Научная статья на тему 'Развитие сети библиотек на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны как один из факторов повышения культурного уровня населения'

Развитие сети библиотек на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны как один из факторов повышения культурного уровня населения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКИ / ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В БИБЛИОТЕКАХ / ПРОПАГАНДА КНИГ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ / LIBRARIES / GOVERNMENT POLICY / IDEOLOGICAL AIMS / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN THE LIBRARIES / PROMOTION OF BOOKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алятина Анна Геннадьевна

В данной статье рассматриваются развитие библиотечной сети, пропаганда книг среди населения Южного Урала, а также выделяются причины, способствующие росту библиотек в послевоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LIBRARY SYSTEM IN THE SOUTH URAL REGION AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR AS ONE OF THE FACTORS OF THE RAISING OF PEOPLE'S CULTURAL STANDARD

This article deals with the development of library system, the promotion of books among the people in the South Ural region. It also highlighted the reasons that contributed to the growth in the number of libraries in the South Ural region after the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Развитие сети библиотек на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны как один из факторов повышения культурного уровня населения»

УДК 94 (47) ББК 63.3(2)

РАЗВИТИЕ СЕТИ БИБЛИОТЕК НА ЮЖНОМ УРАЛЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ

© 2012 А.Г. Алятина

Оренбургский государственный институт менеджмента

Поступила в редакцию 05.05.2012

В данной статье рассматриваются развитие библиотечной сети, пропаганда книг среди населения Южного Урала, а также выделяются причины, способствующие росту библиотек в послевоенный период. Ключевые слова: библиотеки, политика правительства, идеологическая установка, культурно-просветительная работа в библиотеках, пропаганда книг среди населения.

Война нанесла огромный ущерб библиотекам оккупированных областей Советского Союза и их книжным фондам.

В тяжелейших условиях находились и библиотеки тыловых районов страны, в том числе Южного Урала. В первые месяцы войны многие из них были закрыты либо переведены в неприспособленные помещения. Так, например, в 1947 году в городе Чкалов библиотека им.Ямашева находилась в одной комнате школы №9, а библиотека №2 Железнодорожного района занимала комнату в частном доме на ул. Бабушкина1. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Курганской области. Не имели читальных залов Усть-Уйская, Мишкинская, Касулинская и другие районные библиотеки, а также детские библиотеки: Далматовская, Катайская, Каргопольская и большинство сельских библиотек2. В Челябинской области Миасский райисполком еще в годы войны отобрал здание районной библиотеки и передал его для размещения районного финансового отдела. Что касается библиотеки, то с 1941 по 1945 год она побывала в пяти различных помещениях, в том числе проходной маленькой комнате правления колхоза, в учительской местной школы, в Доме культуры и других помещениях, непригодных для ее работы3.

Благодаря заботе правительства государственная сеть библиотек уже за годы первой послевоенной пятилетки была полностью восстановлена, число библиотек общего пользования в конце пятилетки составляло свыше 300 тысяч с книжным фондом более 600 миллионов томов4.

На Южном Урале наблюдается тенденция к увеличению числа библиотек Министерства культуры РСФСР (табл.1)5.

Таким образом, в Челябинской области с 1945 по 1953 г. численность библиотек увеличи-

Алятина Анна Геннадьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и общегуманитарных дисциплин. Е-mail: annaaliatina@mail.iu

лась в 2,2 раза (со 160 до 356), в Чкаловской -соответственно в 1,7 раза (с 276 до 454), в Курганской - в 2,7 раза (со 132 до 355).

На содержание массовых государственных библиотек государство выделяло огромные средства. Было принято правительственное решение о выделении бесплатного экземпляра каждого издания для всех восстанавливаемых областных, краевых и республиканских библиотек, значительно увеличены ассигнования на комплектование районных и сельских библиотек, обеспечен принцип первоочередности в снабжении книгами массовых библиотек.

Значительное содействие восстановлению библиотек не только оккупированных областей страны, но и тыловых, оказал образованный в 1943 г. Государственный книжный фонд, который только с 1943 по 1946 г. направил в библиотеки свыше 13 млн. книг6.

В послевоенный период расширилась деятельность библиотек по пропаганде книги среди населения. С этой целью библиотеками использовались рекомендательные списки и библиографические обзоры, проводились читательские конференции и книжные выставки, беседы и громкие чтения, месячники книг и встречи с передовиками промышленности и сельского хозяйства. Многие библиотеки организовывали постоянные передвижные выставки о пятилетних планах, издавали библиографические указатели по конкретным вопросам пятилеток, в первую очередь по актуальным проблемам развития отдельных республик, краев, областей, районов7.

