Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе'

Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / БАКАЛАВРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL MOTIVATION / STUDENTS'' INDEPENDENT WORK / BACHELOR OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION / THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY / THE IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганичева Ирина Александровна

В статье рассматриваются такие эффективные направления развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования, как использование на занятиях творческих учебно-исследовательских заданий, организация самостоятельной работы, совместно-распределенная деятельность и др. Проведено исследование, и разработаны рекомендации для преподавателей вуза по развитию профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе»

ниегп

issN 2304-120X Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 16008 УДК 37.015.31

Ганичева Ирина Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Арзамас ganicheva-irin@mail.ru

Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе

Аннотация. В статье рассматриваются такие эффективные направления развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования, как использование на занятиях творческих учебно-исследовательских заданий, организация самостоятельной работы, совместно-распределенная деятельность и др. Проведено исследование, и разработаны рекомендации для преподавателей вуза по развитию профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.

Ключевые слова: бакалавры психолого-педагогического образования, профессиональная мотивация, процесс обучения в вузе, выявление профессиональной мотивации, самостоятельная работа студентов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных условиях развития высшего образования одной из актуальных является проблема развития профессиональной мотивации бакалавров в процессе организации и осуществления учебной и профессионально-практической деятельности в вузе. Тенденция повышения качества образовательного процесса в высшей школе предполагает повышение интереса к учебным предметам, а это, в свою очередь, позволяет актуализировать и развивать профессиональную мотивацию студентов в сфере психолого-педагогического образования.

Многочисленные исследования проблем развития профессиональной мотивации позволяют сделать вывод о том, что мотивационно-потребностный компонент выступает как направляющий фактор учебно-познавательной деятельности и профессионального становления. Многообразие на занятиях интересных творческих и развивающих упражнений, заданий, ролевых игр, дискуссионных методов обучения не только усиливает мотивацию студентов к профессионально-творческому саморазвитию, но и имеет реальный результат в виде приращения соответствующих способностей к осуществлению данного процесса [1].

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что большое значение при становлении и развитии профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования имеет учебная деятельность, которая побуждается и регулируется комплексом мотивационных компонентов: потребностью в новых знаниях и умениях, долгом и ответственностью перед обществом, стремлением к компетентности и мастерству, потребностью в самосовершенствовании и самореализации.

Исследование проводилось на выборке студентов первых курсов психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» по следующим профилям: «Психология образования», «Психология и социальная педагогика», «Педагогика и психология инклюзивного образования» очной и заочной форм обучения. Численность выборки составила 90 человек.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

В рамках данной проблемы существенное значение приобретает изучение профессиональной мотивации будущего педагога и уровня его самооценки, которые позволят определить степень адекватности самооценки в мотивах выбора профессии и наличие или отсутствие у него преобладания положительных мотивов профессиональной позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности. Без глубокого анализа особенностей профессиональной мотивации будущего специалиста невозможно повысить активность его профессиональной деятельности, потребность в ней, определить ценностные ориентации, достичь более высокого уровня профессиональной мотивации.

Студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», была предложена «Методика выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [2]. Данная методика предполагает 36 вариантов ответов на вопрос: «Человек выбирает профессию педагога потому, что...» Студентам предлагалось в письменной форме отметить положительные и отрицательные, на их взгляд, мотивы выбора профессии педагога. Затем студенты подчеркивали, сколько положительных и отрицательных качеств имеет отношение именно к ним. Выбор методики выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки был осуществлен потому, что она позволяет получить данные от студентов об объективности в оценке своих положительных и отрицательных качеств в мотивах выбора профессии педагога-психолога.

В результате анализа данных, полученных при ответе на указанный вопрос, был выявлен следующий убывающий ранжированный ряд положительных мотивов выбора профессии педагога:

1) надеется лучше учить и воспитывать своих детей;

2) любит обучающихся;

3) любит помогать другим;

4) хочется творческой работы;

5) интересно общение с другими людьми;

6) очень хотелось быть педагогом;

7) нравится возможность творческого роста;

8) любит заниматься самообразованием;

9) нравится определенный учебный предмет;

10) нравится быть постоянно среди молодежи.

