Научная статья на тему 'Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза'

Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / РЕГУЛЯТОРНЫЙ ОПЫТ / REGULATORY EXPERIENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / THE SUCCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бякова Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования активной субъектной позиции будущего профессионала в процессе обучения. В работе описаны характеристики регуляторного опыта как условия развития субъектности, рассматривается влияние его отдельных компонентов на успешность обучения. Предложена программа развития регуляторного опыта в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE REGULATORY EXPERIENCE OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

The article discusses the problem of forming an active, subjective position of the future professional in training. This paper describes the characteristics of the regulatory practices as a condition of subjectivity, it examines the impact of individual components on the success of training. A program of development of regulatory experience in the context of the university.

Текст научной работы на тему «Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза»

YAK 378 ББК 74.48

H.B. БЯКОВА

N.V. BYAKOVA

РАЗВИТИЕ РЕГУАЯТОРНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ В УСАОВИЯХ ВУЗА

THE DEVELOPMENT OF THE REGULATORY EXPERIENCE OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

В статье рассматривается проблема формирования активной субъектной позиции будущего профессионала в процессе обучения. В работе описаны характеристики ре-гуляторного опыта как условия развития субъектности, рассматривается влияние его отдельных компонентов на успешность обучения. Предложена программа развития регуляторного опыта в условиях вуза.

The article discusses the problem of forming an active, subjective position of the future professional in training. This paper describes the characteristics of the regulatory practices as a condition of subjectivity, it examines the impact of individual components on the success of training. A program of development of regulatory experience in the context of the university.

Ключевые слова: субъект, саморегуляция, регуляторный опыт, профессиональное становление, успешность профессионального обучения.

Key words: the subject, self-regulation, the regulatory experience, professional development, the success of vocational training.

Ценность образования определяется тем, в какой мере оно способствует, с одной стороны, индивидуальному личностному росту, с другой - в какой мере оно может подготовить человека к самодеятельности в обществе. С нашей точки зрения, способность студентов к выработке самостоятельной позиции, активному включению в будущую профессиональную деятельность обеспечивает система субъектной регуляции, которая характеризует человека не как носителя определённого набора профессиональных знаний, умений и навыков, а как профессионала, удерживающего предметность деятельности в многообразии изменяющихся условий, способного к самореализации и самораскрытию.

К научному исследованию саморегуляции как специфическому процессу в живых системах приступили в начале ХХ века, позднее были сформулированы основные принципы регулирования в живых системах [1, 2]. В 60-70-е гг. ХХ в. начала разрабатываться концепция осознанной саморегуляции деятельности человека. О.А. Конопкин, отмечая недостаточную изученность и разработанность проблемы общих закономерностей построения и функционирования любой осознанной деятельности, приступил к разработке структурно-функционального подхода к изучению процесса её осознанного регулирования [5].

В предложенном О.А. Конопкиным подходе - саморегуляция психической активности понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей. Как гибкий, целостный и индивидуализированный механизм она обеспечивает процессуальную регуляцию деятельности, т. е. по ходу купирует её внутренние трудности, рассогласования психических составляющих, мобилизует психологические и личностные резервы [5].

В рамках концепции осознанной саморегуляции произвольной активности выявлены общие закономерности регуляторных процессов, психологические механизмы отдельных функций и всей системы саморегуляции

в целом, возрастные и индивидуальные различия в саморегуляции (О.А. Ко-нопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий)

Дальнейшие исследования в этом направлении показали (Е.М. Бохор-ский, М.В. Воробьёва, Ле Тхи Хоа, А.К. Осницкий), что важным условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности человека и проявление его самостоятельности, является накапливаемый им регуляторный опыт. Этот вид опыта представляет собой определённым образом структурированную систему знаний, умений и переживаний (осознаваемых и непосредственно-чувственных), определяющих успешность регуляции деятельности и поведения, а также различные моменты его личностного самоопределения [6]. Совокупность компонентов регуляторного опыта (ценностного, рефлексивного, операционального, привычной активизации, сотрудничества), подключаемых к системе осознанного саморегулирования, является необходимой характеристикой для формирования субъектности, способности человека выступать автором, организатором и реализатором своей активности.

К настоящему времени можно отметить уже ряд прецедентов выделения подсистем опыта: субъектный опыт, представленный в работах И.С. Якиманской; субъектный опыт учащихся, изучаемый Е.Д. Божович; профессиональный опыт, который анализируется Е.А. Климовым, Ю.К. Стрелковым, Ф.С. Исмагиловой. Регуляторный опыт (РО) представляет собой динамическую подсистему целостного опыта человека, включающую информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путём, наполненную личностным смыслом и определяющую направленность активности человека. Специфика РО определяется связью его содержания с процессами регуляции деятельности и саморегуляции собственных усилий человека.

