Научная статья на тему 'Развитие рынков труда регионов Северо-Кавказского федерального округа'

Развитие рынков труда регионов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЕГИОН / МОДЕЛЬ ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Е.А.

В статье исследуются современные тенденции развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа. На основе моделей догоняющего и опережающего развития сделан прогноз основных показателей развития рынка труда регионов. Автором предложены меры по стимулированию занятости и снижения безработицы на рынке труда регионов Северо-Кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие рынков труда регионов Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 331.5

Ефимова Е.А.

д-р экон. наук, доцент.

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)

РАЗВИТИЕ РЫНКА ГРУДА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация. В статье исследуются современные тенденции развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа. На основе моделей догоняющего и опережающего развития сделан прогноз основных показателей развития рынка труда регионов. Автором предложены меры по стимулированию занятости и снижения безработицы на рынке труда регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: рынок труда, регион, модель догоняющего развития, модель опережающего развития, занятость, безработица.

Efimova Е.А.

Doctor of Economics sciences, Associate Professor,

Samara State Aerospace University named S.P. Korolev (National Research University)

LABOUR MARKET DEVELOPMENT OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT REGIONS

Abstract. The paper examines the current trends of the labor market regions of the North Caucasus Federal District. The forecast of the region labor market development was made on the basis of the catch-up and advanced development models. The author proposes measures to stimulate employment and reduce unemployment in the labor market regions of the North Caucasus Federal District.

Keywords: labor market, region, catch-up model, the model of advancing development, employment, unemployment.

Развитие рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа всегда находилось под пристальным вниманием со стороны федеральных органов государственной власти в силу специфики их развития. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. ситуация на рынке труда регионов, входящих в его состав, характеризуется как крайне неблагополучная [1]. Однако рынок труда является весьма динамичной сферой экономики, ситуация в которой меняется достаточно быстро. В рамках данного исследования автор ставит целью более детально изучить развитие трудовой сферы регионов Северо-Кавказского федерального округа в свете влияния экономико-политических факторов последних лет.

Состояние экономики региона задает вектор развития системе рынка труда. В свою очередь, развитие рынка труда в регионе определяет уровень регионального экономического развития по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, поскольку рабочая сила - один из важнейших факторов экономического роста. Объемы и темпы роста экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа всегда были значительно ниже, чем остальных субъектов Российской Федерации, что привело к низким темпам создания рабочих мест и высокой безработице (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Уровень безработицы в % к численности экономически активного населения [2]

2009 2010 2011 2012 2013 2014 Темпы прироста 2014 к 2009 году, в %

В среднем по РФ 8,3 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 -37,35

Северо-Кавказский ФО 16,0 16,5 14,5 13,1 13,0 10,5 -34,38

Республика Дагестан 13,2 14,8 12,7 11,7 11,6 10,6 -19,70

Республика Ингушетия 53,2 49,7 48,1 47,7 43,7 16,1 -69,74

Кабардино-Балкарская Республика 14,6 12,7 10,5 8,9 10,5 9,9 -32,19

Карачаево-Черкесская Республика 12,0 10,3 9,8 8,9 9,8 13,7 14,17

Республика Северная Осетия - Алания 10,4 9,7 8,3 7,9 8,1 10,0 -3,85

Чеченская Республика 35,0 43,3 37,3 29,8 26,9 18,2 -48,00

Ставропольский край 8,7 6,9 6,0 5,4 5,6 6,0 -31,03

Анализ данных таблицы 1 показывает, что во всех субъектах, кроме Карачаево-Черкесской Республики с 2009 года произошло снижение уровня безработицы. Также нельзя не отметить, что наиболее благополучным по уровню безработицы регионом в Северо-Кавказском федеральном округе является Ставропольский край. Структура экономики данного субъекта Федерации отличается от других регионов федерального округа тем, что здесь в большей степени развита промышленность, добыча полезных ископаемых и электроэнергетика, что позволяет данному региону создавать новые рабочие места и снижать напряженность на рынке труда.

Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы остается одной из основных проблем рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа. Характерной особенностью безработных граждан данных регионов является их достаточно высокий образовательный уровень. Так, в ряде регионов численность безработных граждан с высшим образованием превышает среднероссийский показатель более чем на 60% (см. таблицу 2). Это свидетельствует о необходимости проведения профориентационной работы с молодежью и перепрофилирования ряда учебных заведений с целью подготовки специалистов, квалификация которых соответствовала бы структуре экономики данных субъектов Российской Федерации.

