Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников'

Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1398
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH PRESERVATION / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH-SAVING ACTIVITIES / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / COMPETENCE IN THE FIELD OF HEALTH SAVINGS PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркина Татьяна Николаевна

Раскрывается структура профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников, характеризуются профессиональные компетенции, составляющие ее содержание. Описываются основные направления развития у будущих педагогов дошкольного образования профессиональной компетентности по здоровьесбережению детей в образовательно-воспитательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яркина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE SPHERE OF HEALTH SAVING OF PRESCHOOLERS

The article reveals the structure of the professional competence of teachers in the field of health saving of preschoolers, characterized by professional competencies that comprise its content. It also describes the main directions of development of professional competence in health saving of children of future teachers of preschool education in educational process of pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников»

УДК 378

Т. Н. Яркина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Раскрывается структура профессиональной компетентности педагога в области здо-ровьесбережения дошкольников, характеризуются профессиональные компетенции, составляющие ее содержание. Описываются основные направления развития у будущих педагогов дошкольного образования профессиональной компетентности по здоро-вьесбережению детей в образовательно-воспитательном процессе педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, здоровьесбережение, здоро-вьесберегающая деятельность, компоненты профессиональной компетентности, компетенции в сфере здоровьесбережения дошкольников.

В современных социально-экономических условиях проблема сохранения и поддержания здоровья человека становится приоритетной, при этом особую актуальность она приобретает в отношении сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Актуальность ее связана с неблагоприятной тенденцией снижения показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников за последнее время [1]. За последние десятилетия снизилась численность абсолютно здоровых детей до 6-10 % [2]. В проекте ФГОС дошкольного образования одной из ведущих образовательных областей является физическое развитие [3]. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость организации эффективной здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

В. А. Деркунская отмечает, что в дошкольном возрасте закладываются основы элементарной культуры здоровья, происходит становление здоровьесберегающей компетентности [4]. Дошкольный возраст является решающим и наиболее сензитивным для формирования ценностного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни и здоровьесбе-регающего поведения. Безусловно, ключевую роль в формировании у детей здоровьесбере-гающего поведения играет педагог, который создает в дошкольном учреждении здоровьес-берегающее пространство, осуществляет деятельность в сфере здоровьесбережения детей.

Воспитатель - центральная фигура для ребенка в детском саду. Он является образцом для подражания, а также объектом пристального анализа со стороны детей, носителем жизненных ценностей, в том числе ценностей здоровья. Исходя из этого педагогу необходимо самому демонстрировать здоровьесберегающую компетентность, создавать здоровьесбере-гающее пространство в дошкольном учреждении.

Согласно И. А. Анохиной, здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении должна включать:

- условия для благоприятного течения адаптации к детскому саду;

- комфортную предметно-развивающую среду в группе и атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка;

- условия для формирования основ культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, здоровьесберегающий компонент;

- организацию интересной для детей деятельности;

- индивидуальный подход к ребенку с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска в школу [5].

По мнению В. И. Загвязинского, под здоровьесбережением в образовании следует понимать единство медико-гигиенических, валеолого-педагогических мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья детей и рост их образованности [6].

Под здоровьесберегающей деятельностью мы понимаем педагогическую деятельность, включающую комплекс мер, направленных на сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса. Здоровьесберегающая деятельность педагога выполняет следующие функции:

- адаптивную, характеризующую адаптацию дошкольников к социально значимой деятельности, оптимизацию состояния организма ребенка, повышение его резистентности;

- ценностно-коммуникативную, предполагающую формирование ценностных ориента-ций, бережного и ответственного отношения к здоровью, трансляцию опыта ведения здорового образа жизни;

- диагностическую, включающую мониторинг физического и двигательного развития детей, определение индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка;

- образовательную, обеспечивающую передачу знаний и умений здоровьесберегающе-го поведения и деятельности;

- рефлексивную, заключающуюся в переосмыслении и оценке предшествующего личностного опыта по сохранению и созиданию здоровья, что позволяет соизмерять реально достигнутые результаты с перспективами.

