Научная статья на тему 'Развитие психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе профессионально-личностной подготовки'

Развитие психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе профессионально-личностной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / PROFESSIONAL-PERSONALITY DEVELOPMENT / PERSONALITY ORIENTED INTERACTION / SELF-REGULATION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарвиш Олеся Борисовна, Шептенко Полина Андреевна

В статье показано, что профессионально-личностная подготовка будущих социальных педагогов способствует развитию психологической устойчивости. Предложена технология личностно ориентированного педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Psychological Stability of the Future Social Teachers during Professional Personality Training

The article shows that professional personality training of the future social teachers promotes the development of psychological stability. The technique for personally oriented pedagogic interaction is proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе профессионально-личностной подготовки»

ББК 88.4

О.Б. Дарвиш, П.А. Шептенко Развитие психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе профессионально-личностной подготовки

O.B. Darvish, P.A. Sheptenko

Development of Psychological Stability of the Future Social Teachers during Professional Personality Training

В статье показано, что профессионально-личностная подготовка будущих социальных педагогов способствует развитию психологической устойчивости. Предложена технология личностно ориентированного педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, профессионально-личностное развитие, личностно ориентированное взаимодействие, саморегуляция, саморазвитие, самореализация.

The article shows that professional personality training of the future social teachers promotes the development of psychological stability. The technique for personally oriented pedagogic interaction is proposed.

Key words: psychological stability, professional-personality development, personality oriented interaction, selfregulation, self-development, self-realization.

В настоящее время остро встает вопрос о введении во все образовательные учреждения специалистов, способных оказать конкретную социально-психоло-го-педагогическую помощь в социализации детей и подростков, детей с проблемами в развитии, де-задаптивных детей, молодёжи и взрослых. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки социальных педагогов - специалистов социальной сферы: по работе с детьми, их родителями, взрослым населением, с подростками и молодежными группами, общественными объединениями. «Будущий специалист в рамках освоения образовательной программы вуза приобретает черты социальнопедагогической компетентности, а следовательно, способность реализовать социально-педагогическую функцию. Любой специалист социального профиля может оказывать помощь клиенту. Но помощь эта не физическая, не материальная, а своеобразная, социально-педагогическая - через социальное обучение и воспитание личности, имеющей какие-либо проблемы социального характера, через включение личности в активное участие в социуме» [1, с. 12-13].

В современных условиях потребность в профессионально-личностной подготовке специалистов сферы образования увеличилась в связи с усилением роли личностного потенциала в жизни общества и отдельных людей и увеличением числа детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, в оказании социально-педагогической помощи. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как личностное образование, ядром

которого становится личностная и функциональная готовность [2].

В разработанной ныне гуманистической концепции образования делается акцент на необходимости постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой, на стимулировании ее внутренних усилий в процессе развития, саморазвития, обучения и воспитания. Профессиональная деятельность социального педагога направлена на человека в среде и непосредственно связана с решением всей совокупности проблем, относящихся к этой сфере; «...потенциал социального развития прямо зависит от того, какие стороны человека, общества, в котором протекает его жизнедеятельность, будут задействованы» [3, с. 8].

Профессия социального педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поэтому в процессе профессионально-личностной подготовки будущих социальных педагогов важным является формирование их психологической устойчивости, выработка навыков управления собой, умения применять приемы, средства и способы саморегуляции.

Психологическая устойчивость рассматривается как феномен стабильного функционирования системы психологических качеств, процессов, состояний, образований под воздействием психотравмирующих факторов. Многие ученые рассматривают устойчивость как равновесное состояние системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам

(Л.И. Божович, М.М. Баландин, Л.С. Выготский,

А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). Ведущие психологи (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.Э. Чудновский) психологическую устойчивость личности связывают с высшим этапом развития личности, под этим системным свойством понимают активность и успешность ее самоорганизации [4].

Обладать психологической устойчивостью в профессиональной педагогической деятельности - это уметь быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни, находить оптимальные решения в сложных нестандартных психолого-педагогических ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание. Профессионально-личностная устойчивость создает реальные предпосылки для самореализации современного педагога, его творческих способностей и профессионального самоопределения среди специалистов, работающих в системе «человек - человек» (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников).

Наше исследование проведено на базе Института психологии и педагогики Алтайской государственной педагогической академии (Барнаул). В академии профессиональная подготовка социальных педагогов осуществляется в системе многоуровневого обучения (бакалавриат и магистратура), в рамках специализации, а также на базе повышения квалификации как второе высшее образование.

