Научная статья на тему 'Развитие сельскохозяйственных предприятий России в 1990-2000 гг'

Развитие сельскохозяйственных предприятий России в 1990-2000 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1990
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ КРИЗИСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / СТРУКТУРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / CAUSES OF CRISIS IN AGRICULTURE / CONDITIONS OF AGRICULTURAL COMPANIES FUNCTIONING / FINANCIAL ECONOMIC AND SOCIAL SITUATION / FINANCIAL REANIMATION / STRUCTURE OF AGRICULTURAL COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин А. В.

Рассмотрены экономические и политические условия функционирования сельскохозяйственных предприятий до начала реформ, вскрыты причины кризиса в сельском хозяйстве, которые обусловили необходимость радикального реформирования аграрного и продовольственного сектора страны в целом. Анализ изменений в законодательстве после 1990 года позволил обосновать более точно новую структуру сельскохозяйственных предприятий, а оценка финансово-экономического и социального положения классифицировать направления их финансового оздоровления. Особое значение отведено государственной политике в области финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Agricultural Companies of Russia in 1990-20001

The paper deals with economic and political conditions of agricultural companies functioning before the beginning of reforms; it exposes the causes of crisis in agriculture, which has led to the necessity of radical reforms in agrarian and food sector as a whole. The analysis of changes in legislation after the year of 1990 has enabled to ground more accurately the new structure of agricultural companies; the evaluation of financial economic and social situation allowed for classification of its financial reanimation direction. A particular attention is given to the state policy in the sphere of financial reanimation of agricultural companies.

Текст научной работы на тему «Развитие сельскохозяйственных предприятий России в 1990-2000 гг»

Сельское хозяйство

УДК 338.43.001.7

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ В 1990 - 2000 гг. А.В. Никитин

Мичуринский государственный аграрный университет Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: причины кризиса в сельском хозяйстве; структура сельскохозяйственных предприятий; условия функционирования сельскохозяйственных предприятий; финансовое оздоровление; финансово-экономическое и социальное положение.

Аннотация: Рассмотрены экономические и политические условия функционирования сельскохозяйственных предприятий до начала реформ, вскрыты причины кризиса в сельском хозяйстве, которые обусловили необходимость радикального реформирования аграрного и продовольственного сектора страны в целом. Анализ изменений в законодательстве после 1990 года позволил обосновать более точно новую структуру сельскохозяйственных предприятий, а оценка финансово-экономического и социального положения - классифицировать направления их финансового оздоровления. Особое значение отведено государственной политике в области финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

Экономические и политические условия функционирования сельскохозяйственных предприятий до начала реформ. Прежде чем анализировать развитие сельскохозяйственных предприятий в 1990-х гг., необходимо дать краткую оценку условиям их деятельности до начала реформ. Отличительной особенностью системы экономических отношений этого периода является государственная монополия на землю. Сельскохозяйственные предприятия получали землю в бесплатное и бессрочное пользование без каких-либо финансовых обязательств. Г осударство не только монопольно владело землей, но также централизованно распределяло инвестиционные ресурсы, в том числе оборотные средства, устанавливало производственные задания, тем самым фиксировало отраслевую и региональную структуру сектора.

Как и в других отраслях экономики, в сельском хозяйстве существовало фондовое снабжение. Существовал ряд специализированных государственных снабженческих организаций, а также строительных и транспортных предприятий, у которых можно было приобрести ресурсы, то есть свободного рынка ресурсов не существовало.

Основная часть сельскохозяйственной продукции также закупалась государственными органами по установленным ценам. Правда, накануне 1990-х годов сельскохозяйственные предприятия уже могли устанавливать договорные цены на реализуемую продукцию.

Основными формами сельскохозяйственных предприятий были колхозы и совхозы - крупные коллективные хозяйства. Размеры первых были несколько меньше, в среднем около 7 тыс. га, против 9 - 10 тыс. га в совхозах, численность занятых - 354 и 461 человек, соответственно, совхозы чаще специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Кроме колхозов и совхозов существовали межхозяйственные предприятия, создаваемые на паевых началах и специализирующиеся на откорме скота, строительстве и др., птицефабрики, племенные заводы, сортоиспытательные станции. Наряду с производственными функциями колхозы и совхозы содержали почти всю социальную и инженерную инфраструктуру.

Занимая незначительную долю сельхозугодий, весомый вклад в производство сельскохозяйственной продукции вносили личные подсобные хозяйства, ими производилось около 1/4 всего объема валовой продукции сельского хозяйства.

Развитие сельскохозяйственных предприятий до 1990-х годов выявило ряд проблем. Главной проблемой можно считать неприспособленность сложившейся структуры к действию рыночных регуляторов: ни прибыль, ни изменение цен не способствовали повышению эффективности деятельности. Не менее значимой проблемой оказалось ослабление мотивации труда внутри хозяйств.

