Научная статья на тему 'Развитие проектного финансирования в России: ограничения и возможности'

Развитие проектного финансирования в России: ограничения и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КЛИМАТ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЫНОК / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капранова Л.Д., Педошенко Т.А.

Проведен анализ развития проектного финансирования в России и в мире. На основе статистических данных выявлены основные тенденции развития рынка проектного финансирования. Определены факторы, препятствующие его развитию в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие проектного финансирования в России: ограничения и возможности»

УДК 336.02

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

Л. Д. КАПРАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента

Е-mail: Kld-home@mail. ru Т. А. ПЕДОШЕНКО, студентка факультета финансов и кредита Е-mail: pedoshenkot@gmail. com Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Проведен анализ развития проектного финансирования в России и в мире. На основе статистических данных выявлены основные тенденции развития рынка проектного финансирования. Определены факторы, препятствующие его развитию в России.

Ключевые слова: инвестиции, климат, проектное финансирование, рынок, Россия.

Современная экономика России характеризуется достаточно высокими темпами развития и поиском источников финансирования крупных проектов в различных сферах деятельности. Возможным способом решения проблемы недостаточности инвестиционных ресурсов является банковское проектное финансирование, которое на мировом финансовом рынке приобрело значительные масштабы.

Что касается развивающихся рынков, то проектное финансирование дает возможность хорошо структурированным и экономически обоснованным проектам быть реализованными, когда организаторы проекта не могут предоставить необходимый объем финансирования и взять на себя все риски, связанные с его воплощением.

В мировой экономической науке до сих пор нет единого мнения о том, как определить проектное финансирование. В целом его можно охарактеризовать как деятельность по перераспределению

капитала при помощи комплекса инвестиционных инструментов, направленных на организацию финансирования экономически обособленного проекта.

Проектное финансирование предполагает, что возврат средств, вложенных в проект, будет осуществляться за счет денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным в рамках проекта. В проектном финансировании привлечение заемного капитала возможно без использования гарантий или с ограниченным их применением. При этом инвесторы принимают на себя значительную долю рисков, связанных со способностью самого проекта генерировать денежные потоки в будущем.

Для проектной компании, специально созданной под конкретный проект, характерна высокая долговая нагрузка. Но именно эта особенность делает проектное финансирование еще более привлекательным: инициатор проекта не принимает долговой нагрузки на себя напрямую, следовательно, может рассчитывать на корпоративное кредитование для финансирования основной деятельности. В то же время у кредитора появляется возможность контролировать проект, так как основной риск несет именно кредитор [1].

Среди показателей, характеризующих развитие проектного финансирования в мире, основным яв-

Инвестиционная политика

40 (82) - 2011

800

700

600

500

400

300

200

100

12

ляется его объем в стоимостном выражении. На рис. 1 представлена диаграмма, отражающая динамику банковского проектного финансирования [2].

Объем проектного финансирования в 2010 г. превысил 350 млрд долл., что свидетельствует о расширении этого рынка в мировой экономике [2].

Степень развития проектного финансирования в России во многом уступает Европе и Америке. Однако наблюдаются тенденции к его постепенному росту.

Наиболее благоприятным для этого рынка в России стал 2007 г., когда было заключено в несколько раз больше сделок, чем годом ранее, — на сумму 2 млрд долл. (рис. 2). Объем кредитов в 2009 г., предоставленных на нужды проектного финансирования, достиг 9 млрд долл. Однако количество проектов уменьшилось в связи с мировым экономическим кризисом.

В первом полугодии 2010 г. наблюдалось повышение активности отечественных банков в этой сфере. Оно было связано с осуществлением крупных инфраструктурных и нефтегазовых проектов (например, «Северный поток»), которые финансируется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). В целом следует отметить, что роль проектного финансирования в России растет, однако в отечественной экономике этому финансовому инструменту пока не удалось занять существенной доли рынка. Значительное негативное влияние на его развитие оказал мировой финансовый кризис.

Динамика объемов мирового проектного финансирования по данным исследования рейтингового агентства Moody's [10] представлена в таблице.

Объемы проектного финансирования увеличивались на протяжении последних десятилетий и особенно в последние годы. В то же время прослеживается некоторое замедление темпов его роста,

300 000

250 000

- 200 000

150 000

- 100 000

- 50 000

2004 2005 2006 2007 2008

I I Количество сделок, ед. (левая шкала)

Объем рынка, млн долл. (правая шкала)

Рис. 1. Динамика количества и объемов сделок на мировом рынке проектного финансирования в 2004—2008 гг.

10 000 -9 000 -8 000 7 000 |-6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 - 1 000 0

2004

2005 2006 2007 2008

| | Количество сделок, ед. (левая шкала)

Объем финансирования, млн долл. (правая шкала)

Рис. 2. Динамика рынка проектного финансирования в России в 2004—2008 гг.

а затем резкое сокращение в период финансового кризиса, особенно в 2009 г. — почти в 2 раза по сравнению с 2008 г.

