Научная статья на тему 'Развитие регионов Российской Федерации в условиях усиления открытости национальной экономики'

Развитие регионов Российской Федерации в условиях усиления открытости национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC GLOBALIZATION / МОНОСПЕЦИЛИЗАЦИЯ РЕГИОНА / MONOSPECIALISATION OF A REGION / ИНФРАСТРУКТУРНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ КВОТА / FOREIGN TRADE QUOTA / OPENNESS OF NATIONAL ECONOMICS / INFRASTRUCTURE AND INSTITUTION OPENNESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова Ольга Васильевна, Абрамкина Светлана Рафаиловна

В статье анализируются актуальные проблемы открытости регионов в условиях интеграции национальной экономики в глобальное экономическое пространство (на примере России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артемова Ольга Васильевна, Абрамкина Светлана Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual problems of regional openness in the conditions of integration of national economics into economic space (on the example of Russia).

Текст научной работы на тему «Развитие регионов Российской Федерации в условиях усиления открытости национальной экономики»

РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1 3

В конце ХХ - начале XXI века развитие отдельных стран все труднее понять вне международного контекста. Глобализация в экономическом, политическом, культурном плане стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития мира.

Под влиянием процессов глобализации в первую очередь меняется экономическое пространство. Национальные экономические системы переходят от относительно замкнутых хозяйств к экономике открытого типа.

Однако изменяется механизм функционирования не только национальной экономики в целом, но и её отдельных подсистем, которые также испытывают возрастающее влияние внешних факторов. И если в унитарных государствах открытой становится национальная экономика в целом,то в федеральных государствах (например, Россия, Германия, США) открытость экономики имеет два уровня: национальный и региональный.

На национальном уровне под открытостью следует понимать ориентированность экономики государства на максимально активное участие в формирующемся глобальном экономическом пространстве.

На региональном уровне традиционно открытость трактуется как активное участие субъектов федерации в межрегиональных экономических связях внутри государства.

Однако в контексте новых экономических реалий под открытостью региона следует понимать высокую степень включенности региона в мировые экономические процессы, когда направление и характер его развития определяется не только внутренними (межрегиональными, национальными) факторами, но и тенденциями,

О.В. АРТЕМОВА, С.Р. АБРАМКИНА

действующими в мировой экономике. При этом степень влияния внешних факторов возрастает и становится определяющей для экономики регионов.

В этом случае регион как сложный экономический комплекс одновременно становится подсистемой национальной и мировой экономики. В связи с этим представляется, что открытость экономики региона необходимо рассматривать в двух аспектах:

1. Открытость региона как субъекта открытой национальной экономики. Данный аспект предполагает, что открытость региональной экономики зависит от условий открытости национальной экономики, частью которой она является. Регионы в рамках государственных экономических программ становятся участниками мировых экономических процессов. Однако государство не может в полной мере учитывать многообразие региональных интересов. Особенно это актуально для больших по размеру стран с выраженной региональной экономической специализацией, большим природным и социально-экономическим разнообразием (например, РФ).

2. Открытость региона как самостоятельного субъекта экономической деятельности. Данный аспект предполагает анализ внутренних факторов, которые способствуют повышению открытости экономики региона. Среди таких факторов необходимо выделить:

- экономико-географическое положение;

- промышленный и научно-технический потенциал;

- природные ресурсы;

- инфраструктурная обеспеченность;

- благоприятная институциональная среда.

Открытость региона как субъекта открытой национальной экономики можно проанализировать в двух аспектах: торговом и инвестиционном1.

Торговая открытость, т.е. степень участия региона в экспортно-импортных операциях страны, рассчитана по формуле:

=4-100%,

«Е

где с1то, - торговая открытость региона, С - сумма экспорта и импорта региона, С^ - сумма экспорта и импорта страны.