Все это, естественно, приводило к снижению темпов роста сельскохозяйственного производства. В целях предотвращения негативных тенденций государство постоянно увеличивало объем субсидий производителям в виде надбавок к ценам, двойных тарифов на сельскохозяйственную технику, пониженных кредитных ставок и периодических списаний долгов, прямых бюджетных инвестиций. Государство одновременно субсидировало и потребителя сельскохозяйственной продукции, доля дотаций в розничной цене на основные продукты питания доходила до 80 %. При этом растущий платежеспособный спрос населения не компенсировался приростом объемов производства, что приводило к нарастанию проблем с обеспечением населения продовольствием.

Таким образом, к началу 1990-х годов возникла острая необходимость радикального реформирования аграрного и продовольственного сектора страны.

Изменения в законодательстве после 1990 года. Главной целью аграрной реформы являлось формирование эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, базирующегося на частной собственности на землю и другие средства производства.

Начало аграрной реформы в России связывают с решениями состоявшегося в декабре 1990 г. II съезда народных депутатов России. На этом съезде была принята Программа возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса. Вместе с тем, законодательная база развития фермерских хозяйств начала формироваться еще ранее. В частности, в феврале 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы земельного законодательства. Вскоре вышли Законы РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.), «О социальном развитии села» (1990 г.), а также было принято в марте 1991 г. совместное постановление Президиума Верховного Совета и Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР», которые определили порядок передачи земли в собственность граждан для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, в собственность колхозов и других

сельскохозяйственных предприятий - в коллективную (долевую и совместную) собственность их членов.

Принятые нормативные документы отменили государственную монополию на землю, провозгласили многообразие форм собственности, включая и частную, а также объявили имущество колхозов и совхозов собственностью работавших в них крестьян.

Передача земли осуществлялась через местные органы власти в районе, которые оценивали всю площадь сельскохозяйственных угодий. В эту площадь не включались земли, занятые производственными помещениями и сооружениями, дорогами и т. п., а также территории, принадлежащие сельским советам и личным подсобным хозяйствам. Затем оценивалось число претендентов в районе (работники сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы, пенсионеры), имеющих право на получение земли. Определялась районная норма бесплатного наделения землей путем деления всех сельскохозяйственных угодий района на полученное количество претендентов. Площадь сельскохозяйственных угодий, которую коллектив конкретного хозяйства безвозмездно получал от государства в собственность, определялась умножением числа претендентов по этому хозяйству на районную норму. Став собственниками земли, работники хозяйства должны были разделить находящуюся в совместном владении землю на условные земельные паи.

Органами власти субъектов РФ, в том числе на районном уровне, кроме того, устанавливалась максимальная площадь сельскохозяйственных земель в собственности крестьянского (от 30 до 200 га) и личного подсобного хозяйства (обычно 1 - 2 га).

Имущество колхозов и совхозов также подлежало разделению на условные паи. В состав приватизируемого имущества не включались объекты социальной сферы. Размер имущественного пая каждого работника зависел от стажа работы в хозяйстве и уровня заработной платы.

В 1991 году были приняты Земельный Кодекс Российской Федерации, Указ Президента № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и Постановление Правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которые обязывали государственные органы и сельскохозяйственные предприятия юридически оформить переход собственности на землю и имущество от государства собственникам.

В принятом в 1992 году Постановлении Правительства Российской Федерации № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» были изложены особые условия приватизации и реорганизации специализированных хозяйств, а также государственных животноводческих комплексов, тепличных хозяйств и птицефабрик.

В последствии также было принято еще несколько нормативных документов, имеющих рамочный характер: Указы Президента Российской Федерации № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы» (1993 г.) и № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996 г.) и Постановления Правительства Российской Федерации № 874 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области» (1994 г.) и № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» (1995 г.). Основная цель принятия этих документов состояла в предоставлении крестьянам возможности вступить в права собственников.

Процесс совершенствования земельных отношений и реорганизации сельскохозяйственных предприятий развивался также на основе других основопола-

гающих нормативных документов, принятых в период 1994 - 2001 гг. Среди них можно выделить: Гражданский Кодекс, часть 1 (1994 г.) и часть 2 (1996 г.), Законы «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.), «Об акционерных обществах» (1995 г.), «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998 г.), Земельный Кодекс (2001 г.).

Наиболее важными документами в области финансового оздоровления и государственного регулирования сельскохозяйственных предприятий следует считать следующие принятые Законы: «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1995 г.), «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1998 г.). Восстановление платежеспособности сельскохозяйственных предприятий, в том числе совершенствование взаимоотношений с бюджетом и внебюджетными фондами, проводилось, кроме того, на основе Налогового Кодекса, часть 1 (1998 г.) и часть 2 (2000 г.), многочисленных Указов Президента, Постановлений Правительства и соответствующих фондов о реструктуризации задолженности и нормализации взаиморасчетов.