Полученные результаты ответов студентов представлены ниже.

Оценка положительных и отрицательных качеств профессиональной мотивации и уровня самооценки бакалавров (%)

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» Кол-во испытуемых Объективность в оценке положительных мотивов выбора профессии Оценка отрицательных качеств (мотивов) выбора профессии

Объективен Необъективен Занижает отрицательные мотивы Адекватная оценка отрицательных мотивов

О/О 45 65,9 34,1 72 28

З/О 45 63,6 36,4 89 11

Всего: 90 64,8 35,2 80,5 19,5

Примечание. О/О - очная форма обучения; З/О - заочная форма обучения.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

Предпринятое нами диагностическое исследование показало, что 64,8% студентов от общего количества испытуемых, принявших участие в обследовании, характеризует объективность в оценке своих положительных качеств (своих мотивов выбора профессии педагога); у 35,2% обнаружена необъективность. Методика позволила изучить результаты мотивации бакалавров применительно к их будущей профессиональной деятельности. Следует обратить особое внимание на ту категорию студентов, результаты которых показывают недостаточно развитый уровень мотивационного компонента профессиональной деятельности педагога. Это приводит к выводу, что не все будущие специалисты и не всегда осознают значимость мотивационного компонента в своей будущей профессии.

Как показывает анализ уровня оценки отрицательных качеств (в данном случае -мотивов) профессии педагога-психолога, у большинства студентов (80,5%) неадекватная оценка мотивов выбора профессии, т. е. они занижают отрицательные мотивы выбора профессии, и всего лишь 19,5% адекватно оценивают свои мотивы выбора профессии. Полученные результаты указывают на отсутствие адекватной самооценки при выявлении уровня профессиональной мотивации. Исследование объективности самооценки показало, что возникает потребность в организации специальной работы и выработке рекомендаций для преподавателей вуза, которые позволят повысить уровень профессионально значимых мотивов и будут способствовать приобретению побудительной, направляющей и результативной основы развития их профессиональной мотивации.

На основании полученных данных нами были разработаны рекомендации для преподавателей психолого-педагогического факультета, которые позволяют управлять формированием профессиональных знаний и умений студентов, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также создавать благоприятные условия для развития, закрепления и совершенствования профессиональных педагогических умений, приобретенных в процессе теоретического и практического обучения в вузе. Эти рекомендации направлены прежде всего на развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования. Рассмотрим некоторые рекомендации более подробно.

1. На лекциях, семинарских и лабораторно-практических занятиях необходимо постоянно подводить студентов к самоанализу и осознанию собственных профессиональных мотивов. С этой целью необходимо разработать план-схему аналитического разбора занятий. Наиболее показательными при анализе собственной деятельности могут явиться такие направления, как умение студентом анализировать соответствие поставленных задач с результатом того, что удалось и не удалось; определение места изучаемой темы в программе курса, структуры занятия, логики изложения материала; осознание основных положений и понятий, раскрываемых в процессе изучения какой-либо темы; оценка психолого-педагогических критериев содержания занятия; анализ содержания подготовленных самим студентом вопросов, входящих в план занятия; характеристика ответа на занятии; характеристика контакта с аудиторией во время публичного выступления; оценка деятельности обучающегося в процессе занятия; использование литературы и других средств в процессе подготовки к занятию и др.

2. Важным условием эффективной подготовки будущего педагога и психолога к профессиональной деятельности является личность самого преподавателя вуза. Именно от преподавателя во многом зависит уровень интереса студентов к предмету, темп и результативность процесса обучения, динамика уровня их психолого-педагогической грамотности, успешность целенаправленного формирования профессионально значимого содержания мотивов учебно-познавательной деятельности. В этом

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

смысле необходимо изучить, проанализировать и совершенствовать особенности индивидуального стиля деятельности преподавателя. С целью формирования умений оценивать и совершенствовать свой стиль деятельности целесообразно использовать вопросник для анализа особенностей индивидуального стиля преподавательской деятельности А. К. Марковой, А. Я. Никоновой [3]. В нем анализируются следующие содержательные характеристики: ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание преподавателем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде; динамические характеристики стиля - гибкость, устойчивость, переключаемость и др.; результативность - уровень знаний и навыков учения, а также интерес обучающихся к предмету и др.

