Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в свете требований профессионального стандарта'

Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в свете требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2160
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD / TEACHER´S COMPETENCE AND PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоровский Виталий Петрович, Михайлюк Людмила Геннадьевна

В статье обоснованы походы к развитию педагогических кадров, связывающие содержание Профессионального стандарта педагога с требованиями времени и результатами его педагогической деятельности. Рассмотрены пути формирования и оценки профессиональной компетентности педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article justifies the ways of development of teaching staff, connecting the content of teacher´s professional standart with the results of teaching and modern requirements. The ways of development and evaluation of the teacher´s professional competence are presented

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в свете требований профессионального стандарта»

В. П. Топоровский

(г. Санкт-Петербург) Л. Г. Михайлюк (г. Санкт-Петербург) РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

DEVELOPMENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FRAMES OF PROFESSIONAL STANDARD REQUIREMENTS

В статье обоснованы походы к развитию педагогических кадров, связывающие содержание Профессионального стандарта педагога с требованиями времени и результатами его педагогической деятельности. Рассмотрены пути формирования и оценки профессиональной компетентности педагога

Ключевые слова: профессиональный стандарт, компетентность и профессионализм педагога

The article justifies the ways of development of teaching staff, connecting the content of teacher's professional standart with the results of teaching and modern requirements. The ways of development and evaluation of the teacher's professional competence are presented Keywords: professional standard, teacher's competence and professionalism

В последние годы в России приняты важнейшие документы, характеризующие государственную образовательную политику и затрагивающие основные вопросы не только в общем образовании, но и в профессиональном. В связи с этим существенно изменились подходы к организации образовательной деятельности на основе внедрения образовательных стандартов и учебных программ. Идеи, заложенные в документах, вносят существенные изменения в характеристики всех компонентов образовательного процесса: содержание, принципы, технологии, организационные структуры, механизмы общего и профессионального образования, а также подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов.

В данной статье обоснуем важность и необходимость учета идей, заложенных в Профессиональный стандарт педагога, в процессе организации образовательной деятельности.

По мнению Е. А. Ямбурга, Профессиональный стандарт педагога представляет собой инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире и повышения качества образования, а также выхода отече-

ственного образования на международный уровень. Кроме того, стандарт - это объективный измеритель квалификации педагога, это средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, это основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем [10].

Заметим, что отдельные идеи развития педагога и его свободы отражены в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47, глава 5, пункт 6). Так, в законе сказано, что педагогические работники могут пользоваться различными академическими правами и свободами. Среди них «право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [1].

Учитывая преемственность, которая заложена в нормативных документах, Е. А. Ям-бург отмечает, что Профессиональный стандарт педагога, «который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентирующим его деятель-

ность, призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [10, с. 89].

Особо ценна мысль, что профессиональный стандарт, расширяя границы свободы педагога, «одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии её оценки» [10, с. 90].

Выделим основные задачи, которые необходимо решить на разных управленческих уровнях после принятия профессионального стандарта педагога. В первую очередь стандарт должен повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Во-вторых, установить единые требования к содержанию и технологиям профессиональной педагогической деятельности. В-третьих, способствовать созданию условий по моделированию ситуаций для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации их профессиональной компетентности, а также являться основой для формирования должностных инструкций и планирования карьеры [9].

Основными характеристиками Профессионального стандарта педагога являются:

- Он представляет собой рамочный документ, определяющий основные требования к квалификации.

- Стандарт является уровневым документом, учитывающим специфику работы педагога в образовательной организации, отражает структуру его профессиональной деятельности.

- Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и другие особенности территории, которые накладывают свою специфику на труд педагога.

- Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренними особенностями образовательной организации.

- В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении стоящих перед ним новых задач.

- Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотдели-

мым от его профессиональных компетенций [10].

Главное, что профессиональный стандарт должен способствовать выполнению функций, позволяющих «преодолеть технократический подход в оценке труда педагога; обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда; мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации» [10, с. 95].