В настоящий момент приняты Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

В основе идеологии реформирования сельского хозяйства лежало предположение, что крестьяне, получив документы о праве собственности на земельную долю и имущественный пай, воспользуются предоставленными правами, то есть заберут свою землю и имущество и создадут семейные крестьянские хозяйства. Но лишь незначительная их часть пошла по этому пути, большинство же не решились на самостоятельное хозяйствование и передали свои земельные доли и имущественные паи прежним или реорганизованным сельхозпредприятиям. Те, кто остались в коллективном хозяйстве, должны были принять решение о реорганизации его в одну из разрешенных законом форм - акционерное общество, товарищество, производственный кооператив, или разделиться на более мелкие образования.

Новая структура сельскохозяйственных предприятий. В результате приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий в России произошли значительные социально-экономические преобразования. Об этом свидетельствуют следующие данные. Удельный вес хозяйств с государственной собственностью в настоящее время составляет менее 10 %; 126 млн га или примерно 64 % сельскохозяйственных угодий находится в частной собственности. Сформировался слой фермерских хозяйств - сейчас их свыше 260 тысяч им передано 15 млн га земли для ведения сельскохозяйственного производства.

В табл. 1 представлена динамика численности сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования.

На начало 2000 года в России было 27259 крупных и средних сельхозпредприятий. Динамика численности различных форм хозяйств позволяет отметить, что ежегодно увеличивается количество открытых акционерных обществ, товариществ на вере и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Увеличение численности последних объясняется тем, что в них, в отличие от закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, законодательного ограничения численности участников нет, поэтому ЗАО и ООО преобразуются в СПК. Кроме того, на такую динамику существенное влияние оказывают предпочтения сельских жителей, для которых кооперативная форма хозяйствования является достаточно привычной и понятной.

Увеличение численности кооперативов на селе сопровождалось увеличением некоторых производственных показателей (табл. 2).

Таблица 1

Динамика численности сельхозпредприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования в России (на начало года)

Организационно- 2000 г. 2000 г. % к 1996 г.

правовые формы сельхозпредприятий 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Коли- чество %

Государственные и муниципальные пред- 3 385 3256 3 076 2 990 2969 10,9 87,7

приятия

Открытые акционерные общества 298 366 427 524 679 2,5 227,9

Закрытые акционерные общества 5 119 5 189 4947 4 770 4542 16,7 88,7

Общества с ограниченной ответственно- 7 107 6 884 6 658 5 962 4601 16,9 64,7

стью

Товарищества на вере 149 172 189 214 215 0,8 144,3

Сельхозкооперативы, колхозы, межхозы 7 939 7 948 8 858 10 264 12652 46,4 159,4

Прочие 2 889 3 046 2 832 2 563 1601 5,9 55,4

Всего по РФ 26 896 26 861 26 987 27 287 27259 100,0 101,3

Источник: материалы ВИАПИ РАСХН.

Т аблица 2

Динамика численности и роль сельскохозяйственных производственных кооперативов в России

Показатели 1995 г. 1996 г. 1997 г.

1 Число СПК 10838 10915 11590

2 Удельный вес (%) в:

численности предприятий 40,3 40,6 42,9

сельхозугодьях 34,2 35,0 37,5

численности работников 35,2 35,9 38,2

фондах сельхозназначения 31,4 31,4 33,7

стоимости товарной продукции 26,7 27,8 30,2

Источник: Сельскохозяйственный производственный кооператив. - М.: Энциклопедия российских деревень, 1999. - 181 с.

Так, например, в период с 1995 по 1997 годы их доля в сельскохозяйственных угодьях увеличилась на 3,3 пункта, в количестве занятых - на 3,0, в стоимости фондов - на 2,3. В то же время кооперативы в расчете на одно хозяйство в среднем уступают другим типам хозяйств по площади, численности среднегодовых работников, фондооснащенности, ниже в них и сумма выручки от реализации товарной продукции. В расчете на одного среднегодового работника кооператива меньше получают из бюджетов дотаций и компенсаций.

При этом сумма кредиторской задолженности в расчете на одного работника по кооперативам значительно ниже, чем по остальным формам хозяйствования (табл. 3).

ISSN 0136-5835. Вестник ТГТУ. 2006. Том 12. № 3Б. Transactions TSTU. 823

При всех преимуществах кооперативов они не являются с точки зрения менеджмента высокоэффективной формой организации труда - им присуще слабая мотивация труда не только работников, но и менеджеров. Сложившаяся по большинству кооперативов структура пайщиков не позволяет принимать эффективные решения. Удельный вес ассоциированных членов, как правило, значительно превышает долю членов кооператива. Кроме того, среди работников кооператива не все являются его членами. Все это приводит к распылению собственности и ответственности в них.

