Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов малокомплектных школ (на примере Томской области)'

Развитие профессиональной компетентности педагогов малокомплектных школ (на примере Томской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / NUMBER LIMITED VILLAGE SCHOOLS / CONDITIONS NECESSARY FOR PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульшин Сергей Маевич, Сартакова Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются актуальные направления развития малокомплектной школы (МКШ), от модернизации которой зависит во многом решение насущных проблем муниципальных и региональных образовательных систем (введение подушевого финансирования, отраслевой системы оплаты труда, внедрение предшкольного образования, профильного обучения и др.). Механизмом развития МКШ являются педагогические кадры. В работе предлагается анализ кадрового ресурса МКШ (на примере Томской области), выявляются основные противоречия профессионального роста учителей малых школ, выделяются педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов МКШ. Авторы статьи предлагают описание конкретной экспериментальной деятельности и ее результаты по развитию профессиональной компетентности данной группы специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the most important and actual problem as the development of village schools with limited number of pupils. The solution of nowadays problems depends on modernization of the village schools, municipal and regional educational systems. These problems are connected with the beginning of finance according to the number of pupils, branch payment, implementation of pre-schooling education, profile learning, etc. The main way of the development of NLVS (Number Limited Village Schools) is the staff (teachers who work with pupils of such schools). The article gives the analyses of the staff resource (in the Tomsk region), highlights the main contradictions of teaching skills development, and points out the conditions necessary for pedagogical competence. The authors offer the description of the concrete experimental action and the results of the competence development in such groups of specialists.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов малокомплектных школ (на примере Томской области)»

УДК 374.7.378.046.4

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

*Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования **Томский государственный педагогический университет

В процессе модернизации российского общества приоритетным направлением является развитие инновационного сектора экономики. Это предъявляет серьезные требования к содержанию и организации деятельности ОУ, в том числе и малокомплектных школ (МКШ), преобладание которых является специфической чертой не только российской системы образования, но и образования Томской области [1].

В настоящее время усиливаются тенденции появления все большего количества школ с неполным комплектом классов и малой численностью обучающихся, увеличения объемов избыточных «мощ-

ностей» в сети общеобразовательных учреждений в силу продолжающегося демографического снижения контингента детей.

В преобладающем числе малокомплектных ОУ сохраняется традиционная конструкция учебных планов, консервируются традиционные учебные программы; наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, усугубляется ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено ОУ ввиду отсутствия доступности дошкольного образования, что автоматически снижает качество образования.

Все это способствовало формированию противоречия между потребностями развития инновационного сектора экономики региона в современном образовании и недостаточным уровнем качества образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными сельскими школами (как в силу специфики их деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания).

В Томской области за прошедшее десятилетие региональными, муниципальными органами управления, общественностью, педагогическими работниками была проведена большая работа по преодолению данных тенденций, способствующих увеличению численности МКШ. Вместе с тем преобладание слабой пространственной доступности образовательных учреждений определило и низкую степень реструктуризации сельских малокомплектных школ в рамках сетевого взаимодействия. Сохранение локального образова-

Решение противоречий в развитии МКШ связано с активизацией деятельности учителей малокомплектных сельских школ, направленной на повышение качества общего образования и формирование муниципальных образовательных сетей, а соответственно муниципальных, региональной образовательных систем.

Рассмотрим характеристики педагогического ресурса малокомплектных школ Томской области [2]. На основе комплексного исследования 187 (100 %) МКШ Томской области (август-декабрь 2007 г.) было выявлено, что среди педагогов указанной группы школ преобладают специалисты с высшим образованием, почти половина (46 %) являются учителями второй квалификационной категории и преподают дисциплины одной образовательной области. В то же время 53 % всех педагогов вынуждены в силу отсутствия учебной нагрузки изучать вместе со

тельного пространства отдаленных сельских поселений тормозит введение обязательного полного среднего образования и отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессиональ-ного и др.), усиливает противоречие между потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг и низкой степенью включения МКШ в муниципальные образовательные сети.

В МКШ значительно повышаются уровни финансовых затрат, гарантирующих качественное и доступное образование, что порождает противоречие между потребностями во внедрении эффективных нормативно-правовых условий деятельности региональной и муниципальных образовательных систем и слабой степенью возможности перехода МКШ на нормативно-подушевое финансирование.