Таблица 2 - Структура безработных по уровню образования в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году, в % [2]

высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего

В среднем по РФ 17,4 19,5 19,4 33,3 9,5 0,9

Республика Дагестан 28,7 п,о 2,9 51,7 5,8

Республика Ингушетия 15,4 19,3 7,2 55,9 1,0 1,3

Кабардино-Балкарская Республика 26,5 19,6 9,0 39,3 5,2 0,5

Карачаево-Черкесская Республика 27,9 18,1 15,9 34,2 3,7 0,3

Республика Северная Осетия-Алания 33,2 14,9 13,5 28,9 6,7 2,8

Чеченская Республика 7,1 5,4 2,0 79,1 6,4 ОД

Ставропольский край 22,3 15,8 14,2 36,5 10,6 0,7

Структурная безработица в регионах Северо-Кавказского федерального округа носит затяжной характер. Среднее время поиска работы в Республике Дагестан, Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике превышает 10 месяцев. Удельный вес безработных, ищущих работу

более 12 месяцев, во всех регионах составляет более 35%, наибольшая доля «застойной» безработицы характерна для Республики Ингушетия (63,2%) и Карачаево-Черкесской Республики (67,2%).

Важным показателем, отражающим дефицит рабочих мест в регионе, является нагрузка незанятого населения на имеющиеся вакансии.

Таблица 3 - Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну имеющуюся вакансию, чел. [3]

2010 2011 2012 2013

В среднем по РФ 0,8 1,2 0,9 0,8

Северо-Кавказский ФО 25,7 16,3 п,з 8,2

Республика Дагестан 94,8 70,7 69,6 46,8

Республика Ингушетия 723,7 212,2 232,6 52,0

Кабардино-Балкарская Республика 4,6 2,9 3,3 2,7

Карачаево-Черкесская Республика 6,3 6,7 3,1 2,6

Республика Северная Осетия - Алания 15,6 5,5 6,1 12,2

Чеченская Республика 352,9 169,4 110,3 98,2

Ставропольский край 3,0 2,3 1,1 0,9

Напряженная ситуация на рынке труда большинства регионов Северо-Кавказского федерального округа во многом является продолжением тех явлений и процессов, которые имели место в последние годы: низкий уровень инвестиций в экономику и низкие темпы развития малого бизнеса, аграрно-индустриальная структура экономики большинства регионов. Например, структура экономики Республики Дагестан в основном аграрная (развито сельское хозяйство, виноделие, народные промыслы), что не делает данный регион привлекательным в глазах инвесторов, а постоянные антитеррористические операции не дают возможности развивать другие сферы экономики (например, экологический туризм и нефтепереработку). Единственным крупным промышленным предприятием на территории Республики Дагестан является завод «Дагдизель», на котором занято порядка 1 тыс. чел., однако одного предприятия на всю Республику слишком мало для обеспечения рабочими местами всего экономически активного населения, поэтому безработица в Дагестане носит застойный характер. К тому же данный регион всегда являлся высокодотационным. Все это указывает на то, что в ближайшей перспективе не следует ожидать положительных изменений в сфере занятости Республики Дагестан и, по всей видимости, рынок труда данного субъекта федерации всегда будет требовать активного государственного вмешательства.

В Республике Ингушетия, так же, как и в Республике Дагестан, преимущественно развито сельское хозяйство, а из промышленных отраслей - только нефтедобыча, однако и она сократилась почти в 6 раз к уровню 2003 года, что связано с более чем 90%-ой выработкой запасов нефти.

Республика Северная Осетия-Алания специализируется на производстве шампанских вин (здесь расположено крупное предприятие «Исток») и спирта (всего имеется 23 небольших завода). Однако данные предприятия не в состоянии обеспечить все безработное население рабочими местами.

