Научная статья на тему 'Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг'

Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3239
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Евгения Валерьевна, Курзина Ирина Михайловна

Развитие и использование информационных телекоммуникационных систем и технологий в последнее десятилетие существенным образом изменило подход к предпринимательской деятельности. Массовое использование виртуальной торговли с помощью Интернет магазинов охватывает и строительство, поскольку является одной из наиболее важных стратегических отраслей экономики и её состояние во многом определяет уровень развития общества, качества жизни населения и формирование производственных сил строительной отрасли. На сегодняшний момент расширение возможностей сферы информационных услуг очевиден, поскольку использование сети Интернет приводит к ежегодному росту заказов, экономии времени покупок, расширению возможностей предприятий. Доказано, что за счет использования интернет магазинов происходит увеличение объема продаж и формирование капитала (как реального, так и виртуального), и как следствие способствует положительному развитию промышленности строительных материалов. В статье предложена модель товарно-денежных отношений в замкнутой системе интернет торговли строительными материалами, которая обосновывает значимость накопления капитала. Проблемы, решаемые в рамках данного научного анализа, будут полезны региональным предприятиям и магазинам строительных материалов для повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Евгения Валерьевна, Курзина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг»

Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг Development of the industry of building materials with the account of use of the

market of information services

Ильина Евгения Валерьевна

Ilina E.V.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно - строительного

университета

Курзина Ирина Михайловна Kurzina I. M.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно - строительного

университета

Аннотация

Развитие и использование информационных телекоммуникационных систем и технологий в последнее десятилетие существенным образом изменило подход к предпринимательской деятельности.

Массовое использование виртуальной торговли с помощью Интернет -магазинов охватывает и строительство, поскольку является одной из наиболее важных стратегических отраслей экономики и её состояние во многом определяет уровень развития общества, качества жизни населения и формирование производственных сил строительной отрасли.

На сегодняшний момент расширение возможностей сферы информационных услуг очевиден, поскольку использование сети Интернет

приводит к ежегодному росту заказов, экономии времени покупок, расширению возможностей предприятий. Доказано, что за счет использования интернет - магазинов происходит увеличение объема продаж и формирование капитала (как реального, так и виртуального), и как следствие способствует положительному развитию промышленности строительных материалов. В статье предложена модель товарно-денежных отношений в замкнутой системе интернет - торговли строительными материалами, которая обосновывает значимость накопления капитала.

Проблемы, решаемые в рамках данного научного анализа, будут полезны региональным предприятиям и магазинам строительных материалов для повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: интернет-магазины, виртуальный капитал, строительные материалы, электронная торговля.

Abstract

The development and use of information telecommunication systems and technologies in the last decade has significantly changed the approach to business.

The massive use of virtual trade through online stores also covers construction, since it is one of the most important strategic sectors of the economy and its condition largely determines the level of development of society, the quality of life of the population and the formation of the productive forces of the construction industry.

To date, the expansion of the possibilities of the information services sector is obvious, since the use of the Internet leads to an annual increase in orders, a timesaving purchase, an expansion of the capabilities of enterprises. It is proved that due to the use of online stores, there is an increase in sales volume and the formation of capital (both real and virtual), and as a result, contributes to the positive development of the building materials industry. The article proposes a model of commodity-money relations in a closed system of Internet trade in building materials, which justifies the importance of capital accumulation.

Problems solved within the framework of this scientific analysis will be useful for regional enterprises and shops of building materials to increase their competitiveness.

Keywords: Internet shops, virtual capital, building materials, electronic commerce.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня электронная коммерция в нашей стране считается инновационным способом ведения бизнеса, позволяющим участникам предпринимательской деятельности с минимальными затратами взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния в удобном для них режиме [1].

Двадцать первый век называют веком глобального информационного общества. Внедрение современных компьютерных и телекоммуникационных средств практически во все сферы деятельности привело к изменению деловой среды.