К основным характеристикам регуляторного опыта человека (РО) можно отнести следующие моменты:

- РО представляет собой определённым образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения.

- Содержательные и операциональные составляющие РО связаны, прежде всего, с проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, частично включающей в себя отрефлексированную информацию о реактивной и импульсивной активности.

- РО включает широкий класс субъектно (с точки зрения решаемых задач) и субъективно (через призму индивидуального особенного опыта) переживаемых и воспринимаемых репрезентант регуляторных процессов, связанных с осознанием и рефлексией, целенаправленностью, привычной активизацией, умелостью в действиях и согласовании усилий с другими людьми.

- РО приобретается в процессе естественного развития и под влиянием обучения и воспитания. Определяющей для его формирования и совершенствования является постигаемая человеком технология самостоятельно проектируемой активности, обеспечивая РО как информационной системе постоянное обновление.

- РО - рассматривается как открытая система, которая приобретается, обогащается и совершенствуется в течение всей жизни человека.

- РО объединяет знания, умения, ценности, переживания как осознаваемые, так и не всегда поддающиеся осознанию и вербализации, и, тем не менее, во многом определяющие повседневное поведение человека.

- Выступая как результат рефлексии прошлой активности, РО используется при проектировании деятельности, определяет её успех в настоящем и стратегию в будущем.

- РО способствует формированию системы субъективных критериев и оценок, включающей требования и нормы, на которые ориентируется человек.

- РО во многом определяет притязания субъекта деятельности.

- РО имеет свою структуру, компоненты которой во взаимодействии обеспечивают становление и реализацию субъектной активности (ценностный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества) [3, 4, 6, 7, 8].

Целью нашего исследования было установление особенностей развития индивидуального опыта саморегуляции и его отдельных компонентов в период профессионального обучения. А также выяснение той роли компонентов регуляторного опыта, (обеспечивающих осознанное регулирование активности), которую они играют в процессе первых шагов освоения профессии. По нашему мнению, это позволит отыскать пути повышения эффективности осознанной саморегуляции и формирования самостоятельности студентов в принятии решений, связанных с профессиональным будущим.

В исследовании приняли участие 338 человек: студенты ГОУ ВПО «Ша-дринский государственный педагогический институт» от 17 до 22 лет, обучающиеся по специальностям «Педагогика и психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Психология». Из них 64 - студенты 1 курса, 65 - студенты 2 курса, 67 - студенты 3 курса, 66 - студенты 4 курса, 79 - студенты 5 курса.

Для оценки сформированности различных компонентов регуляторно-го опыта мы использовали комплекс методик, разработанный А.К. Осниц-ким (1991-2001 гг.), прошедший многократное исследование на надёжность и валидность и включающий следующие методики: дифференциально-диагностического опросник (автор Е.А. Климов) в модификации А.К. Осниц-кого; опросник «Саморегуляция»; «Методика определения базовых ориента-ций активности личности»; методика «Теппинг-тест»; методика измерения показателей сотрудничества; модификация методики Б. Вайнера; методика «Ожидание успешности выполнения заданий»; методика Ш. Шварца; методика Б.И. Додонова; опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В.М. Русалов).

Успешность профессионального обучения студентов оценивалась с помощью экспертной оценки и формальных показателей успешности профессионального обучения (академическая успеваемость).

Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием компьютерных систем программного обеспечения «Excel», «SPSS 11,5», «SPSS 17,0».

Проведённое нами исследование позволило выявить особенности регу-ляторного опыта студентов с различными показателями успешности профессионального обучения.

Успешность профессионального обучения, на наш взгляд, предполагает сочетание ряда характеристик/критериев, к которым относятся: формальные показатели (академическая успеваемость); мотивационные (стремление к саморазвитию, открытость для профессионального обучения, которая предполагает участие в работе студенческих научных сообществ, посещение дополнительных занятий, факультативов, участие в олимпиадах по специальности и т. п.); операциональные (способность к самостоятельному овладению материалом - написание конспектов, рефератов, связанное с самостоятельным поиском литературы, проведение студенческих исследований; умение применять полученные знания на практике).

