Научная статья на тему 'Развитие сети школ духовного ведомства на территории Липецкого уезда Тамбовской губернии во второй половине XIX века'

Развитие сети школ духовного ведомства на территории Липецкого уезда Тамбовской губернии во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малышева О. В.

Статья посвящена вопросу развития церковно-приходских школ и школ грамотности после отмены крепостного права на примере Липецкого уезда Тамбовской губернии. Автором поднимаются проблемы распространения грамотности, открытия учебных заведений нового типа для крестьян, обустройства библиотек, привлечения финансовой поддержки и квалифицированных педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Малышева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of parochial and literacy schools after the abolition of serfdom basing on the example of the Lipetsk district. The author considers the problems of literacy spreading and opening of new-type schools for peasants, establishment of libraries and involvement of financial help and qualified teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие сети школ духовного ведомства на территории Липецкого уезда Тамбовской губернии во второй половине XIX века»

О. В. Малышева

РАЗВИТИЕ СЕТИ ШКОЛ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОГО УЕЗДА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Работа представлена кафедрой отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. Н. Фурсов

Статья посвящена вопросу развития церковно-приходских школ и школ грамотности после отмены крепостного права на примере Липецкого уезда Тамбовской губернии. Автором поднимаются проблемы распространения грамотности, открытия учебных заведений нового типа для крестьян, обустройства библиотек, привлечения финансовой поддержки и квалифицированных педагогических кадров.

The article is devoted to the development of parochial and literacy schools after the abolition of serfdom basing on the example of the Lipetsk district. The author considers the problems of literacy spreading and opening of new-type schools for peasants, establishment of libraries and involvement of financial help and qualified teachers.

Преобразования второй половины XIX в. ознаменовали собой новый этап в развитии российского образования. В 1861 г. Министерству народного просвещение было отправлено на рассмотрение «Положение о мерах к распространению образования среди сельского населения». По проекту комитета предлагалось открыть по одной школе на каждую тысячу жителей мужского населения. На содержание городских школ выделялось по 400 руб., а на сельские по 275 руб. Обеспечение книгами и канцелярскими принадлежностями было бесплатным и осуществлялось Училищными советами. Высшим органом руководства и управления предлагалось назначить Министерство народного просвещения. Новый законопроект защищал права учителя, проявлял заботу о его материальном положении.

Таким образом, первоначальные проекты по реформированию образования ставили перед собой главную цель - распространить грамотность среди крестьянского населения и создать условия для массового открытия сельских школ. В стране в 1861 г.

насчитывалось 18 587 школ духовного ведомства, а в 1863 г. - 21 4211.

В состав Липецкого уезда Тамбовской губернии входили территории современного Липецкого и Грязинского районов. В Ли -пецком уезде по данным отчетных сведений за 1890-1891 учебный год содержится упоминание о 5 школах грамоты и 6 церковноприходских. При церквях располагалось

8 школ, и только 2 в съемной квартире. Все помещения, отведенные под классы, были неудобны, имели плохое освещение, вентиляцию, инвентарь. И только для одной церковно-приходской школы в селе Красилов-ка Липецкого уезда Тамбовской губернии было построено специальное здание в 1885 г. на средства священника Муравьева, который выделил из собственных сбережений 400 руб. серебром. Здание школы было удобным, но, как и у большинства учебных заведений, при школе отсутствовал приусадебных участок для сельскохозяйственных работ2.

Количество населения в селах, где располагались эти учебные заведения, со-

ставляло 20 570 человек. Детей в возрасте от 7 до 14 лет было 3216. Школы духовного ведомства посещало незначительное число учащихся (245 мальчиков и 29 девочек). В земских и частных школах обучалось 180 человек. Без обучения находился 2661 ребенок3.

По данным ведомости о церковно-приходских школах Липецкого уезда за 1899 г., числилось 59 сельских школ. А в 1900 г. их количество увеличилось до 62. В основном школы располагались в собственных зданиях - 55, и только 6 в наемных4.

