Научная статья на тему 'Развитие проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: онтогенетический и исторический аспекты'

Развитие проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: онтогенетический и исторический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Александровна

Развитие проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: онтогенетический и исторический аспекты 58 В статье раскрыты онтогенетические основы проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна, этапы её становления и социально-исторические предпосылки, характерные для каждого из выявленных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: онтогенетический и исторический аспекты»

контроля знаний и организации оценивания всего процесса обучения с учётом инноваций в сфере информационных технологий и их адаптации к системе дистанционного обучения.

Библиографический список

1. Заславская, О. Ю. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. [Текст] / О. Ю. Заславская, М. А. Сергеева. - ЦГЛ. М., 2006.

2. http://edu.mieen.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=68722. [сайт]: URL: (дата обращения 20.07.2010).

3. http://edu.mieen.ru/moodle/mod/assigniTient/view.php?id=610 [сайт]: URL: (дата обращения 20.07.2010).

4. [сайт]: URL: http://edu.mieen.ru/moodle/mod/lesson/view.php7id--1259 (дата обращения 29.06.2010).

УДК 378.147

Курносова Светлана Александровна

Кандидат педагогических паук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, ksaQ308@mail.ru, Челябинск

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Kurnosova Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Pedagogics, senior Lecturer, the doctorate of pedagogical chair and subject methods of Chelyabinsk state pedagogical university, ksa0308@mail.ru, Chelyabinsk

DEVELOPMENT OF PROBLEMS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' PREPARATION TO PEDAGOGICAL DESIGN PROJECTING: FROM ONTOGENETICAL AND HISTORICAL

THE ASPECT

Исследуя проблему подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна в историческом аспекте, рассмотрим основные стадии ее развития, определяя сложившиеся на каждой из них социально-исторические предпосылки - объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию научных представлений о проектировании педагогических объектов, составляющих информационно-образовательное пространство, их связей с наукой, культурой, производством и социальными институтами в историческом контексте. Онтологически проблема подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна непосредственно связана с рядом социальных феноменов, достаточно

широко освещенных в различных отраслях науки, в том числе и педагогике: 1) переходом к информационному обществу; 2) информатизацией образования; 3) актуализацией парадигмы непрерывного образования.

Ведущим фактором, генерировавшим проблему подготовки квалифицированных специалистов к проектированию педагогического дизайна является переход к информационному обществу. Концепция информационного общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом, Дж. Гелбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др. Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как «системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации».

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;

- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура процесса информатизации общества

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

- технократический, когда информация считается средством повышения производительности труда и её использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информация рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы. Информатизацию общества в принципе следует трактовать как развитие, качественное совершенствование, поэтапное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы информатизации общества

Этап Характеристика

1950-1970-е гг. 1)возникновение информологии; 2)наращивание темпов внедрения компьютеров и телекоммуникаций во все сферы жизнедеятельности общества; 3)признание приоритетного характера информационного сектора.

1980-1990-е гг. 1) генезис проблемы формирования информационной культуры личности; 2) признание необходимости владения специалистом навыком аналитической переработки информации, в том числе и для создания образовательных ресурсов.

2000-е г - наст, время 1) приоритетность информатизации образования как условия формирования информационной культуры личности; 2) объявление роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. Материальной и технологической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Характерными чертами информационного общества являются: решение проблемы информационного кризиса (разрешение противоречия между информационной лавиной и информационным голодом); обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития является информационная экономика; в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека; с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

По мнению А. И. Ракитова общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Переход к информационному обществу предполагает целенаправленное, контролируемое формирование информационной культуры. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления, следует уделять внимание компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Под информатизацией образования в современной педагогике понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс (для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества и повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий), в управление системой образования (для повышения эффективности и качества процессами управления) и в методическую и научно-педагогическую деятельность (для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий).

Процесс информатизации образования предполагает:

- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;

- повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;

- разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;

- достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;

- интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;

- подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;

-- повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;

- преодоление кризисных явлений в системе образования. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации. Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (таблица 2).

Таблица 2 - Этапы информатизации образования

Этап Характеристика

1950-1970-е гг. Электронизация образовательного процесса (широкое внедрение электронных средств и вычислительной техники в процесс обучения в общем и профессиональном образовании)

1980-1990-е гг. Компьютеризация образовательного процесса (компьютерная техника выступает в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности).

2000-е г - наст, время Интерактивация образовательного процесса (создание информационно-образовательных пространств, виртуальных сред, обеспечивающих интерактивное взаимодействие с объектами обучения (моделями, программами, образовательными ресурсами)).