Большое место в работе библиотек занимала пропаганда советской художественной литературы. Почти во всех массовых библиотеках страны проводились читательские конференции по лучшим произведениям советских писателей и тематические конференции, чаще на такие темы, которые были актуальны для того време-

Таблица 1. Число библиотек Южного Урала в системе культурно-просветительной работы

Министерства культуры РСФСР

Год Челябинская область Чкаловская область Курганская область Всего в трех областях Южного Урала

1 2 3 4 5

1945 160 276 132 568

1946 162 301 161 624

1947 166 306 173 645

1948 168 308 176 652

1949 175 311 177 663

1950 197 327 189 713

1951 210 342 215 767

1952 248 367 266 881

1953 356 454 355 1165

ни, - образ коммуниста в художественной литературе, моральный облик советского молодого человека и ряд других.

Многие библиотеки проводили Пушкинские, Горьковские, Некрасовские и другие чтения. В некоторых библиотеках в массовой работе с читателем заметное место занимали литературные «среды» на самые разнообразные темы. В этих «средах» принимали участие не только читатели, но и артисты театров, концертных объединений. В ряде библиотек работали литературные кружки8.

На деятельности библиотек страны в целом и Южного Урала в частности сильнейшим образом отражалась внутриполитическая, прежде всего идеологическая обстановка сталинской эпохи. Курс на военное противостояние с Западом стал определяющим для внутренней жизни Советского Союза. Отношения с Западом строились на взаимных обвинениях и подозрительности.

Идеологическая установка на приоритет всего отечественного вела к почти полному вытеснению из культурного обихода зарубежной литературы и искусства. Еще в 1943 г. было прекращено издание журнала «Интернациональная литература». Далее последовала идеологическая чистка второй половины 40-х годов, которая отражала общую ситуацию культурной жизни об-щества9. Наступление на интеллигенцию началось с выходом 14 августа 1946 года постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». Лишь в 1958 году ЦК партии признал имевшие место в конце 40-х годов факты администрирования в области руководства культурой, резкость отдельных оценок10.

При этом надо иметь в виду, что литература в послевоенные годы оказывала громадное влияние на умы и настроения людей. Чтение, обсуждение поступков и характеров героев значило больше, чем просто проведение досуга, оно было и развлечением, и жизненным стимулом социального бытия для людей, лишенных свободно-

го доступа к информации, возможности политического и идейного самоопределения. В народе, еще недавно в массе своей неграмотном, сохранялась наивная вера в правду и силу печатного слова. Рядовой читатель послевоенных лет воспринимал художественные произведения как учебники жизни.

Однако широкомасштабная идеологическая кампания, естественно, оказала влияние на простых рядовых читателей послевоенного периода и самым непосредственным образом отразилась на книжных фондах библиотек. Из массовых библиотек изымались книги, которые, по мнению цензуры, не представляли «научной и литературной ценности» и были «засорены фамилиями, цитатами из статей и статьями врагов народа». Подготавливались специальные списки такого рода «запрещенной» литературы, которые утверждались ЦК ВКП(б)11. Напротив, основу книжных собраний библиотек любого уровня, как и в довоенные годы, составляла марксистско-ленинская литература, в основном сочинения В.И. Ленина и И.В. Сталина, а советскую художественную литературу представляли произведения М. Шолохова, А. Фадеева, К. Симонова, Б. Полевого, Н. Островского и другие, одобренные партийными идеологами12. Зарубежной литературы в фондах было мало, так как о буржуазной культуре, в том числе литературе, говорили как о разлагающейся, находящейся в тягчайшем кризисе и упадке. В результате подобной политики многие выдающиеся произведения советских и зарубежных писателей оказались недоступны массовому читателю и фактически надолго предавались забвению.