Инвестиционная открытость, т.е. доля иностранных инвестиций в экономике региона к общему объему иностранных инвестиций, поступивших в экономику РФ:

Л;

где 1ио, - инвестиционная открытость региона, Л - иностранные инвестиции, поступившие в экономику региона, ^ - иностранные инвестиции, поступившие в экономику страны.

Далее рассчитано среднеарифметическое значение торговой и инвестиционной открытости.

Результаты расчета показаны на рис. 12.

Рис. 1. Открытость региона как субъекта открытой национальной

ЭКОНОМИКИ

В результате анализа можно сделать вывод о различной степени открытости российских регионов как субъектов открытой национальной экономики:

Регионы с низкой степенью открытости (Э0р<0,03%) - регионы, экономика которых ориентирована на внутренний

рынок. Данные регионы географически удалены от границ, имеют ограниченные экспортно-импортные связи и низкую привлекательность для российских и иностранных инвесторов. В РФ 29 регионов с низкой степенью открытости (например, республики Ингушетия, Мордовия; Ивановская, Курганская, Костромская, Тверская, Ульяновская области и др.).

Регионы с высокой степенью открытости (Э0р>0,03%) - регионы, активно включенные в экспортно-импортные связи. Данные регионы обладают экспортными отраслями и/или географически являются приграничными территориями и имеют значительную привлекательность для российских и иностранных инвестиций. В РФ 52 региона с высокой степенью открытости (например, республики Татарстан, Башкортостан, Приморский, Хабаровский края; Калининградская, Челябинская, Ленинградская области и др.). Особая роль в данной группе регионов принадлежит городам федерального значения (Москва и С.Петербург), которые являются финансово-экономическими центрами страны.

Экономическая открытость национальной экономики создает как дополнительные возможности, так и оборачивается определенными издержками для экономики регионов. Причем для регионов с высокой степенью открытости характерны позитивные и негативные последствия, а регионы с низкой степенью открытости испытывают преимущественно отрицательные последствия экономической открытости (таблица 1).

Перед регионами встают задачи продуктивной адаптации в условиях открытости национальной экономики, при выборе необходимых механизмов и инструментов, которые обеспечили бы возможность использовать преимущества открытости национальной экономики, чтобы избежать её негативных последствий.

Ключевыми условиями продуктивного развития региона как самостоятель-

1 3,0%,

.1 2,5%-

о |

Зр.Я

?8i 2,0%

Iii

I10.1,5%- Регионы с низкой степенью открытости

!ВЁ 1,0%

0.-S

Iе!

•iE 0.5%

5 10 15 20 25

Ретоны с высокой степенью открытости

40 45 Р»гионы РФ

1 Исследуется 81 субъект РФ, так как показатели Тюменской области включают показатели ХМАО и ЯНАО

2 На рис.1 представлено 75 регионов в порядке возрастания среднеарифметического значения торговой и инвестиционной открытости. Исключены Сахалинская область - 3,4%, Московская область - 4,7%, , Тюменская область - 5,6%, С-Петербург-6,1%, Москва - 39,7%.

Таблица 1

Влияние экономической открытости национальной экономики на экономику региона

Позитивные последствия (для регионов с высокой степенью экономической открытости) Негативные последствия (для регионов с низкой и высокой степенью экономической открытости)

1. Доступ к международным финансовым и информационным ресурсам. 2. Расширение ассортимента и качества товаров на региональных рынках 3. Ускорение процессов развития рыночной инфраструктуры в регионе 4. Создание новых рабочих мест в регионе 1. Расслоение отраслевой структуры региона на экспортноориентиро-ванные отрасли и отрасли ориентированные на внутренний рынок, что усиливает процессы межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации по доходам. 2. Закрепление моноспециализации регионов в связи с ориентацией отраслевого развития на экспорт. 3. Уязвимость региональной экономики в связи с колебаниями мировой экономической конъюнктуры. 4. Замещение внутренней торговли между отечественными производителями внешней, что приводит к разрыву межрегиональных и внутрирегиональных экономических связей (эффект фрагментации хозяйственных связей)

ного открытого субъекта экономической деятельности являются развитая инфраструктура и благоприятная институциональная среда.

