Научная статья на тему 'Развитие сетевой торговли в странах БРИКС'

Развитие сетевой торговли в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / торговая сеть / ритейл / BRICS / trading network / retail

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Елена Николаевна, Орлов Виктор Иванович

В статье рассматриваются условия и особенности развития сетевой торговли в странах-участницах БРИКС под воздействием процессов глобализации, современных региональных проблем. Состояние и перспективы развития сетевого ритейла в странах БРИКС оценены по Индексу развития глобальной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) A. T. Kearney и отчету компании Deloitte исследования мирового сектора розничной торговли. Сделан вывод о растущей значимости стран БРИКС в международной торговле, а также привлекательности этих рынков как источников роста для глобальных ритейлеров, что определяет необходимость развития долгосрочных преимуществ и инвестиционных стратегий для этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of network trade in BRICS countries

In article conditions and features of development of network trade in BRICS member countries as a result of processes of globalization, modern regional problems are considered. The state and prospects of development of a network retail in the countries of BRICS are estimated on the Index of development of global trade (GRDI) to A. T. Kearney and the report of the Deloitte company of research of world sector of retail trade. The conclusion is drawn on the growing importance of the countries of BRICS in international trade, and also appeal of these markets as growth sources for global retailers that defines need of development of long-term advantages and investment strategy for these countries.

Текст научной работы на тему «Развитие сетевой торговли в странах БРИКС»

Development of network trade in BRICS countries

Section 5. World economy

Alexandrova Elena Nikolaevna, Kuban State University, candidate of economics, associate professor of the International Economics and Management Department, Krasnodar E-mail: al-helen@mail.ru Orlov Viktor Ivanovich, Kuban State University graduate student of the International Economics and Management Department, Krasnodar E-mail: Orlov0381@mail.ru

Development of network trade in BRICS countries

Abstract: In article conditions and features of development of network trade in BRICS member countries as a result of processes of globalization, modern regional problems are considered. The state and prospects of development of a network retail in the countries of BRICS are estimated on the Index of development of global trade (GRDI) to A. T. Kearney and the report of the Deloitte company of research of world sector of retail trade. The conclusion is drawn on the growing importance of the countries of BRICS in international trade, and also appeal of these markets as growth sources for global retailers that defines need of development of long-term advantages and investment strategy for these countries.

Keywords: БРИКС, торговая сеть, ритейл.

Александрова Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, г. Краснодар

E-mail: al-helen@mail.ru Орлов Виктор Иванович, Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, г. Краснодар

E-mail: Orlov0381@mail.ru

Развитие сетевой торговли в странах БРИКС

Аннотация: В статье рассматриваются условия и особенности развития сетевой торговли в странах-участницах БРИКС под воздействием процессов глобализации, современных региональных проблем. Состояние и перспективы развития сетевого ритейла в странах БРИКС оценены по Индексу развития глобальной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) A. T. Kearney и отчету компании Deloitte исследования мирового сектора розничной торговли. Сделан вывод о растущей значимости стран БРИКС в международной торговле, а также привлекательности этих рынков как источников роста для глобальных ритейлеров, что определяет необходимость развития долгосрочных преимуществ и инвестиционных стратегий для этих стран.

Ключевые слова: BRICS, trading network, retail.

35

Section 5. World economy

В настоящее время стран-членов группы БРИКС объединяют стратегические интересы в ряде областей, в том числе в направлении торгового сотрудничества [1]. В глобальной торговой системе страны БРИКС играют существенную роль. По данным ВТО, в 2012 г. доля Китая в экспорте стран ВТО составила 11,1%, а доля импорта — 9,8%, тем самым Китай занял первое и второе место среди членов ВТО. На долю России пришлось 2,9% экспорта и 1,8% импорта. На долю Индии — 1,6% и 2,6% соответственно. Импорт и экспорт Бразилии составил 1,3% и 0,5%, а Южной Африки — 1,3% и 0,7% соответственно. По сравнению с экономиками стран «Большой семерки» на долю которых в мировой экономике приходится 31,2% экспорта и 35,2% импорта, на страны БРИКС приходится всего 17,4% и 1,2% всего экспорта и импорта соответственно. Несмотря на это, доля экспорта и импорта товаров странами БРИКС увеличивается [2].

Современные требования глобального рынка, связанные с необходимостью устранения излишних уровней управления и повышения гибкости организаций, приводят к необходимости применения сетевых принципов в развитии торговли. В целом сетевые объединения характеризуются высокой конкурентоспособностью, что определяется эффективной организацией управления, четко выстроенной логистической схемой, объединяющей различные функции. Международные торговые сети выступают важнейшей составляющей современной торговли и представляют собой крупные производственно-сбытовые транснациональные компании, осуществляющие экспансию в различные страны мира.

