведущих отраслях народного хозяйства, с другой — его большей профессиональной гибкости, позволяющей ему легче найти занятость в других хозяйственных структурах. Наблюдается резкое нарушение возрастных соотношений работников в крупной промышленности и других ключевых отраслях народного хозяйства — дефицит «смены поколений». Одной из главных причин можно назвать рассеивание трудоспособной молодежи по занятиям, не имеющим перспектив,— розничная и челночная торговля, случайные заработки, «шабашки». Часть из этих молодых людей становится «потерянной» для цивилизованного рыночного хозяйства и предприятий, работа в которых требует элементарной самодисциплины.

Выход на рынок труда высококвалифицированных работников оборонных предприятий, отраслей гражданского машиностроения и др. и их длительное пребывание в качестве безработных, несомненно, резко снижают уровень профессиональной подготовки, делает часть из них непригодной для работы по профилю специальности.

Для изменения сложившейся негативных тенденций и стабилизации ситуации на рын-

ке труда каждый субъекты Российской Федерации разрабатывают антикризисные программы. В условиях перехода современного общества из состояния индустриальной цивилизации в состояние сервисной [3. С. 26—32], нет удивительного в том, что их большая часть основана на организации общественных работ, являющихся одной из разновидностей бытовых услуг. В общем смысле бытовой услугой можно назвать полезное действие, являющееся результатом преимущественно производительного труда, воплотившегося либо в материально-вещественных предметах, либо в виде определенной деятельности, не принимающей осязательных результатов [5. С. 32]. Безработные могут быть привлечены для выполнения подобных работ по множеству направлений:

• уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обустройстве и ремонте жилых помещений и их территорий;

• сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции, к развитию озеленения жилых кварталов;

• подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах;

• уборка территорий городов, населенных пунктов, промышленных предприятий;

• строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

• проведение мелиоративных (ирригационных) работ, санитарную профилактику лесного хозяйства;

• участие в строительстве жилья и реконструкции жилищного фонда, а также объектов социально-культурного назначения;

• восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

• сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи;

• помощь в модернизации жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

• сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон;

• озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

• экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель;

• обслуживание систем вторичного использования отходов;

• подсобные работы в организациях перерабатывающего комплекса промышленности и торговли;

• помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т. д.).

Трудоустройство в сфере обслуживания как способ решения проблем безработицы одними из первых избрали власти Волгоградской области. По словам вице-губернатора, 150 млн руб. будут направлены на помощь уволенным рабочим в организации сервисных предприятий (это могут быть небольшие фирмы по ремонту бытовой техники или ремонту в сфере ЖКХ). Если программа заработает и «будет виден реальный эффект», правительство РФ сможет выделить региону еще 50—100 млн руб. Деньги планируется выделяться опосредованно — через оплату арендуемых предпринимателями помещений или закупку оборудования. Это беспрецедентное, по сути, и одно из первых в стране подобных решений [9].

Интересный опыт по преодолению безработицы приобретен в муниципальных органах управления Московской области. Здесь определены квоты по привлечению иностранных рабочих, созданы центры по профилактике безработицы. Ощутимая работа проводится по совершенствованию занятости людей на объектах социально-культурного значения, сформировались условия для сохранения специалистов и преодоление причин потери кадрового потенциала предприятий. Реализация созданных программ по безработице изменила подходы к жизнедеятельности работоспособных групп населения в Подмосковье. В программах предусмотрены перспективные действия по изменению условий возникновения безработных лиц. Преодолением кризисных условий, создающих дефицит рабочих мест, стала реальная поддержка самозанятости населения. «Самозанятость» в городах Московской области при расширении рабочих мест позволяет укрепить связь работодателей и госслужб. Преодоление безработицы в Подмосковье — это процесс, имеющий целью не только хорошие экономические показатели. Трудоустройство, выбор профессии, как здесь счита-

ют,— это характер информационной осведомленности, в которой следует соизмерять личностный выбор с потребностями рынка труда, более глубокое познание тех профессий, которые формировали бы гордость людей за их созидательный в области обслуживания населения, строительстве, озеленения и реставрации культурно-исторических объектов [4. С. 4].

В целом такого рода программы имеют реальные шансы на успех. Особенно это касается трудоизбыточных регионов. Предприятия сферы услуг могут внести значительный вклад в смягчение скрытой безработицы и дадут возможность получения дополнительной работы или заработка.

В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей [6].

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует возрастающий спрос на бытовые услуги со стороны корпоративных клиентов — банков, офисных и торговых центров, а также частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25—30% ежегодно и обусловлен стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах [8]. Клиентами сферы бытового обслуживания могут быть и люди, доход которых не высок, заинтересованных скорее в том, чтобы отремонтировать старые холодильники и машины, чем приобрести новые.