В послевоенный период в библиотеках Южного Урала начинает пополняться книжный фонд. Например, в Чкаловской области в 1948 году во все районные и сельские библиотеки поступили работы В.И. Ленина «Государство и революция», «Шаг вперед, два шага назад», «Аграрная программа», «О кооперации», произведение К. Мар-

кса, Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии», работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», краткая биография И.В. Сталина, сборник статей и речей И.В. Сталина «О Великой Отечественной войне», сельскохозяйственная литература: Л.П. Серебряков «Основы физиологии сельскохозяйственных животных», Н. Цицин «Зерновая проблема - основное звено в системе сельского хозяйства», справочная литература по организации колхозного производства, уходу за скотом, обработке почвы под разные культуры. Библиотеки пополнились литературой с описанием опыта передовых колхозов по выращиванию высоких урожаев и ведению колхозного производства, а также художественной литературой: избранными произведениями и собраниями сочинений М. Горького, А.Н. Островского, Н. Лескова; книгами «Железный поток» А. Серафимовича, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Господа Голов-левы» М. Салтыкова-Щедрина и др.

Разумеется, в числе новых поступлений отсутствуют произведения А. Ахматовой, М. Зощенко, С. Есенина, поэтов «Серебряного века», современных и классических зарубежных авторов. Советскому человеку приходилось читать то, что было доступно, все остальное предавалось забвению.

Цензурные ограничения, влиявшие на состав книжных фондов, были характерны не только для массовых библиотек. Так, в газете «Челябинский рабочий» от 22 ноября 1949 года была напечатана статья «Библиотека председателя колхоза», где упомянут тот же перечень литературы: «В комнате стоят этажерки, шкафы с книгами. Это - личная библиотека председателя колхоза «Путь Ленина» Увельского района, Алексея Николаевича Черемухина. В личной библиотеке т.Черемухина, которая создавалась в течение ряда лет, насчитывается более полутора тысяч томов. В этом числе - собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. Разнообразен подбор художественной литературы. «Анна Каренина», «Война и мир» Л. Толстого, собрания сочинений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Д. Мамина-Сибиряка, А. Чехова, М. Горького»13.

Газетная публикация фактически очерчивала тот круг чтения, который был разрешен и рекомендован партийными идеологами каждому образованному советскому человеку.

В послевоенный период остро стоял вопрос о библиотечных кадрах и требовал своего решения. Невысокий уровень профессиональной подготовки основной массы библиотечных ра-

ботников в исследуемый период можно показать на примере трех областей Южного Урала. Так, в Чкаловской области в 1948 г. в 50-ти районных библиотеках с высшим образованием было только 3 человека, большинство же работников имело лишь 7-летнее, среднее и даже начальное образование14. В городе Чкалов в 1947 году, хотя штаты были укомплектованы полностью, никто из работников не имел специального библиотечного образования. Аналогичная картина наблюдалась и в других областях. В Челябинской области из 84 работающих библиотекарей в 1946 году высшего образования не имел ни один библиотечный работник, незаконченное высшее образование имели 6 человек, среднее небиблиотечное образование - 21, библиотечное образование - 2, незаконченное среднее образование -47, начальное - 815. В библиотеках Курганской области в 1948 году из 102 человек имели высшее библиотечное образование 2 человека, незаконченное высшее - 1 человек, среднее небиблиотечное - 31, среднее библиотечное - 9, незаконченное среднее - 23, незаконченное семилетнее - 2716.

Такое положение с кадрами отражалось на работе библиотек, поэтому на Южном Урале проводилась большая работа в целях повышения общеобразовательного уровня сотрудников библиотек. Так, в Челябинской области в течение 1951 года было проведено 120 семинаров с охватом 1569 человек библиотечных работников, в Чкаловской области - 80 семинаров, в Курганской - 5617. Приток квалифицированных кадров в библиотеки Южного Урала заметно растет с 1953 года.

Большое значение для развития сельской библиотечной сети имело постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по укреплению районных и сельских библиотек» (15 августа 1946 г.)18. Оно предусматривало организацию в 19461948 гг. в каждом районном центре центральной районной библиотеки (ЦРБ) с читальным залом, передвижным фондом и детским отделением, укрепление их материальной базы (возвращение ранее принадлежащих помещений, обеспечение оборудованием, разработка типовых проектов зданий и т.д.), улучшение фондов. В связи с вышеназванным постановлением сельские библиотеки выстраивают свою работу.

Активное участие принимали библиотеки в работе по улучшению сельскохозяйственного производства. Пропаганда сельскохозяйственной литературы, опыта передовиков сельского хозяйства, успехов Героев Социалистического Труда занимала важное место в деятельности библиотек села послевоенного периода. За годы первой послевоенной пятилетки выдача сельскохозяйственной литературы в районных биб-

лиотеках страны увеличилась примерно в 4 раза, достигнув в РСФСР 12 млн. экземпляров19.

