Научная статья на тему 'Развитие приоритетных кластеров в Республике Калмыкия'

Развитие приоритетных кластеров в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Убушаева Байрта Григорьевна, Анжиров Владимир Ильич

Статья посвящена развитию приоритетных кластеров на региональном уровне. Особое внимание уделяется агропромышленному, производственному, образовательному и туристическому кластеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIORITY CLUSTERS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Article is devoted to the development of priority clusters at the regional level. Particular attention is given to agro-industry, manufacturing, education and tourism cluster.

Текст научной работы на тему «Развитие приоритетных кластеров в Республике Калмыкия»

УДК 353.2

РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация. Статья посвящена развитию приоритетных кластеров на региональном уровне. Особое внимание уделяется агропромышленному, производственному, образовательному и туристическому кластеру.

Ключевые слова: кластер, сельское хозяйство, производственная инфраструктура, образование, туризм.

DEVELOPMENT OF PRIORITY CLUSTERS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Abstract. Article is devoted to the development of priority clusters at the regional level. Particular attention is given to agro-industry, manufacturing, education and tourism cluster.

Keywords: Cluster, agriculture, manufacturing infrastructure, education, and tourism.

Как известно, термин «кластер» происходит от английского «cluster» - рой, куст, гроздь, груда, скопление, т.е. объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Кластерный подход в инвестиционном развитии Республики Калмыкии (в отличие от традиционного отраслевого) предполагает формирование региональных кластерных систем, базирующихся на следующих принципах [3]:

- принцип концентрации - функционирование кластера в пределах локальной территории;

- принцип конкуренции - внутри связующих элементов кластера в борьбе за потребителя;

- принцип кооперации - в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на рынке;

- принцип конкурентоспособности - нацеленность всех кластерообразующих элементов на рынке на высокую производительность, основанной на специализации и взаимодополнении участников.

Для оптимального формирования кластеров объединяемые предприятия/отрасли должны обладать такими характеристиками, как [2] :

1. географическая близость предприятий/отраслей;

2. наличие конкурентных и партнерских связей между предприятиями/отраслями;

3. предприятия/отрасли взаимодополняют друг друга.

При этом отраслевые кусты формируют экономику региона, партнёрские преимущества от взаимодействия всех участников - основа конкурентоспособности кластера, а общий потенциал определяет способность создания преимуществ всех участвующих в кластере сторон.

Развитие приоритетных кластеров экономики Республики Калмыкии до 2025 г. должно происходить на основе единой методологии формирования пула проектов в рамках системы синергетического взаимодействия (по соответствующим кластерам) базовых отраслей.

Кластер сельскохозяйственной переработки. Основными кластерами развития сельского хозяйства являются традиционно развитые кластеры (животноводческий, растениеводческий) и развивающийся кластер (кластер сельскохозяйственной переработки: на стыке базовых отраслей сельского хозяйства и промышленности). Обе группы кластеров предполагают системное и целенаправленное взаимодействие базовых и обеспечивающих отраслей, составляющих структуру данного кластера.

Приоритетами государственно-частного инвестирования в АПК являются (таблица 1):

- вложения в базовые сферы сельскохозяйственного производства - племенное дело, селекционную работу, приоритетные научные исследования;

- техническое переоснащение животноводческих отраслей;

© Убушаева Б.Г., Анжиров В.И., 2014

Б.Г. Убушаева В.И. Анжиров

Bayrta Ubushayeva Vladimir Anzhirov

- организация инфраструктуры продовольственного рынка;

- дорожное строительство, восстановление и развитие сельских территорий;

- совершенствование земельного законодательства и оптимизация условий развития земельного рынка в Республике Калмыкии.

Таблица 1

Пул инвестиционных/инфраструктурно-значимых проектов в агропромышленном

комплексе Республики Калмыкии

Инвестиционный/ инфраструктурно-значимый План. Срок Стои-

проект рабочие выхода на мость

места, проект. проек-

ед. мощность та

Проект «Развитие мясного животноводства в Республике Калмыкия» 500 2020 г.

