Научная статья на тему 'Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки'

Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SKILLS / SENSEFORMATION PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATION AREA / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов-преображенский Владимир Васильевич

Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на многоуровневую технологию профессиональной подготовки студентов с помощью реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. К ним можно отнести принципы: гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки. Материалы и методы. В процессе разработки модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса. Например, понятийный ряд академика В. Н. Садовского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий – значит прежде всего изучить их коммуникационную основу – внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен А. Маслоу, И. В. Блаубергом и Э. Г. Юдиным. Ими были выделены семь групп связей. Очевидной представляется необходимость использования системно-деятельностного подхода в реализации модели смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза при опоре на концепции И. А. Колесниковой и Е. Н. Барышникова. Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ профессиональных умений, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивания и саморазвития в рамках самореализации. Выводы. Становление парадигмы смыслообразующего образования взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности вуза к системно-деятельностному развитию профессиональных умений студентов в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENT PROFESSIONAL SKILLS IN THE EDUCATIONAL SPHERE OF A UNIVERSITY AS A BASIS OF THEIR FUNDAMENTAL PROFESSIONAL TRAINING

Background. Transition of Russian educational complex to a multi-level complex of the educational technology training of students by the competent educational approach involves the identification of sense-formation fundamentals of innovative modeling of students and teachers interaction in the educational environment of the University. This is possible in case of realization of the principles underlying the process of future expert skills as a key sign of preparedness in the educational environment of the University. These include: principles of humanization and integrity, professional orientation, development and motivational value maintenance of educational process, personality-active nature and communicativeness of interaction of teachers and students. This implies the need to consider the sense-formative development of professional student skills as the new system, which determines the development of the national education and to require the creation of modeling and its realization. The purpose of our research is a conceptual justification and creation of modeling of development of professional skills of students in the educational environment of the University on the basis of their professional sense formative trai­ning. Materials and methods. During the creation of the model of development of the professional skills of students in the educational environment of the University through their sense formative training, special attention should be given to the concepts of thesaurus of conceptual basis of the process. For example, a number of conceptual academician V. N. Sadowski. One of the cornerstones of the implementation of the model is based on the principles of cooperation between the participants of the educational process of the University: the principle of humanization and the integrity of the relationship; principle of personality-active nature and communicativeness of interaction of teachers and students. Learn the meaning of committed action is, first of all, to examine their communication platform – internal and external communication. In sense-formation, especially social type, there is a huge amount of links. The most successful version of their classification was proposed by A. Maslow, I. V. Blaubergom and E. G. Ûdinym. They presented seven groups of links: There is the need to use system-activity approach in implementing the model sense-formation development skills of students in the educational environment of University based on the concept of I. A. Kolesnikova, and E. N. Baryshnikov. Results. The study found the content of the process of the development personal basics of professional skills, it is a set of actions of students on self-evaluation of their abilities and personal orientations, actions on understanding of their own features to the requirements of their chosen profession and actions on the self-development of the abilities and possibilities of professional training. The content of the active motivational marked desire of students to the development of professional skills includes processes of self-knowledge and self-development, self-evaluation, the process of self-realization. Conclusions. The creation of the paradigm of self-formative education is correlated with the willingness of its participants to relate the personal inte­rests and needs as a cognitive activity with the public significance of the quality of vocational training graduates. The effectiveness of this interaction is based on the willingness of the University to systematically – activity development skills of students in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки»

ПЕДАГОГИКА

УДК 15 + 37(082)

В. В. Сохранов-Преображенский

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК ОСНОВА ИХ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на многоуровневую технологию профессиональной подготовки студентов с помощью реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза.

К ним можно отнести принципы: гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки. Материалы и методы. В процессе разработки модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса. Например, понятийный ряд академика В. Н. Садовского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий - значит прежде всего изучить их коммуникационную основу -внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен А. Маслоу, И. В. Блаубергом и Э. Г. Юдиным. Ими были выделены семь групп связей. Очевидной представляется необходимость использования системно-деятельностного подхода в реализации модели смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза при опоре на концепции И. А. Колесниковой и Е. Н. Барышникова. Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ профессиональных умений, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию

степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивания и саморазвития в рамках самореализации. Выводы. Становление парадигмы смыслообразующего образования взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности вуза к системно-деятельностному развитию профессиональных умений студентов в образовательной среде.