Глобализация оказывает значительное влияние на процессы торговли, в том числе в розничном сегменте. Вступление ряда стран во Всемирную торговую организацию привело к открытию новых возможностей для свободной торговли и развитию сетевого ритейла в странах БРИКС. Следует отметить, что участники БРИКС имеют различную инфраструктурную, институциональную и законодательную базу для создания и функционирования как национальных, так и зарубежных сетевых компаний и возможностей их развития.

Так, согласно отчету компании Deloitte исследования мирового сектора розничной торговли за 2015 г. [3] в число 250 крупнейших ретейле-ров мира вошли 6 российских торговых сетей («Магнит» — 55 место, X5 Retail Group — 58, «Дикси» — 166, «МВидео» — 192, «Лента» — 196, «Окей» — 206 место), 8 торговых сетей из Китая («Suning Commerce Group» — 59 место, «Gome Home Appliance Group» — 69, «JD.com, Inc.» — 92, «Shanghai Friendship Group Incorporated Co.» — 129, «Dashang Co .» — 179 место, «Chongqing Department Store Co .» — 188, «Yonghui Superstores Co.» — 189, «Nonggongshang Supermarket (Group) Co .» — 197 место), 2 из Бразилии («Lojas Americanas S. A.» — 150 место, «Magazine Luiza SA» — 247 место), 5 из ЮАР («Shoprite Holdings Ltd .» — 107 место, «Steinhoff International Holdings Ltd.» — 128, «Pick n Pay Stores Limited» — 148, «The SPAR Group Limited» — 174, «Woolworths Holdings Limited» — 239 место).

Очевидно, что на развитие как собственных торговых сетей в стране, так и на привлечение глобальных игроков на внутренний рынок значительное влияние оказывает инвестиционная привлекательность экономики. По оценкам Bloomberg в 2015 г. самой привлекательной страной для инвесторов среди участников БРИКС стала Россия, опередив по этому показателю Китай. Опрошенные агентством аналитики указывают на то, что акции российских эмитентов оцениваются ниже, чем у других стран БРИКС, и могут принести гораздо большую прибыль, если политические риски будут и дальше снижаться [4].

Перспективы развития сетевого ритейла в странах БРИКС можно оценить по Индексу развития глобальной торговли (Global Retail Development Index, GRDI) A. T. Kearney [5]. Рейтинг A. T. Kearney включает 30 развивающихся стран. Используя более чем 20 макроэкономических и определенных для розничной продажи переменных, эксперты организации определяют не только рынки, которые являются наиболее успешными на сегодняшний день, но также и те страны, которые имеют потенциал для развития сетевой торговли в будущем.

36

Development of network trade in BRICS countries

Рейтинг A. T. Kearney в 2015 г. возглавил Китай (в 2014 г. — 2-е место), который уже занимал первое место еще в 2010 г. Вернуть статус лидера стране помогли высокие темпы роста рынка (в среднем на 16% в год за последние пять лет). Многие ритейлеры оптимизируют свои сети в Китае, закрывая одни магазины и открывая другие с целью повышения прибыльности. Страна привлекательна и для международных брендов. Например, Apple планирует в ближайшие годы нарастить свое присутствие в стране с 15 до 40 магазинов, одежные ритейлеры в 2014 г. открыли в стране в общей сложности 264 магазина. Ожидается, что по обороту розничной торговли Китай обгонит США к 2018 г., к 2022 г. объем китайского рынка достигнет 8 трлн. долл [5].

В первую пятерку также вошли Уругвай, Чили, Катар и Монголия. Бразилия располагается на 8-м месте (в 2014 г. — 5-е), Индия на 15-м (в 2014 г. — 20-е). ЮАР в рейтинг A. T. Kearney не попала. Сильные стороны Бразилии — динамично развивающаяся экономика, высокий уровень потребления, значительное число городского населения, снизившиеся политический и финансовый риски. Повышаются позиции Индии в рейтинге A. T. Kearney, что объясняется экономической стабильностью в стране и регулирующими реформами, нацеленными на улучшение среды для ведения бизнеса, хотя ограничения для ПИИ на мультифирменную розничную продажу все еще остаются [5].