Несколько лучше обстоят дела на рынке труда в Карачаево-Черкесской Республике. Здесь развито сельское хозяйство и пищевая промышленность на основе местного сырья, а также легкая промышленность (имеется несколько предприятий по переработке шерсти и швейная фабрика). В отличие от других республик Северо-Кавказского федерального округа в Карачаево-Черкесской Республике развит туризм (здесь расположены такие курорты, как Домбай, Те-берда и Архыз). Однако устаревшая материальная база многих гостиниц не позволяет привле-

кать сюда иностранных туристов, а из числа российских туристов сюда приезжают в основном те, кто увлекается альпинизмом и вообще не нуждается в гостиницах. Между тем, развитие экологического туризма могло бы стать одним из главных направлений специализации республик Северного Кавказа. Для этого требуется, прежде всего, разработка конкретных проектов и активное инвестирование средств в данную сферу со стороны российских предпринимателей и государства. Именно поэтому создание в 2010 году компании «Курорты Северного Кавказа» и развитие туристического кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа имеет важнейшее значение для экономики и рынка труда всех регионов, входящих в его со-

Самый высокий показатель напряженности на рынке труда в 2010 - 2013 гг. был характерен для Чеченской Республики. Экономика Чеченской Республики существенно пострадала в ходе двух военных кампаний. В настоящее время Чеченская Республика является лидером по объему привлекаемых государственных инвестиций среди других регионов Северо-Кавказского федерального округа. Основную долю в структуре экономики занимает нефте- и газодобывающий сектор, однако с 2010 года отмечаются высокие темпы роста в сельском хозяйстве. Тем не менее, судить о реальном положении дел в экономике Чеченской Республики крайне затруднительно ввиду того, что основная доля занятости в ней носит теневой характер (63% от общей численности занятых заняты в неформальном секторе), о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (см. таблицу 4).

Таблица 4 - Численность занятых в неформальном секторе по типу занятости по субъектам российской федерации в 2013 г. [2]

Всего, тыс. чел. в том числе заняты Занятые в неформальном секторе в % к общей численности занятого населения

только в неформальном секторе, в % от общего числа в неформальном и формальном секторах, в % от общего числа

В среднем по РФ 14096,3 91,26 8,74 19,7

Северо-Кавказский ФО 1739,9 95,40 4,60 44,2

Республика Дагестан 655,3 96,83 3,17 56,1

Республика Ингушетия 49,3 98,99 1,01 43,7

Кабардино-Балкарская Республика 186,4 88,36 11,64 49,2

Карачаево-Черкесская Республика 78,9 94,93 5,20 38,9

Республика Северная Осетия-Алания 116,5 95,71 4,29 36,7

Чеченская Республика 298,7 100,00 0,00 63,0

Ставропольский край 354,7 92,11 7,89 27,6

Как следует из данных таблицы 4, доля теневой занятости в субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, минимум в два раза превышает среднероссийский показатель. Исключение составляет Ставропольский край, о котором речь уже шла ранее.

Еще одной характерной особенностью развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа является крайне низкий уровень скрытой безработицы на фоне других субъектов Российской Федерации. В данных регионах практически отсутствуют лица, работающие неполное рабочее время по инициативе администрации или находящиеся в вынужденных отпусках.

Так же следует отметить, что в регионах Северо-Кавказского федерального округа отмечается одна из самых низких задолженностей по заработной плате. Сам уровень среднемесячной заработной платы также является одним из самых низких в России (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников,

руб. [3]

2010 2011 2012 2013 2014

В среднем по РФ 20952 23369 26629 29792 32546,1

Северо-Кавказский ФО 12569 13898 16725 19359 22095,7

Республика Дагестан 10244 11236 13660 16835 20657,3

Республика Ингушетия 12855 14513 18302 20151 23564,8

Кабардино-Балкарская Республика 11663 13012 16314 18624 20695,4

Карачаево-Черкесская Республика 11346 12447 15511 17858 20814,4

Республика Северная Осетия -Алания 11818 13376 15897 18664 20456,8

Чеченская Республика 13919 14431 17385 20865 22091,9

Ставропольский край 13949 15589 18447 20667 23439,5

Очевидно, что в ближайшей перспективе без реструктуризации экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа невозможно улучшить ситуацию на региональном рынке труда. В настоящее время он требует активного государственного регулирования.

В экономической практике сложилось две модели развития территорий:

- первая - это модель догоняющего развития, согласно которой регион должен стремиться «догнать» более развитые территории по своим социально-экономическим показателям;

- вторая - это модель опережающего (или ускоренного) развития, согласно которой регион должен развиваться более быстрыми темпами, чем средние темпы роста по стране, чтобы выйти в число регионов-лидеров за определенный период времени.

В рамках двух указанных подходов нами были проведены расчеты среднегодовых темпов роста за период с 2010 по 2014 гг. основных показателей развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа и определены их прогнозные значения (см. таблицы 6 и 7).