Строительство производственного комплекса с

замкнутым циклом производства мяса бройлеров в Республике Калмыкия (ООО «Калмыцкий бройлер») 257 2017 г. 1564,0 млн. руб

Тепличный комбинат «Феникс» для выращивания

цветочных и овощных культур площадью 30 га в 707,4 млн. руб

Ики-Бурульском районном муниципальном образовании Республики Калмыкия» (ООО «ЗемПромПроект») 750 2020 г.

Мясоперерабатывающий комплекс по откорму, убою и первичной переработке скота. Комплекс по откорму скота. Производственно - торговый логистический комплекс. Комплекс по переработке 246 2014 г. 5,0 млрд .ру б

кожевенного и коллагенсодержащего сырья (ООО «БифАрт»)

Организация тепличного хозяйства по 200,6 млн. руб.

производству томатов и огурцов на базе СпоК «Найн» в Целинном районе Республики Калмыкия (СпоК «Найн») 60 2014 г.

Строительство сети откормочных площадок по 500

голов КРС и цехов по производству консервов на территории Республики Калмыкия (ООО УК «Первая») 106 2014 г. 564,9 млн. руб

Строительство Ики-Бурульского группового 4,01 млрд .ру б

водопровода с подключением к Левокумскому месторождению подземных вод. (ФГУ «Управление Калммелиоводхоз») 500 2014 г.

Откормочный комплекс молодняка крупного 650

рогатого скота на 5 000 голов в Целинном районе (ООО «Мясо Калмыкии») 36 2015 г. млн. руб

Таким образом, возможности наращивания объемов и формирования механизмов инвестирования в АПК определят темпы позитивных преобразований до 2025 г.

Кластер производства стройматериалов и кластер гелио- и ветроэнергетики (энергетический кластер). Объединение организационно-экономического потенциала базовых отраслей промышленности и строительства образует кластер производства стройматериалов и кластер гелио- и ветроэнергетики Республики Калмыкии (таблица 2), также предполагающие системное и целенаправленное взаимодействие базовых и обеспечивающих отраслей, составляющих структуру данного кластера.

Основным приоритетом обоих кластеров является стремление к удовлетворению внутреннего потребительского рынка промышленных товаров продукцией собственного производства, вытеснение продукции соседних регионов и выход на российский рынок [1]. При этом меры государственного воздействия должны включать:

- стимулирование технического перевооружения существующих производств и рост конкуренции в сельскохозяйственном производстве;

- создание благоприятных условий для привлечения частного капитала путем частичного финансирования за счет государственных средств (федеральных, республиканских, муниципальных);

- проведение геологоразведочных работ по изучению запасов минерального сырья на территории республики.

Таблица 2

Пул инвестиционных/инфраструктурно-значимых проектов в производстве стройматериалов и ветроэнергетики Республики Калмыкии

Инвестиционный/ инфраструктурно-значимый проект План. рабочие места, ед. Срок выхода на проект. мощность Стоимость проекта

Кирпичный завод в пос. Малые Дербеты (ООО «Бетонинвест») 60 2013 г. 199,0 млн. руб.

Строительство ветряных электростанций на территории Республики Калмыкия (ООО «Алтэн») 570 2014 г. 11200,12 млн. руб.

Объединение организационно-экономического потенциала возможностей госсектора, бизнес-сообщества, общественных институтов (некоммерческих организаций - НКО) и граждан образует кластер малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкии.

Государственная политика Республики Калмыкии по развитию и формированию кластера малого и среднего предпринимательства до 2025 г. должная включать [4]:

- содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);

- снижение административных барьеров доступа МСП к субъектам естественных монополий;

- развитие отраслевой и технологической диверсификации малого и среднего бизнеса, создание условий для освоения малым бизнесом новых рыночных ниш;

- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и производственным ресурсам, развитие микрофинансирования и системы гарантийного обеспечения коммерческого кредитования;

- содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.