Электронная коммерция обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий, проведения отдельных коммерческих операций посредством использования сети Интернет и компьютерных сетей. Электронная коммерция осуществляется путем создания Интернет-магазинов [2]. Интернет - магазины в настоящее время используются для ведения бизнеса в любой сфере, в том числе огромным успехом в нашей стране данный вид торговли используется и в строительной отрасли. Электронная торговля строительными материалами способствует расширению границ традиционной торговли, представлению товаров посредством создания сайтов, экономии времени на покупках и увеличению потока доходов магазинам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Промышленность строительных материалов стабильно входит в пятерку отраслей промышленного производства по общему объему выпуска продукции и материалов, наряду с легкой промышленностью, уступая лишь пищевой

промышленности, электроэнергетике и машиностроению. Основной тенденцией электронного рынка строительных материалов в настоящее время является непрерывный рост продаж строительным материалов практически по всем группам и номенклатуре ассортимента. Основными факторами развития электронной торговли строительных материалов на российском рынке являются: рост частных инвестиций в основные производственные фонды, увеличение объемов жилищного строительства и развитие социальной инфраструктуры, повышение платежеспособного спроса на стройматериалы, как со стороны населения, так и со стороны строительных организаций. Вместе с тем, наблюдается тенденция активизации приобретения товаров строительной промышленности в весеннее - осенний период. Такая закономерность связана с особенностями самого строительного процесса, что, безусловно, сказывается на промышленности стройматериалов. В период активного строительства основными факторами роста обращений за покупкой строительных товаров через Интернет являются: сезонность, высокий уровень конкуренции и сильное влияние на формирование цен на жилье (стоимость стройматериалов составляет до 70% от цены готового дома).

Электронная продажа строительных материалов является одной из быстрорастущих сфер в торговле. В настоящее время происходит стабильное повышение объема потребительского спроса на строительные материалы, которое составляет 20-25% в год. Вместе с тем, происходит смена акцента приобретения покупок стройматериалов в сторону электронной торговли, так 3,3% населения России предпочитает покупать строительные материалы исключительно в Интернет-магазинах, при этом 61,3% перед покупкой посещает интернет - сайты магазинов строительных материалов.

Сегодня в России в Интернет-пространстве сформировалась крупная сеть магазинов, на комплексном продвижении, которого находится около двух десятков Интернет-магазинов строительных и отделочных материалов [3]. Повышенный интерес к образованным магазинам строительных материалов в электронном пространстве связан с рядом особых конкурентных преимуществ.

1) изучение имеющихся материалов и строительной продукции на сайте магазина;

2) экономия времени на хождение по магазинам;

3) расширение пространственных границ по объему продаж;

4) более низкая цена и быстрая доставка;

5) наличие на сайте он-лайн консультанта с целью предоставления информации о наличии продукции, скидках, доставке и послепродажному обслуживанию.

Татарстан - один из наиболее платежеспособных регионов России и занимает 5-е место среди российских регионов по объему выданных населению ипотечных кредитов, а для рынка стройматериалов это важный показатель.

В Казани ежегодно вводятся огромные площади жилья. Количество коммерческих и административных объектов значительно ежегодно увеличивается, это связано с качественным развитием региона [4]. Вместе с тем, в Республике Татарстан острой конкуренция в интернете в области продажи строительных материалов не наблюдается. Это связано с тем, что в нашем регионе еще не сформирована Интернет-аудитория. Основная масса покупателей сначала идет в «традиционные» магазины, а потом заказывает строительный товар в Интернет-магазине. Такое потребительское предпочтение связано, прежде всего, с личными привычками. Потребителю сложно перестроиться и привыкнуть покупать строительные и отделочные материалы при помощи виртуальной сети, для этого нужно время, а может даже смена поколения, чтобы такой процесс приобретения товаров стал нормой. Поэтому, острая конкуренция в данной отрасли в нашем регионе наблюдается между интернет-магазинами и традиционными супермаркетами [5].

Вместе с тем, в Республике развиваются не только электронные торги, а вообще конкурсы в сфере государственного заказа. На сайте электронной товарно-информационной системе размещается информация о приобретаемых материалах и оборудовании для капитального ремонта многоквартирных жилых домов, проводимого в рамках реализации Федерального закона №185

«О Фонде содействия реформированию ЖКХ». При этом любой желающий гражданин может посмотреть, цену закупок, например: трубы, лифтов и других строительных материалов для ремонта его дома. Прозрачны и закупки для Государственного жилищного фонда, который строит жилье по социальной ипотеке [6].

Строительный рынок в Казани развивается довольно активно, однако развитие самой электронной коммерции строительных материалов происходит за счет зарубежных компаний-магазинов европейского уровня с большими конкурентными преимуществами в формате быстрых и удобных покупок [7].