В Липецком уезде с конца XIX в. наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества учащихся. По данным Отчетных ведомостей за 1892-1893 учебный год, в уезде проживало 139 043 человек. Детей школьного возраста - 23 473, из них мальчиков 11 830, а девочек - 11 643. Школы духовного ведомства посещали 1655 мальчиков и 427 девочек. Безграмотными оставалось 18 807 человек5. В 1899 г. в Липецком уезде грамотности обучалось 2180 мальчиков и 688 девочек в церковно-приходских школах. Основную массу составляли дети крестьян - 2170 человек6.

В школах духовного ведомства Липецкого уезда служило 11 законоучителей. По данным 1890-1891 учебного года, все они окончили курсы Тамбовской духовной семинарии. Учителя получили образование в духовной семинарии, в Липецком дворянском училище, но свидетельством о праве преподавания обладала лишь половина, а именно 5 человек из 11. В 1891 г. в школах работали две учительницы, окончившие курсы в Тамбовском епархиальном женском училище и курсы Липецкой женской прогимназии. Одна из них имела свидетельство учителя7.

По данным ведомости о преподавателях в церковных школах, за 1899 г. значится 72 законоучителя. Из них правом преподавания обладало более 44% (32), и все они работали бесплатно. В учительском штате

числилось 92 мужчины и 25 женщин. Только 34 учителя и 7 учительниц окончили курсы в учительских семинариях и получили специальную подготовку к учительскому делу. В средних учебных заведения обучалось 15 учителей и 7 учительниц. Среди учителей только 72 работало бесплатно, а

20 человек получали жалованье в размере от 50 до 300 руб. Учительницам платили жалованье от 3 до 9 руб.8

Сами священники прилагали много усилий для создания полноценной школы в своем приходе. К примеру, законоучитель села Каромышева Липецкого уезда в 1896 г. подал прошение в Липецкий отдел епархиального Учительского совета. В нем говорилось, что на селе «школа не имеет собственного здания, а пользуется наемным в доме крестьянина, в простой крестьянской избе, тесной и грязной». Из-за пожаров на селе в 1886-1889 гг. прихожане не имеют средств для строительства специального школьного здания. По этой причине приходской священник готов «найти денег на половину дела, если (только) Липецкое отделение будет ходатайствовать перед Управлением Государственных Имуществ о безденежном отпуске казенного леса, из Куликовской дачи Усманского лесного хозяйства»9 .

Липецкий отдел епархиального Учительского совета выразил особую озабоченность ситуации, сложившейся в селе Каромышева . «Прихожане - жители села, деревень не знают ни одной молитвы, что в некоторых этих деревнях на зимовку являются бродячие учителя пьяницы, внимающее с мальчика по 15 коп. ничему доброму не научающие, а развращающие». Было принято решение открыть школы грамоты для детей, проживающих в деревнях Верхней Лукавне, Петровки и Колоусове с общим числом жителей 4420 человек обоего пола10.

Большинство школ духовного ведомства не имели четкого расписания и не вели записи посещения занятий ученика-

17 1

ми. В отчетных сведения о школах грамоты села Тынковое Липецкого уезда в графе

о наличии расписания и выполнения его имеется запись: «Расписания не было, записей тоже не было, за неимением теплой одежды ученики в большие холода школу почти не посещают»11.

Но некоторые школы добросовестно относились к ведению документации. В сведениях о церковно-приходской школе села Красиловка того же уезда расписание было составлено, и занятия велись строго по нему с 8 до 14 часов осенью и весной и с 9 до 14 часов в зимнее время. При этом дети «... исправно посещают школу»12.

Не существовало также четко установленной даты начала и окончания учебного года. Учебный год мог начинаться как в середине сентября, так и в двадцатых числах октября. Окончание школьных занятий выпадало на конец марта, середину апреля, начало мая13.