3. Анализируя роль положительной мотивации к обучению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, необходимо отметить, что высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако в обратном направлении этот фактор не действует: никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [4].

4. Важной является проблема осуществления самостоятельной работы бакалаврами психолого-педагогического образования, которая должна быть организована таким образом, чтобы процесс и результаты ее выполнения способствовали развитию будущего специалиста как субъекта обретения и применения профессиональной компетентности. Организация самостоятельной работы студентов должна включать в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Но успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу [5]. Сотворчество может выступать в нескольких смыслах: это процесс открытия нового для себя, т. е. обнаружение преподавателем вариативных, нестандартных способов решения педагогических задач; осуществление перехода от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Творчество в более узком понимании - открытие нового и для себя, и для обучающихся, новаторство; создание новых оригинальных приемов, подходов.

5. В процессе развития профессиональной мотивации бакалавра психолого-педагогического образования необходимо уделить особую роль совместно-распределенной деятельности студентов. Она представляет собой один из эффективных способов организации учебной и профессионально-практической деятельности студентов, в процессе которой решаются задачи становления и развития мотивации, взаимоотношений между студентами и обучающимися, их самообучения и самовоспитания, выработки педагогически ценностных установок. Совместно-распределенная деятельность понимается как особый тип взаимоотношений и взаимодействий между студентами, при котором индивидуализация обучения как условие выявления и учета личных дарований и способностей каждого соединяется с реализацией групповых форм обучения, что обеспечивает изменение структуры деятельности за счет создания общности смыслов, целей, способов достижения результатов при помощи различных форм сотрудничества [6].

6. Известно, что поиск и использование внутренних резервов овладения профессией обеспечиваются применением различных вузовских технологий развития профессиональной мотивации. Одной из таких технологий является индивидуально-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

групповая дифференциация деятельности студентов, которая определяется как цикл взаимосвязанных способов учета общего и особенного в основных параметрах профессиональной мотивации будущих специалистов путем создания условно выделенных или реально существующих групп при планировании, организации, регулировании, коррекции профессионально-образовательного взаимодействия и оценки его результатов [7]. Этот процесс развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования обеспечивается созданием системы взаимодействия, системы дифференцированных заданий, разноуровневых заданий для индивидуальной самостоятельной работы как в процессе учебных занятий, так и в процессе педагогической практики.

7. Важным стратегическим направлением развития профессиональной мотивации является организация научно-исследовательской деятельности бакалавров психолого-педагогического образования. Занятия наукой способствуют формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений, владений, помогают освоить методологию научного поиска, приобрести исследовательский опыт, в процессе которого происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. В связи с этим большое значение также имеют исследовательская деятельность и творческий поиск в процессе осуществления таких форм работы студентов, как подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; подготовка докладов, рефератов, эссе на темы, связанные с деятельностью педагога, требованиями к его личностным и профессиональным качествам; составление рецензий, проведение мини-исследований, подготовка научных статей и др.

8. Особо эффективным для становления и развития профессиональной мотивации студента является использование на занятиях таких интересных творческих заданий, как оформление «Дневника личностного и профессионального самоизучения» в процессе тренинговых форм работы; определение основных линий собственного дальнейшего профессионально-личностного развития; пополнение копилки диагностических методик исследования уровня личностного развития; пополнение педагогической копилки тренинговыми материалами (заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по профессионально-личностному саморазвитию, а также по развитию личностных качеств студентов. Подобного рода задания обеспечивают развитие потребности в самопознании, самообразовании, самосовершенствовании.

