Научная статья на тему 'Развитие рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий'

Развитие рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / INTERACTIVE COGNITIVE STRATEGIES / ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА / REFLEXIVE CULTURE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / EDUCATIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николайчук Е.А., Тарасюк Н.А.

Статья посвящена описанию потенциала интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка. В статье представлены основные этапы развития рефлексивной культуры, которые обеспечивают эффективность применения интерактивных познавательных стратегий в процессе иноязычного профессионального образования. Статья включает в себя основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность процесса развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Главным теоретическим положением является положение о том, что приоритетными становятся не сами знания, а то, как и где добывать их из различных источников, как их интерпретировать, модифицировать и применять с целью решения образовательных задач в сфере иноязычного педагогического образования. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что применение интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры способствует профессиональному и личностному развитию будущих специалистов иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николайчук Е.А., Тарасюк Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT ON THE BASIS OF INTERACTIVE COGNITIVE STRATEGIES IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article produces description of the potential of interactive cognitive strategies in the reflexive culture development in the professional training of future foreign language teachers. The research includes the main stages of how the reflexive culture forms. The article contains the main theoretical positions providing the effectiveness of the development of the reflexive culture, when the interactive cognitive strategies are used. The most essential theoretical position can be articulated in the following way: professional knowledge should be gained by students themselves and should be used in order to solve new professional problems in the constantly changing professional environment. The authors believe that students should find, select, represent and modify information from available resources in order to improve the quality of the educational process. The authors single out the priority of the interactive cognitive strategies in the process of reflexive culture formation. The material of the article leads to the conclusion that the usage of the interactive cognitive strategies contributes to increasing of professional and personal potential of future specialists in foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий»

6. Федулов Б.А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее: монография. Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2015.

7. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи: коллективная монография. Научный редактор В.И. Матис. Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2015.

References

1. Ajkina L.P., Matis V.I. Nekotorye cherty genezisa mezhdunarodnogo sotrudnichestva v realizacii obrazovatel'nyh proektov global'noj orientacii. Mezhdunarodnyj obrazovatei'nyj forum «Aitaj-Aziya 2016: Evrazijskoe obrazovatei'noe prostranstvo - novye vyzovy i iuchshie praktiki»: sbornik materialov (22 - 23 sentyabrya 2016 g., Barnaul). Barnaul, 2016: 77 - 80.

2. Nauchnaya shkoia V.I. Matisa «Poiikui'turnyj podhod v obrazovanii i kui'turnoj sfere». 'Etapy razvitiya: spravochnye materiaiy. Pod obschej redakciej A.S. Kondykova. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2013.

3. Matis V.I. Lichnost' v sisteme nacionai'no-kui'turnyh svyazej: Uchebnoe posobie. Barnaul: AZBUKA, 2014.

4. Matis V.I. Kui'tura mezhnacionai'nogo obscheniya: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv, 2013.

5. Matis V.I. Poiikui'turnoe obrazovanie vsovremennom obschestve: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AGIK, 2016.

6. Fedulov B.A. Aksioiogicheskie osnovy vospitaniya na obschenacionai'noj rossijskoj idee: monografiya. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut, 2015.

7. Duhovno-nravstvennoe ipatrioticheskoe vospitanie moiodezhi: kollektivnaya monografiya. Nauchnyj redaktor V.I. Matis. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2015.

Статья поступила в редакцию 03.07.18

УДК 378

Nikolaichuk E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Kursk State University (Kursk, Russia),

E-mail: evafilatova@mail.ru

Tarasuk N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Kursk State University (Kursk, Russia),

E-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

REFLEXIVE CULTURE DEVELOPMENT ON THE BASIS OF INTERACTIVE COGNITIVE STRATEGIES IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION. The article produces description of the potential of interactive cognitive strategies in the reflexive culture development in the professional training of future foreign language teachers. The research includes the main stages of how the reflexive culture forms. The article contains the main theoretical positions providing the effectiveness of the development of the reflexive culture, when the interactive cognitive strategies are used. The most essential theoretical position can be articulated in the following way: professional knowledge should be gained by students themselves and should be used in order to solve new professional problems in the constantly changing professional environment. The authors believe that students should find, select, represent and modify information from available resources in order to improve the quality of the educational process. The authors single out the priority of the interactive cognitive strategies in the process of reflexive culture formation. The material of the article leads to the conclusion that the usage of the interactive cognitive strategies contributes to increasing of professional and personal potential of future specialists in foreign language teaching.

Key words: interactive cognitive strategies, foreign language education, reflexive culture, educational module.