В Липецком уезде крестьянское население составляло большинство. Из представленных сведений о 11 школах духовного ведомства за 1890-1891 учебный год, где обучались 274 ученика, 256 детей были из семей крестьян и солдат14. В 1893 г. из 2082 учеников школ духовного ведомства представителями крестьянского сословия были 1849 ребят15.

Отчетные сведения о школах Липецкого уезда содержат упоминания о взимании платы с учащихся в размере от 20 коп. до

7 руб. 50 коп. В церковно-приходской школе поселка при станции Грязи в 1890 г. с 40 учеников взимали 300 руб. в год. Из этой суммы школа платила 120 руб. за наемное помещение и 180 руб. жалованье учителю16. По данным 1892-1893 учебного года, плата за обучения осталась прежней. Но уменьшилось жалованье учителю до 150 руб. Возможно, это было связано с появлением новой сферы расходов - плата за отопление помещения, которая составила ровно 30 руб. в год17. В Ивановской школе грамо-

ты Липецкого уезда плата за обучения равнялась 20 коп., «но и эту сумму платят не все и не всегда»18.

На нужду церковно-приходских школ, по данным ведомости за 1892 г., выделялись суммы: от Епархиального училищного совета - 354 руб. 9 коп., попечительские взносы составили 887 руб. 57 коп., от церквей было получено 334 руб. 4 коп.19 В 1899 г. выделялись суммы: из городского казначейства - 15 271 руб., от сельского общества -1066 руб. 70 коп., жертвовались деньги в размере 2598 руб. 21 коп.20

Школьные библиотеки Липецкого уез-да, по данным отчетных сведений, были оснащены достаточно. Все новые поступления были получены от Епархиального училищного совета. Всего в школы за 18901891 учебный год было куплено 279 книг. И их количество постоянно росло. К примеру, Красиловская церковно-приходская школа Липецкого уезда в 1890-1891 учебном году пополнила свою библиотеку 25 учебниками и в конце года имела 145 книг. В 1892-1893 учебном году школа получила 25 книг, и фонд библиотеки стал составлять 236 экземпляров21 .

По данным отчетных ведомостей Ли -пецкого отделения Епархиального училищного совета, за 1892-1893 учебный год в школы духовного ведомства поступило 2386 экземпляров книг22. А к 1899 г. библиотеки школ пополнились 4305 экземплярами23.

К концу XIX в. церковно-приходская школа в России становится серьезным конкурентом земской. Это было обусловлено большой финансовой поддержкой со стороны правительства. На нужды церковноприходских школ и школ грамотности к концу века выделялось 1,5 млн руб. в год, а на министерские училища лишь 250 тыс. руб. На содержание каждого ученика церковной школы правительственные затраты в 1896 г. были в 4,5 раза больше, чем в министерских начальных училищах24.

1 Плеханов Е. А. Российская приходская школа 60-80-х гг. XIX в. // Педагогика. 2004. № 8. С. 79.

2 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10. Л. 59.

3 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10.

4 ГАЛО. Ф. 23. О. 1. Д. 1. Л. 159.

5 Там же. Д. 7. Л. 158.

6 Там же. Д. 1. Л. 160.

7 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10.

8 ГАЛО. Ф. 23. О. 1. Д. 1. Л. 160.

9 Там же. Л. 76-77.

10 Там же. Л. 140.

11 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10. Л. 1.

12 Там же. Л. 25.

13 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10.

14 Там же.

15 ГАЛО. Ф. 23. О. 1. Д. 7. Л. 158.

16 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10. Л. 38.

17 Там же. Л. 67.

18 Там же. Л. 3.

19 ГАЛО. Ф. 23. О. 1. Д. 1. Л. 161.

20 Там же. Д. 7. Л. 160.

21 ГАЛО. Ф. 10. О. 1. Д. 10. Л. 25, 59.

22 ГАЛО. Ф. 23. О. 1. Д. 7. Л. 67.

23 Там же. Д. 1. Л. 160.

24 Катунцев С. И. Реформирование начальной школы России: общественно педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX в.: Дис. на соис. учен. степени канд. ист. наук. Саратов, 2005. С. 185-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.