Научная статья на тему 'Развитие сенситивности как фактора формирования социального интеллекта у детей младшего школьного возраста в условиях социально-психологического тренинга'

Развитие сенситивности как фактора формирования социального интеллекта у детей младшего школьного возраста в условиях социально-психологического тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СЕНСИТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭМПАТИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / SENSITIVITY / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / SOCIAL COMPETENCE / EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журба Е.С., Шабанова Т.Л.

В статье анализируются теоретические подходы к определению понятия «сенситивность», ее структуре и видам. Показана роль сенситивности в формировании социального интеллекта. При этом отмечается, что имеющиеся в литературе программы тренингов сенситивности ориентированы на взрослых людей, направлены на обучение персонала организаций и развивают межличностную чувствительность как один из профессиональных навыков. В связи с этим возникает необходимость разработки специальных тренинговых программ для детей и подростков с целью предупреждения возможных рисков общения и нарушений развития. Представлена авторская концепция тренинга развития сенситивности для младших школьников, учитывающая возрастные и психологические особенности детей. Программа позволяет в форме игры сформировать социальный интеллект у школьников через развитие межличностной чувствительности, умение оценивать отношения, психологические проблемы и причины конфликтов со сверстниками, учителями, родителями, а также углубить понимание собственной личности, установок, потребностей и мотивов, позиций в отношениях с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN’S SENSITIVITY DEVELOPMENT AS FACTOR OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION IN COURSE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

The article contains the theoretical approaches to the definition of the notion “sensitivity”, its structure and kinds. Sensitivity role in forming the social intelligence is shown. However, it is noted that the sensitivity training programs, available in literature, are oriented to the grown-ups, destined for the companies’ personnel education and develop the interpersonal sensibility as one of the professional skills. Due to that there appears the necessity in development of the special training programs for the children and the youngsters with the purpose of possible communication and disturbance of development risks prevention. The author’s concept of children of primary school age sensitivity development training, taking into account age and psychological peculiarities, is presented. The program enables in the way of the game to form pupils’ social intelligence through interpersonal sensibility development, ability to assess the relationship, psychological problems and the root-causes of conflict with peers, teachers, parents, as well as deepen the understanding of self, mindsets, needs and motives, positions in relations with others.

Текст научной работы на тему «Развитие сенситивности как фактора формирования социального интеллекта у детей младшего школьного возраста в условиях социально-психологического тренинга»

№ 11. - 2016

Секция «Педагогика и психология»

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ СЕНСИТИВНОСТИ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Е.С.Журба, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Нижний Новгород, Россия), philosophie@yandex.ru Т.Л. Шабанова, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Нижний Новгород, Россия), shabanovatl@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются теоретические подходы к определению понятия «сенситивность», ее структуре и видам. Показана роль сенситивности в формировании социального интеллекта. При этом отмечается, что имеющиеся в литературе программы тренингов сенситивности ориентированы на взрослых людей, направлены на обучение персонала организаций и развивают межличностную чувствительность как один из профессиональных навыков. В связи с этим возникает необходимость разработки специальных тренин-говых программ для детей и подростков с целью предупреждения возможных рисков общения и нарушений развития. Представлена авторская концепция тренинга развития сенситив-ности для младших школьников, учитывающая возрастные и психологические особенности детей. Программа позволяет в форме игры сформировать социальный интеллект у школьников через развитие межличностной чувствительности, умение оценивать отношения, психологические проблемы и причины конфликтов со сверстниками, учителями, родителями, а также углубить понимание собственной личности, установок, потребностей и мотивов, позиций в отношениях с окружающими.

Ключевые слова: социальный интеллект, сенситивность, младший школьный возраст, социальная компетенция, эмпатия.

PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN'S SENSITIVITY DEVELOPMENT AS FACTOR OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION IN COURSE OF SOCIO-

PSYCHOLOGICAL TRAINING

Abstract. The article contains the theoretical approaches to the definition of the notion "sensitivity", its structure and kinds. Sensitivity role in forming the social intelligence is shown. However, it is noted that the sensitivity training programs, available in literature, are oriented to the grown-ups, destined for the companies' personnel education and develop the interpersonal sensibility as one of the professional skills. Due to that there appears the necessity in development of the special training programs for the children and the youngsters with the purpose of possible communication and disturbance of development risks prevention. The author's concept of children of primary school age sensitivity development training, taking into account age and psychological peculiarities, is presented. The program enables in the way of the game to form pupils' social intelligence through interpe r-sonal sensibility development, ability to assess the relationship, psychological problems and the root-causes of conflict with peers, teachers, parents, as well as deepen the understanding of self, mindsets, needs and motives, positions in relations with others.

Keywords: social intelligence, sensitivity, children of primary school age, social competence, empathy.

Способность понимать окружающих людей и общаться с ними является очень важной в жизни ребенка младшего школьного возраста. От умения сотрудничать с учителем, одноклассниками зависит успешное освоение новой для него учебной деятельности и формирование психологических новообразований возраста: произвольности, рефлексии, адекватной самооценки, чувства компетентности и уверенности в успехе. Однако исследователями а также учителями и родителямичасто обсуждаются недостатки эмоционально-личностного развитиясовременных детей.Отмечается, что эмоционально-личностные нарушения проявляются в повышенной тревожности, агрессивности, стрессах, приводящих к конфликтам, в ответ на реальные жизненные ситуации и решение задач в условиях совместной деятельности [7,8]. В связи с этим развитие сенситивной способности к восприятию окружающего мира, других людей, самого себя является актуальной задачей организации психологического сопровождения процесса взросления ребенка и целенаправленной работы с ним.

Термин «сенситивность» понимается авторами как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность [2]. Исследователи отмечают, что развитие сенситивности во многом определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения других людей, конструктивном взаимодействии [4].

Существуют разные подходы к описанию структуры сенситивности. Одни авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство. Другие описывают эту способность как многокомпонентную структуру. Например, американский психолог Г.Смит выделяет четыре вида сенситивности: наблюдательская сенситивность (способность наблюдать, т. е. видеть и слышать другого человека и запоминать при этом, как он выглядел и что говорил); теоретическая сенситивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей); номотетическаясенси-тивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе); идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие данного человека) [9].

Осуществляется разработка специальных технологий обучения сенситивности в условиях социально-психологического тренинга. Тренинг сенситивности представляет собой одну из форм группового динамического тренинга и может обозначать его разнообразные виды. Некоторые авторы рассматривают тренинг сенситивности как разновидность тренин-говых групп, имеющую своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей человека и усиления чувства самоидентичности [6]. Другие относят к тренингу сенситивности так называемые группы организационного развития, отмечая при этом, что группы могут различаться в зависимости от того, что является целью работы и находится в центре внимания - организационные структуры или индивидуальное развитие. В качестве основной задачи тренинга сенситивности большинство авторов рассматривают совершенствование способности человека понимать других людей.

Л.А. Петровская, анализируя зарубежную литературу, указывает, что обычно выделяют два уровня целей: непосредственные и метацели, или цели более высокого уровня.

Кпоследним относятся: 1) формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью; 2) развитие аутентичности в межличностных отношениях; 3) расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях); 4) выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере, и пр. К непосредственным целям относятся: рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого; обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное, прежде всего, с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии): понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование группы; развитие диагностических умений в межличностной сфере; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации; обучение тому, как учиться [5].

Ю.Н. Емельянов выделяет следующие задачи тренинга сенситивности: 1) повышение уровня самопонимания и понимания других; 2) чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры; 3) развитие ряда поведенческих навыков [1].

Авторам статьи близка идея о том, что в качестве основной цели тренинга сенситив-ности необходимо выделить обучение и тренинг возможностей, усиливающих социальную компетенцию, то есть формирующий социальный интеллект ребенка. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности.

Так, например, Ю. Н. Емельянов, изучавший социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности, определил путь повышения коммуникативной компетентности индивида (социального интеллекта) с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [1]. Эмпатия является основой сенситивности - особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. С годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.

Говоря о пути повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения социального интеллекта нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей [1].

Именно эти задачи возможно решить в рамках социально-психологического тренинга по развитию сенситивности у детей младшего школьного возраста.