Первый период информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ. Подобный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение некоторыми языками программирования, освоение умений работы на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Относительно малая производительность компьютеров того времени, отсутствие удобных в работе, интуитивно понятных для обычного пользователя (не программиста) и имеющих дружественный интерфейс программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй период информатизации образования (компьютеризация) (середина 80-х годов - 90-е гг XX в.) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интер-

фейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - «заместителями» реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т. п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом. Диалоговый способ общения человека с ЭВМ открыл совершенно новые возможности как в различных сферах человеческой деятельности, так и в сфере образования. На этом этапе информатизации образования начали реализовываться такие задачи, информатизации, как улучшение качества обучения и повышение эффективности учебного процесса, разработка программно-методического обеспечения учебного процесса. Появление персональных компьютеров, относительно недорогих и достаточно надежных в работе, способствовало повышению темпов компьютеризации деятельности человека, в том числе и образования.

Третий, современный, период информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий. В современном информационном обществе информатизация образования является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Проблема информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой XXI в. в силу следующих причин: 1) стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей; 2) функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их

стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования; 3) дальнейшее стремительное развитие информацион-но-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Ещё одним социальным феноменом, оказывающим влияние на становление проблемы подготовки студентов к проектированию педагогического дизайна, является непрерывное образование - философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики. В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базовою образования -приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education), «пожизненное образование» (life-long education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education), «дальнейшее образование» (further education), «образование взрослых» (adult education) и др. К понятию непрерывное образование. тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recurrent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой. На XIX-й Генеральной конференции было выдвинуто развёрнутое понимание непрерывного образования:. не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения, оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества.

Одновременно непрерывное образование выступает и как средство связи и интеграции элементов существующей системы образования, и как «осно-

вополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев образования».

В качестве ведущих принципов непрерывного образования выделяются: гуманистический характер, демократизм (равенство доступа), всеобщность (включенность всего населения в различные структуры и уровни образования), интеграция (формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа), гибкость (учебных планов и программ, альтернативность способов организации учебного процесса, вариативность стратегий обучения), релевантность (связь с жизнью индивида, профессиональной и социальной деятельностью).

Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производств деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере. В рамках построения эффективной системы непрерывного образования в России инициирована разработка Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, представляющей собой общую основу системы стандартизации профессиональной деятельности и образования. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам европейских стран: преемственность и непрерывность развития уровней квалификации от низшего к высшему; прозрачность описания уровней квалификации для всех пользователей (органы управления образованием, работодатели, работники и обучающиеся); соответствие иерархии уровней квалификации структуре национальной системы образования Российской Федерации; структурная и содержательная сопоставимость Национальной рамки квалификаций Российской Федерации с Европейской рамкой квалификаций.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации представляет собой таблицу характеристик квалификационных уровней (дескрипторов). Таблица содержит девять квалификационных уровней, что отражает реалии отечественного рынка труда и соответствует уровням образования, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании». Описание квалификационных уровней в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации строится на основе трех обобщённых показателей деятельности: широты полномочий и ответственности; сложности деятельности; наукоемкости деятельности. В контексте нашего исследования важным является пристальное изучение дескриптора «наукоемкость деятельности» - показателя, определяющий требования к знаниям, и зависящий от следующих особенностей профессиональной деятельности: объёма и сложности используемой информации; инновационно сти знаний; степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний). Дан-

ный показатель является комплексным. Степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) может быть связана с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех. Рассмотрим требования, предъявляемые к будущим специалистам, получившим квалификацию «бакалавр», «специалист», «магистр» (таблица 3).

Таблица 3 - Фрагмент Национальной рамки квалификаций Российской Федерации

к ж

03

о

22-

>>

Общая компетенция (широта полномочий и ответственность)

Умения (сложность деятельности)

Знания (наукоемкость деятельности)

К ^

со с а.

ЧО

<я В

о.

аз «

<я «

Руководство сотрудниками (группой) с принятием ответственности за результат на конкретном участке технологического процесса или на уровне подразделения. Согласование работ на порученном участке с деятельностью других участков.

Решение проблем технологического или методического характера, относящихся к определенной области знаний, предполагающих выбор и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов технологического процесса.

Деятельность, требующая синтеза специальных (теоретических и практических) знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Сам ост оят ел ъный поиск, анализ и оценка профессиональной информации, её передача в адекватном виде подчинённым.

«Л <Ц

X р

О

м

о (Я

о- о.