Рост численности открытых акционерных обществ (ОАО) связан с постепенным вхождением крупного российского бизнеса в аграрный сектор. Данная форма является удобной с точки зрения процедур поглощения сельскохозяйственных предприятий крупным бизнесом. Однако следует отметить, что большинство созданных при реорганизации закрытых акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью - это также по существу производственные кооперативы. Количество их членов составляет до 800 человек, акции не зарегистрированы, доли в уставном капитале не определены. Собрания во многих таких предприятиях проходят с нарушением законодательства с использованием принципа «один акционер - один голос».

Наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями, свою нишу заняли крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Что касается фермерского сектора, то, как было уже отмечено, он не стал ведущим в сельском хозяйстве России. Занимая почти 9 % общей площади пашни, фермеры России производят всего лишь 3 % валовой продукции, в то время как доля личных подсобных хозяйств населения в общем объеме производства составляет 54 %. Но если крестьянские (фермерские) хозяйства относительно неплохо оснащены техникой, то производство в хозяйствах населения базируется, в основном, на ручном труде и примитивных технологиях.

За годы реформ в сельском хозяйстве произошла экономическая и социальная дифференциация подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий, приведшая к формированию двухполюсной аграрной структуры. С одной стороны, это крупные сельскохозяйственные предприятия, с другой - мелкие организации и семейный сектор. На рис. 1 можно увидеть, что всего лишь несколько регионов в России, где удельный вес сельскохозяйственных предприятий в структуре валовой продукции составляет более 50 %. Однако необходимо отметить, что если до 1998 г. доля личных подсобных хозяйств населения в структуре валовой продукции в целом по России имела устойчивую тенденцию к росту (в 1991 г. она составляла 31,2 %, в 1998 г. - 58,6 %), то после 1998 г. она приняла обратный характер. Так, уже в 2000 г. удельный вес личных подсобных хозяйств был равен 54 %. Отчасти это можно объяснить появлением более благоприятных макроэкономических условий для развития производства в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях.

Традиционным всегда для России было взаимодействие между коллективными и личными подсобными хозяйствами. В настоящее время часть работ в личных подсобных хозяйствах выполняется сельскохозяйственными предприятиями. К таким работам и услугам относятся вспашка огородов, поставка молодняка животных, косьба и транспортировка сена, продажа по льготным ценам зерна и зерновых отходов, помощь в реализации продукции животноводства и многое другое.

Перспективным направлением в данном сотрудничестве является развитие контрактного сельского хозяйства, когда, например, сельскохозяйственное предприятие передает часть производственных функций в личные подсобные хозяйства на основе договора подряда, аренды или контрактации. При этом поставляет им необходимые ресурсы и услуги, а в конечном итоге закупает произведенную продукцию.

Рис. 1 Удельный вес сельскохозяйственных предприятий в структуре валовой продукции в 2000 г. (в региональном разрезе), %

Несмотря на отмеченные проблемы, в России все-таки сформировалось многоукладное сельское хозяйство. По мнению большинства ученых и практиков, будущее сельского хозяйства России - в развитии крупных сельскохозяйственных предприятий и эффективных интегрированных агропромышленных формирований. На это существует ряд объективных доводов, среди них наиболее весомый -экономический. В частности, экономические возможности таких формирований наилучшим образом демонстрируют крупные организации, вошедшие в клуб “АГР0-300” и отраслевые “Клубы-100”. Они объединяют крупнейших производителей зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, молока, мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса птицы, яйца. Составляя всего лишь 1,1 % в общей численности сельскохозяйственных предприятий, они в среднем за 1997-

1999 годы давали 16,1 % товарной продукции.

Руководство таких предприятий обладает высокой предпринимательской активностью, развивает глубокую специализацию производства, применяет высокоэффективные технологии, создает условия для трудовой дисциплины, интеграции производства, переработки и реализации продукции.

Вместе с тем, большинство сельскохозяйственных предприятий в России не смогли приспособиться к новым условиям и наладить эффективное производство. Проведение реформ в сельском хозяйстве сопровождалось ухудшением финансового положения подавляющего большинства сельскохозяйственных предприятий.

Финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий. Его можно охарактеризовать как глубокий кризис, основными проявлениями которого являются: сокращение крупными и средними сельскохозяйственными организациями объемов валовой продукции сельского хозяйства в 2,7 раза за период с 1990 по 1999 годы; уменьшение среднегодовой численности работников на 3,2 млн человек; снижение площади закрепленных за ними сельскохозяйственных угодий на 50 млн га.