Е.А. Николайчук, канд. пед. наук, ст. преп. Курского государственного университета, г. Курск,

E-mail: evafilatova@mail.ru

Н.А. Тарасюк, д-р пед. наук, проф. Курского государственного университета, г. Курск, E-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Статья посвящена описанию потенциала интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка. В статье представлены основные этапы развития рефлексивной культуры, которые обеспечивают эффективность применения интерактивных познавательных стратегий в процессе иноязычного профессионального образования. Статья включает в себя основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность процесса развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий. Главным теоретическим положением является положение о том, что приоритетными становятся не сами знания, а то, как и где добывать их из различных источников, как их интерпретировать, модифицировать и применять с целью решения образовательных задач в сфере иноязычного педагогического образования. Представленный в статье материал позволяет сделать вывод, что применение интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры способствует профессиональному и личностному развитию будущих специалистов иноязычного образования.

Ключевые слова: интерактивные познавательные стратегии, иноязычное профессиональное образование, рефлексивная культура, образовательный модуль.

Важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка является развитие рефлексивной культуры. Рефлексивная культура - это интегративное качество личности, включающее в себя самоанализ, самооценку, самопроектирование, самореализацию, самоконтроль, саморазвитие будущего учителя иностранного языка с целью раскрытия его личностного и педагогического потенциала [1].

Рефлексивная культура учителя иностранного языка включает в себя знания относительно всех компонентов рефлексивной составляющей профессиональной деятельности; рефлексивные умения; опыт осуществления профессиональной деятельности в избранной профессиональной сфере; творчество как преобразование и перенос полученного опыта; ценностно-смысловое

отношение к профессиональной деятельности в иноязычном образовании.

Уровень сформированности рефлексивной культуры определяет эффективность решения учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в сфере иноязычного педагогического образования.

Процесс развития рефлексивной культуры может быть значительно интенсифицирован посредством применения интерактивных познавательных стратегий, способствующих решению ряда образовательных задач в учебном, развивающем, познавательном и воспитательном аспектах иноязычного образования.

Применение интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры способствует форми-

рованию у студентов внутренней потребности, способности и готовности к осуществлению профессионального взаимодействия с целью достижения оптимального результата. В этой связи необходимо вовлекать студентов в решение деятельностных заданий в таких видах деятельности, как педагогическая, исследовательская, проектировочная, методическая, диагностическая, культурно-просветительская и других.

Стратегия - это способы и приемы выполнения задачи, которую человек ставит перед собой. Р Оксфорд отмечает, что «учебные стратегии - это набор операций и ресурсов, планируемый обучаемым в целях достижения поставленных образовательных задач» [2, с. 8]. Еще одной важной характеристикой стратегий является их направленность на оптимизацию процессов получения и хранения информации, извлечения ее из памяти, а также процессов пользования накопленной информации [3, с. 8].

В данной статье познавательные стратегии рассматриваются как способы и приемы выполнения образовательных задач, которые решаются обучающимися в процессе коммуникации на иностранном языке с целью расширения личностного и профессионального потенциала обучающихся в специально созданной интерактивной образовательной среде.

Основной чертой современных познавательных стратегий в иноязычном образовании является их интерактивный характер, который способствует развитию рефлексивной составляющей педагогической деятельности будущего учителя иностранного языка.

Процесс развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий базируется на системе теоретических положений, реализация которых способствует развитию личностного и профессионального потенциала будущего учителя иностранного языка.

Главным теоретическим положением является положение о том, что приоритетными становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как их добывать, интерпретировать и как создавать новую информацию, необходимую для решения определенной образовательной коммуникативной познавательной задачи в сфере иноязычного педагогического образования. В процессе применения интерактивных познавательных стратегий акцент переносится с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами познания и способами взаимодействия с окружающим миром (результат - умения). Характер учебной деятельности определяет способы познания окружающего мира как в личностной так и профессиональной сфере.

Выполнение коммуникативной познавательной задачи требует применения следующих интерактивных познавательных стратегий: сопоставление и соотнесение коммуникативной познавательной задачи с ранее изученными с целью отбора коммуникативных средств и информационных источников; дифференциация коммуникативной познавательной задачи; идентификация коммуникативной познавательной задачи; планирование результатов коммуникативной познавательной деятельности; выделение опорных фактов, определяющих специфику коммуникативной познавательной задачи; анализ и отбор фактов, отражающих специфику коммуникативной познавательной задачи; конкретизация опорных фактов в определенной социокультурной ситуации; социокультурная интерпретация фактов в определенном познавательном контексте; использование информационных и телекоммуникационных источников для детализации коммуникативной познавательной задачи; анализ, оценка и отбор коммуникативных средств и форм представления информации, необходимой для решения коммуникативной познавательной задачи; соотнесение коммуникативной познавательной задачи с коммуникативными средствами и информационными источниками в определенном социокультурном контексте; сотрудничество с субъектами коммуникативной познавательной деятельности; координация деятельности субъектов образовательного процесса; перепроверка соответствия полученных результатов с целями конкретного проекта; запрос необходимой дополнительной информации; корректировка результатов коммуникативной познавательной деятельности и др.