Проанализируем регионы с высокой степенью открытости (52 субъекта) по двум критериям:

1. Внешнеторговая квота региона.

2. Инфраструктурно-институциональ-ная открытость экономики региона.

Внешнеторговая квота региона (ВТКр) определена по формуле:

ВТКр = экспорт + импорт х100% ВРП

Для анализа результатов используется метод непараметрической статистики, так как закон распределения выборки не является нормальным (гауссовским), что было доказано по критерию Пирсона.

Результаты расчетов были проран-жированы в порядке возрастания значе-

ний (от 10,8% - Ярославская область - до 167,7% - Калининградская область).

Далее были определены границы среднего значения ВТКр по формулам:

.. (и +1)- 4,46-у/й

Атиж. = ---->

2

1Г (и +1)+ 4,46л/й шерх. = ---,

где п - количество регионов (52).

Нижняя граница средней величины ВТКр - 18,9% (Владимирская область), верхняя граница средней величины ВТКр - 55,4% (Кемеровская область)3.

В результате выделено 3 группы регионов по уровню внешнеторговой квоты:

1. Низкий уровень ВТКр - 10,8418,9%.

2. Средний уровень ВТКр - 18,9 -55,4%.

Таблица 1

Влияние экономической открытости национальной экономики на экономику региона

Группа Регионы № группы

Низкий уровень ВТКр Республики Коми, Удмуртия; Ставропольский, Алтайский края; Владимирская, Курская, Ярославская, Астраханская, Новосибирская, Томская области 1

Средний уровень ВТКр Республики Карелия, Башкортостан, Татарстан, Якутия; Краснодарский, Приморский, Пермский, Красноярский края; Брянская, Воронежская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Тульская, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Омская области 2

Высокий уровень ВТКр Москва, С-Петербург, Хакассия, Хабаровский, Белгородская, Калининградская, Ленинградская, Сахалинская, Липецкая области 3

3 Установлены с вероятностью 95%

4 Минимальное значение внешнеторговой квоты (Ярославская область) для 52 регионов с высокой степенью экономической открытости.

3. Высокий уровень ВТКр -55,4% и выше.

Результаты группировки значений внешнеторговой квоты региона представлены в таблице 2.

При анализе инфраструктурно-ин-ституциональной открытости экономики региона учитываются следующие критерии:

1. Инфраструктурный потенциал региона (экономико-географическое положение и инфраструктурная обеспеченность региона, создающие условия для использования преимуществ открытости экономики региона).

2. Институциональный потенциал региона (наличие ведущих рыночных институтов, обеспечивающих условия для деловой активности российских и иностранных хозяйствующих субъектов (биржи, банки, страховые компании, инвестиционные фонды, представительства фирм, консалтинговые и маркетинговые компании и т. д.).

По предложенным критериям было выявлено 3 уровня инфраструктурно-ин-ституциональной открытости российских регионов:

1. Регионы с низким уровнем инф-раструктурно-институциональной открытости, для которых характерны невыгодное экономико-географическое положение (узость ресурсной базы, удаленность от территориальных границ страны), слабое развитие инфраструктуры, ограниченное количество рыночных институтов, обеспечивающих условия для развития предпринимательской деятельности.

2. Регионы со средним уровнем инфраструктурно-институциональной открытости, для которых характерны относительно выгодное экономико-географическое положение, среднее развитие инфраструктуры, достаточное количество рыночных институтов, обеспечивающих условия для развития предпринимательской деятельности.

3. Регионы с высоким уровнем инф-раструктурно-институциональной открытости, для которых характерны выгодное

6 Установлены с вероятностью 95%

экономико-географическое положение, хорошее развитие инфраструктуры, значительное количество рыночных институтов, обеспечивающих условия для развития предпринимательской деятельности.