Основным источником роста проектного кредитования в России является финансирование проектов, связанных с нефтегазовой отраслью и металлургией. Отраслевая структура этого финансового инструмента в России отличается от мировой тем, что отсутствует инфраструктурная направленность. Предпочтение отдается проектам в добывающей сфере. Следует отметить, что в настоящее время проектное финансирование в том виде, в котором оно представлено, не решает одной из главных задач — модернизации экономики и развития инфраструктурного потенциала России.

7х"

0

7

Динамика объемов мирового проектного финансирования по оценке рейтингового агентства Moody's [10]

Год Объем проектного финансирования, млрд долл. Количество проектов Год Объем проектного финансирования, млрд долл. Количество проектов

1983 3,7 28 1997 67,4 281

1984 2,2 23 1998 56,7 239

1985 1,3 10 1999 72,4 239

1986 2,5 11 2000 110,9 450

1987 11 16 2001 108,5 314

1988 1,1 8 2002 62,2 298

1989 0,6 5 2003 69,6 323

1990 8,6 23 2004 117,8 471

1991 8,5 31 2005 136,3 512

1992 15,4 70 2006 183,8 552

1993 26,2 118 2007 228,3 644

1994 29 118 2008 251,2 714

1995 23,3 156 2009 139,7 472

1996 42,8 192 2010 354,6

Всего... 1 781 6 318

В российской практике этот механизм использовался для реализации ряда проектов:

- проект «Сахалин-2», реализуемый ОАО «Газпром» совместно с компаниями «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси». Сделка по привлечению проектных кредитов на принципах проектного финансирования в размере 5,3 млрд долл. была закрыта в июне 2008 г. (в 2009 г. общая сумма кредитов была увеличена до 6,7 млрд долл.). Полученные средства были направлены на финансирование заключительной стадии строительства, испытаний и ввода в эксплуатацию инфраструктуры проекта «Сахалин-2»;

- проект «Северный поток», реализуемый ОАО «Газпром» совместно с немецкими компаниями «Винтерсхалл», «Э. ОН Рургаз АГ» и голландской компанией «Газюни». Привлеченное внешнее финансирование в размере 3,9 млрд евро позволило начать строительные работы в апреле 2010 г. для осуществления первых поставок газа в 2011 г. (6 сентября 2011 г. запущена первая нитка газопровода);

- проект «Голубой поток», реализуемый ОАО «Газпром» совместно с итальянской нефтегазовой компанией «ЭНИ». Для реализации проекта было привлечено порядка 3,2 млрд долл.;

- проект «Северный объезд» — первый участок платной дороги Москва — Минск оценивается в 750 млн долл. Этот инвестиционный проект реализуется также с использованием схем проектного финансирования [8].

Привлекательной сферой является строительство коммерческой недвижимости. Однако в кризисных условиях рынок проектного финансирования в этой отрасли значительно сократился в связи со

снижением спроса. Так, в 2009 г. в строительстве оно сократилось на 25 % в реальном исчислении, а валовое накопление основного капитала упало почти на 10 % [9].

Несмотря на то, что применение схемы проектного финансирования может стать одним из

0 сновных инструментов организации го сударс-твенно-частного партнерства, до сих пор не выработаны меры по развитию этого инструмента как с правовой, так и с инвестиционной точек зрения. Несомненно, проектное финансирование может оказать положительное влияние на реализацию приоритетных программ социально-экономического развития. Заинтересованность государства положительно скажется на его развитии коммерческими банками, так как именно при взаимодействии частного и государственного капитала повышается эффективность всего инвестиционного процесса в рамках проектного финансирования.

В последние годы в России развивается механизм государственно-частного партнерства, под которым понимается организованная совокупность структурных элементов, с помощью которых осуществляется взаимодействие представителей государства и частного бизнеса по управлению и финансированию инвестиционных проектов. ГЧП является эффективным видом проектного финансирования, поскольку позволяет объединять экономические и административные ресурсы для реализации проекта. Примером такой крупной сделки может служить финансирование реконструкции аэропорта Пулково. Стоимость проекта составляет

1 млрд евро. Кредитором (инвестором) выступает

Инвестиционная политика

40 (82) - 2011

консорциум «Воздушные ворота северной столицы» (ВТБ и германская компания «Фрапорт АГ») [3].

Одним из успешных примеров ГЧП на российском рынке проектного финансирования является деятельность Внешэкономбанка. Эта государственная корпорация оказывает финансовую поддержку приоритетным инвестиционным проектам с высоким уровнем риска и длительными сроками окупаемости [5]. Объем портфеля проектного финансирования Внешэкономбанка по состоянию на 01.01.2009 составил 45,3 млрд руб., при этом было реализовано 19 проектов [6].

Важнейшей задачей для коммерческих банков России является поиск ресурсов, которые могли бы быть направлены на нужды проектного финансирования. Проблема состоит в том, что в условиях недостаточно развитой ресурсной базы отечественной банковской системы найти значительные объемы средств для долгосрочного кредитования практически невозможно.

По мнению экспертов Ассоциации региональных банков России [4], среди ограничений проектного финансирования чрезвычайно важной проблемой является неурегулированность отношений в сфере синдицированного кредитования в случае, когда несколько кредиторов на определенных условиях предоставляют проектной компании право заключать долгосрочное кредитное соглашение.