9. Необходимо особо обратить внимание на такие эффективные для освоения будущей педагогической деятельности и развития профессиональной мотивации задания для самостоятельной работы бакалавров:

- составление инструкций, памяток, схем на темы, связанные с осуществлением психологического просвещения в деятельности педагога и психолога, например: «Как мне подготовиться к публичному выступлению»; «Стили общения педагога-психолога»;

- подбор системы релаксационных игр-упражнений для создания настроя на предстоящее общение;

- продумывание тем предстоящих дискуссий с субъектами образовательного процесса, посвященных проблемам воспитания и обучения детей и молодежи;

- составление программ и подбор упражнений для проведения коррекци-онно-развивающей работы с детьми и подростками;

- создание копилки видео- или аудиофрагментов, необходимых для анализа проблемных ситуаций, решения проблем, связанных с нарушением или осложнением психического развития ребенка.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, эффективное развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования предполагает выявление профессиональной мотивации и уровня их самооценки на начальном этапе обучения в вузе, а также разработку и внедрение рекомендаций для преподавателей, осуществляющих процесс учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Кроме того, эта работа предполагает использование на занятиях многообразия интересных творческих и развивающих упражнений, ролевых игр и других форм, которые не только усиливает мотивацию бакалавров к профессионально-творческому саморазвитию, но и дают возможность строить совместную деятельность в процессе достижения целей и задач в период их учебной и профессионально-практической деятельности. Это умение осуществляется при условии целенаправленной организации совместно-распределенной деятельности студентов. Эта работа обладает значительным потенциалом для развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.

Ссылки на источники

1. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионального творческого саморазвития личности студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 28 с.

2. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студ. педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М.: МПА, 1995. - 192 с.

3. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение. - 1993. - 192 с.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006. - 512 с.

5. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. П. Герцена, 2001. - 264 с.

6. Мелешина С. В. Совместно-распределённая учебная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на базе педагогических дискуссий): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 1996. - 18 с.

7. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / под науч. ред. В. А. Сластенина. - М., 1998. - 180 с.

Irina Ganicheva,

Candidate of Psychologic Sciences, Assistant Professor at the chair of Developmental Psychology, Lobachevsky

State University of Nizhni Novgorod, Arzamas

ganicheva-irin@mail.ru

Development of professional motivation among bachelors of psycho-pedagogical education during the course of university studies

Abstract. The paper deals with such effective lines of development of professional motivation among bachelors psycho-pedagogical education as the use of creative teaching and research tasks, organization of independent work, co-distributed activity, etc. The author describes the study of bachelors' professional motivation and recommendations for high school teachers for development of professional bachelor motivation of psycho-pedagogical education.

Key words: bachelor of psycho-pedagogical education, professional motivation, learning process at university, identification of professional motivation, students' independent work. References

1. Sharshov, I. A. (2000). Pedagogicheskie uslovija professional'nogo tvorcheskogo samorazvitija lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Belgorod, 28 p. (in Russian).

2. Simonov, V. P. (1995). Diagnostika lichnosti i professional'nogo masterstva prepodavatelja: ucheb. po-sobie dlja stud. pedvuzov, uchitelej i slushatelej FPK, MPA, Moscow, 192 p. (in Russian).

3. Markova, A. K. (1993). Psihologija truda uchitelja, Prosveshhenie, Moscow, 192 p. (in Russian).

4. Il'in E. P. (2006). Motivacija i motivy, "Izd-vo Piter", St. Petersburg, 512 p. (in Russian).

5. Galickih, E. O. (2001). Integrativnyj podhod kak teoreticheskaja osnova professional'no-lichnostnogo stanovlenija budushhego pedagoga v universitete: monografija, Izd-vo RGPU im. A. P. Gercena, St. Petersburg, 264 p. (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.

6.

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meleshina, S. V. (1996). Sovmestno-raspredeljonnaja uchebnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhego uchitelja (na baze pedagogicheskih diskussij): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 18 p. (in Russian).

Vardanjan, Ju. V. & Slastenin, V. A. (ed.) (1998). Stanovlenie i razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga i psihologa, Moscow, 180 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 12.11.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.11.15

Принята к публикации Accepted for publication 15.11.15 Опубликована Published 28.01.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ганичева И. А., 2016

977230412016601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.