С 1994 года основная часть сельскохозяйственных предприятий убыточна, их доля в 1998 году составляла 88 %, в 2000 году она снизилась до 54,1 %. Задолженность по всем обязательствам к концу 2000 года составила 229 млрд р, из них 158 млрд р. (69 %) просроченные долги. На 1 января 2001 года более половины просроченных долгов (58,9 %) приходилось на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Основная часть их состоит из пеней и штрафов. Доля поставщиков в просроченной задолженности составляла 33,4 %. Просроченная задолженность по всем обязательствам многократно превышает балансовую прибыль сельскохозяйственных предприятий, что свидетельствует об отсутствии источников погашения долгов в отрасли.

Несмотря на некоторое улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий в 1999-2000 годах, балансовые счета примерно 90 % хозяйств по-прежнему заблокированы, что вынуждает их производить расчеты по бартеру (около 60 % оборота составляют бартерные сделки) или только за наличный расчет.

Стремительный рост долгов провоцирует ухудшение платежной дисциплины. В табл. 4 представлена динамика основных финансовых коэффициентов, констатирующая отмеченные факты.

Ухудшение финансового положения сопровождается снижением производственного потенциала сельхозорганизаций. Об этом свидетельствует сокращение внеоборотных активов за период с 1994 по 1998 годы на 33 %.

В течение последних десяти лет обновления основных фондов практически не осуществлялось. Оборудование животноводческих ферм, машинно-транспортный парк почти полностью самортизированы. Это, естественно, сказывалось и сказывается на уровне интенсивности сельскохозяйственного производства, продуктивности животных и урожайности культур. Правда, на последние два показателя существенное влияние также оказывало сокращение объемов заготовки кормов и уменьшение внесения минеральных и органических удобрений вследствие отсутствия источников финансирования текущей деятельности.

Т аблица 4

Показатели финансового состояния сельскохозяйственных предприятий России (по состоянию на 1 января)

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Отношение долга к объему продаж 0,58 0,38 0,52 0,64 0,81 0,87 1,07 1,32 1,65 1,10

Рентабельность реализации, % 34,8 29,6 37,8 31,0 -11,6 -2,7 -23,3 -25,6 -26,4 21,2

Коэффициент текущей ликвидности 4,19 2,87 2,10 1,39 1,61 1,77 1,48 1,21 0,95 0,99

Коэффициент обеспе-

ченности собственными оборотными 0,20 0,56 0,49 0,26 0,07 0,18 0,15 0,01 -0,22 -0,18

средствами

Доля текущих активов в структуре баланса 27,2 32,0 20,7 53,5 19,7 14,1 9,9 12,1 14,1 18,0

Источник: материалы ВИАПИ РАСХН.

Социальное положение и состояние трудовых ресурсов. Как и финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, социальное положение также является критическим. Анализ социального обустройства села позволяет констатировать, что даже после 1998 года сохраняется ежегодная тенденция сокращения ввода действия жилых домов, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. Большинство социальных программ в сельской местности финансируется по остаточному принципу.

Практически полностью заморожена передача социальных объектов в ведение муниципалитетов, а сельскохозяйственные предприятия не получают достаточных компенсаций для их содержания. Выделяемые регионам на эти цели средства из федерального бюджета не доходят до получателей.

Одним из слабых звеньев сельского хозяйства по-прежнему остается состояние трудовых ресурсов, то есть кадровое обеспечение реформ. С 1990-го по

2000 годы произошло не только абсолютное сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве, но и уменьшилось число работающих специалистов. Особенно тревожит то, что ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень. За 10 лет количество дипломированных руководителей сельхозпредприятий снизился с 86 до 73 %. Не отвечает требованиям рыночной экономики и профессионально-квалификационная структура кадров предприятий. Например, свыше 90 % имеют базовое технологическое образование и лишь около 7 % -экономическое. Низкая степень подготовленности руководителей и специалистов, недостаточная восприимчивость к проводимым рыночным преобразованиям не позволили им своевременно адаптироваться к новым условиям хозяйствования.

Кадровые проблемы в АПК усугубляются низким уровнем доходов сельскохозяйственных работников (он существенно ниже, чем в городе) и высокой безработицей на селе.