Работая с детьми, взаимодействуя с ними, взрослый должен обладать высоким уровнем компетентности в вопросах сохранения и укрепления их здоровья. В связи с этим работу по формированию культуры здоровья будущих специалистов, развитию их профессиональной компетентности необходимо начинать еще в процессе вузовского профессионального образования [7].

Будущие педагоги дошкольного образования в процессе профессионального обучения готовятся к разным видам профессиональной деятельности: педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование будущие педагоги должны быть готовы использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5), проявлять готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в учебно-воспитательном процессе (ПК-8) [8]. Учитывая это и одну из ключевых целей современного дошкольного учреждения (охрана и укрепление здоровья детей, воспитание у них основ здорового образа жизни), считаем важным и необходимым формирование профессиональной компетентности ба-калавриантов в сфере здоровьесбережения детей.

В современной психолого-педагогической литературе предлагаются разные трактовки понятия «профессиональная компетентность». Нам в большей степени импонирует точка зрения А. А. Вербицкого, который определяет компетентность как реализованную систему компетенций, интегральную, проявленную в деятельности, характеристику личности профессионала, определяющую успех дела и ответственность за ее результаты [9]. Придерживаясь данной позиции, профессиональную компетентность в сфере здоровьесбережения дошкольников мы рассматриваем как систему компетенций, интегральную характеристику личности педагога, проявляемую в способности профессионально решать проблемы и типичные задачи, связанные с организацией и осуществлением физкультурно-оздоровительной деятельности, представлять последствия своей деятельности и нести ответственность за них.

В структуре профессиональной компетентности многие исследователи выделяют определенные компоненты: когнитивный, деятельностный, профессионально-личностный

(Л. Н. Атмахова, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. А. Сластёнин и др.). Поддерживая позицию данных ученых, а также основываясь на работе Л. Волошиной [10] и собственных материалах статьи автора [11] в структуре профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения детей мы выделяем следующие компоненты:

- Когнитивный: представления о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах; знание способов и приемов сохранения и укрепления собственного здоровья, своих индивидуальных особенностей; глубокие знания об особенностях и закономерностях физического и двигательного развития детей дошкольного возраста, специфике формирования основ здорового образа жизни у них, формах и технологиях осуществления здо-ровьесберегающей деятельности в детском саду; знание факторов, негативно влияющих на состояние здоровья дошкольников.

- Операционально-деятельностный: владение навыками сохранения и укрепления собственного здоровья, активная двигательная деятельность, проявление индивидуального стиля здорового поведения; умения проектировать собственную педагогическую деятельность как здоровьесохраняющую, удерживать позицию субъекта деятельности и выстраивать субъект-субъектные отношения с участниками образовательного процесса; владение навыками организации здоровьесберегающей среды и физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и семье; владение методикой формирования основ здорового образа жизни у детей разных возрастных групп; способность осуществлять мониторинг физического и двигательного развития дошкольников; умение осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность в области физического воспитания детей.

- Мотивационно-ценностный: ценностное отношение к своему здоровью и здоровью своих воспитанников; внутренняя мотивация к здоровому образу жизни и искренняя заинтересованность в формировании его основ у дошкольников; интерес к новым знаниям в области здоровьесбережения и способность к их приобретению; готовность к сотрудничеству и позитивному взаимодействию, положительный эмоциональный настрой; умение планировать время и деятельность по самооздоровлению.

- Рефлексивный: способность к рефлексии своего физического состояния и двигательного развития; рефлексия собственной здоровьесберегающей деятельности; умение видеть перспективы своей деятельности; перестраивать систему жизнедеятельности с учетом состояния здоровья; оценка индивидуального стиля здорового поведения; на основании результатов самоанализа способность к коррекции и творческой перестройке своей деятельности; стремление и готовность к личностному и профессиональному совершенствованию.