Ведущие кафедры (социальной педагогики и педагогических технологий, психологии, психологии образования) работают над структурой, содержанием, критериями готовности социальных педагогов к социально-педагогической деятельности, проектированием системы их подготовки, определением социальнопедагогических условий, обеспечивающих будущих специалистов социальной сферы необходимыми знаниями, умениями и навыками для педагогической деятельности в микросоциуме, а также развитием профессионально-лично стных каче ств.

Учебные планы и программы соответствуют Государственному стандарту, реализуются как переходные от «старых» учебных планов к новым, соответствующим требованиям ГОСТа. В профессионально-образовательную программу подготовки социальных педагогов включены такие предметы, как социальная педагогика, социальная психология, технология социально-педагогической деятельности, психодиагностика и психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Предусматривается овладение социальными педагогами технологией работы с дезадаптированными подростками, детскими и молодежными объединениями, родителями школьников, неблагополучными семьями, а также основами педагогического общения, технологией организации досуговой деятельности в микросоциуме.

При подготовке будущих специалистов нами используется потенциал психолого-педагогических дисциплин. При изучении психологии происходит развитие установок на понимание и принятие ученика педагогами вне зависимости системы их ценностей, модели поведения и оценок, а также отрабатывается умение оценивать свои возможности как будущего педагога - сильные и слабые качества, эмоциональные проявления, особенности самооценки, саморегуляции и т.д. Целесообразным явилось внедрение психотехнологий во все виды деятельности, вооружение методикой психологической саморегуляции, индивидуальное психолого-педагогическое консультирование.

Практические занятия по психологическим дисциплинам помогают студенту - будущему педагогу овладеть общей культурой, культурой поведения, общения вообще и педагогического общения в частности, способствуют развитию их творческой индивидуальности. Изучение многих тем помогает студентам лучше разобраться в себе, отрефлекси-ровать и скорректировать образ «Я», наметить пути саморазвития.

Принципиально новым в системе профессионально-личностной подготовки социальных педагогов является введение в учебный план социально-педагогических практикумов, которые проводятся в социально-педагогических учреждениях. В процессе практикумов студенты осуществляют педагогическое наблюдение, проводят микроисследования, выполняя учебно-исследовательские задания по проектированию различных моделей воспитательных систем в микросоциуме с учетом специфики микрорайона, алгоритм которых разработан преподавателями кафедр (например, «Диагностика нравственной воспитанности детей (подростков, молодежи)», «Изучение приемов создания ситуации успеха в социально-педагогической деятельности», «Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие социального педагога с детьми»). Выполняя задания, они учатся определять эмоциональное состояние учащихся, благоприятную (неблагоприятную) атмосферу в классе (группе), находить пути формирования «Я-концепции» воспитанника и педагога, осуществлять личностно ориентированное взаимодействие.

Развитие психологической устойчивости происходит при подготовке будущих социальных педагогов к работе с детьми в летний период. Учебные программы предусматривают отработку профессиональных практических умений: организация и проведение различных воспитательных мероприятий в школе, в летних оздоровительных лагерях, в лагерях труда и отдыха, в условиях микросоциума; организация и проведение познавательных, коммуникативных, коррекционных игр, игровых программ, фольклорных праздников; умение общаться с детьми, родителями, педагогами; отработка планирования воспитательного

мероприятия, осмысление его эффективности, поиск собственного почерка, проявление личностных качеств в воспитательной деятельности.

Значительное место отводится практической деятельности студентов, которая осуществляется как на практикумах, тренинговых занятиях, так и в ходе социально-педагогической практики, а также в процессе реализации социальных программ в области детства.

Успех деятельности социального педагога определяется владением им педагогической технологией конструирования системы воспитательных воздействий, что успешно осуществляется в процессе реализации диагностической, прогностической, организационной, коммуникативной, коррекционной, психотерапевтической и других функций педагога. На первый план сегодня выдвигаются психотерапевтическая и коррекционная функции, которые помогают социальному педагогу защитить клиентов от неблагоприятных условий, нейтрализовать и сфокусировать положительные влияния окружающей жизни, оказать помощь ребенку в разрешении сложных стрессовых ситуаций.

Анкетирование студентов показало, что к осуществлению этих функций (коррекционной и психотерапевтической) они готовы в меньшей степени. Причина, на наш взгляд, кроется не только в сложности их реализации, но и в неразработанности технологии подготовки студентов. Успех их осуществления находится в прямой зависимости от знаний психического состояния ребенка, окружающей его среды, людей, с которыми он общается и взаимодействует, и от владения будущим социальным педагогом методами и приемами коррекционной и психотерапевтической деятельности [5].

