Иванов Х.М.
Развитие процессов национальной стандартизации обучения в Европейском
пространстве высшего образования
1. Миссия процесса стандартизации. Расширение Европейского Союза открывает новые возможности и перспективы в области образования, однако нельзя не отметить все возрастающее в этой связи число трудностей. Сотрудничество и партнерство государств-членов ЕС является необходимым условием успешного решения возникающих проблем при разработке и внедрении совместных образовательных программ. Реализация инициатив в сфере образования и профессиональной подготовки требует высокой степени заинтересованности и интеграции всех участников данного процесса в качестве полноправных партнеров, а не пассивных потребителей готовых форм и методов обучения, разработанных ранее в рамках Европейского Союза.
Основная задача развития современного высшего образования на Европейском пространстве состоит в создании единой образовательной среды для получения знаний, при сохранении ВУЗами стран-участников академической автономии, институционального и национального разнообразия. Данная задача определяет суть стратегии управления качеством образовательных услуг, а также то конкурентное преимущество, которое каждый университет предлагает своим будущим клиентам. Страны, принимающие участие в Болонском процессе, все шире применяют единые подходы при выработке общих целей и организации процессов по передаче и усвоению знаний. Данная деятельность свидетельствует о фундаментальном значении осуществляющейся в настоящее время стандартизации национальных моделей образования. Подписание в июне 1999 г. Болонской декларации о высшем образовании является знаковым событием, символизирующем начало нового расширенного европейского сотрудничества и партнерства в данной сфере.
О крайней сложности объекта реформирования свидетельствует то разнообразие образовательных систем, которое мы можем наблюдать как между отдельными странами, так и внутри каждой из них. В данной связи становится очевидной необходимость поиска стандартизированных схем для развития транснационального образования1. Для достижения эффективных результатов при разработке стандартов как аудиторного, так и внеаудиторного обучения необходимо соблюдение следующих приоритетов:
• Поощрение творческого самовыражения студентов, докторантов и аспирантов.
• Внедрение, развитие и совершенствование всеобщих систем управления качеством академических процессов в университетах, включая различные системы контроля качества академического состава и академического обслуживания.
• Организация внеаудиторного обучения в соответствии со стандартами Европейской системы перевода и накопления кредитов (ЕСТБ).
• Включение в систему стандартов общих квалификационных описаний и возможных предметно-специфических моделей.
Результатом стандартизации процессов аудиторного и внеаудиторного обучения должно явиться создание соответствующей образовательной услуги, ориентированной как на общеевропейские, так и на собственные образовательные приоритеты отдельных университетов2. Таким образом, миссия процесса стандартизации должна быть
1 Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования.
2 Правильник для устройства и деятельности ВСУ Черноризеца Храброго. Наредба № 1 для учебной деятельности ВСУ Черноризеца Храброго.
сформулирована с учетом требований как международных, так и национальных стандартов.
2. Общеевропейское видение образовательного процесса. Учебный процесс в странах Европы находится в непрерывной динамике и постоянно развивается. Если обратиться к анализу истории стандартизации обучения, то можно проследить ряд последовательно сменяемых друг друга этапов, на каждом из которых был внесен значительный вклад в разработку единого подхода к организации высшего образования в странах-участниках Болонского процесса.
В 1999 году были заложены основы европейской зоны высшего образования, которые содержали в себе:
• Положения, о введении системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
• Положения о системе подготовки, включающей в себя два основных цикла обучения - бакалавриат и магистратура;
• Положения о системе образовательных кредитов как основе единого подхода при оценки полученных знаний;
• Положения о повышении академической мобильности, преследующие цель создания единого культурного европейского пространства и повышения конкуренции образовательных услуг;
• Положения об основных направлениях укрепления сотрудничества в области оценки качества образовательных услуг.
Следующим шагом на пути к единой системе стал объявленный Европейской комиссией в 2000 году в Лиссабоне курс на превращение Европы в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику в мире, основанную на знаниях. Существенный вклад в реализацию этой задачи внесли мероприятия, закрепленные в Болонской декларации. Основная активность осуществлялась на следующих трех уровнях:
Общеевропейский уровень - разработка директив, определяющих стратегическую направленность развития образования, а также определение критериев для сопоставления и взаимного признания программ и моделей обучения.
Национальный уровень - разработка мер, направленных на согласование систем образования стран-членов с европейскими стандартами, при одновременном учете специфики отдельных государств.
Университетский уровень - воплощение вышеуказанных общеевропейских и национальных приоритетов в конкретные образовательные решения.
В 2001 году в Праге на очередном заседании Европейской Комиссии в дополнение к общим целям европейской системы образования и обучения, которые были обозначены ранее, формулируются новые цели, такие как:
• обеспечение постоянного обучения на протяжении всей жизни;
• участие институтов высшего образования в разработке и реализации реформ;
• повышение конкурентоспособности и привлекательности Европейского пространства высшего образования.
