Научная статья на тему 'Развитие региональной инвестиционной политики в Новосибирской области'

Развитие региональной инвестиционной политики в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНВЕ-СТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куницын Д.В., Куницына Е.М.

В статье представлены результаты анализа нормативно-правового обеспечения, а также состояния инвестиционной политики в Новосибирской области. Авторами определены факторы снижения инвестиционной активности в Новосибирской области, предложены некоторые направления по развитию региональной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the analysis of normative-legal provisions and a current state of investment policy in Novosibirsk region. The authors identified the factors that reduce the investment activity in the Novosibirsk region and proposed some directions for the development of regional investment policy.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной инвестиционной политики в Новосибирской области»

УДК 338.242.2

Д. В. Куницын

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

Е. М. Куницына

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены результаты анализа нормативно-правового обеспечения, а также состояния инвестиционной политики в Новосибирской области. Авторами определены факторы снижения инвестиционной активности в Новосибирской области, предложены некоторые направления по развитию региональной инвестиционной политики.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, целевые индикаторы инвестиционной политики, инвестиционный климат, факторы инвестиционной деятельности.

Важнейшим условием социально-экономического развития региона является обеспечение притока в экономику региона необходимого объема инвестиционных ресурсов со стороны различных экономических агентов.

При этом перед органами государственной власти и местного самоуправления стоит задача по созданию таких условий инвестиционной деятельности, при которых будет обеспечен баланс интересов государства, органов местного самоуправления, населения и бизнеса. Все это предполагает разработку и реализацию взвешенной региональной инвестиционной политики, учитывающей приоритеты развития экономики и социальной сферы.

Рассмотрим состояние нормативно-правового обеспечения инвестиционной политики в Новосибирской области.

Законом Новосибирской области от 29 июня 2016 г. № 75-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»1 определены полномочия органов власти в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, основные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности и порядок их предоставления; установлены особенности, связанные с приостановлением, изменением сроков предоставления и объемов

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 3 (9). © Д. В. Куницын, 2017 © Е. М. Куницына, 2017

1 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-

правовой системы «КонсультантПлюс».

государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также ее прекращением. В частности, к полномочиям Правительства Новосибирской области относятся: обеспечение реализации на территории Новосибирской области государственной политики в сфере регулирования инвестиционной деятельности, а также определение перспективных направлений инвестиционной деятельности Новосибирской области. При этом к полномочиям Министерства экономического развития области относится реализация на территории Новосибирской области государственной политики в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

В настоящее время в Новосибирской области в целях нормативно-правового обеспечения развития инвестиционной политики принята Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года (утв. постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 декабря 2007 г. № 474)2 (далее — Стратегия), в которой определена стратегическая цель инвестиционной политики — формирование на территории региона инвестиционного климата, благоприятного для развития бизнеса и привлекательного для внешних и внутренних инвесторов, а также ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения стратегической цели, и индикаторы качества инвестиционной политики.

К индикаторам качества в Стратегии относятся: инвестиции в основной капитал по отношению к валовому региональному продукту (ВРП); доля внешних источников в структуре финансирования инвестиций в основной капитал

2 См.: Сов. Сибирь. 2007. № 249.

предприятий; доля банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал; доля накопленных иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций; инвестиционный рейтинг Новосибирской области.

В целях внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе постановлением Правительства Новосибирской области от 25 декабря 2014 г. № 541-п утверждена Инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года1. В указанном документе определены как основные механизмы реализации инвестиционной стратегии, так и система управления инвестиционной политикой в Новосибирской области. Цель инвестиционной политики Новосибирской области дополнена ожидаемым результатом ее осуществления, а именно формированием благоприятного инвестиционного климата, привлекательного для внутренних и внешних инвесторов, обеспечивающего рост инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и способствующего ускорению темпов социально-экономического развития области в целом и ее отдельных муниципальных образований.

Ежегодно в Новосибирской области утверждаются планы социально-экономического развития. В разделе планов социально-экономического развития «Стимулирование инвестиционной активности, создание благоприятного инвестиционного климата» определена задача — развитие системы стимулирования и содействия

инвестиционной деятельности в приоритетных направлениях развития производственной сферы и инфраструктуры, а также обозначены планируемые результаты деятельности.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 1 апреля 2015 г. № 126-п утверждена государственная программа «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015— 2021 годы»2. Развитие инвестиционной политики нашло свое отражение в целях госпрограммы: формирование благоприятных условий, обеспечивающих эффективную реализацию инвестиционной политики на территории области и в реализации парковой и кластерной политики.

Таким образом, в Новосибирской области сложилась система нормативно-правового обеспечения инвестиционной политики. Однако исследование указанных нормативно-правовых актов показало, что аналогичные по содержанию целевые индикаторы, определенные нормативными документами, и плановые результаты их достижения не соответствуют друг другу, что не позволяет однозначно оценить результативность и эффективность принимаемых мер.

К наиболее сравнимым документам относятся Инвестиционная стратегия (15 показателей), План социально-экономического развития (План СЭР) на 2016 г. (8 показателей) и госпрограмма (12 показателей). Из трех указанных документов сравнению подлежат всего 8 целевых показателей (таблица).