Кроме того, в содержании профессионального стандарта заложены оптимальные подходы к квалификации педагога с учетом обобщенных трудовых функций и их компонентов. Очень важно, что уделено внимание качеству профессиональной подготовки педагогов, повышению их квалификации, стажировке и аттестации, а также эффективному применению современных педагогических технологий для эффективной организации образовательного процесса и повышения его результативности.

Педагогам рекомендуется обучаться по дополнительным профессиональным программам в соответствии с профилем педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. Работники образования обязаны «использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации учебной и учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности» [3, с. 9].

Кроме того, в разделе 11 Профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности]» приведены следующие функции, для выполнения которых требуются экспертные, проектировочные, исследовательские, аналитические, оценочные компетенции:

1. Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, среднего профессионального образования и (или] дополнительного профессионального образования.

2. Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей] или проведение отдельных

видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования.

3. Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) дополнительного профессионального образования под руководством специалиста более высокой квалификации [3].

Педагог и ученый В. А. Сухомлинский особо отмечал, что сильным и опытным становится педагог, умеющий анализировать свой труд. Педагогический труд отличается сложностью и многогранностью.

Проблема формирования и применения аналитико-оценочной компетентности и педагогического анализа постоянно интересовала как практических работников, так и многих ученых-педагогов. Исследования Ю. А. Конаржевского, М. Е. Кондакова, Н. В. Кухаре-ва, А. Е. Орлова, В. П. Худоминского, В. П. Па-насюка, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова и многих других ученых обогатили арсенал педагогической науки. Изучение и обоснование вопросов формирования, развития аналитико-оценочной компетентности у педагогов, применения ее в ходе практической педагогической деятельности является актуальным и важным и в современных условиях для многих ученых и практических работников.

Отметим, что в науке аналитико-оценоч-ную, исследовательскую компетентность рассматривают как комплекс интеллектуально-логической, интеллектуально-эвристической составляющих деятельности. В процессы ее формирования, развития входят такие аналитические мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, оценка и критичность мышления, абстрагирование и обобщение, конкретизация и генерирование.

Изложим основные направления внедрения профессиональных стандартов.

В первую очередь наиболее важным направлением является системная целенаправленная профориентационная работа для отбора и профилизации будущих педагогических работников, начиная со школы (диагностика, педагогические классы, вожатые, педагогические династии, слеты, конференции и др.).

Во-вторых, одним из основных путей совершенствования деятельности по повыше-

нию профессиональной компетентности педагогических работников является решение задач экспериментальной отработки требований Профессионального стандарта педагога. Для решения этой задачи «эти учреждения и организации (после предоставления программы модернизации подготовки учителей) должны получить право, наряду с действующим стандартом подготовки педагогов третьего поколения, использовать экспериментальные планы и программы, освобождающие их от действующих в настоящее время стандартов высшего педагогического образования» [10, с. 138].

Также для решения задач переподготовки работающих педагогических работников в первую очередь нужно определиться с содержанием, технологиями и критериями деятельности по их формированию и развитию их профессиональной компетентности в соответствии с новыми профессиональными стандартами педагога. Предлагается на основе разработки соответствующих программ повышения квалификации и переподготовки педагогов, включающих соответствующие модули, в том числе по развитию аналитико-оценочных компонентов профессиональной компетентности, привлекая к данной деятельности ученых и практиков, выстраивать образовательную деятельность в процессе проведения курсовых занятий на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий саморазвития и самосовершенствования педагога.

Изучение образовательных проблем в ходе курсовой подготовки и повышения квалификации работников профессионального образования различного уровня на лекциях и практических занятиях в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», а также при проведении аттестационных процедур педагогов организаций среднего профессионального образования позволяет выстраивать адресное и оптимальное формирование и развитие их профессиональной компетентности и практическое применение и использование.