Имеющиеся в литературе программы тренингов сенситивности в основном направлены на обучение взрослых, персонала организаций и развивают профессиональные навыки: эффективное общение, принятие решений, разрешение проблемных рабочих ситуаций.

Поэтому нашей задачей являлась разработка специального тренинга сенситивности для детей младшего школьного возраста с учетом возрастных особенностей и реалий современной жизни. Целью нашего тренинга было формирование сенситивности у школьников младшего школьного возраста через развитие чувствительности, умение оценивать отношения, психологические проблемы и причины конфликтов со сверстниками, учителями, родителями, а также углубленное понимание собственной личности, установок, потребностей и мотивов, позиций в отношениях с окружающими. На наш взгляд, развитие этих качеств является необходимым условием для предупреждения возможных эмоциональных проблем развития и нарушений общения.

Задания и упражнения были направлены на обучение детей умениям слушать и понимать друг друга, доверять себе, другим людям, миру в целом. В ходе тренинга дети обучались одновременной работе с двумя сферами мышления, логической и образной, что способствовало развитию качеств творческой личности: открытости новым впечатлениям, приобретению способности быстро реагировать на изменения ситуации, активировать интуицию, принимать креативные решения.

Также дети развивали уверенность в себе, умение полагаться на свои силы, ориентироваться на свободное общение и самовыражение, без барьеров и страхов. Участники тренинга изучали себя, собственные возможности. Эти возможности присущи человеку, но, как правило, не осознаются. Будучи осознанными, они могут быть раскрыты в полном объеме и становятся мощным инструментом познания собственного «Я» и окружающего мира.

Анализ результатов проведенной работы показал, что у детей-участников тренинга улучшились показатели памяти и концентрации внимания, качества творческой личности и креативного мышления, повысились учебные способности, снизился стресс и напряжение в общении с окружающими.

Таким образом, развитие сенситивности у детей младшего школьного возраста в рамках социально-психологического тренинга может способствовать формированию основных аспектов социального интеллекта: коммуникативно-личностного потенциала (свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которых формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость), характеристик самосознания (чувства самоуважения, свободы от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытости новым идеям), социальной перцепции, социального мышления, социального воображения, социального представления, способности к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов, а также энергетических характеристик (психической и физической выносливости) [3].

Литература:

1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985

2. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер, 2000.

3. Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -110 c.

4. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге. Часть II., - С.Пб, 1993- 90 с.

5. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды. - М.: Смысл», 2007 - 387 с.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1990

7. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Прометей. МПГУ, 2011 - 208 с.

8. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности: Учебное пособие. - Саратов, 2014. - 131 с.

9. Smith H.C. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals. - New York,

1973.

References:

1. Emel'yanovYu.N. Aktivnoesotsial'no-psikhologicheskoeobuchenie. - L., 1985

2. Karvasarskiy B. D. Psikhoterapevticheskayaentsiklopediya. - S.-Pb.: Piter, 2000.

3. KunitsinaV.N. ,Kazarinova N.V. , Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoeobshchenie. Uchebnikdlyavuzov. - SPb.: Piter, 2001. -110 c.

4. Makshanov S.I., KhryashchevaN.Yu., Sidorenko E.V. Psikhogimnastika v treninge. Chast' II., - S.Pb, 1993- 90 s.

5. Petrovskaya L.A. Obshchenie, kompetentnost', trening. Izbrannyetrudy.- M.: Smysl», 2007 - 387 s.

6. Rudestam K. Gruppovayapsikhoterapiya. - M.: Progress, 1990

7. Tarabakina L.V. Emotsional'noerazvitiepodrostkov.Uchebnoeposobiedlyastudentovpedagogicheskikhvuzov. - M.: Prometey. MPGU, 2011 - 208 s.

8. Shabanova T.L. Psikhologiyaprofessional'nogostressai stress-tolerantnosti. Uchebnoeposobie. - Saratov, 2014. - 131 s.

9. Smith H.C. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals. - New York,

1973

— • —

Сведения об авторах

Евгения Сергеевна Журба, магистрант 1 курса факультета психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Нижний Новгород, Россия).

Татьяна Леонидовна Шабанова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры классической и практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Нижний Новгород, Россия)

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.