Научная статья на тему 'Развитие профессионально значимых качеств студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»'

Развитие профессионально значимых качеств студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СЕРВИСА И ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Наталия Ивановна

На основе результатов исследований профессионально важных качеств в сфере обслуживания и туризма автор поднимает вопрос о необходимости разработки и внедрения в практику обучения технологий профессиональной социализации студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально значимых качеств студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм»»

читателям - записывать информацию на носители.

Некоторые библиотеки, в том числе Российская Государственная и Российская Национальная, выступили с инициативой оцифровки собственных фондов, которые за счет поступления бесплатного обязательного экземпляра в совокупности должны включать всю печатную продукцию России. Это стремление сохранить научный и культурный потенциал страны легитимировано законом «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «"О библиотечном деле"» от 27 октября 2008 года. Однако подобная работа невозможна без оформления соответствующих договоров с правообладателями. По данным РГБ, их может насчитываться до 100 тысяч в год. Огромное количество требуемых документов побудило библиотеки ходатайствовать об изменениях в законодательстве, что позволило бы вести оцифровку изданий более чем двухлетней давности без заключения предварительных соглашений [8].

В 2008 году Совет Безопасности Российской Федерации принял Стратегию развития информационного общества в России, исполнение которой рассчитано на период до 2015 года. В данном документе упоминаются и библиотеки: говорится о необходимости «развития системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий», доля их фондов, переведенных в электронную форму, должна быть «не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%» [9]. Оцифровка всех изданий позволит развить взаимодействие библиотек в области МБА, ДД и ЭДД, так как позволит оперативно найти информацию о любом документе, сделать его копию и затем отправить читателю.

Таким образом, службы МБА и ДД в классическом виде претерпят серьезные изменения, как и вся библиотечная деятельность: библиотека, бывшая ранее «собранием книг», превращается,

в том числе, и в информационно-коммуникативный центр [10]. С данной точки зрения наиболее востребованным будет ЭДД, а МБА и ДД будут актуальны прежде всего благодаря отработанности нормативно-правовой базы и разному уровню технической оснащенности пользователей (коллективных и индивидуальных).

Литература

1. Карташов Н. С. Формирование библиотеч-но-территориальных комплексов. Новосибирск, 1978.С. 144.

2. Цукерблат Д. М. Информационные технологии и межбиблиотечный абонемент // Библиотековедение 2001. № 4. С. 53-54.

3. Глухов В. А., Лаврик О. Л. Интерактивный учебник по электронной доставке документов. URL: http://www.spsl.nsc.ru/lisa/experience.htm

4. Библиотечная система «Руслан». URL: http:// abis.ruslan.ru/ruslan

5. Баранов В. Л. Открытость библиотечных систем URL: http://vivaldi.gpntb.ru/ntb/2004/1/ ntb_1_16_2004.pdf/details

6. Ерохина Н. О. Обслуживание удаленных пользователей России к началу XXI века: от традиционного абонемента к автоматизированной доставке документов // Библиотечное дело - XXI век. 2005.№ 2. С. 108-120.

7. Гражданский кодекс РФ от 18. 12. 2006 № 230-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/popular/ gkrf4/

8. Степанов В. К. Вправе или не в праве: библиотеки, оцифровка и авторское право. М., 2010.

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. URL: http://www. rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html

10. Соколов А. В. Миссия и мутации библиотек: раздумья интеллигента-книжника // Библиотечное дело. 2009. № 14. С. 2-11.

d. a. morozov. cooperation of libraries in service of users: normative legal and technological aspects

The author considers the current state and history of development of the normative legal base and implementation of modern information technologies in the service of users on the basis of libraries' cooperation. Key words: library, interlibrary loan, electronic document delivery.

Н. И. БОБЫЛЕВА

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

На основе результатов исследований профессионально важных качеств в сфере обслуживания и туризма автор поднимает вопрос о необходимости разработки и внедрения в практику обучения технологий профессиональной социализации студентов.