Основной чертой современности является переход общества из состояния индустриальной цивилизации в состояние сервисной. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени

не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Города развиваются. Строятся новые микрорайоны, открываются новые офисы, гостиницы, предприятия, а это значит, что сфера бытовых услуг должна не просто развиваться, а работать на опережение спроса, устраняя свой противоречивый характер. Как известно, преобладание спроса на услуги может привести к их догоровизне, низкому качеству, с одной стороны, с другой — преобладание предложений услуг над спросом создает нездоровую конкуренцию, увеличивает число нераскрытых преступлений. Выходом из такого состояния может быть только регулируемый процесс, создающий размах сервисной деятельности как человекосберегающего направления [1. С. 53—97].

В современных условиях наиболее перспективными являются две формы ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания,— сопутствующая и сетевая формы. В первом случае развиваются компании, для которых бытовые услуги — это сопутствующий бизнес, усиливающий конкурентное преимущество основного (например, сервисное обслуживание и ремонт бытовой техники и электроники). Второй эффективной формой является сетевая, по которой работают предприятия, создающие свои сети благодаря собственным или иностранным инвестициям. Эти сетевые компании развиваются по принципу строительства филиалов, либо используя франчайзинг. Самые представительные сети — в клининге (одном из быстрорастущих сегментов рынка бытовых услуг), который на сегодняшний день включает и новые специальные виды услуг: ландшафтный дизайн, поставку питьевой воды и др.

Сетевая модель бизнеса позволяет не только выдержать конкуренцию, но и создавать, по сути, новые сегменты рынка бытовых услуг, обогащая его философией бизнеса, где оперативность услуг формирует качество жизни предпринимателей и потребителей. Примером, свидетельствующим о перспективности развития сетей бытового обслуживания, выступает, в частности, проект «Муж на час». Компания с таким названием появилась в Перми и оказывала услуги по разнообразному мелкому ремонту квартиры, услугах сантехника, электрика. После первого сообщения в марте 2003 года о появлении такой фирмы в Перми ее «клоны» появились в целом ряде городов:

Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Красноярске, Томске и других. В самой Перми начала работу фирма-конкурент под названием «Супруг на час».

По мнению экспертов, секрет успеха проекта «Муж на час» состоит в точном определении незамеченного другими компаниями неудовлетворенного спроса на мелкий квартирный ремонт. Для открытия такого бизнеса необходимо лишь $ 10—15 тыс., срок окупаемости вложений составляет всего 6—10 месяцев. Форма организации работы (создание диспетчерской, принимающей заказы, которые выполняют работающие за процент от получаемой суммы мастера) и доходность выполнения заказа не имеют существенных отличий от работы и рентабельности компаний, действующих на устоявшемся и высококонкурентном рынке, например, в сфере ремонта бытовой техники. Однако предоставление совершенно новой услуги обеспечивает бурный рост числа клиентов за короткое время, который и дает возможность построить устойчивый бизнес.

Проекты, подобные «Мужу на час», могут развиваться в различных сферах рынка бытовых услуг (например, по направлению художественной штопки и др.), они перспективны как для создания крупных сетевых структур, так и для продвижения в рамках малого и среднего бизнеса. Безусловно, развитие названной формы бизнеса требует широкой индивидуальности, внедрения надежности и адекватности. Профилактика по устранению возможных авантюр требует четкой организации, в которой преобладали бы определенные стимулы для ее эффективности, известный заказчикам круг мастеров, тесная связь заказчика с фирмой, выполняющей принятый объем работы, гибкую систему расчетов.

В данном направлении реализация философии бизнеса раскрывается как гуманизированный, адресный процесс, устраняя в жизни людей заброшенность, безысходность и необъяснимую дороговизну. Используемая форма услуг в полной мере претендует на характер сервисного обслуживания.

Современные тенденции развития рынка бытовых услуг в России позволяют полагать, что в значительной мере этот рынок формируют именно сетевые компании, роль которых еще более усилится в будущем. Тем не менее, в условиях роста сетей предприятий бытового обслуживания увеличивается дефицит квали-

фицированных кадров. Не секрет, что расширение сети не идет в ногу с качеством обслуживания. Это естественная болезнь роста.

Вне зависимости от формы ведения работы, субъекты малого и среднего бизнеса, работающие в сфере услуг, сталкиваются с одними и теми же проблемами:

• недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах, которая вынуждает обращаться к частным нелегальным участникам этой сферы;

• нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий;

• ограниченность в размерах штата, налагаемая требованиями системы упрощенного налогообложения, а, следовательно, и ограниченность в развитии;

• отсутствие государственной поддержки (нет гибкой системы налогов, тарифов, отсутствуют правовые центры).