С. О. Филиппова определяет требования к деятельности педагога в области физического воспитания дошкольников, характеризующие его компетентность [12]:

- знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты);

- проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой в дошкольном учреждении;

- знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

- организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста;

- при проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на методических материалах;

- формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

- использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников;

- контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления;

- обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

- оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

- планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями, бодрящая гимнастика);

- планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т. п.);

- создает условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей;

- организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке;

- информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Профессиональная компетентность рассматривается нами как система компетенций. А. А. Вербицкий определяет компетенцию как содержательно-профессиональную характеристику потенциальной активности специалиста, определенную диспозицию субъекта труда, его стремление и готовность к продуктивной деятельности [9]. На наш взгляд, содержание профессиональной компетентности педагога в сфере здоровьесбережения дошкольников могли бы составить следующие компетенции:

- гностическая: знания и представления педагога об особенностях своей физкультурной деятельности, специфике физического и двигательного развития дошкольников; использование данных знаний в организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении;

- коммуникативная: построение педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в ходе здоровьесберегающей деятельности, эмпатийность, гибкость;

- организационная: включение детей в активную двигательную деятельность, организация разных видов двигательной деятельности детей, самоорганизация своей двигательной деятельности и поведения; умение правильно организовать свое время; владение современными здоровьесберегающими технологиями;

- дидактическая: умение обучать детей двигательным навыкам, способность объяснять последовательность выполнения двигательных действий, «владеть словом лучше, чем учитель словесности» (П. Ф. Лесгафт), умение демонстрировать показ (образец выполнения движения); способность использовать различные методы и приемы обучения в зависимости от возраста и решаемых задач; креативность;

- информационная: умение добывать необходимую информацию, критически ее оценивать; самостоятельность; владение навыками письменной и устной коммуникации; компьютерная грамотность; умение педагогически грамотно интерпретировать результаты мониторинга физического развития дошкольников, экспериментальных исследований; способность презентовать результаты своей здоровьесберегающей деятельности;

- проектировочная: способность видеть перспективы своей деятельности; целеполага-ние; определение стратегии здоровьесберегающей деятельности, четкое ее планирование; ответственность; мобильность;

- конструктивная: умение определять тактику своей деятельности в сфере здоровьес-бережения дошкольников; способность определять цели, задачи, содержание, методы конкретных форм здоровьесберегающей деятельности сообразно возрасту и уровню физического развития детей;

- диагностическая: умение диагностировать уровень физического и двигательного развития дошкольников; способность объективно анализировать полученные результаты; умение диагностировать собственное состояние здоровья, оценивать эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий; владение диагностическими методами и методиками; рефлексивность.

Осуществляя профессиональную подготовку будущих педагогов дошкольного образования (бакалавров педагогики), мы с особым вниманием относимся к проблеме формирования их профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Учебная деятельность (учебный процесс). В ходе профессиональной подготовки студенты осваивают учебную дисциплину «Теории и технологии физического развития дошкольника». Данная дисциплина изучается студентами ТГПУ, обучающимися по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки: дошкольное образование и дополнительное образование), в третьем и четвертом семестрах. В процессе изучения данной дисциплины студенты овладевают названными выше компетенциями, у них формируются основные компоненты здоровьесберегающей компетентности.

На лекционных занятиях будущие педагоги познают особенности и закономерности физического и двигательного развития детей, специфику формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, знакомятся со здоровьесберегающими технологиями, основными формами организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении и семье. Актуальность данных тем студенты раскрывают на семинарских занятиях в докладах, рефератах, презентациях, практико-ориентированных проектах и т. п.

На практических занятиях будущие педагоги овладевают компетенциями в организации различных форм физического воспитания детей (утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных развлечений и др.). Студенты овладевают технологией составления конспектов занятий, игр, физкультурных развлечений, разрабатывают собственные варианты проведения различных видов двигательной деятельности детей и осуществляют их презентацию в студенческой аудитории. К зачету (Ш семестр) и экзамену (IV семестр) студенты готовят методическую папку, в которую включаются разные методические и дидактические материалы: конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики; сценарии физкультурных развлечений; комплексы общеразвивающих упражнений; картотека подвижных игр; аннотации статей по проблемам здоровьесбережения дошкольников; материалы для работы с родителями и др.