Такому росту способствовало дифференцированное обслуживание тружеников сельского хозяйства с учетом не только их образовательного и общекультурного уровня, но и профессии: работникам рекомендовалась сельскохозяйственная литература по специальности - полеводству, животноводству, овощеводству, льноводству, различным отраслям механизации сельского хозяйства.

В связи с выходом постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР», широко разрекламированного и известного в стране как «Сталинский план преобразования природы», в целом ряде библиотек были организованы сельскохозяйственные кружки и кружки любителей природы, где изучались книги Т.Д. Лысенко, И.В. Мичурина и др. Кроме того, это постановление разъяснялось среди населения через книгонош, путем громких читок и бесед. В библиотеках были вывешены карты лесозащитных полос, а также организованы книжные выставки и оформлены библиотечные плакаты, направленные на пропаганду произведений основоположников советской биологической науки20.

Чтобы довести книгу до каждого читателя, применялся подворный обход, библиотечная работа выносилась непосредственно на производственные участки - фермы, полевые станы, где функционировали филиалы библиотек, пункты выдачи книг, передвижные библиотеки, организовывались библиотеки-автобусы. Только в Российской Федерации в системе массовых государственных библиотек в годы четвертой пятилетки насчитывалось более 50 тыс. передви-жек21. Так, в 1947 году в Чкаловской области из фондов сельских библиотек было скомплектовано 56 книгопередвижек с количеством книг в них 20-30. Книгопередвижки регулярно, раз в месяц, менялись. Хорошо организовали свою работу Елшанская №1 сельская библиотека (зав. библиотекой Колесникова), Покровская изба-читальня (избач Черникова), Ст. Тепловский клуб (зав. клубом Кистанов) и др.22.

О лучших сельских библиотеках регулярно писала пресса послевоенных лет. Так, в Челябинской области «с уважением отзываются о библиотеке и ее заведующей комсомолке Татьяне Рыжковой жители села Медведево. Она - умелый пропагандист книги. Кто бы ни пришел к

ней в библиотеку - колхозная доярка или полевод, электромонтер - каждому она порекомендует и политическую, и художественную литературу, брошюру либо учебники по специальности. Около 20 юношей и девушек работают в этой библиотеке книгоношами. Они не только разносят книги, брошюры и журналы, но и проводят громкие читки на квартирах колхозников. Летом библиотека проводила большую работу в поле. Библиотечный актив оформлял бригадные станы, организовывал там красные уголки с библиотеками-передвижками, проводил беседы, читки, выпускал стенгазеты и боевые листки»23.

Аналогичный пример можно привести и по Курганской области. Так, в 1951 году хорошо работала Юргамышская районная библиотека. При книжном фонде 20415 экз. она имела 3117 человек читателей, книговыдача составляла 62957 экз24. В течение года районная библиотека неплохо организовывала передвижную работу. Передвижник тов. Кострова проводила работу в период хозяйственных кампаний непосредственно в поле. Коллективно были прочитаны среди колхозников произведения С. Бабаевского «Свет над землей», В. Пановой «Ясный берег», П. Павленко «Счастье», Ю. Лаптева «Заря».

Библиотеки Южного Урала создавали выставки, библиотечные плакаты, составляли рекомендательные списки для отдельных производственных групп колхозников и сельскохозяйственных рабочих. Например, в МТС в период ремонта сельскохозяйственных машин в мастерских, красных уголках, общежитиях механизаторов вывешивались производственные плакаты и рекомендательные списки специальной литературы, проводились книжные обзоры по темам: «Что читать о ремонте тракторов и комбайнов», «Что нужно знать о ремонте сельскохозяйственного инвентаря», «Новые книги по механизации сельского хозяйства» и т.п.

Огромную роль придавали библиотеки Южного Урала идеологическому и патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений. Так, в 1948 году в честь 30-летия ВЛКСМ большинство городских и районных библиотек Южного Урала проводили читательские конференции на тему: «Комсомол в борьбе за свободу и независимость нашей Родины» по книгам А. Фадеева «Молодая гвардия» и Н. Островского «Как закалялась сталь». В подготовке и проведении читательских конференций активное участие принимали местные комитеты комсомола. Кроме того, в библиотеках Чкаловской области в 1948 году проводились вечера со школьниками, посвященные творчеству русских классиков и советских писателей А.М. Горько-

Таблица 2. Число читателей в трех областях Южного Урала в библиотеках системы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР, тыс. чел.