На основе анализа показателей были выделены группы испытуемых с разным уровнем успешности профессионального обучения и характеристиками регуляторного опыта. Испытуемые с высоким уровнем успешности характеризуются развитыми высокими показателями эмоциональной направленности личности, соответствующими избранной профессии (по методике Б.И. Додонова), выраженными профессиональными интересами в сфере «человек - человек» и смежными с ней профессиями, согласованностью ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. У таких

студентов развиты регуляторные и общетрудовые умения, преобладает направленность личности на деловую активность. Они, как правило, обладают высоким уровнем энергетики для быстрого и продуктивного выполнения заданий, стабильны в работе, способны к продолжительным усилиям, стремлением к упорядоченности действий, умеют быстро освоить новый способ действий, способны к переносу умений в новые условия, преимущественно ориентированы на успех.

У субъектов с низким и ниже среднего уровнем успешности профессионального обучения наблюдаются невысокие показатели эмоциональной направленности личности, несформированный эмоциональный комплекс или несоответствие его избираемой профессии, встречается так же несогласованность ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Эти испытуемые отличаются средним и низким уровнем продуктивности при выполнении заданий, они не всегда стабильны в работе, преобладает направленность на избегание неудачи. Для таких студентов свойственен поиск причин успеха/неуспеха во внешних факторах (благоприятное/неблагоприятное стечение обстоятельств, трудность заданий и т. п.). Количество регуляторных умений незначительно (0-13), общетрудовые умения отмечаются в границах от 0 до 10. Направленность на деловую активность - минимальная, преобладает направленность личности связанная с решением личных проблем.

Дальнейший анализ результатов показал, что существует взаимосвязь регуляторного опыта и его отдельных компонентов с успешностью профессионального обучения. Наиболее значимая связь обнаруживается между успешностью профессионального обучения и такими аспектами опыта осознанной саморегуляции как ценностный (ф=0,352 при р<0,001), привычная активизация (ф=0,30 при р<0,001), рефлексивный (ф=0,293 при р<0,001) и операциональный (ф=0,247 при р<0,001).

Для выявления степени влияния РО на успешность профессионального обучения мы использовали множественный регрессионный анализ. Пошаговый метод включения компонентов РО позволил выделить в качестве детерминант, оказывающих наибольшее влияние на успешность профессионального обучения студентов ценностный компонент (В=0,173; р<0,001), привычную активизацию (В = 0,281; р<0,001) и операциональный компонент РО (В = 0,196; р<0,001). Таким образом, наличие системы ценностных ориента-ций человека, выраженных интересов (в том числе и профессиональных), эмоционального отношения к событиям, а так же способности к оперативной адаптации к изменяющимся условиям работы, ориентации на успех, способности рассчитать свои усилия, наличие общетрудовых знаний и умений, умений саморегуляции повышает вероятность высокой успешности обучения студентов.

Опираясь на полученные в исследовании результаты, нами была предложена технология производственной практики студентов, способствующая формированию опыта осознанной саморегуляции (РО) будущих специалистов [3], а также программа развития регуляторного опыта студентов 3-4 курса.

Цель программы: развитие системы субъектной регуляции деятельности студентов вуза.

Задачи программы:

- содействие в осознании собственных ценностей и эмоционального отношения к событиям;

- помощь в определении профессиональных приоритетов;

- повышение уверенности в себе;

- развитие умений саморегуляции;

- формирование профессионально-важных умений.

Программа состоит из двух частей: первая часть - тренинг развития ре-гуляторного опыта; вторая часть - подготовка профессиональных проектов.

Тренинг развития регуляторного опыта студентов включает три блока: организационный, основной и интегрирующий и пять циклов.

Организационный блок предполагает первый цикл, состоящий из двух занятий и содержит упражнения и задания, направленные на установление доверительной обстановки в группе: «Кто есть кто?», «Девизы», «Четыре угла - четыре выбора», «Бинго!», «Знания, умения, навыки психолога» и др. Задачи первого блока:

- знакомство с целью программы и порядком работы;

- создание атмосферы принятия и безопасности;

- содействие формированию дружеских отношений в группе. Основной блок включает четыре цикла, направленных на решение

основных задач.

Второй цикл (3 занятия) ориентирован на развитие ценностного компонента регуляторного опыта, содействие в осознании собственных ценностей и эмоционального отношения к происходящему. Занятия данного блока направлены на рефлексию собственных жизненных и профессиональных ценностей, посредством анализа своих моральных убеждений, личной позиции по значимым вопросам, а так же группового обсуждения ценностных представлений. Для этого используются такие упражнения, как «К новым берегам», «Переоценка ценностей», «Точка зрения», «Пирамида жизни», «Ценности и символы», «Цена успеха», «Герб» и др. Задачи второго цикла:

- помощь в осознании собственных ценностных представлений;

- предоставление возможности наглядно продемонстрировать свою позицию в отношении значимых вопросов;