В российском банковском праве отсутствуют стандарты синдицированного кредитования. Принятие нормативно-правовых актов, которые регулировали бы ответственность, права и обязанности участников проектного финансирования, в условиях низкого уровня капитализации банковской системы позволило бы использовать ресурсы российских кредитных организаций для реализации масштабных проектов федерального уровня.

Решением проблемы недостатка финансовых ресурсов для проектного финансирования у российских банков могло бы стать создание банками специальных внутренних фондов для реализации рисковых проектов. Высокие риски связаны с ограниченным регрессом инициатора проекта и длинными сроками их реализации как в сфере инфраструктуры, так и в нефтегазовой и энергетической отраслях. Эти внутренние фонды можно было бы использовать в качестве источника ресурсов для проектов с повышенными рисками.

Конечно, создание подобных фондов труднореализуемо для средних банков, так как они специали-

зируются, как правило, на кратко- и среднесрочных операциях, в то время как формирование фонда для оказания услуги проектного финансирования носит долгосрочный характер.

На развитие проектного финансирования в российских банках негативное влияние оказывают иностранные банки-конкуренты. Обладая большими ресурсами, они действуют через специально созданную техническую компанию, зарегистрированную в стране банка и являющуюся посредником при осуществлении финансирования. В таких условиях российским банкам целесообразно идти на снижение стоимости проектного кредитования и смягчения требований к проектам [2], что в настоящее время осложняется посткризисными условиями.

Недостаточное развитие проектного финансирования в России обусловлено не только неблагоприятным инвестиционным климатом и макроэкономической нестабильностью, но и отсутствием общепринятых стандартов. Отсутствует законодательная база проектного финансирования, поэтому для его развития необходимо соответствующее изменение нормативно-правовой базы.

Минэкономразвития России подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации (в части развития проектного финансирования)». Этот законопроект предполагает внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Законопроектом предусмотрено:

- обособление имущества проекта с помощью проектной компании (специализированной коммерческой организации), в уставе которой может быть предусмотрен исчерпывающий перечень сделок, которые вправе совершать компания для реализации проекта;

- ограничение возможности введения в отношении проектной компании процедуры банкротства;

- предоставление проектной компании возможности отдавать кредиторам в залог имущество, которое появится в будущем;

- введение института передачи прав и обязанностей по договору;

- использование будущего дохода для погашения обязательств перед кредиторами на стадии строительства и др. [7].

Также предлагается придание особого правого статуса проектной компании («специализированное

хозяйственное общество», СХО) для защиты интересов инвестора. Например, ограничить круг операций, которые может совершать СХО и по которым инвестор и проектная компания должны нести обязательства. Другими словами, если проектная компания совершает рисковые сделки, которые не прописаны в уставе и не утверждены банком и инициатором проекта, обязательства по данным операциям не будут покрываться проектным финансированием. Урегулирование взаимоотношений между проектной компанией, банком и инициатором проекта позволит совершать сделки, соответствующие международным стандартам управления рисками их участников, а также расширить базу инвесторов и облегчить привлечение капитала в проекты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги, стоит отметить, что, несмотря на большое количество факторов, ограничивающих развитие проектного финансирования в России, это направление банковского инвестиционного бизнеса можно считать перспективным. Реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования оказывает существенное влияние на развитие инфраструктуры, энергетики и других сфер деятельности. В числе факторов, тормозящих приток инвестиций в проекты и сдерживающих развитие механизма проектного финансирования, необходимо выделить следующие:

- отсутствие нормативно-правовой базы и стандартов проектного финансирования;

- неразработанность специальных механизмов разграничения ответственности участников проектного финансирования;

- нехватка долгосрочных ресурсов российских коммерческих банков;

- высокая конкуренция со стороны иностранных банков;

- отсутствие опыта и квалифицированных специалистов в этой сфере.

Список литературы

1. Бурнашев Н. Проектное финансирование в странах СНГ: современный статус и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2010. № 6.

2. Давыдова Л. В., Ильин И. В. Анализ тенденций развития проектного финансирования // Финансы и кредит. 2009. № 21.

3. Источники финансирования реконструкции аэропорта Пулково уже определены. URL: http:// asninfo. ru/asn/57/15692.

4. Официальный сайт Ассоциации региональных банков России. URL: http://www. asros. ru.

5. Официальный сайт центра развития государственно-частного партнерства. URL: http:// pppcenter. ru/about/mission.

6. Пилякина В. С. Механизм государственно-частного партнерства в банковском проектном финансировании // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 4.

7. Предлагается создать правовую базу для проектного финансирования. URL: http://www. garant. ru/news/312831.

8. Building modern Russia // Project Finance International. 2010. № 431.

9. Business Monitor International «Russia Infrastructure Report Q3 2010». URL: http://www. reportlinker. com/p0135232/Russia-Infrastructure-Report-Q3.html#ixzz1GbewzqR.

10. Default and Recovery Rates for Project Finance Bank Loans, 1983—2008 URL: http://www. moodys. com/researchdocumentcontentpage. aspx?docid=PBC_ 123903.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.