В настоящее время в Томской области существует две группы малокомплектных школ (табл. 1.).

школьниками предметы двух (25 %), трех (15 %) и более (13 %) образовательных областей, что, безусловно, сказывается на результативности обучения. 42 % всех учителей демонстрируют низкую степень мотивации к профессиональной деятельности, указывая в качестве основных причин нежелания работать постоянную опасность закрытия школ в процессе реструктуризации сети МКШ, а также отсутствие профессионального общения. 78 % всех педагогов МКШ не удовлетворены результатами собственной профессиональной деятельности из-за невозможности организации качественного образовательного процесса в малочисленном классе при сохранении технологических конструкций традиционной системы обучения. В то же время уровень сформирован-ности компетенций педагогов МКШ в области разновозрастного обучения крайне низок. Только у 11 % всего педагогического состава сформированы ком-

Таблица 1

Классификация МКШ Томской области

Признак МКШ разновозрастного обучения МКШ с частично разновозрастным обучением

Общее количество от числа ОУ 14.8 % 29.6 %

Количество обучающихся До 60 До 100-130

Число обучающихся в классах До 6 человек (преимущественно 4-5) До 12 человек

Количество обучающихся в разновозрастных классах-комплектах 10-12 человек -

Количество классов-комплектов НОШ - до 2, ООШ - до 5, СОШ - до 7 НОШ - до 4, ООШ - до 9, СОШ - до 11

Объем финансирования В среднем от 1 до 1.400 млн руб. 1.4-2.2 млн руб.

Количество ставок в штатном расписании 4 - административного, 11-13 - педагогического, 3 - учебно-вспомогательного, 8.5-12 - технического персонала 4 -административного, 15-17 - педагогического, 5 - учебно-вспомогательного, 10-14 -технического персонала

Количество часов в примерных учебных планах Начальная школа - 35-50 час.; основная школа - 100-110 час.; средняя школа - 54-72 час. Начальная школа - 65-83 час.; основная школа - 123-163 час.; средняя школа - 54-72 час.

петенции организации учебного процесса в условиях разновозрастного класса-комплекта.

Таким образом, анализируя уровень профессиональной компетентности педагогического корпуса МКШ Томской области, можно выделить факторы, тормозящие развитие базовых, специальных компетенций специалистов: отсутствие мотивации к профессиональной педагогической деятельности ввиду постоянной угрозы закрытия или реструктуризации ОУ; невозможность профессионального взаимодействия (педагогическое одиночество); высокая степень педагогических затруднений в области модернизации процесса обучения в МКШ и др.

На наш взгляд, наиболее значимыми профессиональными компетенциями, определяющими процесс разновозрастного обучения, являются следующие: навыки формирования разновозрастного содержания образования в условиях сельской малокомплектной школы на основе вертикального и горизонтального интегрирования; организация разновозрастного обучения по предметам с использованием технологического пакета. Развитие данных профессиональных компетенций педагогов МКШ возможно при наличии определенных условий (табл. 3).

Можно констатировать, что к 2004/2005 учебному году сложилось противоречие между потребностями в педагогах, готовых к осуществлению учебно-воспитательного процесса в условиях полидисциплинарности, интегративности, меж-предметности, использованию разновозрастных технологий обучения, и низким уровнем квалификации учителей, деятельность которых направлена на поддержание традиционной модели обучения в МКШ.

Организация профессионального роста педагогов МКШ связана с разработкой совокупности профессиональных компетенций данной группы специалистов (табл. 2).

Рассмотрим данные условия подробнее. Для обеспечения мотивации профессиональной деятельности учителей, создания благоприятного психологического климата в ОУ и в малодоступных селах целесообразно было создать условия для разработки каждой МКШ стратегических планов развития, согласованных с местным сообществом и муниципальными органами власти. Для реализации данной задачи в процессе реализации проекта модернизации МКШ Томской области была создана лаборатория «Сельская малокомплектная шко-