Однако сейчас и в ближайшей перспективе расстановка сил на электронном рынке строительных материалов Татарстана может измениться в пользу федеральных крупных продавцов.

Проанализируем самых крупных игроков на рынке и представим данные на таблице 1 и 2. Как видим, ценовым лидером является Леруа-Мерлен, который выигрывает перед конкурентами за счет ставки на низкие цены. Основным его конкурентом является Максидом, явно обладающий преимуществом из-за установленных также низких цен и богатого разнообразного ассортимента. Замыкает тройку лидеров КАРАТ, имеющий широчайший ассортимент строительно-отделочного материала.

Таблица 1

Состав каталогов крупных Интернет-магазинов в РТ

Интернет- магазин Кол-во разделов Кол-во наименований товаров

Леруа- Мерлен 15 900

ОБИ 6 1 090

МегаСтрой 11 650

Максидом 23 1 240

КАРАТ 13 3 000

(Таблица составлена авторами)

Таблица 23

Цены на некоторые товары в крупных Интернет-магазинах РТ

Интернет-магазин цена товара (руб.)

штукатурка 30 кг гипсокартон КНАФТ евровагонка Краска Dulux 2,5 л Цемент 5 кг.

Леруа-Мерлен 315 254 368 1367 57

ОБИ 435 339 420 1449 72

Мегастрой 398 315 379 1550 69

МаксидоМ 393 212 326 1647 76

КАРАТ 399 310,5 447 1218 70

(Таблица составлена авторами)

Несомненным преимуществом Интернет-магазинов строительных материалов является получение дополнительного источника прибыли [6].

Электронная торговля путем использования информационных технологий создает возможность получение дополнительных экономических выгод в виде наращивания виртуального капитала, который выходит за рамки традиционного притока денежных средств. Виртуальный капитал представляет собой особой формы капитал, в виде виртуальных денег, «живущих» преимущественно в информационных компьютерных системах и отчасти в виде бумаг [8].

Согласно представленной модели, в сегодняшних условиях сложилась двойная схема расчета за приобретение товаров.

При условии самовывоза товара функционирует система оплаты как наличными в кассе магазина, так и при помощи банковских карт через интернет. В таком случае потребитель с одной стороны, сберегает время на хождение по магазинам и покупает через интернет, с другой стороны экономит денежные средства при самовывозе, не тратя при этом на доставку.

На рисунке нами представлена схема движения капитала на рынке строительных материалов при покупке товара через Интернет - магазины.

Рис. 1 . Товарно-денежные отношения в замкнутой системе Интернет -торговли строительными материалами (составлена авторами)

Другим вариантом приобретения товара через Интернет-магазины является полный пакет услуг. В целях экономии времени потребитель оформляет покупку с полной доставкой товара на дом. Тогда механизм расчета может представлять более сложную структуру. Потребитель расплачивается за товар либо полностью наличными курьеру при доставке материала, либо, оплатив предварительно за товар банковской картой, образуя при этом процесс формирования виртуального капитала, а затем доставку оплачивает наличными.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при покупках в режиме реального времени являются кредитные карточки. Однако стали активно использоваться новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Таким образом, представленная модель электронной торговли строительными материалами описывает возможность расширения рынка продаж строительных материалов, усилению притока денежных средств не только в форме реального капитала, так и виртуального.

Вместе с тем, существует ряд проблем, напрямую не связанных с правилами проведения электронных торгов, а возникающих, скорее, в условиях сложности переходного периода, когда и заказчикам, и участникам приходится учиться работать по-новому. Эти проблемы связаны с внедрением электронного документооборота, новым уровнем взаимоотношений с органами исполнительной и судебной власти, а также с необходимостью повышения личной ответственности лиц. [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы показали эффект замещения в современной информационной экономике, который универсален и может применяться для городов мира в целом, где свободное время заменяется рабочим и субъект электронного рынка не только получает экономическую выгоду и наращивание капитала, но и удовлетворяет свои физические потребности для создания уюта своего жилища.

Отметим, что по сравнению с 2015 годом в 2016 году объем отечественного рынка строительных материалов сократился на 10% и составил 1,06 трлн. рублей.

