Научная статья на тему 'Развитие сенсорных навыков дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами декоративно-прикладного искусства'

Развитие сенсорных навыков дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / SENSORY DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / DECORATIVE-AND-APPLIED ART / CHILDREN WITH VISION DISORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германович Ольга Евгеньевна

В статье анализируются особенности сенсорного развития дошкольников с нарушениями зрения; акцентируется внимание на декоративно-прикладном искусстве как средстве коррекции сенсорного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германович Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensory Skills Development of Preschool-Children Affected by Strabismus and Amblyopia by Means of Decorative Art

The author of the article analyses the particularities of the sensory skills development of preschool children with vision disorder. The article focuses on the applications of decorative-and-applied arts as a corrective instrument in the sensory development of those children.

Текст научной работы на тему «Развитие сенсорных навыков дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами декоративно-прикладного искусства»

УДК 372.3 ББК 74.102

Германович Ольга Евгеньевна преподаватель г. Нижний Тагил Germanovich Olga Evgenievna

Lecturer Nizhniy Tagil

Развитие сенсорных навыков дошкольников с косоглазием и амблиопией средствами декоративно-прикладного искусства Sensory Skills Development of Preschool-Children Affected by Strabismus and Amblyopia by Means of Decorative Art

В статье анализируются особенности сенсорного развития дошкольников с нарушениями зрения; акцентируется внимание на декоративно-прикладном искусстве как средстве коррекции сенсорного развития.

The author of the article analyses the particularities of the sensory skills development of preschool children with vision disorder. The article focuses on the applications of decorative-and-applied arts as a corrective instrument in the sensory development of those children.

Ключевые слова: дошкольный возраст, сенсорное развитие, декоративноприкладное искусство, дети с нарушениями зрения.

Key words: sensory development, preschool age, decorative-and-applied art, children with vision disorder.

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие ребенка. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому возрастному периоду развития ребенка.

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития процесса восприятия. Проблеме генезиса восприятия и сенсорных способностей уделяли внимание многие ученые и исследователи (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Н. Пантелеев, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, и др.). Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. От уровня сенсорного развития и от уровня развития сенсорных навыков дошкольника в значительной степени будет зависеть успешность их умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Становление и развитие теории дошкольной педагогики отражено в работах Н. Виноградова, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, П.А. Лебедева,

М.И. Петровой, В.В. Реутовой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др.

Во второй половине XX века наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания:

• организуются научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка;

• обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств в дошкольном возрасте;

• выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста и др.

В дошкольной педагогике накопился богатейший опыт воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в частности, сенсорного воспитания и развития детей. В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что в дошкольном возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Именно поэтому сенсорное воспитание и развитие является важнейшим направлением формирования личности ребенка (В.М. Бехтерев, Е.Г. Бибанова, Е.К. Кричевская, И.А. Сикорский, Н.Л. Фигурин и др.).

Одним из средств сенсорного развития может являться декоративноприкладное искусство. Ознакомление с произведениями декоративноприкладного искусства в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря декоративно-прикладному искусству, красоте окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружающего, а значит происходит и интеллектуальное развитие.

Яркие представители педагогики Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, А.П. Флерина, В.М. Феденявская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые

образные представления о русской культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного [5].

Декоративно-прикладное искусство «глубоко традиционно». На занятиях декоративного характера уточняются и обогащаются представления детей о геометрических фигурах, т.к. эти формы как фон дети получают в готовом виде. Кроме того, в средней группе детского сада дети часто создают узоры из мелких геометрических фигур, иногда внося в них изменение - разрезая одну форму и получая новую (из квадрата - два треугольника, из круга - два полукруга и т.д.). Это способствует формированию представлений детей о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.

В декоративно-прикладном искусстве очень важный компонент - пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления и понятия: углы, середина, стороны, слева, справа, верх-низ, вокруг, выше-ниже и т.д.

В декоративном искусстве важную роль играет цвет. Узоры, декоративные композиции могут быть по-разному решены в цвете. Для орнаментов одних народов характерны одни цветовые сочетания, для других - иные. Знакомство с народным декоративным искусством побуждает решать декоративную композицию в определенной цветовой гамме, способствует развитию у детей чувства цвета.

Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» в условиях детского сада (под ред. Т.Н. Дороновой и др.) предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладного искусства начиная с первой младшей группы, где внимание детей обращают на красоту декоративных предметов, создаются ситуации для спокойного созерцания прекрасного. В дальнейшем дети сами участвуют в создании (лепят, рисуют, конструируют и т.д.) произведений декоративно -прикладного искусства.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведе-

ний декоративно-прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях декоративного творчества, так и в творчестве детей все красочно и радостно, жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Прежде чем перейти к ознакомлению детей с произведениями декоративного творчества, нужно понять, как оценивают дети образцы декоративноприкладного искусства, каким из них отдают предпочтение.

Многочисленные наблюдения (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Н. Пантелеев,

Н.П. Сакулина, А.П. Усова, и др.), проведенные по восприятию детьми произведений декоративно-прикладного искусства, беседы с ними позволяют сказать, что дети проявляют живой интерес к предметам декоративного творчества. При выборе различных ковриков они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной, художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений или цветов [1]. Яркое впечатление производят на детей кистевые росписи по дереву, декоративные подносы, расписные матрешки.

