Научная статья на тему 'Развитие сферы бытового обслуживания населения в Московской агломерации'

Развитие сферы бытового обслуживания населения в Московской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы бытового обслуживания населения в Московской агломерации»

/—ч с» с» с» с»

граждан. С другой стороны, возникает новый мощный рычаг воздействия на все уровни человеческой деятельности. Безусловно, создание такой информационной сети связано с огромными затратами, которые непосильны для отдельных стран.

Названные глобальные проблемы с экономических позиций играют важную основообразующую роль наряду с международным разделением труда, связывая мировое хозяйство в целостную систему.

УДК 338.467

А.И. Волкова Руководитель — к.э.н., доцент Кривошеева Т.М.

Студентка 4 курса ГОУВПО «МГУС»

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Бытовое обслуживание населения является одной из наиболее специфичных и социально значимых отраслей сферы платных услуг для региона. Сама структура (наличие шестнадцати основных отраслевых групп услуг и колоссального количества их видов и подвидов), а также высокая степень подверженности влиянию различных факторов как объективного, так и субъективного порядка диктуют различия в формировании потребностей и спроса населения.

Наиболее благополучной с точки зрения широты ассортимента, территориальной доступности и объемов оказываемых услуг является ситуация в г. Москве и Московской области. Москва занимает первое место из числа других регионов - субъёктов РФ по объемам бытовых на душу населения по данным на 2003 г. (2481,3 руб. на человека в год), второе место принадлежит Московской области (1626,7 руб.). Доля бытовых услуг в региональном ВВП в 2003 году составила около 3%. Такая ситуация отчасти объясняется более высоким уровнем доходов населения в данных субъектах РФ.

Объем реализации бытовых услуг по городу Москва за период 2000 - 2005 гг. увеличился с 19,058 до 28,485 млрд. руб. В 2005 году наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг по объему реализации занимали следующие отраслевые группы: ритуальные услуги - 27,4%, услуги парикмахерских - 14,1%, ремонт и пошив швейных изделий - 8,17%, услуги фотографии - 7,01%. Наименьший удельный вес приходился на услуги бань и душевых - 3,1%, услуги ломбардов - 0,8% и клининговые услуги - 0,8%, услуги проката - 0,76%.

В связи с этим на сегодняшний день можно выделить следующие категории бытовых услуг:

Благополучно развивающиеся услуги - парикмахерские услуги, фотоуслуги, ритуальные услуги.

Услуги, обладающие определенным потенциалом развития - услуги прачечных, химической чистки и крашения одежды, бань и душевых, услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, ремонт обуви, пошив и ремонт швейных изделий.

Услуги, находящиеся в состоянии спада: бытовой прокат, пошив и ремонт трикотажных изделий.

Наибольший удельный вес по количеству предприятий приходится: на парикмахерские и салоны красоты - 30,5% от общего количества предприятий бытового обслуживания города, на пошив и ремонт швейных изделий - 9%, на ремонт и пошив обуви - 8,8%, на услуги фотографии - 7,6%, на ремонт радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники - 6,8%. Наименьший удельный вес (менее 5%) приходится на предприятия следующих отраслевых групп услуг: изготовление и ремонт мебели, изготовление и ремонт ювелирных изделий, прокат, бани, видеопрокат, ремонт часов, металлоремонт и изготовление металлоизделий.

На сегодняшний день 40% предприятий бытового обслуживания населения города имеют в составе имущественного комплекса оборудование, отвечающее современным требованиям более чем на 90% (это предприятия химической чистки и крашения, предприятия парикмахерские, фото предприятиях). На 30-ти процентах предприятий отрасли оборудование отвечает современным требованиям менее чем на

50%. Наибольшую долю технически и морально устаревшего оборудования имеют предприятия следующих отраслевых групп услуг: услуги прачечных; изготовления и ремонта металлоизделий; пошива и ремонта обуви, пошива и ремонта швейных изделий, ремонта часов.

Подготовку специалистов с высшим образованием для предприятий бытового обслуживания населения осуществляет Московский государственный университет сервиса, в состав которого входят 11 специализированных факультетов. Количество

выпускников для отрасли составляет ежегодно около 2000 человек. Подготовку

специалистов среднего звена и рабочие кадры для предприятий бытового обслуживания населения осуществляют 43 профессиональных училища, лицея и колледжа, выпускающих ежегодно около 3000 специалистов и рабочих профессий.

Проблемы отраслевого развития:

- вопросы ценовой доступности услуг для всех категорий населения,

- неравномерное размещение сети объектов бытового обслуживания в

регионе,

- недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли,

- недостаточно сформированная предпринимательская среда,

- отсутствие единой системы подготовки и переподготовки кадров для сферы бытового обслуживания и т.д.

Проведенные исследования позволили выявить ряд наиболее насущных проблем, снижающих результативность деятельности предприятий бытового обслуживания населения Московской агломерации и тормозящих эффективное развитие отрасли с точки зрения предпринимателей..

1. высокий уровень налогов и значительные коммунальные расходы,

высокая стоимость арендной платы;

2. нехватка помещений для организации бизнеса;

3. отсутствие стартового капитала, нехватка собственных средств,

высокая стоимость коммерческого кредита;

4. недостаточная сформированность предпринимательской среды,

административные барьеры.

В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного развития бытового обслуживания в Москве и Московской области выделены следующие основные направления:

- совершенствование правового регулирования, координации и контроля;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.