Таблица 2

Профессиональные компетенции педагогов МКШ

Группы компетенций Компетенции

Базовые Знать: - основы технологии и методики формирования разновозрастных групп; основные этапы истории развития понятий «разновозрастная группа» и «малокомплектная школа» в истории образования; важнейших представителей зарубежной и отечественной педагогики, работавших в данном направлении; типы, цели создания и технологии формирования разновозрастных групп; - основы методики формирования содержания образования в РВО; важнейших представителей зарубежной и отечественной педагогики, работавших по формированию содержания образования в РВГ; психологические механизмы познания на основе межпредметных связей; основные классификации (типы, виды) межпредметных связей. Уметь: - характеризовать понятие «МКШ»; выявлять специфику МКШ; проектировать основные механизмы формирования МКШ; использовать в процессе проектирования и управления теоретико-методологические подходы к управлению развитием сельской МКШ; проектировать нормативно-правовую основу формирования МКШ; - выделять особенности разновозрастной группы учащихся; интегрировать знания общекультурного и пси-холого-педагогического блоков; использовать элементы основных технологий формирования разновозрастной группы учащихся; - выделять особенности формирования содержания образования в МКШ; интегрировать содержание образования согласно вертикальному и горизонтальному тематизму; - моделировать и конструировать педагогическую деятельность в условиях предшкольного образования

Специальные Обладать навыками и применять в практической деятельности: - технологию проектирования общественно-государственной модели управления в МКШ; взаимодействия МКШ с внешней средой; - формирования разновозрастной группы учащихся; - формирования разновозрастного содержания образования в условиях сельской малокомплектной школы на основе вертикального и горизонтального интегрирования; - анализа, планирования и реализации программы предшкольного разновозрастного образования; - организации разновозрастного процесса обучения по предметам

Таблица 3

Педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов МКШ

Проблемы Педагогические условия

Профессиональное одиночество Формирование педагогического сообщества на уровне региона, муниципалитетов

Создание открытого сайта для представления и обсуждения актуальных проблем развития данного вида ОУ

Отсутствие мотивации к профессиональной педагогической деятельности ввиду постоянной угрозы закрытия или реструктуризации ОУ Создание программ развития ОУ в рамках стратегических планов развития муниципальных образовательных сетей и систем

Высокая степень педагогических затруднений в области модернизации процесса обучения в МКШ Разработка и реализация специальных программ профессионального роста педагогов (повышение квалификации, переподготовки)

ла» при Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. С 2005/2006 учебного года в течение трех лет было проведено 28 разработнических семинаров, посвященных вопросам стратегического развития МКШ. Система областных семинаров была направлена на формирование программ развития 104 экспериментальных площадок региона и состояла из ряда модулей, в том числе: проблемноориентированный анализ деятельности МКШ, концептуальное обоснование программы развития школы, формирование образовательных программ ОУ, комплексные и целевые программы и др. При реализации каждого модуля управленческие команды формировали соответствующие разделы своих программ развития, которые впоследствии стали основой для стратегического проектирования муниципальных образовательных сетей.

Параллельно шло формирование педагогического сообщества на уровне региона, муниципалитетов. Каждая МКШ имела право вступить в областной эксперимент по модернизации МКШ. Цель программы эксперимента была связана с созданием условий для повышения качества и доступности образовательных услуг для учащихся МКШ в рамках формирования сетевых, муниципальных, региональной образовательных систем Томской области.

Конкретные цели, которые должны были реализоваться в рамках программы:

- создать сеть образовательных учреждений Томской области для разработки и апробации моделей модернизации МКШ;

- теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологии организации педагогического процесса в МКШ в условиях разновозрастного обучения (РВО);

- разработать систему нормативно-правового обеспечения формирования новой нормативноправовой и финансово-экономической базы для модернизации МКШ;

- сформировать систему научно-методического обеспечения и подготовки кадров и повышения квалификации, позволяющих обеспечивать модернизацию МКШ.

Концептуальные положения программы определялись концепциями целевых программ ГНУ «ИСПС РАО», современными разработками специалистов в области педагогики сельской школы (творческий коллектив ГНУ «ИСПС РАО» под руководством В.Г. Бочаровой).

В течение двух лет прошла серия семинаров, главной целью которых, кроме решения актуальных научно-методических проблем развития МКШ, стало формирование педагогического сообщества учителей малых школ - главного ресурса модернизации МКШ Томской области. Если в 2006-2007 гг. семинары носили теоретический характер (табл. 4), то в 2007-2008 гг. были посвящены практике развития данного вида ОУ в муниципальных образованиях.