В процессе решения коммуникативной познавательной задачи используются приемы, моделирующие различные коммуникативные ситуации, требующие адекватного использования коммуникативных функций, типичных для познавательной деятельности. Решая коммуникативную познавательную задачу, обучающийся формирует «ориентировочную основу действий» [4], которая в последующем помогает обучающемуся в работе над новыми коммуникативными познавательными задачами.

Следующим актуальным теоретическим положением является положение о том, что реализация интерактивных познавательных стратегий в процессе развития рефлексивной культуры учителя иностранного языка обеспечивается гибкостью субъекта в использовании познавательных стратегий с целью решения конкретных профессиональных задач в конкретной практико-ориентированной профессиональной ситуации.

Преподаватель должен представить студентам стратегии развития их рефлексивного потенциала в процессе удовлетворения их познавательных и коммуникативных потребностей. Студент должен получить возможность для выражения своих личностных и профессиональных предпочтений в процессе овладения иноязычным профессиональным общением как инструментом реализации профессиональной деятельности.

Процесс развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий предусматривает обеспечение взаимодействия с различными субъектами образовательной профессиональной деятельности, которое реализуется на основе новых знаний о языке и об окружающей действительности, а также о наиболее оптимальных способах получения профессиональных знаний, необходимых для решения задач в сфере иноязычного образования.

Реализация указанных положений способствует развитию рефлексивной культуры будущего учителя иностранного языка посредством вовлечения студентов в деятельность по решению познавательных задач лингвистическими средствами в процессе иноязычного общения.

Процесс развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий предполагает последовательное овладение образовательными модулями. Под модулем понимается формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь чётко определённой цели. Применение образовательных модулей имеет ряд преимуществ:

1) модуль разбивается на простейшие элементы, что значительно облегчает образовательный процесс;

2) модуль представляет собой автономные порции учебного материала, которые могут гибко интегрироваться в зависимости от специфики решаемых задач;

3) модуль может модифицироваться в зависимости от успешности продвижении слушателя в образовательном процессе;

4) модуль может расширяться и дополняться в зависимости от специфики конкретной образовательной деятельности;

5) модуль строится на основе проблемных задач, решение которых способствует активизации мышления [5].

Развитие рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий предполагает самостоятельное нахождение студентами оригинальных способов решения проблем, что обеспечивает развитие следующих видов рефлексии: рефлексии целей, задач и специфики образовательной деятельности; рефлексии содержания образовательной деятельности; рефлексии условий реализации образовательной деятельности; рефлексии интеллектуального состояния субъектов образовательного процесса; рефлексии эмоционального состояния субъектов образовательного процесса.

Основными этапами развития рефлексивной культуры на основе применения интерактивных познавательных стратегий являются следующие:

1) мотивационно-стимулирующий этап, направленный на создание мотивационно-стимулирующей среды для реализации профессионально-детерминированной педагогической деятельности проблемного характера в избранной сфере;

2) информационно-аналитический этап, предусматривающий сбор и анализ наиболее актуальной информации по изучаемой проблеме (общение с представителями профессионального сообщества России и зарубежных стран; анализ и обобщение результатов практического опыта деятельности; анализ отечественных и зарубежных Интернет-ресурсов);

3) проектировочный этап, направленный на анализ и дальнейшее уточнение проблемы, на разработку содержания проблемы и на проектирование возможных способов ее решения;

4) этап обсуждения, предусматривающий нахождение наиболее эффективных способов решения педагогической проблемы и создание творческого образовательного продукта с учетом актуальных потребностей, складывающейся образовательной практики;

5) этап планирования краткосрочных и долгосрочных профессиональных целей в избранной сфере, предполагающий анализ и рефлексию полученных результатов, а также планирование наиболее актуальных перспективных направлений исследования изучаемой педагогической проблемы дополнительного профессионального образования.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность развития рефлексивной культуры будущего учителя иностранного

Библиографический список

языка на основе применения интерактивных познавательных стратегий, является наличие противоречия, которое требует разрешения в процессе интерактивного взаимодействия при создании исследовательского проекта. Для того чтобы достичь цели указанной деятельности, необходимо владеть средствами иностранного языка, которые представлены в аутентичных источниках с учетом интересов и профессиональных потребностей студентов.