Образовательный кластер. Основными положительными фактами, обеспечивающими функционирование, развитие системы образования и науки в Республике Калмыкии, являются:

- содействие развитию образовательных интересов личности, сохранение и поддержка национальных культур, традиций и особенностей многонациональной Республики Калмыкия;

- совершенствование качественного разнообразия сети образовательных учреждений (различных организационно-правовых форм, типов и видов), укрепление их материально-технической базы;

- обеспечение образовательных учреждений всех видов и типов педагогическими кадрами, организация подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования, совершенствование системы их аттестации;

- расширение опытно-экспериментальной, инновационной деятельности образовательных учреждений как центров модернизации образования, оказание им научно-методической поддержки и приоритетного материально-технического оснащения;

- внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения.

В тоже время, государственная инвестполитика Республики Калмыкии по развитию образовательного кластера должная включать:

- усиление взаимодействия государства, бизнеса и региональной системы образования в целях выработки единого вектора кластеризации образовательного комплекса Калмыкии;

- формирование систем государственного и муниципального заказа на поставку образовательных услуг по приоритетным направлениям инвестиционного развития РК (в отраслевом и кластерном разрезах экономики региона);

- создание в рамках действующей системы образовательных продуктов услуг в сферах бизнес-консалтинга, инжиниринга и бизнес-инжиниринга.

Туристический кластер - представляет собой перспективное и, в настоящее время, недостаточно развитое направление инвестиционного развития Республики Калмыкии [5].

Значимость данного кластера определяется:

- в социально-идеологическом плане - обеспечением духовно-нравственного единства общества, упрочением дружественных связей граждан Калмыкии в развитии межрегионального и международного сотрудничества;

- в социально-экономическом плане - снижением социальной напряженности, поддержанием общественной стабильности, привлечением дополнительных инвестиций в экономику региона, образованием новых рабочих мест.

Государственная политика Республики Калмыкии по развитию туристического кластера должная включать:

- рациональное и комплексное использование имеющихся ресурсов и создание современной туристско-рекреационной индустрии, формирование соответствующих территориальных центров и кластера;

- реконструкция действующих и построение новых объектов туристско-рекреационного комплекса и его инфраструктуры, восстановление и сохранение памятников истории и культуры;

- совершенствование нормативно-правовой базы, создание благоприятной предпринимательской среды, развитие малого и среднего бизнеса в туристско-рекреационном секторе экономики;

- формирование конкурентоспособной рыночной инфраструктуры и цивилизованного рынка туристско-рекреационных услуг;

- принятие правовых, экономических и организационных мер по улучшению инвестиционного климата, и привлечению отечественных и зарубежных инвесторов для создания и развития новой инфраструктуры и внедрения современных технологий в туристско-рекреационной сфере;

- развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, повышение уровня и качества туристско-рекреационных услуг;

- строительство объектов размещения на территории туристско-рекреационных комплексов;

- создание в регионе туристско-рекреационных особых экономических зон.

Таким образом, анализ показал, что развитие кластеров на территории Республике

Калмыкия будет иметь, как экономический, так и социальный эффект.

Библиографический список

1. Зуденкова С.В. Государственное регулирование санаторно-курортного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. - 2011. - №4. - С. 33.

2. Матяш С. А. Инвестиционный анализ. - М.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2012. - С. 33-45.

3. Хмельченко Е.Г., Петрина О.А. Маркетинговые технологии в развии городских территорий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. -№20. - С. 120.

4. Цатхланова Т.Т., Иджилова Д.В. Стратегический анализ кластерного развития региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 124.

5. Эрдниева Э.В., Лиджиева К.Х. Региональные предпосылки развития маркетинга территории // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода» Калмыцкой общественной организации «Вольного экономического общества России». - Элиста: Изд-во «Джангар», 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.