Процесс обучения строится на личностноориентированных принципах: самоактуализации, индивидуальности, партнерства, доверия и поддержки, творчества. На учебных занятиях используются диалог, игровые и рефлексивные методы, способы педагогической поддержки.

Необходимым компонентом является создание для будущих педагогов ситуации успеха, индивидуального и коллективного выбора. Используются операционные игры (техника выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений; методика проведения подвижных игр; составление модели двигательного режима дошкольников; педагогическое просвещение родителей и т. д.), ролевые игры (педагогические советы в ДОУ, родительские собрания, конференции на тему здоровьесбережения дошкольников и т. д.).

Использование различных организационных форм (работа в парах, творческих микрогруппах, индивидуально) способствует успешному усвоению курса, так как позволяет развивать все необходимые компетенции. Взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется как субъект-субъектное, адресное общение. Создание ситуации успеха, психологического комфорта на занятиях, рабочей атмосферы, диалога способствует овладению основами физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении, развитию профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников.

2. Научно-исследовательская деятельность. Вопросы здоровьесбережения находят отражение в содержании курсовых и квалификационных работ. Тематика работ связана с сохранением и поддержанием здоровья детей, апробацией здоровьесберегающих технологий и разработкой авторских методик. Результатами деятельности студентов являются интересные и практически значимые методические разработки и материалы: циклы занятий познавательного характера, досуги и развлечения, способствующие воспитанию у детей основ здорового образа жизни; семинары-практикумы и тренинги для родителей, действующие семейные клубы; картотеки подвижных игр и упражнений, систематизированные для решения конкретных задач (развития физических качеств, формирования основных движений, двигательного творчества и т. д.); модифицированные и авторские программы по физическому воспитанию детей.

Ежегодно в ТГПУ проводится научная конференция «Всероссийский фестиваль науки студентов, аспирантов и молодых ученых „Наука и образование"», ставшая традиционной. В рамках конференции студенты представляют научные доклады, основанные на практических и экспериментальных исследованиях. По результатам конференции издается сборник трудов молодых ученых. На наш взгляд, для студентов, опубликовавших свои работы в сборнике, это ценно с позиции самопрезентации и самоутверждения, а для других - это определенный мотивационный фактор для участия в таких мероприятиях.

3. Педагогическая практика. Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду занимает значительное место в воспитательно-образовательном процессе, студенты фактически с первого дня практики включаются в нее. Полученные знания, сформированные компетенции в период освоения учебной дисциплины, обмена опытом с практикующими педагогами студенты применяют и закрепляют в период педагогической практики. В ходе прохождения практики студентам необходимо показать качественное овладение компетенциями, умение взаимодействовать и организовывать совместную работу со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Студенты выступают с сообщениями на родительских собраниях, проводят индивидуальные беседы с родителями, педагогами, воспитанниками. Основными темами таких бесед, консультаций являются специфика физического развития детей дошкольного возраста, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей и родителей, особенности применения здоровьесберега-ющих технологий.

Студенты анализируют физкультурно-оздоровительную деятельность в дошкольном учреждении, определяют наиболее эффективные формы и методы формирования у дошкольников культуры здоровья, рефлексируют и оценивают свою деятельность по здоро-вьесбережению детей, формулируют рекомендации по улучшению качества и эффективности здоровьесберегающей деятельности в детском саду.

4. Общевузовские и факультетские мероприятия оздоровительного и спортивного характера. Традиционно в нашем педагогическом университете проводятся фестиваль спорта и творчества «Стартус», спартакиады, спортивные соревнования, акции и конкурсы (на-

пример конкурс стенгазет, посвященных Всемирному дню отказа от курения - 15 ноября) и др. Активное привлечение будущих педагогов к такого рода мероприятиям, а также публичное чествование и поощрение студентов-победителей и призеров (на ежегодном итоговом мероприятии педагогического факультета «Зеркальный пеликан») повышают интерес и мотивацию студентов к здоровому образу жизни, актуализируют потребность в организации эффективной здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных целей осуществления воспитательно-образовательного процесса современного дошкольного учреждения. Немаловажная роль в достижении данной цели отводится подготовке высококвалифицированных педагогов, формированию у них профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения дошкольников.