Хотя дефицит кадров на фоне общей безработицы выглядит нелогично, но он есть. Назовем некоторые причины этого дефицита:

• отсутствие средств на рекламу;

• недостаточная информированность кандидатов о имеющихся вакансиях;

• отсутствие у работодателя возможности или желания оформлять официальные отношения с работником, что не устраивает хороших специалистов;

• сезонность работы.

Имея возможность привлечь внештатного сотрудника, переложив все обязанности и затраты на оформление и ведение документооборота на стороннюю организацию, работодатель смог бы сконцентрироваться на повышении качества обслуживания своих клиентов.

Подобная услуга — аутстаффинг — давно зарекомендовала себя на российском рынке. Многие крупные западные, а также российские предприятия долгое время работают по данной схеме. Но в ногу с передовыми технологиями идут и мошенники. В Москве сейчас действуют десятки довольно крупных агентств, заявляющих о том, что они предоставляют аутстаффинговые услуги. Несмотря на недобросовестность и сомнительное качество предоставляемых услуг, они получают крупные заказы от известных российских компаний. Российские заказчики в погоне за сверхприбылью руководствуются одним показателем — цена, совсем не думая о по-

следствиях необдуманных поступков. Выводя за штат ряды должностей, они считают, что вся забота с них полностью снимается, даже не проверяя, на каких условиях трудятся их вчерашние сотрудники, что влечет к снижению внутреннего имиджа компании.

Подводя итог, можно сказать, что создавая благоприятные условия для занятия предпринимательством в сфере бытового обслуживания, необходимо понять, что одних инвестиций не достаточно. Инвестиции действительно необходимы, но прежде всего в сферу образования и подготовки кадров, иначе остальные вложения не дадут никакого результата. Важно

также создать адекватную систему контроля за деятельностью участников рынка бытового обслуживания и их партнерами, работа которой не будет чрезмерно усложнять их функционирование. Только в этом случае появится реальная возможность решить ряд важных социальных проблем, связанных с высоким уровнем безработицы: создание дополнительных рабочих мест, отвечающих трудовому законодательству, снятие проблемы занятости населения, достижение социальной стабильности, повышение уровня обеспеченности населения доступными бытовыми услугами, сдерживание цен на товары и услуги.

Литература

1. Анисимов А. С., Ручко А. С. Проблемы и условия развития предпринимательства в современной России// Сервис plus. 2009. № 1. С. 53-97.

2. Арефьева Евгения. «ЧОПомания» // «Молва» Владимирская обл.: электронная версия газеты. 2009. 7 мая. URL: http://www.molva33.ru/news/? news=2730&y=2009&m=5&d=7 (Дата обращения: 10.10.2010 г.)

3. Бурцев С.А. Система ценностей в сервисе и ее трансформация// Сервис Plus. 2008. № 3. С. 26—32.

4. Громов Б.В. Безработица снижается // Интервью газете «Маяк» Пушкинского района // «Маяк». 2010. 28 октября.

5. Дмитриев В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги // В.И. Дмитриев. М.: Экономика, 2008. С. 32.

6. Материалы I научно-практической конференции магистрантов «Теоретические и прикладные исследования социально-экономической системы» от 27 ноября 2009 г. Бахарева А.С. Особенности развития сферы бытовых услуг в России», электронная версия URL: http://perspectives.utmn.ru/2009_9s/4.3.htm (Дата обращения: 15.08.2010).

7. РИА Новости Сюжет: Весенний призыв 2010 года. 2010. 26 июля.

8. Обзор российского рынка бытовых услуг. Информационный портал межрегионального делового сотрудничества. URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-10932.html (Дата обращения: 25.09.2010).

9. Пострадавших от кризиса отправят в сферу обслуживания // Газета «Коммерсантъ — Нижняя Волга». № 229 (4046) от 16 декабря 2008 года.

10. Социально-экономическое положение России 2010 год, сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW. exe/Stg/d09/3—2.htm (Дата обращения: 02.10.2010).

Книжные новинки

Субботина Е.В. Научно-методологические подходы к формированию государственных требований к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии: Монография. М.: МПГУ, ФГОУВПО «РГУТиС», 2010. 204 с.

В монографии представлены методологические подходы и научно-практические основы формирования государственных требований к качеству подготовки специалистов для туристской индустрии, структурированию содержания образовательных стандартов высшего профессионального образования в туризме, отвечающих потребностям рынка труда. Освещена роль профессиональных стандартов (квалификационных требованиям к работникам туристской индустрии) в разработке требований к знаниям, навыкам и умениям, выраженным в виде компетенций государственных образовательных стандартов третьего поколения. Изложены новые научно-методические подходы к проблеме модернизации системы высшего профессионального туристского образования путем установления научно-обоснованных требований к формированию основных образовательных программ непрерывной подготовки кадров по направлению Туризм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.