Сравнительный анализ целевых индикаторов инвестиционной политики Новосибирской области

Индикатор Инвестиционная стратегия Госпрограмма План СЭР

2015—2019 гг. План 2016 г. Факт 2016 г. 2016 г.

Объем инвестиций в основной капитал (на конец периода), млрд руб. 300 152,8 143,5

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 55,1 51,8 70,0

Доля инвестиций в основной капитал в объеме ВРП, % 27,0* 14,5 13,6 18,9

Объем налоговых поступлений от получателей господдержки в рамках госпрограммы в консолидированный бюджет области на 1 руб. предоставленной господдержки, руб. 5,6 1,46 1,86 4,7

Количество субъектов (инвесторов) / инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку (за период нарастающим итогом на конец периода), ед. 50 25 23

Количество резидентов действующих парковых проектов с нарастающим итогом, ед. 400 20 20 30

Количество муниципальных образований, на территории которых внедрена система туристической навигации, ед. 1 1 1

Доля муниципальных образований, информация о туристическом потенциале которых освещена на информационном ресурсе, % 14,3 85,7 14,3

* На конец периода.

Подобный подход к определению целевых показателей в основополагающих нормативно -правовых актах свидетельствует о том, что реализация региональной инвестиционной политики

1 См.: Сов. Сибирь. 2015. № 3.

основывается на попытке сегментарного аккумулирования различных целевых установок, определенных в нормативных документах.

2 См.: Сов. Сибирь. 2015. № 32.

При этом инвестиционная деятельность в Новосибирской области в настоящее время переживает далеко не лучшие времена. Так, в 2016 г. инвестиции в основной капитал по Новосибирской области составили 143,5 млрд руб., что составляет 81,1 % от уровня 2015 г. В соответствии с результатами Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив, в 2015 г. Новосибирская область заняла 57-ю строчку в рейтинге из 76 регионов. Самым низким показателем рейтинга стала оценка бизнесом деятельности органов власти по эффективности процедур выдачи лицензий.

В целях организации работы по улучшению показателей Национального рейтинга в Новосибирской области принят ряд мер, в том числе разработан план мероприятий по улучшению инвестиционного климата (дорожной карты) с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации, а также предложений и замечаний представителей бизнес-сообщества Новосибирской области.

В 2016 г. рейтинговая позиция области улучшилась — 46-е место, а в 2017 г. — 27-е место в соответствии с результатами Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Улучшение результатов Национального рейтинга достигнуто по таким показателям, как: повышение эффективности процедур регистрации предприятий, выдача лицензий, сокращение сроков выдачи разрешений на строительство, усиление эффективности институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса, усиление поддержки бизнеса, повышение уровня развития малого предпринимательства.

Однако, на наш взгляд, рейтинг не в полной мере раскрывает реальное положение развития инвестиционной сфере в регионе, не является тем аналитическим инструментом, который служит основой для принятия будущих инвестиционных решений у экономических субъектов. Возможно, недостаточная объективность результатов рейтинговой оценки связана с вопросами материального стимулирования лидирующих регионов национального рейтинга.

В целях повышения эффективности инвестиционной политики на региональном уровне необходимо понимание современных проблем инвестиционной деятельности, а также факторов, влияющих на поведение региональных экономических субъектов в вопросе выбора иных территорий или государств для инвестиционной деятельности.

Возможными факторами снижения интереса экономических субъектов к инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области являются:

1. Глобализация экономики.

Получение экономических преимуществ за счет отраслевой специализации отдельных регионов и государств основано на наличии эффекта масштаба массового производства. Расширение

масштабов внешнеэкономической деятельности, снижение административных и таможенных барьеров по перемещению готовой продукции и ресурсов могут привести к деиндустриализации отдельных регионов и даже государств, не имеющих большого рынка сбыта на своей территории и ограниченных в поставках на другие территории. Новосибирская область, характеризующаяся относительно невысокой плотностью населения, значительными расстояниями до основных центров потребления, имеет меньшую инвестиционную привлекательность в части производства значительной части потребительских товаров по сравнению не только со странами Юго-Восточной Азии, но и со многими регионами Центрального и Приволжского федеральных округов Российской Федерации.

2. Снижение доходности от инвестирования в связи с недобросовестной конкуренцией.

Несмотря на активную деятельность различных органов государственной власти по контролю за обеспечением законности различными экономическими агентами, продолжают иметь место ее нарушения. К числу наиболее важных с позиции принятия инвестиционных решений следует отнести широкую практику уклонения от уплаты налогов и страховых взносов, преднамеренное и фиктивное банкротство, а также реорганизацию организаций, в том числе в целях перевода ее на «подставных» лиц, ликвидацию в целях ухода от возможного государственного контроля, исполнения имеющихся или возможных будущих обязательств (например, по гарантийному ремонту и т. п.).

Указанные выше действия позволяют недобросовестным экономическим субъектам демпин-говать при поставке товаров (работ, услуг), в том числе для государственных нужд, что фактически ставит под удар развитие бизнеса, уплачивающего все обязательные платежи и исполняющего свои обязанности перед поставщиками, покупателями и кредиторами.