В процессе исследования каждому из 52 регионов присваивается инфраструктурный и институциональный ранг. Ранг 1 присваивается региону, который имеет самый значительный потенциал (например, г. Москве присвоен 1 ранг и по институциональному, и по инфраструктурному потенциалу), далее по степени убывания ранг 52 присваивается региону, обладающему самым незначительным потенциалом (например, по институциональному потенциалу ранг 52 присвоен республике Хакассии, по инфраструктурному потенциалу - республике Якутия). Далее определяется среднее арифметическое двух рангов для каждого региона.

В соответствии с полученными результатами каждому региону присваивается новый ранг, отражающий совокупный инфраструктурно-институ-циональный потенциал (ранг 1 присвоен г. Москве, имеющей самое меньшее значение среднего арифметического показателя, а, следовательно, самый высокий инфрастуктурно-институциональный потенциал; ранг 52 присвоен республике Якутии, имеющей самое большое значение среднего арифметического показателя, а, следовательно, самый низкий инфрастуктурно-институциональный потенциал).

Далее были определены границы среднего значения инфраструктурно-институциональной открытости. Нижняя граница - 18,9% (Владимирская область), верхняя граница средней величины ВТКр - 55,4% (Кемеровская область).

В результате выделено 3 группы регионов по уровню инфраструктурно-инс-титуциональной открытости:

1. Низкий уровень - 44-52.

2. Средний уровень - 10-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Высокий уровень -1-9.

Типология российских регионов в условиях открытости экономики по показателю внешнеторговой квоты и степени инфраструктурно-институциональной открытости представлена на рис. 2.

7. 8. республика Татарстан; Краснодарский край; Московская, Ростовская, Самарская области 9. города Москва, Санкт-Петербург; Калининградская, Ленинградская области

4. республика Удмуртия; Ставропольский, Алтайский края; Владимирская, Курская, Ярославская, Новосибирская, Астраханская области 5. республики Карелия, Башкортостан; Красноярский, Приморский, Пермский края; Брянская, Псковская, Тульская, Челябинская, Тюменская, Кемеровская, Свердловская, Оренбургская, Иркутская, Воронежская, Саратовская, Омская, Волгоградская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Калужская, Смоленская области 6. Липецкая, Белгородская области

1. республика Коми; Томская область 2. республика Якутия; Кировская, Вологодская, Архангельская, Мурманская области. 3. республика Хакассия; Хабаровский край; Сахалинская область

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Внешнеторговая квота регионов

Рис. 2. Типология российских регионов в условиях открытости экономики

При анализе результатов открытости регионов как самостоятельных субъектов по двум критериям: внешнеторговая квота и инфраструктурно-институцио-нальная открытость использована «диагональная закономерность», состоящая в том, что сбалансированное развитие региона предполагает его движение по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний угол. При осуществлении такого развития степень экономической открытости региона соответствует его

инфраструктурно-институциональной открытости. Соответственно, если регион лежит на диагональном квадранте (1,5,9), то его развитие можно считать сбалансированным (например, республики Карелия, Башкортостан; Челябинская, Томская области; города Москва и С.-Петербург).

Регионы, расположенные вне «диагональной параллели» (квадранты 2,3,4,6,8), имеют несоответствие между инфраструк-турно-институциональной открытостью и степенью открытости экономики региона, что создает препятствия для продуктивного участия данных регионов в глобальных экономических процессах.

У регионов, находящихся в квадрантах 2, 3, 6, слабое инфраструктурно-инс-титуциональное развитие не обеспечивает значительную степень открытости региона (например, республики Хакассия, Якутия; Сахалинская, Липецкая области).

А в регионах, находящихся в квадрантах 4 и 8, возможности инфраструк-турно-институционального развития не используются в полном объеме для повышения степени открытости (например, республики Удмуртия, Татарстан, Московская, Новосибирская области).

Открытость экономики является не целью экономического развития региона, а средством повышения эффективности его экономики. Продуктивное экономическое сотрудничество региона с другими странами может стать «локомотивом» экономического роста как в регионе, так и в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.