Список литературы

1. Романова С. П., Савчук А. Н., Чалая Е. М. Физкультурно-оздоровительное воспитание дошкольников в условиях образовательной интеграции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4. С. 151-157.

2. Севернюк Н. В. Подготовка учителей к здоровьесберегающей деятельности в учебно-воспитательном процессе // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 54-57.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) // Дошкольное воспитание. 2013. № 9. С. 8-22.

4. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы ДОУ: учебно-метод. пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. СПб., 2009.

5. Анохина И. А. Условия обеспечения социально-эмоционального благополучия детей в ДОУ // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 6. С. 3-11.

6. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф., Строкова Г. А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 352 с.

7. Верхорубова О. В., Подлесская О. С. Проблема формирования культуры здоровья у студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4. С. 148-150.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО (педагогическое образование). URL: www.osu.ru/ docs/bachelor/fgos/050100b.doc

9. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011. 288 с.

10. Волошина Л. Технологии подготовки специалистов дошкольного образования к физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2010. № 2. С. 106-114.

11. Яркина Т. Н. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к формированию основ здорового образа жизни у детей // Детский сад: теория и практика. 2011. № 10. С. 106-112.

12. Филиппова С. О. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры. О профессиональной компетентности педагога // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 12-19.

Яркина Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: tabrosko2008@mail.ru

Материал поступил в редакцию 24.12.2013.

T. N. Yarkina

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE SPHERE OF HEALTH

SAVING OF PRESCHOOLERS

The article reveals the structure of the professional competence of teachers in the field of health saving of preschoolers, characterized by professional competencies that comprise its content. It also describes the main directions of development of professional competence in health saving of children of future teachers of preschool education in educational process of pedagogical university.

Key words: professional competence, health preservation, health-saving activities, components of professional competence, competence in the field of health savings preschoolers.

References

1. Romanova S. P., Savchuk A. N., Chalaya E. M. The physical health-improving education for preschool children in the context of of educational integration . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4, pp. 151-157 (in Russian).

2. Severnyuk N. V. Training teachers for health saving activity in educational process. Teacher education and science, 2012, no. 8, pp. 54-57 (in Russian).

3. Federal state educational standard of preschool education (project). Pre-school education, 2013, no. 9, pp. 8-22 (in Russian).

4. Health springlet: technology of health saving maintenance in the experience of work of Preschool educational establishment: Manual / Ed bi V. A. Derkunskoy. St. Petersburg, 2009 (in Russian).

5. Anokhin I. A. Terms of socio-emotional well-being of children in preschool. Primary School plus before and after, 2013, no. 6, pp. 3-11 (in Russian).

6. Zagvyazinsky V. I., Zakirova A. F., Strokova G. A. Pedagogical dictionary. Moscow, Akademia Publ., 2008. 352 p. (in Russian).

7. Verkhorubova O. V., Podlesskaya O. S. The problem of forming of students' culture of health. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4, pp. 148-150 (in Russian).

8. Federal State Educational Standard HPE (teacher education). URL: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc (in Russian).

9. Verbitsky A. A., Ilyazova M. D. Invariants professionalism: problems of formation. Moscow, Logos Publ., 2011. 288 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Voloshina L. Technologies of training of preschool education specialists for sports and recreational activities. Pre-school education, 2010, no. 2, pp. 106-114 (in Russian).

11. Yarkina T. N. Preparing future teachers of preschool education to form the foundations of a healthy lifestyle in children. Kindergarten: Theory and Practice, 2011, no. 10, pp. 106-112 (in Russian).

12. Filippova S. O. Preschool: standardization of educational activities in the field of physical culture. On the professional competence of the teacher. Pre-school education, 2010, no. 7, pp. 12-19 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: tabrosko2008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.