В рамках эксперимента была сформирована программа профессионального роста педагогов МКШ в условиях частично замкнутого образовательного пространства сельского социума. Условиями реализации программы стали следующие требования: программа должна быть актуальной для педагогов, удовлетворять запросам учителя; она должна быть реализуема в условиях непрерывного педагогического процесса на рабочем месте педагога; содержание профессионального роста должно удовлетворять требованиям андрагогического процесса, быть непосредственно связанным с текущей профессиональной деятельностью; сам педагогический процесс должен быть технологичным, соответствовать критериям педагогической технологии; результат профессионального роста должен быть четко виден, представлен в виде конкретного продукта деятельности учителя или ОУ, в частности, программы развития школы. Программы повышения квалификации были направлены на формирование базовых педагогических и отдельных ключевых компетентностей, что обусловливается процессом формирования управленческих команд для реализации программ развития.

В этих условиях было сформировано содержание дополнительного профессионального образования в целом и по курсам в виде отдельных модулей: «Управление МКШ», «Управление дидактической

Таблица 4

Тематика семинаров для менеджеров и педагогов МКШ

_______________________________________________________Тема_______________________________________________________

Установочный семинар «Технологии организации опытно-экспериментальной работы по модернизации МЧШ, МКШ, ОСШ

Томской области»__________________________________________________________________________________________________

Семинар с участниками проектных групп «Создание условий для формирования компетентностного содержания образования в рамках реализации РБУПа-2004 в МЧШ, МКШ, ОСШ»; «Организационно-педагогические механизмы предшкольного

образования»_____________________________________________________________________________________________________

Формирование содержания образования в МЧШ, МКШ, ОСШ_______________________________________________________________

Семинар с участниками проектной группы «Организационно-педагогические механизмы предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях МКШ, МЧШ, ОСШ»_______________________________________________________________________

Технологии организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в МЧШ, МКШ, ОСШ___________________________

Семинар с участниками проектной группы по разработке моделей МЧШ, МКШ, ОСШ и формирование авторских структур

управления данными типами ОУ______________________________________________________________________________________

Технологии управленческой деятельности в МЧШ, МКШ, ОСШ____________________________________________________________

Педагогические чтения по проблемам организации учебно-воспитательного процесса в МКШ______________________________

Семинар с участниками проектной группы «Образовательные технологии в МЧШ, МКШ, ОСШ»_______________________________

Образовательные технологии в МЧШ, МКШ, ОСШ________________________________________________________________________

Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» Семинар по оформлению отчетов ОУ__________________________________________________________________________________

системой МКШ», «Проектирование в МКШ», «Управление воспитательной системой МКШ», «Формирование содержания образования в МКШ», «Управление профессиональным ростом в МКШ», «Педагогические технологии в МКШ», «Нормативно-правовое обеспечение деятельности МКШ», «Психологическое сопровождение образовательного процесса в МКШ», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение в МКШ».

В процессе решения реальных задач развития МКШ происходил рост профессиональных компетенций педагогов. Так, уровень мотивации повысился на 18 %, уровень сформированности специальных педагогических компетенций составил 53 % (по сравнению с 11 % на начало эксперимента).

Результаты, полученные в ходе реализации педагогических условий развития профессиональных

компетенций учителей МКШ (на примере Томской области), позволяют сделать выводы, что для активизации педагогической деятельности учителей МКШ целесообразно предложить следующие организационно-управленческие рекомендации: определить стратегическую цель деятельности коллектива; создать положительную мотивацию учителя через погружение в проблемы развития МКШ; стимулировать творческое сотрудничество учителей на основе фасилитирующего, конвенционального, полифункционального взаимодействия; организовать дифференцированное обучение педагогов с учетом субъективного профессионального и личностного опыта на основе использования интерактивных технологий; привлекать педагога к управлению развитием школы на основе соучастия, участия и партнерства.

Поступила в редакцию 07.06.2008

Литература

1. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в МКШ. Томск, 2007.

2. Сартакова Е.Е. Модернизация сельских муниципальных образовательных систем. Томск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.