Ключевые слова: сфера сервиса и туризма, профессиональные качества, педагогические технологии.

В настоящий момент индустрия гостеприимства как отрасль экономики активно развивается, туризм и гостиничный бизнес обладают достаточно высокой рентабельностью, появляется все больше дорогих отелей высокого класса, ресто-

ранов и турфирм. Однако количественный рост далеко не всегда сопровождается повышением качества обслуживания, и уровень российского сервиса далек от мировых стандартов. В условиях свободного рынка потребитель самостоятельнее в

№ 2 (45), 2012

"Культурная жизнь Юга России" ^

выборе товаров и услуг: конкуренция стала главной движущей силой модернизации отечественной экономики, в том числе и такой специфической отрасли, как рекреационно-туристская [1].

В соответствии с меняющимися требованиями клиентов должно трансформироваться представление и о специалисте, работающем в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Однако на настоящий момент развитию клиент-ориентированного подхода препятствуют низкий уровень мотивации студентов, неуспешная интернализа-ция профессиональной роли [2].

Сложившаяся ситуация потребовала углубленного анализа общекультурных и профессиональных качеств обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Наряду с базовыми профессиональными знаниями и навыками, готовностью постоянно повышать квалификацию, творческим подходом к решению поставленных задач, на первый план выходят следующие значимые качества личности:

- профессиональная мотивация, четкое представление о поставленных целях и задачах, желание добиться успеха (и как следствие - активность, инициативность, настойчивость);

- предприимчивость, умение анализировать ситуацию и предвидеть ее динамику;

- органичное сочетание морально-нравственных качеств (социальная ответственность, эмпа-тия, заинтересованность во благе других);

- способность выбрать адекватную линию поведения;

- развитые коммуникативно-перцептивные навыки (умение общаться, нравиться, убеждать) [3].

Проводившийся нами в течение трех лет мониторинг среди студентов 2-3-го курсов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (59 чел.) Сочинского государственного университета (филиал в г. Ейск) выявил неудовлетворительный уровень профессиональной мотивации и развития морально-нравственных качеств, коммуникативных навыков.

В опросе использовались тест В. Э. Мильмана (на преобладание производительной или потребительской мотивации), опросник А. И. Крупнова (диагно-

стика организованности и общительности личности), методика М. Рокича (ценностные ориентации).

На основании полученных данных (см. табл.) можно констатировать: число студентов, у которых профессиональные качества выражены в требуемой степени, явно недостаточно [4]. Низкий уровень производительной мотивации, безусловно, влияет на эффективность усвоения профессиональных знаний умений и навыков. Личностно значимая направленность социализации преобладает над общественно ориентированной. Требует коррекции формирование базовых ценностей при выборе способа действий.

Высшая профессиональная школа обязана восполнить дефицит квалифицированных профессиональных кадров. Поскольку студенческий период является сензитивным для развития социогенных потенций человека [5], это возможно путем внедрения инновационной педтехнологии профессиональной социализации студентов, включающей:

- интернализацию ценностно-нормативного и социально-ответственного поведения специалиста в профессиональном поле;

- использование активных методов обучения (проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, тренинги);

- развитие ценностно-мотивационной сферы студентов на основе формирования убеждений;

- приближение к конгруэнтности уровней Компетентность специалиста / Требования современного турбизнеса с помощью традиционных методов обучения.

Исследование, выявляющее состав профессионально важных качеств специалиста отрасли «Сервис и туризм», подтверждает необходимость реализации предлагаемой нами технологии. Она позволит передать знания о современных приемах и методах обеспечения качества обслуживания клиентов; сформировать необходимые умения (повысит конкурентоспособность и мобильность специалиста в условиях стремительных социальных перемен); даст навыки построения эффективной коммуникационной стратегии; выработать этические нормы поведения как один из главных критериев оценки профессионализма.