3. Снижение доходности вследствие увеличения общеэкономических рисков предпринимательской деятельности.

В последние годы для экономических субъектов Новосибирской области наиболее негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности оказали факторы, аналогичные для других регионов, — увеличение общегосударственных рисков.

Однако если для экспортно ориентированных регионов девальвация национальной валюты послужила источником существенного увеличения величины прибыли, то для большинства экономических субъектов Новосибирской области указанная ситуация негативно сказалась на результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Снижение платежеспособного спроса в условиях негативной оценки перспектив развития страны при «антироссийских санкциях», появление рисков вследствие введения государственных ограничений на ведение предпринимательской

деятельности (ограничения по переводу денежных средств, запрет на ввоз товаров и т. п.) также негативно сказываются на перспективах инвестиционной деятельности в регионе.

4. Увеличение затратности ведения предпринимательской деятельности вследствие высоких административных издержек по ведению легального бизнеса.

Одной из причин увеличения административных издержек по ведению предпринимательской деятельности является осуществление государством избыточного государственного контроля. Другими словами, чем результативнее и масштабнее реализуется государственный контроль, тем выше затраты бизнеса на соблюдение законных требований (направление ответов на требования, предоставление копий документов), участие их в административных процедурах (направление возражений на акты проверок, обжалование решений, участие в судебных процессах и т. п.). Также рост негативных последствий связан с привлечением к ответственности, в том числе в виде наложенных административных штрафов, определяемых количеством лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности.

Безусловно, отдельные ограничения по осуществлению государственного контроля уже имеются в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 30 октября 2017 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1. Однако в отдельных сферах имеются элементы избыточности.

Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий могут быть изъяты не только документы, но и предметы (вещи), используемые для совершения преступной деятельности. Например, в случае ведения бухгалтерского учета через уполномоченную бухгалтерию могут быть изъяты элементы электронно -вычислительной техники, содержащие информацию не только по лицу, в отношении которого осуществляется расследование, но также по другим компаниям, отчетность которых также формировалась данной «бухгалтерской компанией».

5. Нестабильная ситуация в банковской сфере.

Отзыв лицензий «проблемных» банков, активно проводимый Центральным банком Российской Федерации, привел к увеличению рисков потери финансовых ресурсов. Относительно стабильная ситуация, имевшая место в 2000-х гг. в банковской сфере Российской Федерации, привела к переводу денежных средств многими организациями в системообразующие банки, что не только существенно снизило их доходность от размещения свободных денежных средств на депозитах, но несколько изменила возможности использования банковских продуктов. При этом

1 См.: РГ. 2008. № 266.

нельзя констатировать, что произошедшее снижение конкуренции на банковском рынке положительно сказалось на качестве оказания банковских услуг и повышении эффективности развития предпринимательской деятельности.

6. Развитие системы противодействия незаконным банковским операциям.

Безусловно, развитие эффективной системы противодействия незаконным банковским операциям должно положительно сказаться на развитии предпринимательской деятельности, в том числе за счет пресечения фактов недобросовестной конкуренции.

Вместе с тем в данной сфере также имеются отдельные проблемы. Так, п. 1 Методических рекомендаций о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных Банком России 21 июля 2017 г. № 18-МР2, установлено, что при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендовано исходить из его значения, приближенного к 0,9 % от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение. При этом Центральным банком России особо оговорено, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного уровня не является единственным определяющим фактором для «автоматического» признания факта совершения клиентом сомнительных операций. Все это привело к существенному увеличению расходов на подтверждение даже абсолютно законных банковских операций.

Эти и другие факторы снижают инвестиционную активность в регионе. Необходимо отметить, что в системе показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации также учтены ряд факторов, снижающих инвестиционную активность.

Важно отметить, что при разработке плана мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года некоторые из указанных факторов были учтены. Вместе с тем в плане мероприятий не нашли должного отражения меры, снижающие негативное воздействие факторов глобализации экономики, недобросовестной конкуренции, нестабильной ситуации в банковской сфере, а также в системе противодействия незаконным банковским операциям.

Возможно, это связано с тем, что значительная часть полномочий в указанной сфере сконцентрирована на федеральном уровне. Однако непосредственное взаимодействие региональных властей с бизнес-сообществом позволяет более

2 См.: Вестн. Банка России. 2017. № 63.

оперативно выявлять факты недобросовестной конкуренции и принимать конкретные мероприятия по противодействию ей, в связи с чем представляется целесообразным дополнение плана

мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Новосибирской области рядом мер с учетом указанных факторов.

D. V. Kunitsyn, E. M. Kunitsyna

THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INVESTMENT POLICY IN NOVOSIBIRSK REGION

The article presents the results of the analysis of normative-legal provisions and a current state of investment policy in Novosibirsk region. The authors identified the factors that reduce the investment activity in the Novosibirsk region and proposed some directions for the development of regional investment policy.

Keywords: investments, investment policy, target indicators of the investment policy, investment climate, investment activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.