Третий этап Болонского процесса состоялся в 2003 году в Берлине, где было подписано соответствующее коммюнике. Принципиально новое решение Берлинского саммита - распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах - участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень - «доктор философии» в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и пр.). Были
разработаны дополнительные модули, курсы и учебные планы с европейским содержанием, соответствующей ориентацией и организацией. Отмечалось, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности - две взаимосвязанные части общества знаний.
В Бергенском Коммюнике 2005 года министры расширили список приоритетов до 2007 года, включив в него:
• Усиление социального измерения и устранение препятствий для мобильности;
• Обеспечение стандартов и рекомендаций обеспечения качества;
• Развитие национальных рамок квалификаций, которые согласуются с Рамкой квалификаций для Европейского пространства высшего образования;
• Создание возможностей для гибких траекторий обучения в высшем образовании, включая процедуры признания предыдущего обучения.
В 2007 году в Лондоне, проводится анализ измерения целей и определение новых задач, а именно:
• создание и признание совместных степеней; доступ к следующему циклу обучения; применение процедур внешней оценки;
• внедрение систем перевода и накопления кредитов;
• внедрение Приложения к диплому;
• участие студентов в оценке качества;
• признание предшествующего обучения.
В 2009 году в Левине в Бельгии рассматривается развитие реформ европейского высшего образования, в ходе которого определяются:
• тенденции в развитии высшего образования до 2020 года;
• анализируются тенденции обучения студентов в других странах.
Таким образом, обозначив наиболее важные события и меры в решении вопроса совершенствования Европейского пространства высшего образования3, можно сделать вывод о позитивном развитии процесса, связанного с принятием и применением стандартизации в образовательном процессе на международном и национальном уровнях.
Дальнейшее развитие единых подходов к обучению возможно только при сотрудничестве и диалоге между социальными партнерами, а также при совместной целенаправленной работе по развитию высшего образования и науки в контексте Программы 2020.
3. Стандарты в области обучения. Стандарт представляет собой совокупность правил, руководящих принципов, характеристик деятельности и ее результатов, закрепленных в соответствующих документах. Подобные общепринятые нормы и ориентиры необходимы для достижения всеобщей систематизации процесса обучения. Неотъемлемыми характеристиками данных стандартов качества является единство, а также возможность внесения изменений в соответствии с трансформациями потребностей общества, и как следствие конкретных целей, предоставляемых продуктов, а также размера и структуры организации. В настоящее время вся совокупность стандартов сформулирована и закреплена в рамках многосторонних договоров системы ISO, при присоединении к которой организации наделяются определенными правами и обязанностями.
Международная Организация Стандартизации (International Standartisation Organisation) является институтом, отвечающим за разработку ряда мировых стандартов. Значение стандартов очень важно во всех сферах жизни. Они являются
3 Коммюнике европейских министров, отвечающих за высшее образование - Болонья - 1999 г., Прага -2001 г., Берлин - 2003 г., Берген - 2005 г., Лондон - 2007 г., и Льовен - 2009 г.
гарантией предоставления качественных и безопасных товаров и услуг, а также соответствия услуги ожиданиям клиента. При применении стандартов достигается лучшая эффективность в производстве продуктов, повышении качества услуг и удовлетворении ожиданий потребителей. Чтобы повысить доверие общественности к стандартам, во время разработки и обсуждения необходимо участие как можно большего количества заинтересованных в стандартизациии стран. Стандарты определяются, пересматриваются, изменяются, корректируются или отменяются в зависимости от темпов развития науки и технологий. С целью удовлетворения потребностей общества и рынка постоянно растет необходимость в разработке стандартов, как на мировом, так и на европейском и национальном уровне.
Международным стандартом признается стандарт, разработанный и утвержденный Международными организациями по стандартизации (180, 1ЕС). Основной задачей этих организаций является содействие развитию стандартизации и связанной с ней деятельности с целью облегчения международного обмена товарами и услугами и укрепления сотрудничества в интеллектуальной сфере, в научной, технической и экономической деятельности.
Изначально по причине отсутствия особых договоренностей между странами подобные акты разрабатывались и утверждались без учета общих векторов развития и как следствие не предполагали единообразия в структуре систем управления учебными заведениями, документации и проч. Как следствие при стандартизации процессов обучения в настоящее время необходим сравнительный анализ существующих практик с целью приведения национальных систем образования к «единому знаменателю». Следует отметить, что внедрение подобных стандартов должно происходить на добровольной основе и являться своеобразным свидетельством соответствия продукции обозначенным требованиям.