Дети дошкольного возраста очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, перегруженные декором образцы.

Декоративно-прикладное искусство способно корректировать не только сенсорное развитие дошкольников с нормальным развитием, но и дошкольников, имеющих нарушения зрения.

В последние годы все больше внимания уделяется изучению особенностей развития детей с косоглазием и амблиопией, поскольку основной контингент детских садов специального назначения составляет именно эта группа детей. Нарушения зрения, свойственные этой форме его аномалии, возникая в дошкольном возрасте, когда еще не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказываются на остроте центрального зрения. Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Та-

кого рода особенность негативно отражается на формировании бинокулярного зрения, а именно с помощью него можно получить наиболее адекватные представление о величине, объемности, форме предметов. Отмечается также недоразвитие или нарушение глазодвигательных функций, затруднение фиксации взора, сужение поля зрения. Все это затрудняет формирование зрительного восприятия, переработку и использование зрительной информации (Л. А. Григорян, 1994; М.И. Земцова, 1978; Т.П. Кащенко, 1994; Л.И. Медведь, 1976; Г.В. Никулина, 1999 и др.).

Дети при условии целенаправленного обучения переходят к освоению сенсорных эталонов на 4-5 году жизни, что служит основой для слияния признаков и свойств объекта с их словесным обозначением (Л.А. Венгер, А.М Леушина,

Н.Н. Поддъяков). Это утверждение актуально применить к детям с косоглазием и амблиопией, поскольку формирование и освоение сенсорных эталонов у них осуществляется замедленными темпами в зависимости от характера и степени выраженности дефекта (М.И. Земцова, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие).

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируются успешно лишь тогда, когда дети с нарушениями зрения ясно понимают, зачем они рассматривают тот или иной предмет. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится понятен, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей более осознанно и целенаправленно [3].

В процессе воспроизведения предмета в изобразительной или конструктивной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей с нарушениями зрения. Таким образом, основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы учить представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию изобразительной или конструктивной деятельности.

Обращаясь к программам дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) (под ред. Л.И. Плаксиной) мы видим, что уже с первого года обучения дети с нарушениями зрения учатся видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Формируются эти представления по принципу нарастающей сложности. Сопоставление предметов по величине и форме дети осуществляют путем накладывания и затем прикладывания предметов друг на друга и друг к другу. Содержание программы направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др. Программа предусматривает, например, взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию, что позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения.

В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы, с которыми встречается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности.

Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям с косоглазием и амблиопией сложно одновременно решать несколько задач - выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т. д. и вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается постройка или рисунок.

В процессе обследования предмета дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов, как величина, форма, пространственные отношения, цвет. Все эти свойства составляют содержание сенсорного развития.

Одним из основных признаков предмета, его сенсорным содержанием является форма. Большинство ученых, занимающихся вопросами восприятия, выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Развитие представлений о форме и величине предметов у детей с нарушениями зрения обусловлено состоянием зрения. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме и величине предметов у детей с косоглазием и амблиопией доказало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов с формой реальных предметов и их изображений [4].

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром. Цвет обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Наличие цветового зрения играет важную роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Основные формы и цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям с нарушениями зрения разобраться во всем многообразии свойств предметов. Таким образом, одной из важных задач сенсорного развития детей является формирование у них представлений об этих эталонах. Осуществление сенсорного развития в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми с нарушениями зрения такие свойства предметов, с которыми они не встретились бы в других условиях.

Так, например, изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами формы, как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность и т. д. Все эти качества остались бы не познанными детьми, если бы сенсорное развитие осуществлялось вне продуктивной деятельности.

Таким образом, произведения декоративно-прикладного искусства должны сыграть важную роль в сенсорном развитии и в развитии сенсорных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Библиографический список

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1991. - 144 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. — 93 с.

3. Григорьева, Л.П. Особенности зрительного опознания изображений слабовидящими детьми / Л.П. Григорьева // Дефектология. - 1992. - №2. - С. 22-25

4. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - М. : Просвещение, 1995. - 82 с.

5. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1991. - 193 с.

Bibliography

1. Grigoryeva, L. P. Peculiarities of Visual Image Recognition of Children with Poor Eyesight / L. P. Grigoryeva // Defectology. - 1992. - Issue 2. - P. 22-25.

2. Problems of Upbringing and Social Adaptation of Children Affected by Visual Impairment [Text] / Ed. by L. P. Plaksina. - M.: Prosveshchenie, 1995. - 82 p.

3. Sensory Skills Development at Nursery Schools [Text] / Ed. by N. N. Poddyakov, V. N. Avanesova. - M.: Prosveshchenie, 1991. -193 p.

4. Venger, L. A. Children’s Sensory Skills Development from Birth till Six [Text] / L. A. Venger. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 144 p.

5. Vygotsky, L. S. Imagination and Creativity in Childhood [Text] / L. S. Vygotsky. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 93 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.