Причины кризиса в сельском хозяйстве. Одним из самых главных факторов тяжелого финансово-экономического положения большинства предприятий отрасли следует считать общеэкономический кризис в стране. В связи с этим можно выделить основные макроэкономические причины кризиса:

- резкое изменение ценового паритета в пользу промышленности. Цены на продукцию сельского хозяйства за 1990 - 1999 годы росли в 6,5 раз медленнее, чем на продукцию промышленности, поставляемую сельхозорганизациям;

- отсутствие действенного государственного регулирования аграрного рынка. На начальном этапе реформы это проявлялось прежде всего, в продолжении политики принуждения к производству продукции через госзаказ, который не отличался своевременностью проведения расчетов. Характерной особенностью политики регулирования рынка была слабая защита сельскохозяйственных производителей от импортеров, которые в своих странах имели достаточную поддержку;

- несовершенство системы взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами. По действующему Российскому законодательству сельскохозяйственные предприятия имеют льготный режим налогообложения. Они освобождены от уплаты практически всех налогов, за исключением местных, и отчислений в социальные фонды. Однако такая система не учитывала сезонности поступления средств от реализации сельхозпродукции. Кроме того, штрафные санкции были очень высокими в отдельные годы. Например, ставка пени в отдельные годы достигала 1 % за каждый день просрочки, что, в конечном счете, и определяло темпы стремительного роста задолженности. Тот факт, что налоговое бремя для сельхозорганизаций велико, подтверждается также и размерами государственных дотаций и компенсаций в сравнении с налоговыми поступлениями (табл. 5);

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотношение ассигнований сельскому хозяйству Российской Федерации из федерального бюджета и налоговых взносов в него в 1997 - 2000 гг.

Бюджетные ассигнования, млн р Налоги, млн р Разница между фактическими бюджетными ассигнованиями

Годы Утверждено по бюджету из них

Фактически Всего Поступившие в бюджет Задолженность бюджету и налогами, млн р.

1997 16100,3 9900,0 4079 1316 2763 5821,0

1998 12017,8 2991,6 6231 1283 4948 -3239,4

1999 9283,3 9283,6 10770 3282 7488 -1416,4

1 полугодие 2000 2426,3 2490,5 18184 2163 16021 -15693,5

Источник: Материалы отдела ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИЭСХ -Москва, 2001.

- государственная поддержка неплатежеспособных предприятий. Государство в целях сокращения рабочих мест и снижения социальной напряженности на селе проводило политику поддержки слабых хозяйств путем предоставления им различной помощи, в том числе товарных кредитов. Но, к сожалению, это лишь продлевало их тяжелое состояние и не способствовало решению проблемы в целом. В условиях общего дефицита источников государственной поддержки такая политика приводила к недостаточности финансирования относительно эффективных и прибыльных предприятий;

- перенос центра тяжести государственной поддержки с федерального центра на регионы. В результате две трети поддержки приходится на регионы, которые по разному проводят политику субсидирования деятельности сельхозпредприятий;

- отсутствие кредитных ресурсов или доступа к их получению. В силу сезонности сельхозпроизводства потребность в кредитных ресурсах является очень высокой. Но банковский сектор не очень активно работает с сельскохозяйственными предприятиями по разным причинам. Среди них - неплатежеспособность, заблокированные счета, отсутствие гарантий возврата кредитов. Средства фонда льготного кредитования в период его существования выделялись не в полном объеме и не на все предусмотренные законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» цели;

- финансирование социальной сферы. По разным оценкам, расходы сельхоз-

предприятий на поддержание оставшихся на их балансе объектов социальной сферы увеличивают общие затраты на 10_30 %;

- незавершенность институциональных преобразований в АПК.

К числу основных микроэкономических причин кризиса можно отнести:

- несоответствие между размерами хозяйств и возможностями их руководителей по управлению ими;

- формы хозяйств. Предпочтение отдано производственным кооперативам, хотя, с точки зрения инвестиций, привлекательными являются акционерные общества;

- несовершенная структура собственности в сельхозорганизациях. Собственность распылена, контрольные пакеты акций (долей) в большинстве хозяйств никому не принадлежат. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений;

- неэффективная структура бизнеса. У большинства сельхозорганизаций имеются неэффективные (глубоко убыточные) виды производства, но каких-то реальных попыток ликвидировать или перевести их, например, в личные подсобные хозяйства населения не предпринимается. Т акже практически совсем не развиваются несельскохозяйственные виды деятельности, которые могут приносить большую прибыль;

- слабая реакция на сигналы рынка. Многие руководители сельхозпредприятий до сих пор считают, что основной целью деятельности является не максимизация прибыли, а сохранение объемов производства, поголовья скота и т.д. Это также влияет на структуру бизнеса;

- издержки по обслуживанию личных подсобных хозяйств. По оценкам руководителей сельхозпредприятий, обслуживание личных подсобных хозяйств увеличивает общие затраты на 20 %, при этом значительная часть их не компенсируется;

- незнание руководством и работниками экономических служб основ финансового менеджмента. Нежелание или отсутствие возможности заниматься финансовым планированием, контролем над финансовыми потоками, налоговым и управленческим учетом, анализом финансово-экономического состояния предприятия часто приводит к принятию неэффективных управленческих решений и не способствует выявлению внутрихозяйственных резервов.