1. Аленченкова А.В. Содержание понятия «развитие рефлексивной культуры» применительно к процессу дополнительного профессионального образования педагога. Преподаватель XXI века. 2015; 3: 50 - 57.

2. Oxford R.L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990.

3. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. I.L. Kolesnikova, O.A. Dolgina Cambridge University Press Russian Baltic Information Center BLITZ St. Petersburg, 2001.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Москва: Университет, 1999.

5. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education. Higher Education. 1972; 2: 15 - 32.

References

1. Alenchenkova A.V. Soderzhanie ponyatiya «razvitie refleksivnoj kul'tury» primenitel'no k processu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagoga. Prepodavatel'xXl veka. 2015; 3: 50 - 57.

2. Oxford R.L. Language learning strategies: what every teacher should know. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990.

3. A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching. I.L. Kolesnikova, O.A. Dolgina Cambridge University Press Russian Baltic Information Center BLITZ St. Petersburg, 2001.

4. Gal'perin P.Ya. Vvedenie vpsihologiyu. Moskva: Universitet, 1999.

5. Goldschmidt B., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education. Higher Education. 1972; 2: 15 - 32.

Статья поступила в редакцию 05.06.18

УДК 378.1::[168.522:122/129(130.2+7.01)]

Nosochenko M.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia),

E-mail: caperucita.amarilla2016@gmail.com

HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN THE MODERN WORLD: OPPORTUNITIES OF DEVELOPMENT. The paper describes opportunities for improvement in the field of humanitarian knowledge at the present stage of social development. The author analyzes reasons for the contradictory attitude to humanitarian knowledge and humanitarian education in the modern world. The author discusses the problems of the current social institute of education, and examines characteristic features of the crisis of modern scientific knowledge. The author proves that people receive too much information today, so they don't want to learn. It is noted that methodology and basic categories of the Humanities do not meet the modern requirements. The author pays the main attention to the importance of humanitarian education during the period of social transformations and the transition to the new stage of technological development. The article analyzes features of the sixth technological order, the results of this social and technological transformation. Humanitarian education and humanitarian knowledge are considered as the factors of human transformation in the new social context. The work is intended for lecturers and all people, who are interested in opportunities of the development of humanitarian education and humanitarian knowledge. The results of the study can be able used for studies of the Humanities at universities.

Key words: humanities, humanitarian education, sixth technological order.

М.А. Носоченко, канд. культурологии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: caperucita.amarilla2016@gmail.com

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются перспективы развития гуманитарных наук и гуманитарного образования на современном этапе. Утверждается, что отношение к гуманитарному знанию в обществе достаточно противоречиво, анализируются причины данной ситуации. В статье перечисляются симптомы кризиса современного научного знания, также освещаются проблемы, с которыми сталкивается нынешняя система образования. В частности, обосновывается тезис, согласно которому потеря интереса к обучению зачастую связана с информационной перегруженностью современного человека. Помимо этого отмечается, что методологическое оснащение и категориальный аппарат гуманитарных дисциплин в том виде, как они преподаются в школах и вузах, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Первостепенное внимание уделяется обоснованию значимости гуманитарного образования в условиях серьёзной трансформации общества и перехода к шестому технологическому укладу. В статье анализируются прогнозируемые признаки данного уклада, а также возможные социальные и экзистенциальные последствия перехода общества на новую ступень развития. Гуманитарное образование рассматривается как фактор воспитания человека новой социальной формации. Статья предназначена для тех, кто интересуется перспективами развития гуманитарного знания и гуманитарного образования на современном этапе. Результаты исследования, представленные в статье, рекомендованы к использованию в процессе преподавания цикла гуманитарных дисциплин в вузах РФ.

Ключевые слова: гуманитарные науки, гуманитарное образование, шестой технологический уклад.

Данная статья посвящена перспективам развития гуманитарного образования в связи с трансформацией общества и переходом к новому технологическому укладу.

В сознании современного человека сложилось противоречивое отношение к гуманитарному знанию вообще и фигуре гуманитария в частности. С одной стороны, гуманитарные науки давно доказали собственную значимость, своё право на «научность» и собственную методологию. С другой стороны, слово

«гуманитарий» до сих пор принято произносить с некоторой долей пренебрежения. В интернете даже получила хождение аббревиатура ГСМ - «гуманитарный склад мышления», иногда её расшифровывают как «гуманитарный синдром мышления». Что скрывается за этой аббревиатурой? Сошлёмся на известный ресурс Livejournal [1]. Человеку, наделённому гуманитарным складом мышления, даётся следующая характеристика: полное отрицание реальности и нежелание учиться; пренебрежение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.