Своевременное овладение социальным педагогом основными функциями, которые ему предстоит реализовать в социально-педагогической деятельности, способствует профессионально-личностной готовности к работе с семьей, детьми, подростками, взрослым населением.

Успех обучения будущих социальных педагогов личностно ориентированным технологиям зависит от установившихся межличностных отношений в группе, от владения каждым студентом культурой отношений, построенных на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничестве и заботе друг о друге. Поэтому преподаватели не только выявляют взаимоотношения в группе, но и предоставляют возможность будущему педагогу обратиться к собственной личности и спроектировать способы своего поведения в разных ситуациях. Результаты нашего исследования показывают, что формирование психологической устойчивости социальных педагогов в профессиональной деятельности будет более эффективным при создании условий для активного участия студентов в общении и взаимосвязи, развития их творческого

потенциала, накопления первоначального практического опыта.

Мы исходим из того, что социальный педагог призван оказывать социально-педагогическую помощь клиентам (детям, подросткам, взрослым). С этой целью он изучает воспитанника и влияние социальной микросреды на его развитие, прогнозирует, организует воспитательный процесс, направленный на развитие личности, фокусирует позитивные влияния и нейтрализует негативные (если они имеются).

В развитии психологической устойчивости актуальнейшей из проблем становится организация личностно ориентированного взаимодействия будущего педагога с воспитанником и обучение его этому подходу. Взаимодействие предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в социально-педагогическом процессе. Цель личностно ориентированного взаимодействия социального педагога с детьми - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формирование у него нравственных ориентаций, самоопределения.

Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самоосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует, как мы указывали выше, гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.

В этих целях студентам предлагается разработанная нами технология личностно ориентированного взаимодействия. По результатам работы в социальнопедагогических учреждениях в период прохождения социально-педагогического практикума и производственной практики они заполняют «Технологическую карту личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми».

В процессе оформления опорной схемы студенты, осуществляя межпредметные связи, обращаются прежде всего к своим психологическим знаниям о сущности личности, ее структурным компонентам. Будущий социальный педагог, овладевая психоло-го-педагогическими умениями, должен определять прежде всего положительные качества, особенности личности воспитанника, обращая внимание на статус ребенка в семье, в коллективе сверстников, а также на референтных лиц и проблемное поле личности. При этом он учится видеть, какие новообразования появляются в личности ребенка в результате проводимой с ним работы.

Формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов способствует овладе-

ние механизмами саморегуляции, умением проводить профессиональную рефлексию, направленную на сознание себя как части развивающей образовательной среды. Включенный в деятельность студент получает возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои профессионально-личностные возможности воздействия на педагогический коллектив, учащихся, переосмысливать накопленный опыт, приобретать умения организации деятельности в нестандартных ситуациях, требующих

творчества, определенных усилий преодоления затруднений, побуждать себя к самоорганизации.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что предложенные технологии помогают будущим социальным педагогам лучше разобраться в себе, отрефлексировать и скорректировать образ «Я», наметить пути саморазвития. В процессе профессионально-личностной подготовки происходит становление их личностных качеств и развитие психологической устойчивости.

Библиографический список

1. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи) / сост. В.С. Торохтий. - М., 2011.

2. Сластёнин В.А., Руденко Н.Г. Становление профессионализма социального педагога // Функции социального педагога и их реализация : матер. III регион. науч.-практ. семинара, посвящ. 75-летию БГПУ / под ред. П.А. Шеп-тенко. - Барнаул, 2009.

3. Плоткин М.М. Социальная педагогика как феномен современного мира: социализация, воспитание, развитие: концепция. - М., 2011.

4. Дарвиш О.Б. Формирование устойчивости молодого специалиста в условиях вуза // Инновационное развитие науки: приоритеты, ресурсы и перспективы : матер. науч.-практ. конф., СГПИ, 24-26 марта 2011 г - Семей, 2011.

5. Шептенко П.А. Технологическое обеспечение подготовки социальных педагогов к реализации функций

в реальной практике // Педагогическое образование: вызовы XXI века : матер. междун. науч.-практ. конф., по-свящ. памяти выдающегося российского ученого-педагога

В.А. Сластёнина. 22-23 сентября 2011 г., Москва : в 2 ч. -М., 2011. - Ч. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.