Уровни развития профессиональных качеств

Качества личности студента Уровни развития (%)

Высокий Средний Низкий

Производительная мотивация 14 40 46

Этические ценности 19 29 52

Профессиональная самореализация 21 30 49

Принятие других 21 31 48

Способность к социализации 25 31 44

Литература

1. Орлов С. Человек и его потребности. СПб., 2006. С. 89-97.

2. Барышева А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса). М., 2006. С. 197-204.

3. Солонкина О. В., Рамендик Д. М. Психодиаг-

ностика в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2004. С. 111-114.

4. Луков В. А. Тезаурусная концепция социализации // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. М., 2006. С. 638-649.

5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 189-203.

n. i. bobyleva. development of professionally significant qualities of students of the department «socio-cultural service and tourism»

Basing on the results of the researches of professionally significant qualities in the sphere of service and tourism, the author of the article raises the question about necessity to develop and implement technologies of professional socialization of students in the practice of teaching.

Key words: sphere of service and tourism, professional qualities, pedagogic technologies.

Е. А. ВОЛКОВА

ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧТЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Автор статьи рассматривает причины и характер изменения феномена чтения в контексте социокультурных трансформаций конца XX - начала XXI века.

Ключевые слова: чтение, трансформация, социокультурный подход, исследования чтения.

Чтение как социокультурный и психологический феномен всегда находится в центре интереса многих наук, прежде всего, книговедения, библиотековедения, библиографоведения, социологии, психологии, педагогики, культурологии. История изучения этого уникального явления позволяет говорить о чтении как о стратегии жизни человечества. Накопленный за два прошедших столетия огромный объем публикаций и их библиографических обобщений подтверждает актуальность и неисчерпаемость данной проблемы. Вместе с тем, исследователи утверждают, что целостной картины особенностей чтения и читателя в науке до сих пор нет. Необходимо от рассмотрения отдельных вопросов, качественных характеристик процесса чтения переходить к синтезу накопленного эмпирического материала на новой концептуальной основе с учетом изменений социокультурного характера.

Библиотековеды выделяют этапы российской истории изучения чтения и приоритетную тематику в зависимости от социокультурной ситуации (государственная политика, активность общественности, уровень развития культуры).

В данной статье будет проанализирован период от конца 1980-х годов до начала XXI века, когда резко обозначил себя кризис всех сфер жизнедеятельности российского общества, приведший к социальным, политическим, экономическим, культурным и интеллектуальным преобразованиям, определяемым наукой как системные или социальные трансформации.

В настоящее время формируется теоретико-методологическая база осмысления данных процессов, упорядочивается терминосистема. В. А. Ядов констатирует, что термины «переходное общество», «переходный период» не выражают сути происходящих в стране перемен и наиболее

адекватным следует считать понятие «трансформация» [1]. Т. И. Заславская, представляя трансформационный процесс в России как радикальное и относительно быстрое изменение природы общества, характеризует направления социальной трансформации следующим образом: на поверхности - преобразование социальных институтов, глубже - социально-групповой структуры. Еще более важным критерием направленности трансформационного процесса, показателем того, ведет ли он к модернизации или, напротив, к деградации общества, служит генеральное направление социокультурных сдвигов [2].

Из ныне применяемых при изучении процессов трансформации подходов (цивилизационный, формационный, структурно-функциональный и др.) мы в качестве опоры исследования выбрали социокультурный, разрабатываемый, в частности, Н. И. Лапиным. Ученый рассматривает общество как социокультурную систему. Ее функции, структура, динамика, включая процессы трансформации, предстают как социокультурная трансформация в широком общеисторическом смысле. Социокультурный подход не противостоит иным, а дополняет их, интегрируя три измерения человеческого бытия (тип соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности) как фундаментальные, каждое из которых не сводится к другим и не выводится из них. Но при этом все они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей. Данный подход выясняет сопряжение устойчивого и изменчивого (личности и общества, культуры и социальности).

Для исследования процессов трансформации чтения в постсоветской России мы считаем особенно важными:

- принцип человека активного (homo actives).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.