- й о. н

у

£ и

сч 2

Руководство деятельностью сотрудников (группы) с принятием ответственности за результат на уровне подразделения или организации.

Определение стратегии деятельности подразделения или организации.

Решение проблем, технологического или методического характера, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных).

Коррекция деятельности подразделения или организации.

Синтез научных знаний (в том числе и инновационных) и опыта в определенной области и/или на стыке областей. Оценка и отбор профессиональной информации; создание на ее основе новой, а также содействие качественному усвоению этой информа-ции подчинёнными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение нормативных, программных документов, концепций и проектов, разработанных и принятых в Российской Федерации в последнее десятилетие, а также ряд социально-объективно факторов, таких как, повсеместное внедрение персонального компьютера, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять,

ставят перед педагогической наукой и образовательной практикой задачу подготовки специалиста, способного полифункционально использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий, проектировать содержание медиаконтента, включая и объекты педагогического дизайна, составляющие важный сегмент конкурентоспособного функционирования субъекта экономической сферы.

Историко-педагогический анализ процессов развития информатизации общества и образовательного пространства, становления непрерывного образования позволил определить основания для периодизации генезиса проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: 1) степень экспансии (заинтересованности и вовлечённости субъектов и общества в целом); 2) степень идентификации понятийно-терминологического поля; 3) степень концептуального обобщения. Проведенное - исследование базируется на социально-философской классификации стадий становления научных концепций, разработанной В. Г. Осиповым. Первая стадия - констатации происходящих изменений и начала исследования некоторых аспектов информатизации общества в качестве социального феномена, - является самой продолжительной, и к её завершению сложились социально-исторические предпосылки, отражающие основные характеристики информационного общества, которые явились объективным фактором возникновения проблем формирования информационной культуры личности. ).(

Вторая стадия - теоретической экспансии и конкретизации, - характеризуется фактом постановки проблемы и попыток ее решения на государственном уровне, что в свою очередь привело к появлению в России первых научных трудов, указывающих на глобальность взаимодействия информационного общества и человека. Именно в этот период государство инициирует разработку и принятие фундаментальных правовых документов, касающихся информатизации всех сфер жизни российского общества, и в первую очередь системы образования.

Третья стадия развития проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна - стадия практического применения, - характеризуется масштабным внедрением непрерывного образования и принципов информатизации в жизнедеятельность социально-экономических субъектов. На крупнейших промышленных предприятиях страны создаются учебные центры, осуществляющие повышение квалификации, краткосрочную узкопрофессиональную и социально-ориентированную подготовку персонала. Роль тьюторов, преподавателей, лекторов, инструкторов и фаси-литаторов в этих центрах выполняют высококвалифицированные специалисты, большинство из которых не имеет специальной подготовки в сфере проектирования объектов информационно-образовательного пространства. Чрезвычайно актуальным становится вопрос о методологическом, теоретическом, методическом и технологическом обеспечении подготовки студентов вуза, будущих высококвалифицированных специалистов во всех сферах

экономики, к проектированию педагогического дизайна.

Итак, резюмируем: к социально-историческим предпосылкам генезиса и развития проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна мы относим: а) социально-экономические (переход к информационному образу жизни; потребность социально-экономической сферы в специалистах, способных проектировать высококачественные объекты информационно-образовательного пространства, отражённая в программных и нормативных документах); б) социально-педагогические (интеллектуализация социальных отношений, рассматриваемая как процесс развития способности порождения различного рода информации, предполагает целенаправленную систематическую подготовку будущих специалистов к созданию и модернизации информационных ресурсов, в том числе и выполняющих образовательную функцию; несоответствие уровня компьютерной грамотности и информационной культуры россиян необходимости обеспечения высоких темпов информатизации, актуализирующей «образование в течение всей жизни); в) социально-технологические (становление нового информационного сознания; необходимость формирования информационной культуры, предполагающей умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи информационные технологии, современные технологические средства и методы; высокая степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий информатизации).

Библиографический список

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество [Текст] / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 354 с.

2. Колии, К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры [Текст] / К. К. Колин // Школьная библиотека. - № 8 -2007.-с. 12-18.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=82134 (Дата обращения - 05.04.2010).

4. Никитина, Е. К). Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение [Текст]: монография Е. Ю. Никитина, А. Л. Тихонова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009. - 234 с.

5. Шлемов. Ю. В. Непрерывное образование в России [Текст]/ Ю. В. Шлемов, И. Д. Мосичева, В. И. Шестак// Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - с. 28-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.