Согласно европейским стандартам и руководящим принципам обеспечения качества высшего образования, обозначенным в Болонье, а также в соответствии с докладом Европейского агентства обеспечения качества, в основные группы академических стандартов университетского образования входят:
• политика университетов и процедуры контроля качества обучения;
• мониторинг, периодический пересмотр и улучшение содержания учебных программ по образовательно-квалификационным степеням и специальностям;
• оценка студентов;
• гарантия высокого уровня преподавания.
Особое значение имеет обеспечение сопоставимости образовательных программ с национальными стандартами в области высшего образования в отдельных странах. Для достижения данной цели необходимо разрабатывать конкретные критерии и параметры, по которым впоследствии будет происходить сравнение и соотнесение отдельных специальностей. Существенным аспектом работы по модернизации и стандартизации высшего образования в Болгарии является критический взгляд на тенденции развития высшего образования в мире. При оказании услуг в области обучения крайне необходимо, чтобы университет имел утвержденную и, что не менее важно, функционирующую систему управления качеством. В Болгарии подобная система уже существует. Любой университет в республике и за ее пределами имеет возможность сопоставить свои собственные принципы работы и обучения, а также критерии оценки качества знаний с требованиями болгарских стандартов. Национальные академические стандарты системы образования в целом и стандарты по отдельным специальностям различаются по составу нормативных актов, регулирующих различные аспекты учебного процесса, научно-исследовательской деятельности и управления. Эти стандарты находятся в полном соответствии с
законодательством Республики Болгарии4. Академическими стандартами определяется уровень полученных знаний, умений и навыков выпускника, получившего соответствующие степени и специальности.
Болгарский институт стандартизации периодически пересматривает болгарские стандарты с учетом достигнутого уровня науки и техники. Изменение, пересмотр или отмена болгарского стандарта или болгарского стандартизационного документа происходит в соответствии с правилами работы национальной стандартизации. Необходимым условием осуществления национальным органом своей деятельности является членство в международных и европейских организациях по стандартизации.
4. Стандартизация обучения. Стандартизация обучения - это деятельность по определению предписаний для общего и многократного исполнения, связанная с фактическими или потенциальными проблемами. Посредством данных предписаний достигается оптимальный порядок в определенном комплексе знаний, умений и навыков. В качестве основного ориентира выступает специализированный документ европейского уровня, содержащий руководящие принципы и описание общего порядка стандартизации степеней высшего образования5. Данный документ предоставляет описание тех знаний и навыков, которыми должны обладать выпускники, получившие образовательную степень в высших учебных заведениях.
В связи с этим деятельность в области стандартизации включает в себя процессы разработки, утверждения, внедрения стандартов, с учетом соблюдения общепризнанных основополагающих принципов и правил работы в данной сфере. Стандарты служат в интересах всего общества и представляют собой мощный интсрумент информирования и взаимопонимания между партнерами.
В условиях развивающейся болгарской рыночной экономики в рамках ЕС, работа по стандартизации играет все более важную роль для компаний, для производственных предприятий, академических кругов, правительственных и неправительственных организаций, лабораторий, органов по сертификации и контролю. Национальная стандартизация развивается в соответствии с потребностями общества и рынка, при соблюдении принципов, сформулированных европейскими организациями по стандартизации. Основой плодотворного сотрудничества заинтересованных сторон в настоящем и будущем является прозрачность требований и процедур, общедоступность, стремление к общим целям.
Заключение. На фоне развивающихся глобализационных процессов построение национальных программ высшего образования в соответствии с образовательными стандартами приобретает новый смысл и значение. Утвержденная модель общих описаний квалификаций и специальностей в Европейской зоне высшего образования является той самой основой, необходимой национальным властям при разработке собственных национальных ориентиров, приоритетов и рекомендаций. Единый методологический подход, применяемый странами-участниками Болонского процесса с целью улучшения собственных национальных систем образования, базируется на принципе «прозрачности» квалификаций и способствует поддержанию академической мобильности.
На национальном уровне стандарты обучения имеют важное значение для определения национальных квалификационных рамок, а так же являются инструментом повышения качества образовательных услуг. Процессы стандартизации обучения становятся важным шагом на пути к всеобъемлющей стандартизации процесов производства и сертификации выпускаемой продукции, товаров и услуг.
4 Болонская декларация о Европейской зоне высшего образования.
5 Рамка квалификаций Европейской зоны высшего образования.
Список литературы:
1. Руководства и стандарты об обеспечении качества в Европейском пространстве высшего образования.
2. Правильник устройства и деятельности Варненского Свободного Университета им. Черноризца Храброго. Наредба № 1 об учебной деятельности ВСУ им. Черноризца Храброго
3. Коммюнике европейских министров, отвечающих за высшее образование -
Болоня - 1999 г., Прага - 2001 г., Берлин - 2003 г., берген - 2005 г., Лондон - 2007 г., и
Льовен - 2009 г.
4. Болонская декларациа об Европейском пространстве высшего образования.
5. Рамка квалификаций в Европейском пространстве о высшем образовании.