Россия по результатам исследования за 2015 г. заняла 21-е место (для сравнения в 2014 г. — 12 место) из тридцати. Аналитики A. T. Kearney отмечают, что Россия остается высокорискованным, но при этом достаточно перспективным рынком для инвестиций в розничную торговлю и является одной из стран GRDI с самым волатильным рейтингом: в 2010 г. она была второй по привлекательности среди стран, наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю, а в 2012 г. опустилась на 26-е место. При этом неопределенность, вызванная взаимными торгово-политическими санкциями на фоне украинского кризиса, как ожидается приведет к замедлению инвестиций, но пока спрос на потребительские товары и покупательная способность находятся

на высоком уровне. Кроме политических рисков, иностранные инвесторы сталкиваются и с такими традиционными российскими проблемами как: нехватка современной недвижимости; высокие административные риски при строительстве новых торговых центров; сложности поиска земли; проблемы с коммуникациями.

Среди условий распространения сетевых структур в странах БРИКС необходимо выделить:

— динамизм внешней среды и требование быстрой адаптации компаний к изменяющимся условиям [6];

— возможности расширения функционирования компании на зарубежных рынках;

— необходимость определенной автономности структурных подразделений компании;

— распространение сетевых компьютерных технологий и глобальных коммуникационных сетей;

— необходимость совместной разработки и кооперирования производства и сбыта продукции компаний, функционирующих на одном сегменте рынка;

— информатизация, позволяющая оперативно управлять подразделениями компаний в разных регионах и странах;

— развитие процессов аутсорсинга, освобождение от вспомогательных, обслуживающих и непрофильных видов деятельности.

Подводя итог рассмотренным условиям, предпосылкам и ограничениям развития сетевого ритейла в странах БРИКС, можем сделать вывод о том, что страны данной группы характеризуются различной окружающей средой для развития торговых сетей. Растущая значимость стран БРИКС в международной торговле, а также привлекательность этих рынков как источников роста для глобальных ритейлеров приводят к развитию долгосрочных преимуществ и инвестиций в страны БРИКС. Даже несмотря на определенные региональные и страновые проблемы (например, усиление политических рисков в России на фоне украинского кризиса), глобальные и национальные сетевые ритейлеры разрабатывают долгосрочные стратегии инвестирования на наиболее динамично развивающихся рынках.

37

Section 5. World economy

Список литературы:

1. Александрова Е. Н., Орлов В. И. Роль и перспективы развития стран БРИКС в глобальной экономике//Теория и практика общественного развития: электронный международный научный журнал. № 8. 2015. C. 36-38.

2. Альберту ду Амарал Хуниор, Вера Торенсен, Тьягу Р. С. М. Ногуэйру, Белиса Э. Элеутериу БРИКС в системе мировой торговли: страны с быстроразвивающейся экономикой в системе разрешения споров ВТО//Мосты. Выпуск 4. 2014. С. 29-31.

3. Deloitte. Global Powers of Retailing 2015: Embracing Innovation. http://www2.deloitte.com/glob-al/en/pages/consumer-business/articles/global-powers-of-retailing.html

4. Bloomberg: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-07-20/russian-bonds-set-for-longest-rally-on-record-amid-rate-cut-bets

5. Kearney A. T. The 2015 Global Retail Development Index (GRDI). Global Retail Expansion: An Unstoppable Force. https://www.atkearney.com/documents/10192/5972342/Global+Retail+Expansion-An+Unstoppable+Force+-+2015+GRDI.pdf/

6. Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Савченко М. И., Маровгулов В. М. Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России//Финансы и кредит. 2006. № 9 (213). С. 67-75.

Halushka Olena Mykhaylivna, Taras Shevchenko National University of Kyiv, Institute of International Relations postgraduate student, International Business Department E-mail: olena.halushka@gmail.com

Reserve currency devaluation and its impact on the global economy

Abstract: The goal of this research is to analyze the preconditions and consequences of the change of exchange rate of national currencies of the USA, Japan, EU, and China which occurred after the global financial crisis. The impact of competitive devaluation of reserve currencies on the small economies and the entire global economy is assessed in this paper.

Keywords: reserve currency, devaluation, monetary policy, quantitative easing.

Although for more than a century the countries have been actively using devaluation as a monetary and financial instrument to gain the advantages, especially to increase the volume of national exports, reduce imports, and improve their standing in the global market, this instrument started to be widely used only after the global financial crisis in 2008. It is explained by the fact that the recession and the decline of the financial sector of the developed countries and a few developing ones have reached such a rate that traditional ways of overcoming the crisis are no longer effective. Therefore, these countries started to devaluate their national currency. Devalua-

tion of reserve currency has an impact not only on the national economies of the countries-issuers, but also on the global economy, as this currency is used in the international transactions, the issue of investments and credits, formation of foreign exchange and gold reserves, etc.

Competitive devaluation is closely connected with the trade and customs wars and is aimed to:

— gain the advantages in the international trade by means of making domestic products cheaper, whereas the imported ones — more expensive;

— create favorable conditions for the development of domestic production and protection of domestic producers;

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.