При этом по предварительным расчетам, российские продажи Интернет-магазинов строительными материалами составили:

160 млн. заказов* 4062 руб. сред.чек= 650 млрд. руб. -2016 г.

149 млн. заказов*3758 руб. сред.чек=560 млрд. руб.- 2015 г.

Объем продаж строительных материалов:

15 млн. заказов* 1660 руб. сред.чек =24,9 млрд. руб. 2016 г.

7 млн. заказов* 2300 руб. сред.чек =16, 8 млрд. руб.- 2015 г.

Таким образом, получается, что при всей макроэкономической конъюнктуре и снижению покупательной способности стройматериалов, происходит увеличение покупок через Интернет - магазины на период 2015 -2016г. Данная закономерность говорит о необходимости развития электронной торговли, о перспективе роста покупок через интернет и , как следствие, увеличении накопления виртуального капитала.

Как видно из расчетов, в реальной экономике наблюдается движение денежных средств, причем крупных размеров: очевиден ежегодный значительный рост заказов строительный материалов через сеть Интернет, что, несомненно, положительно сказывается на развитии промышленности строительных материалов, расширении пространственных границ продаж строительной продукции и удовлетворении платежеспособного спроса потребителя.

Литература

1. Управление внутренним рынком инноваций в сферах производства, работ и услуг/ Афанасьева А.Н. // Современные технологии управления. 2015. № 6 (54). С. 9-13

2. Электронная торговля: перспективы развития в условиях российской экономики Видякин А.Н. Инновационные технологии управления и права. 2014. № 3 (10). С. 91-97.

3. Формирование и трансформация капитала на рынке информационных услуг в региональной экономике/ Романова А.И., Ильина Е.В., Рахматуллин А.И.// Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 45-50.

4. Направления инновационного развития строительной отрасли/ Сайфуллина Ф.М., Рахимова В // «Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления». Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. с. 91-94.

5. Реорганизация бизнеса предприятия при переходе на электронную торговлю /Шибаков В.Г., Лукьянова А.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 38. С. 16-20.

6. Геллер Я. В. Доступ в электронный магазин открыт для каждого / Я.В. Геллер // Республика Татарстан - общественно-политическая газета, № 221 -222, от 06.11.2009г. http://rt-online.ru/p-rubr-econ-14523/

7. Буркеев Д.О., Романова А.И. Применение перспективных технологий при контроле качества ремонтных работ и услуг/Д. О. Буркеев, А. И. Романова// Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 34. С. 58-65.

8. Институциональное проектирование фиктивного и виртуального капиталов в России Ильина Е. В. Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 46. С. 55-60.

9. Геллер А. Я. Реальная выгода электронных площадок /А. Я. Геллер// Креативная экономика, №8, 2011. с. 19-27.

References

1. Management of the internal market of innovations in the spheres of production, works and services / Afanasyeva AN // Modern technologies of management. 2015. № 6 (54). Pp. 9-13

2. E-commerce: prospects for development in the Russian economy Vidyakin AN Innovative technologies of management and law. 2014. No. 3 (10). Pp. 91-97.

3. Formation and transformation of capital in the market of information services in the regional economy / Romanova AI, Ilina EV, Rakhmatullin AI // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2015. No. 1. S. 45-50.

4. Directions of innovative development of the construction industry / Saifullina FM, Rakhimova V // "Modern problems and trends in the development of the economy and management." The collection of articles of the international scientific-practical conference: in 3 parts. 2016. p. 91-94.

5. Reorganization of the enterprise's business in the transition to electronic commerce / Shibakov VG, Lukyanova AV // Regional economy: theory and practice. 2009. № 38. With. 16-20.

6. Geller Ya.V. Access to the e-store is open for everyone / Ya.V. Geller // Republic of Tatarstan - socio-political newspaper, No. 221 - 222, dated 06.11.2009. Http://rt-online.ru/p-rubr-econ-14523/

7. Burkeev DO, Romanova AI Application of advanced technologies in quality control of repair works and services / D. O. Burkeev, AI Romanova // Regional economy: theory and practice. 2014. № 34. P. 58-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Institutional design of fictitious and virtual capital in Russia Il'ina EV Today and tomorrow of the Russian economy. 2011. № 46. P. 55-60.

9. Geller A. Ya. The real benefit of electronic platforms / A. J. Geller / / Creative Economy, No. 8, 2011. p. 19-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.