Год Челябинская область Чкаловская область Курганская область В трех областях Южного Урала

1946 70,7 124,7 60,8 256,2

1947 116,9 144,4 82,4 343,7

1948 165,7 - 93,6 259,2*

1949 224,5 - 129,0 353,5**

1950 - 251,4 148,9 400,3***

1952 - 315,2 192,2 507 4****

1953 335,2 348,5 208,4 892,1

* - без Чкаловской области; ** - без Чкаловской области; *** - без Челябинской области; **** _ без Челябинской области

го, А.Н. Островского, В.Г. Белинского, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского и др., а также политическим событиям: «30 лет Советской Армии», «День Парижской коммуны» и т.д. Вечера заканчивались художественным чтением25. Аналогичный пример можно привести и по Челябинской области. В библиотеках области работало 103 литературно-читательских кружка, причем во многих библиотеках были созданы кружки по изучению биографии И.В. Сталина. Особенно широко внедрялись в библиотеках области литературные чтения для молодежи, на которых рассказывалось о выдающихся произведениях советских писателей. Среди них «Хлеб» А. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Порт-Артур» А. Степанова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и др.26.

Именно через массовую разноплановую деятельность библиотек для учащихся общеобразовательных учреждений пропагандировались все решения партии и правительства, возвеличивалась роль Сталина, популяризировалась в первую очередь советская литература.

Благодаря росту библиотек, массовому спросу на книги в библиотеках Южного Урала постепенно наблюдается увеличение количества читателей. С 1946 по 1953 г. в библиотеках региона число читателей увеличилось в 3,5 раза (с 256,2 тыс. до 892,1 тыс.), в том числе в Челябинской области - в 4,7 раза (с 70,7 тыс. до 335,2 тыс.), в Чкаловской - в 2,8 раза (со 124,7 тыс. до 348,5 тыс.) и в Курганской - в 3,4 раза (256,2 тыс. до 892,1 тыс.) (табл.2)27.

Таким образом, Великая Отечественная война нанесла большой урон не только библиотекам оккупированных областей Советского Союза, но и тыловых районов, таких как библиотеки Южного Урала, поскольку их здания отдавались под военные нужды, а книжные фонды перемещались в не приспособленные для хранения помещения, что не только негативно сказывалось на сохранности книг, но и приводило к свертыванию работы библиотек.

В связи с этим в послевоенное время был принят ряд постановлений, направленных на возрождение деятельности библиотек, особенно районных и сельских.

Государством, несмотря на послевоенные трудности, была оказана значительная материальная помощь библиотекам. Такая государственная политика и ее осуществление на Южном Урале привели к росту числа библиотек в регионе, улучшению их материальной базы, увеличению книжного фонда и численности читателей, постепенному улучшению кадрового состава библиотек.

Однако на деятельность библиотек Южного Урала в послевоенный период серьезное влияние оказали идеологические постановления второй половины 40-х годов, особенно постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», ограничившее доступ советского читателя к ряду произведений отечественных, а тем более зарубежных авторов. Вся тематика мероприятий, проводимых библиотеками, отражала сущность сталинской эпохи.

Несмотря на идеологический прессинг, библиотеки Южного Урала играли большую роль в повышении образовательного и культурного уровня населения региона. В исследуемый период выросла сеть библиотек, улучшилась их работа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ГАОО. Ф.Р-2188.Оп.1Д.17.Л.1.

2 ГАОПДКО. Ф.166. Оп.7. Д.163. Л.18.

3 ОГАЧО. Ф. Р-1588. Оп.1. Д.72. Л.20.

4 Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы. 1946-1953 гг. М.: Госкультпросветиздат, 1955. С. 43.