Классификация сельхозпредприятий и направления их финансового оздоровления. В зависимости от финансового положения все сельскохозяйственные предприятия России делятся на 5 групп (табл. 6).

Таблица 6

Г руппировка сельскохозяйственных предприятий РФ по финансовому благополучию (2000 г.)

Показатели Всего В том числе но груннам

I II III IV V

Количество хозяйств 27769 6208 4820 4379 4617 7745

в % к итогу 100 22,4 17,4 15,8 16,6 27,9

то же за 1999 г. 100 21,9 16,9 16,4 17,8 27,1

Удельный вес, %:

В товарной продукции 100 51,5 20,8 12,4 8,9 6,4

В просроченной задолженности 100 8,5 15,5 18,7 20,6 36,8

В расчете на работника, тыс. р.

Выручка от реализации 49,7 76,1 51,5 38,9 30,6 19,9

Балансовая прибыль 3,3 17,1 3,6 -0,1 -6,5 -13,8

Кредиторская задолженность: всего 42,6 19,5 35,9 48,0 54,2 83,4

в том числе просроченная 23,6 6,0 18,2 27,9 33,6 54,4

Источник: Материалы отдела реформирования сельского хозяйства. - Москва, 2002 г.

Первая группа - финансово благополучные хозяйства. В этой группе 6 тысяч предприятий, или 22 % общей численности, на их долю приходится 53 % товарной продукции. Основная часть этих хозяйств не имеет просроченных долгов.

Вторая группа - временно неплатежеспособные предприятия. Таких предприятий в России 4,6 тысячи, или 17 %. Их долги в 4 раза превышают среднюю прибыль. Часть хозяйств этой группы убыточна. На долю хозяйств этой группы приходится 18,2 % товарной продукции. Эти хозяйства все еще сохраняют возможность восстановления платежеспособности путем реструктуризации долгов государственным и коммерческим кредиторам. Кроме того, в таких хозяйствах целесообразна работа по концентрации земли и капитала у наиболее эффективных пользователей и собственников, совершенствованию управления и разработке эффективной системы оплаты труда.

Третья группа - неплатежеспособные хозяйства. Общее количество их составляет 4,5 тысячи, или 16 %. Большинство этих предприятий убыточно, текущие платежи они осуществлять не могут, их задолженность превышает годовую выручку в 1,3 раза. Финансовое оздоровление таких хозяйств возможно только с участием инвестора, который присоединит к себе должника или сделает взносы в его уставный капитал, превратив его, таким образом, в свое дочернее предприятие. Участие инвестора связано с полным правопреемством по долгам, что позволяет избежать конфликтов с кредиторами и собственниками неплатежеспособного хозяйства.

Четвертая группа - несостоятельные хозяйства (4,8 тысяч, или 18 %). Это убыточные хозяйства, долги которых почти в 2 раза превышают выручку от реализации. Основная часть долгов просрочена, по ним ежедневно начисляются пени. Доля хозяйств этой группы в товарной продукции сельхозпредприятий составляет 9 %. В распоряжении этих хозяйств находится 17,2 % всех сельхозугодий. Скот, здания и сооружения еще представляют интерес для инвесторов. Основным направлением работы в таких хозяйствах является передача земли и имущества новым пользователям с последующей ликвидацией старых хозяйств.

Пятая группа - хозяйства с разваленной финансово-экономической системой (7,4 тысяч, или 27,1 %). Товарное производство этими предприятиями практически свернуто: их доля в товарной продукции составляет менее 7 %, долги в 4 раза превышают выручку от реализации. Многие хозяйства уже прекратили свою деятельность, часть имущества арестована судебными исполнителями, другая - растаскивается собственниками и населением. Приобрести имущество таких организаций инвестор может только в процессе судебной процедуры банкротства. Вторым направлением можно рассматривать передачу земли и имущества личным подсобным хозяйствам населения и фермерским хозяйствам.

Государственная политика в области финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Основными направлениями государственной политики финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий, по мнению многих ученых, руководителей органов управления АПК на различных уровнях, практиков, предполагается, что станут:

- поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей. Прежде всего, это планируется достичь за счет совершенствования агропродовольственных рынков путем создания союзов производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Вводятся такие меры внешнеэкономического регулирования рынков, как экспортные и импортные квоты на ряд товаров с целью выравнивания эффек-

тивности операций на внешних и внутренних рынках. Для повышения финансовой устойчивости сельхозорганизаций планируется обеспечить страховую защиту их имущества, и в частности, урожая. Впервые создаются Федеральный фонд средств защиты растений и Фонд стабилизации зернового рынка. Не менее важное значение для повышения финансовой устойчивости сельхозорганизаций имеет формирование новой системы льготного кредитования, при которой могут участвовать любые коммерческие банки. При такой системе ставки по кредитам возмещаются в размере 2/3 процентов за счет средств федерального бюджета. Кроме всего, планируется увеличить дотации на племенное дело и на фонд поддержки элитного семеноводства;