Одним из направлений решения данных задач в ходе повышения квалификации и аттестационных мероприятий является целенаправленная работа по предварительной оценке сформированности аналитико-оце-ночного компонента компетентности у будущих слушателей курсового обучения и атте-

стуемых через изучение и оценку документов, а также результатов предварительного анкетирования и диагностики, самоанализа профессиональной педагогической деятельности.

Занятия в ходе курсовых мероприятий организованы так, чтобы слушатель мог работать над выполнением проектного задания. Организованы семинары, дискуссии, ла-бораторно-практические занятия по составлению отзывов, обоснованию, анализу и самоанализу педагогических ситуаций, практических занятий, по их презентации и защите. Выступления в ходе защиты проектных заданий показывают, что слушатели оказываются более подготовленными к аналитико-оценоч-ным действиям.

Эффективным направлением является метод экспертных оценок, который наиболее часто применяется при аттестации педагогических работников. Для экспертного оценивания подготовлены специальные аттестационные листы, в которых подобраны показатели, выраженные в баллах и характеризующие работника. На первом этапе педагог совместно с рабочей группой образовательной организации выставляет баллы по каждому критерию. Баллы суммируются и сравниваются с максимальной суммой для определения результата сравнения в процентах. В зависимости от этого определяется результативность работы педагогического работника, готовятся документы для представления в экспертную группу главной аттестационной комиссии на получение соответствующей квалификационной категории.

На следующем этапе предметная экспертная группа, оценивая таким же способом с помощью показателей профессиональную компетентность педагога, представляет документы в главную аттестационную комиссию. В документах отражаются обобщенные оценки, рекомендации и решение. В процессе проведения экспертизы оценивается сформиро-

ванность аналитико-оценочной составляющей компетентности (наличие научно-методических публикаций, проведение мастер-класса, его анализ и оценка, самоанализ педагогической деятельности и др.]. Такой подход позволяет добиться определенных результатов в формировании и развитии профессиональной компетентности, что имеет большое значение в связи с введением Профессионального стандарта педагога.

Результативным направлением в решении проблем, связанных с повышением качества повышения квалификации работников образования, является деятельность школы исследовательской культуры педагога в ЛОИРО по теме «Технологии исследовательской деятельности в образовании»

[9].

Отметим, что основным отличием в организации школы исследовательской культуры (ШИК] от традиционных форм повышения квалификации педагогических работников является ее мотивационный, субъектный, творческий и метапредметный характер. В ШИК обучаются педагогические работники, объединенные интересами и мотивами, связанными с совершенствованием и развитием исследовательской, технологической и аналитической компетентности.

Таким образом, Профессиональный стандарт педагога, введенный на территории Российской Федерации, представляет собой нормативный документ, определяющий требования к перечню профессиональных и личностных требований к педагогу, к его квалификации и компетентности в современных условиях. У педагога, наряду с другими, должны быть сформированы и развиты проектные, методические, технологические, исследовательские, аналитические, экспертные компетентности, которые позволяют выполнять профессиональные педагогические функции в соответствии с требованиями и вызовами времени.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. - 2012.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]"».

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"».

4. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых. - М.: ИЦПКПС, 2004. - 16 с.

5. Жилина А. И. Системный подход в современном научно-педагогическом исследовании //Педагогический поиск: проблемы и пути решения: Мат. 2 науч.-практ. конф. школы молодого ученого. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - С. 5-11.

6. «Российское образование - 2020» - модель школы будущего, июнь 2008.

7. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов и др. - М.: БРЭ, 2003.

8. Топоровский В. П. Аналитическая компетентность педагога: технологии развития, педагогический анализ, методы и формы оценки. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2011. - 176 с. (Управление школой].

9. Топоровский В. П. Особенности развития компетентности педагога в свете требований профессионального стандарта //Вестник образования и развития науки Российской Академии естественных наук. - Издательство ГИЭФПТ. -2016. - №2. - С. 111-115.

10.Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.