5 Челябинской области - 70: Стат. сб. Челябинск: Челя-боблкомстат, 2004. 575 с.; Сперанский А.В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Екатеринбург, УрО РАН, 1996. 170 с.; Подливалов В.В. Развитие культуры Зауралья в 1946-1951 гг. // Культура Зауралья: прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Курган: Изд-во Курган. гос. унта, 1998. 195 с.; ГАОПДКО. Ф. 166. Оп.7. Д.163. Л.18;

Оп.11. Д.167. Л.96, 122; ГАКО. Ф. Р-1540. Оп.1. Д.87. Л.1. Д.93. Л.1; ОГАЧО. Ф. П-288. Оп.16. Д.263. Л.112; Ф. Р-1588. Оп.1. Д.36. Л.10; Ф. Р-1589. Оп.1. Д.18. Л.113; Д.168. Л.1; Д.35. Л.2; Д.2. Л.5, 20, 24; ГАРФ. Ф. А-534. Оп.1. Д.258. Л.57; ЦДНИОО. Ф.371.Оп.11. Д.719. Л.18; Оп.12. Д.790. Л.29; Д.794. Л.22; ГАОО. Ф. Р-846. Оп.3. Д.840. Л.20; Д.859. Л.145; Ф. Р-2568. Оп.1. Д.227. Л. 85, 86; Д.43. Л.54; Ф. Р-1014. Оп.7. Д.15. Л.81.

6 Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: В 2 ч. Ч.2 : Учебно-метод. пособие для студ., преподавателей и библиотекарей-практиков. М.: Либерея, 2001. С.92.

7 Виноградов А.П. Деятельность культурно-просветительных учреждений в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1946-1955 гг.). Харьков, 1969. С.19-20.

8 Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы. 1946-1953 гг. М.: Госкультпросветиздат, 1955. С.50-52.

9 Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е-1960-е гг. М., 2000.

10 Чкаловская коммуна / Чкалов. Обком ВКП (б). 1946. 22 сентября. С.10-12; ЗезинаМ.Р., Сивохина Т.А. От сталинской диктатуры к «коллективному руководству». М.: Изд-во МГУ, 1993. С.10-14.

11 Зубкова Е. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. М.: РОССПЭН, 2000. - (Социальная история России ХХ века). С.198-199.

12 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.11. Д.719. Л.16.

13 Иванов С.А. Библиотека председателя колхоза // Челябинский рабочий. 1949. 22 ноября. С.4 (статья из газеты).

14 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.11. Д.719. Л.16.

15 ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп.1. Д.2. Л.6.

16 ГАОПДКО. Ф.166. Оп.10. Д.212. Л.50.

17 ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп.1. Д.2. Л.6.; ГАОПДКО. Ф.166. Оп.10. Д.212. Л.18; ГАОО. Ф. Р-846. Оп.3. Д.840. Л.28.

18 Борисов Б.В. Становление и развитие районных библиотек как центральных учреждений сельской библиотечной сети (1917-1974 гг.). М., 1985. С.87.

19 Виноградов А.П. Деятельность культурно-просветительных учреждений в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1946-1955 гг.). Харьков, 1969. С.21-34.

20 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.11. Д.719. Л.5.

21 Виноградов А. П. Указ. соч. С.21.

22 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.11. Д.731. Л.65.

23 ОГАЧО. Ф. Р-1588. Оп.1. Д.70. Л.30

24 ГАОПДКО. Ф.166. Оп.10. Д.212. Л.22.

25 ЦДНИОО. Ф.371. Оп.12. Д.794. Л.45, 46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 ОГАЧО. Ф. Р-1588. Оп.1. Д.71. Л.19, 20.

27 Составлено по: ГАОО. Ф. Р-2568. Оп.1. Д.43. Л.54; Д.227. Л.86; Д.231. Л.85; Д.246. Л.831; ЦДНИОО. Ф.371. Оп.12. Д.790. Л.29; Оп.11. Д.719. Л.24; ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп.1. Д.18. Л.142; Д.2. Л.6, 20; Д.63. Л.216; ОГАЧО. Ф. П-288. Оп.16. Д.263. Л.113; ГАОПДКО. Ф.1. Д.313. Л.127; Хрестоматия по истории Курганской области (1946-1996). Т.3. Курган, 1999. С.37.

DEVELOPMENT OF THE LIBRARY SYSTEM IN THE SOUTH URAL REGION AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR AS ONE OF THE FACTORS OF THE RAISING OF PEOPLE'S CULTURAL STANDARD

© 2012 A.G. Alyatina

Orenburg State Institute of Management

This article deals with the development of library system, the promotion of books among the people in the South Ural region. It also highlighted the reasons that contributed to the growth in the number of libraries in the South Ural region after the Great Patriotic War.

The key words: libraries, government policy, ideological aims, cultural and educational work in the libraries, promotion of books.

Anna Alyatina, Candidate of History, Senior Teacher, Department of Philosophy and General Humanities. E-mail: annaaliatina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.