Таблица 6 - Прогнозируемые показатели развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа по модели догоняющего развития

Число лет, необходимых для достижения регионом среднероссийских значений по соответствующему показателю, в годах

Уровень безработицы Число вакансий Напряженность на рынке труда Среднемесячная заработная плата

Республика Дагестан 16,2 31,6 17,3 2,6

Республика Ингушетия 4,7 5,3 4,8 2,1

Кабардино-Балкарская Республика 8,3 20,6 6,8 3,2

Карачаево-Черкесская Республика со 11,2 4,0 2,9

Республика Северная Осетия - Алания 83,4 98,1 33,2 3,4

Чеченская Республика 9,6 11,0 п,з 3,4

Ставропольский край 1,9 0,0 0,3 2,5

Данные таблицы 6 показывают, сколько лет необходимо регионам Северо-Кавказского федерального округа при условии сохранения существующих тенденций развития и среднего-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

довых темпов роста для достижения ими среднероссийских значений по показателям рынка труда. Например, по уровню безработицы Республика Карачаево-Черкесия вообще не может достичь среднероссийских значений, поскольку это единственный регион, где за исследуемый период времени уровень безработицы продолжает расти, а Республике Северная Осетия-Алания требуется 83,4 года для снижения уровня безработицы до среднероссийских значений. По показателю числа вакансий, заявленных в службу занятости, самая благоприятная обстановка сложилась в Ставропольском крае (в нем темпы создания рабочих мест даже обгоняют среднероссийский показатель), поэтому ему вообще не требуется время на «выравнивание» со среднероссийским значением.

Таблица 7 - Прогнозируемые показатели развития рынка труда регионов Северо-Кавказского федерального округа по модели опережающего (ускоренного) развития до 2020 года

Ежегодный темп роста, необходимый для дости-

жения регионом среднероссийских значений по

соответствующему показателю к 2020 году, в %

Уровень безработицы Число вакансий Напряженность на рынке труда Среднемесячная заработная плата

Республика Дагестан -11,19 74,64 -49,25 7,87

Республика Ингушетия -17,17 79,27 -50,13 5,53

Кабардино-Балкарская Республика -10,18 30,66 -18,35 7,84

Карачаево-Черкесская Республика -14,91 46,63 -17,84 7,73

Республика Северная Осетия - Алания -10,33 62,42 -36,50 8,05

Чеченская Республика -18,84 52,62 -55,14 6,67

Ставропольский край -2,36 -2,32 -1,94 5,62

Данные таблицы 7 показывают, какими должны быть темпы роста (или наоборот снижения) по основным показателям развития рынка труда в регионах Северо-Кавказского федерального округа для достижения ими среднероссийских значений уже к 2020 году, то есть за ближайшие шесть лет.

В этой связи также необходимо сказать о Ставропольском крае - единственном регионе Северо-Кавказского федерального округа, в котором получился отрицательный темп роста по показателю числа вакансий, заявленных в службу занятости, поскольку, как уже отмечалось, темп создания рабочих мест в этом регионе опережает среднероссийский, и в течение двух лет (1,94 года) данный регион может снизить напряженность на рынке труда до среднероссийских значений.

В качестве основных мер стимулирования занятости и снижения безработицы на рынке труда регионов Северо-Кавказского федерального округа можно рекомендовать следующие:

- создание и модернизация предприятий частной формы собственности на основе льготного бюджетного (а не только банковского) кредитования;

- развитие малого бизнеса через систему налоговых льгот, особенно в сфере туризма;

- создание государством рабочих мест в тех секторах экономики, где оно является единственным (например, оборонная и космическая промышленность) или главным (например, сфера науки и образования) работодателем;

- создание «нестандартных» рабочих мест (например, на дому или на условиях фрилансин-

- снижение инвестиционных рисков и улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранных компаний на российский рынок;

- привлечение работодателей к подготовке образовательных стандартов третьего поколения, разрабатываемых в настоящее время в вузах;

- повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- формирование у населения культуры проектной миграции, когда работники самостоятельно планируют свою карьеру, выбирая при этом компании, находящиеся в разных населенных пунктах, но обеспечивающие им карьерный рост;

- проведение профориентационной работы среди молодежи (в первую очередь среди абитуриентов вузов и сузов).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р (ред. от 28.10.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»

2. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2014: Стат. сб. /Росстат. -М., 2014.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. С. 110-111.

4. Составлено по данным: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. С. 134; Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе-декабре 2014 года: Стат. бюлл. / Росстат. - М., 2014. С. 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.