- стимулирование эффективных сельскохозяйственных предприятий. Важнейшими задачами, которые должны быть решены в рамках данного направления, являются создание благоприятных условий для перехода земли и имущества от неэффективных сельхозпредприятий к эффективным собственникам и пользователям, а также формирование Россельхозбанком специальных кредитных программ для финансирования крупных хозяйств;

- создание условий для развития интегрированных агропромышленных формирований. Действующее законодательство требует внесения определенных изменений. Т ак, в частности, необходимо обеспечить свободное (без дополнительного налогообложения) перемещение активов в рамках холдинга, наделить их правами и возможностями финансово-промышленных групп. Для стимулирования возникновения вокруг сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий холдинговых формирований целесообразно разрешить им уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, расходуемые на расширение и технологическую модернизацию свих дочерних фирм;

- поиск и привлечение инвестора. В целях реализации этого направления федеральным и региональным органам АПК необходимо предоставить инвесторам всю информацию о неплатежеспособных организациях, а последним - списки потенциальных инвесторов. Налоговые льготы и право реструктуризации долгов сельхозпредприятий - это те возможности, которые также должны быть предоставлены инвесторам;

- взаимодействие крупных и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Должны получить развитие следующие основные формы взаимодействия крупных сельскохозяйственных предприятий с малым сельским предпринимательством: аренда, подряд, управление фермерским хозяйством по контракту, контрактация условий производства и реализации;

- осуществление программ сельского развития. Важнейшими мероприятиями по данному направлению являются: переобучение и консультирование работников и сельских жителей по вопросам организации несельскохозяйственных видов деятельности; создание льготных условий для развития малого предпринимательства на селе и сферы услуг; возмещение расходов сельскохозяйственных организаций на содержание социальных объектов; создание единой системы информационно-консультационной службы АПК.

В заключение обратим внимание на два достаточно важных в деятельности сельскохозяйственных предприятий момента. Это - увеличение в последние годы объемов сельскохозяйственного производства и сокращение убыточных хозяйств. Пусть и незначительная, но все-таки положительная динамика позволяет надеяться на определенный успех в реализации всех рассмотренных мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий в России.

Development of Agricultural Companies of Russia in 1990-2000

A.V. Nikitin

Michurinsk State Agrarian University

Key words and phrases: causes of crisis in agriculture; conditions of agricultural companies functioning; financial economic and social situation; financial reanimation; structure of agricultural companies.

Abstract: The paper deals with economic and political conditions of agricultural companies functioning before the beginning of reforms; it exposes the causes of crisis in agriculture, which has led to the necessity of radical reforms in agrarian and food sector as a whole. The analysis of changes in legislation after the year of 1990 has enabled to ground more accurately the new structure of agricultural companies; the evaluation of financial economic and social situation allowed for classification of its financial reanimation direction. A particular attention is given to the state policy in the sphere of financial reanimation of agricultural companies.

Entwicklung der landwirtschaftlichen Unternehmen des Russlands in den Jahren 199G - 2GGG

Zusammenfassung: Es sind die okonomischen und politischen Bedingungen des Funktionierens der landwirtschaftlichen Unternehmen bis zum Anfang der Reformen untersucht, es sind die Grande der Krise in der Landwirtschaft geoffnet, die die Notwendigkeit des radikalen Reformierens landwirtschaftlich und des Lebensmittelsektors des Landes insgesamt bedingt haben. Die Analyse der Veranderungen in der Gesetzgebung hat nach 1990 erlaubt, die mehr genau neue Struktur der landwirtschaftlichen Unternehmen zu begrunden, und die Einschatzung der finanzokonomischen und sozialen Lage - die Richtungen ihrer Finanzgesundung einzustufen. Die besondere Bedeutung ist der staatlichen Politik auf dem Gebiet der Finanzgesundung der landwirtschaftlichen Unternehmen abgefuhrt.

Developpement des entreprises agricoles de la Russie dans les annees 1990-2000

Resume: Sont examinees les conditions economiques et politiques du

fonctionnement des entreprises agricoles avant le commencement des reformes, sont montrees les raisons de la crise dans l’agriculture qui ont conditionne la necessite de la reconstruction radicale du secteur agricole et alimentaire du pays au total. L’analyse des changements dans la legislation apres 1990 a permis d’argumenter plus exactement la nouvelle structure des entreprises agricoles et revaluation de la situation financiere, economique et sociale - de classifier les orientations de leur assainissement financier. Une importance particuliere est pretee a la politique d’etat dans le domaine de l’assainissement financier des entreprises agricoles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.