Ключевые слова: профессиональные умения студентов, образовательная среда вуза, смыслообразующая профессиональная подготовка, системно-деятельностный подход.

V. V. Sokhranov-Preobrazhenskiy

THE DEVELOPMENT OF STUDENT PROFESSIONAL SKILLS IN THE EDUCATIONAL SPHERE OF A UNIVERSITY AS A BASIS OF THEIR FUNDAMENTAL PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. Background. Transition of Russian educational complex to a multi-level complex of the educational technology training of students by the competent educational approach involves the identification of sense-formation fundamentals of innovative modeling of students and teachers interaction in the educational environment of the University. This is possible in case of realization of the principles underlying the process of future expert skills as a key sign of preparedness in the educational environment of the University. These include: principles of humanization and integrity, professional orientation, development and motivational value maintenance of educational process, personality-active nature and communicativeness of interaction of teachers and students. This implies the need to consider the sense-formative development of professional student skills as the new system, which determines the development of the national education and to require the creation of modeling and its realization. The purpose of our research is a conceptual justification and creation of modeling of development of professional skills of students in the educational environment of the University on the basis of their professional sense formative training. Materials and methods. During the creation of the model of development of the professional skills of students in the educational environment of the University through their sense formative training, special attention should be given to the concepts of thesaurus of conceptual basis of the process. For example, a number of conceptual academician V. N. Sadowski. One of the cornerstones of the implementation of the model is based on the principles of cooperation between the participants of the educational process of the University: the principle of humanization and the integrity of the relationship; principle of personality-active nature and communicativeness of interaction of teachers and students. Learn the meaning of committed action is, first of all, to examine their communication platform - internal and external communication. In sense-formation, especially social type, there is a huge amount of links. The most successful version of their classification was proposed by A. Mas-low, I. V. Blaubergom and E. G. Udinym. They presented seven groups of links: There is the need to use system-activity approach in implementing the model sense-formation development skills of students in the educational environment of University based on the concept of I. A. Kolesnikova, and E. N. Baryshnikov. Results. The

study found the content of the process of the development personal basics of professional skills, it is a set of actions of students on self-evaluation of their abilities and personal orientations, actions on understanding of their own features to the requirements of their chosen profession and actions on the self-development of the abilities and possibilities of professional training. The content of the active motivational marked desire of students to the development of professional skills includes processes of self-knowledge and self-development, self-evaluation, the process of self-realization. Conclusions. The creation of the paradigm of self-formative education is correlated with the willingness of its participants to relate the personal interests and needs as a cognitive activity with the public significance of the quality of vocational training graduates. The effectiveness of this interaction is based on the willingness of the University to systematically - activity development skills of students in the educational environment.

Key words: skills, senseformation professional development, education area, high school.

Традиционная направленность системы образования на реализацию организационно-педагогических аспектов учебного процесса, а не на обучающегося как субъекта этого процесса, порождает избыточную дистанцию отношений между педагогами и обучающимися; решение проблемы психоло-го-педагогического и методического сопровождения развития личности студента и становления его смыслообразования подменяется устоявшейся парадигмой реализации педагогической цели и формирования определенного объема «зун(а)».

Основная проблема моделирования смыслообразующего образования на основе проявления его участниками универсальных учебных действий в парадигме системно-деятельностного взаимодействия заключается в выявлении условий, выполнение которых обеспечит права обучающихся на выбор, реализацию дидактического инструментария, инициирующего смысло-образование в образовательном процессе, профессиональную готовность преподавателей к использованию в учебном процессе ситуаций ценностносмыслового выбора.

Известно, что представления о квалификации работников взаимосвязаны с методологическими основаниями отражения соответствующей реальности в науке. Основой нашей позиции является системный, акмеологический и деятельностный подход, согласно которому всякий объект научного отражения есть целостность взаимосвязанных компонентов, находящихся друг с другом в каких-то отношениях (взаимоотношениях). При этом можно подчеркнуть, что отношения характеризуются признаками изменчивости, которые обусловливают накопления изменений в объекте, приводящие к проявлениям им качественно новых признаков, свойств, т.е. к его развитию. Это возможно в случае реализации принципов, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом профессиональных умений в качестве основного признака готовности к деятельности в условиях профилизации образовательной среды педагогического вуза. К ним можно отнести принципы: гуманизации и целостности, профессиональной направленности, развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса, личностнодеятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов.

Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели целостной реализации.

Сущность целостного подхода как взаимосвязанной совокупности системности, деятельности и акмеологичности анализа любого педагогического явления и модели его реализации заключается в том, что он является одновременно и методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система, и учением о модели, принципах, понятиях и способах изучения или преобразования материальных и идеальных систем.

Применение целостного подхода в процессе разработки модели смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза предполагает использование специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов.

Ряд понятий, используемых в научных исследованиях, академик В. Н. Садовский предложил условно разделить на три группы.

В первую группу вошли понятия, характеризующие внутреннее строение системного объекта: «Множество, элемент, отношение, связь, каналы связи, взаимодействие, целостность, подсистема, организация, структура, ведущая часть системы, подсистема, принимающая решение, иерархическое строение системы.

Вторую группу составляют понятия, в которых отражены специфические системные свойства: изоляция, взаимодействие, интеграция, децентрализация, состояние системы, целостность, стабильность, восприятие, хранение и переработка информации, обратная связь, равновесие, подвижное равновесие, регуляция, управление, саморегуляция, самоуправление, конкуренция.

В третью группу включены понятия, служащие для описания поведения системы: среда, состояние системы, поведение, целостность, деятельность, функционирование, изменение, адаптация, аккомодация, гомеостазис, рост, развитие, эволюция, генезис, обучение, эквифинальность, целенаправленность поведения» [1, с. 34].

Первая группа характеризует организационно-содержательный блок модели смыслобразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза. Вторая группа - содержание результативнооценочного блока рассматриваемой модели. Третья группа раскрывает педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.

Основу реализации модели составляют принципы, т.е. исходные положения и основные правила взаимодействия участников образовательного процесса вуза.

Принцип гуманизации и целостности отношений участников образовательного процесса вуза предполагает готовность преподавателя к выбору соответствующих методов смыслообразующего развития профессиональных умений и способствует организации личностно ориентированного взаимодействия со студентами.

Принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов заключается в следующем: познать смысл совершаемых действий - значит прежде всего изучить их

коммуникационную основу - внутренние и внешние связи. В смыслообразо-вании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен И. В. Блаубер-гом и Э. Г. Юдиным. Ими были выделены семь групп связей:

1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2) связи порождения, имеющие и другое наименование - генетические;

3) связи преобразования;

4) связи строения, которые нередко называют структурными;

5) связи функционирования;

6) связи развития, отличающиеся от предыдущей группы тем, что они вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7) связи управления, которые могут образовывать разновидность функциональных связей либо связей развития [2, с. 188-191].

Принцип коммуникативности заставляет обратить внимание на так называемые смыслообразующие связи, которые порождают интегративные качества обучающихся.

Коммуникативность проявляется прежде всего в процессе учебного действия на основе тех возможностей, которыми обладают преподаватели и студенты. Личностно-деятельностный характер их взаимодействия, от постановки цели и основных задач до выбора критериев и определения качественных характеристик развития профессиональных умений, является основой успешного педагогического сопровождения студентов в процессе профессионального образования.

Принцип развития и мотивационно-ценностного обеспечения учебного процесса обращает внимание на понятие «развитие процесса реализации модели», которое определяется как процесс количественных и качественных изменений взаимодействия преподавателей и студентов, обусловливающий ее переход с одного уровня целостности на другой.

Каждая модель проходит в своем развитии определенные этапы: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. В тот или иной период модель являет собой весьма сложную картину: она заключает в себе остатки прошлого, настоящего, составляющие именно ее качественную специфику, и зародыши будущего. Разумеется, что внутренние противоречия -основной источник и движущие силы развития педагогического процесса, которому свойственны такие черты, как единство, преемственность между старым и новым, скачкообразность, превращение количества в качество, противоречивость .

Очевидной представляется необходимость использования системнодеятельностного подхода в реализации модели смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза, так как педагоги постоянно находятся и действуют в мире систем, все более стремящихся к информационно насыщенной самореализации.

И. А. Колесникова и Е. Н. Барышников выделяют несколько составляющих их частей, которые, по мнению ученых, отражают существенные особенности образовательной системы:

1. Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя:

а) систему значимых ценностей для субъектов образовательного процесса;

б) цели образования;

в) принципы образования;

г) содержание жизнедеятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

д) мониторинг качества образования.

2. Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с обучающимися и самих студентов.

3. Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:

а) совокупность педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе;

б) функции педагогического коллектива;

в) систему профессионального просвещения студентов;

д) управление развитием смыслообразующих начал учебной деятельности студентов.

В нашем случае в качестве ценностно-смыслового ядра смыслообразующего развития профессиональных умений студентов реализуется совокупность их мотивационно-ценностных отношений к структуре и содержанию образования.

Пространственно-временная структура представлена активными методами развития профессиональных умений, способствующих развитию у студентов необходимых профессиональных умений.

Координационно-педагогический компонент модели реализуется через достижение среднего или высокого уровня смыслообразующего развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза.

Таким образом, общий вид модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза имеет следующий вид.

Цель создания и реализации модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза определяется понятиями «смыс-лообразование» и «профессиональные умения», о которых мы говорили выше, и находит свое выражение:

- в определении и формировании качеств и свойств личности студентов, профессиональных знаний, умений и компетенций студентов, служащих основой их готовности к профессиональной деятельности в условиях образовательной среды;

- в определении и обосновании технологии развития профессиональных умений студентов, способствующих самоопределению в условии образовательной среды вуза.

Обусловленная целями создания и принципами своего существования модель развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза выполняет следующие функции:

1) интегрирующую, поскольку объединяет и координирует взаимодействие субъектов образовательного процесса, определяемое единством и целесообразностью задач, средств, методов формирования профессиональной компетентности, отражающееся в дидактическом взаимодействии преподавателя и студентов;

2) развивающую, так как обеспечивает динамику развития и оптимизацию функционирования модели как среды и фактора развития субъектов системы: студентов и преподавателей высшего учебного заведения;

3) самовоспроизводства, потому что в процессе разработки, реализации, использования эффективной технологии формирования профессиональной компетентности создаются условия для дальнейшего развития ее основы -профессиональных умений.

Структура модели развития профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза может быть представлена следующим образом:

1. Цели и задачи смыслообразующего развития профессиональных умений студентов.

2. Содержание смыслообразующей профессиональной подготовки студентов.

3. Профессиональная деятельность преподавателей, учитывающая профиль подготовки будущего специалиста.

4. Профессиональная направленность учебно-познавательной деятельности студентов.

5. Технология смыслообразующего профессионально направленного образования.

6. Контроль и оценка результатов смыслообразующего развития профессиональных умений студентов.

Специалиста, который обладает знаниями и умениями в определенной сфере общественного производства и необходимыми для этого личностными характеристиками, принято называть компетентным. Так как наличие профессиональных умений у специалистов непосредственно относится к процессу их профессиональной деятельности, то профессиональное умение целесообразно вычленить в качестве одного из компонентов состава квалификации. В таком случае под профессиональным умением специалистов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены смыслообразующие способы выполнения профессиональных действий, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Сущность профессиональных умений, состав их характеристик заключается в следующем: связь профессиональных умений с ценностями; потребностью студентов в смыслообразующем самоопределении как потребность в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни; устремленность в будущее; связь самоопределения с выбором профессии.

Процесс формирования личностных основ профессиональных умений -это действия студента по самоанализу, самопознанию, самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии - относительно собственных устремлений. Это особенно важно в условиях динамичности соотнесения процессов развивающейся образовательной среды и профессионального выбора, свойственного личности в юношеском возрасте.

В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, осо-

бенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны профессии), саморазвития в ходе самореализации (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Список литературы

1. Колесникова, Г. О профессиональном самоопределении / Г. Колесникова // Alma mater. - 2000. - № 2. - С. 33.

2. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белу-хин. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 304 с.

References

1. Kolesnikova G. Alma mater. 2000, no. 2, pp. 33.

2. Belukhin D. A. Osnovy lichnostno orientirovannoy pedagogiki [Fundamentals of personality-oriented pedagogy]. Moscow: Institut prakticheskoy psikhologii, 1997, 304 p.

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: prof_sochranov@mail.ru

Sokhranov-Preobrazhenskiy Vladimir Vasil'evich

Doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Pedagogical Institute named after V. G. Belinskiy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 15 + 37(082)

Сохранов-Преображенский, В. В.

Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). -

С.162-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.