- помощь в рефлексии эмоционального отношения к событиям жизни. Третий цикл (3 занятия) объединяет упражнения, способствующие

определению профессиональных приоритетов, развитию умений саморегуляции: «Карта желаний», «Мои профессиональные цели», «Баланс», «Золотая рыбка», «Личный карьерный договор», «Цель и средства», «Распределение времени», «Выгрузка мозгов» и др. Задачи третьего цикла:

- помощь в определении конкретных жизненных и профессиональных

целей;

- формирование умений постановки целей;

- развитие навыков планирования;

- содействие развитию умений гибкой перестройки деятельности. Четвёртый цикл (3 занятия) направлен на повышение уверенности в

себе как в будущем профессионале. Достижению этой цели помогают упражнения «Следы», «Баланс успехов и неудач», «Трудные ситуации», «Взаимный обмен», «Управляемое впечатление» и др. Задачи четвёртого цикла:

- помощь в осознании своих возможностей;

- содействие повышению психологической компетентности;

- тренировка навыков уверенного поведения.

Пятый цикл (6 занятий) предполагает развитие ряда профессионально-важных умений через проработку следующих упражнений «Обратная связь», «Мечтатель и скептик», «Я хочу тебе сказать», «Будь готов», «Первое впечатление», «Как не надо делать», «Ассоциации», «Бесконечная фраза», «Дуэт ораторов», «Железный аргумент», «Подготовка и выбор лучшего доклада» и др.

Задачи пятого цикла:

- развитие умений конструктивной обратной связи;

- отработка навыков «я-сообщения»;

- развитие навыков речевой коммуникации. Интегрирующий этап состоит из одного цикла, направленного на

объединение результатов всех предыдущих занятий, подведение итогов.

Шестой цикл (2 занятия) предполагает проведение следующих упражнений: «Желание перемен», «Для чего мне эта работа?», «Мой рабочий ландшафт», «Сбор профессионального багажа» и т. п.

Задачи шестого этапа:

- определение профессионально-важных планов и программ;

- осознание собственной жизненной позиции;

- активизация поиска средств и способов успешного достижения

цели;

- выделение условий успешного достижения целей.

Вторая часть программы - разработка профессиональных проектов. Цель данного этапа: развитие профессиональных умений студентов вуза посредством привлечения их к решению актуальных вопросов.

Задачи второй части:

- создание условий для профессионального развития студентов;

- формирование навыков проектной деятельности;

- развитие навыков группового взаимодействия;

- развитие навыков профессионального целеполагания и планирования.

Данная часть программы включает три основных блока: подготовительный блок; блок разработки проекта; блок презентации проекта.

Подготовительный блок ориентирован на формирование у студентов умений, необходимых для разработки проектов и включает теоретические и практические занятия по шести темам: личная и командная эффективность; выбор и обоснование проблемы; цель проекта по SMART-технологии; инструменты решения проблем; управление проектами; определение показателей эффективности проекта.

Блок разработки проекта. На данном этапе студенты объединяются в микрогруппы по 2-3 человека по принципу общности интересующих их проблем и осуществляют подготовку профессионального проекта. Преподаватель на данном этапе выступает в качестве консультанта, который помогает в решении возникающих вопросов и затруднений. Проработка проекта осуществляется на протяжении двух месяцев.

Заключительный блок - презентация проекта, его защита перед студентами и преподавателями. Проекты оцениваются по ряду критериев: актуальность, оригинальность; проработанность; достижимость, практическая значимость.

Предложенная программа рассчитана на студентов 3-4 курса, которые получили некоторые представления о содержании профессиональной деятельности, а также теоретическую подготовку в своей области. На наш взгляд, такая работа будет способствовать развитию субъектного опыта человека, представляющего собой опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором человек может сам дать себе отчёт о своих возможностях, где он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определённая иерархия предпочтений, в котором он способен дать себе отчёт, что ему самому нужно и что он хочет.

Литература

1. Анохин, П.К. Очерк по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 240 с.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.

3. Бякова, Н.В. Производственная практика как средство становления регу-ляторного опыта будущего специалиста [Текст] / Н.В. Бякова // Психология в вузе. - 2009. - № 1. - С. 23-29.

4. Бякова, Н.В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения [Текст] : автореф. дис. ... на соиск. учён. степ. канд. психол. наук : 19.00.01 / Бякова Наталья Владимировна - [Учреждение РАО «Психологический институт»]. - М., 2009. - 22 с.

5. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопкин. - М. : Наука, 1980. - 252 с.

6. Осницкий, А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / А.К. Осницкий. - М., 2001. - 370 с.

7. Осницкий, А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Осницкий, Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 3-12.

8. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.