Мусилимова К.С. ©
Профессор кафедры конституционного и международного права, Карагандинский государственный университет имени Е. А.Букетова
РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Аннотация
В данной статье на основе анализа Закона Республики Казахстан «О государственной службе» Концепции новой модели государственной службы анализируются принципы государственной службы, вносятся предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о государственной службе
Ключевые слова: Республика Казахстан, принципы государственной службы, Концепция новой модели государственной службы.
Keywords: Republic of Kazakhstan, the principles of public service, Concept of a new model of public service.
Согласно статье 3 Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:
1) законности;
2) казахстанского патриотизма;
3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;
5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой;
6) добровольности поступления граждан на государственную службу;
7) профессионализма и компетентности государственных служащих;
8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;
9) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов;
10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;
11) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
12) правовой и социальной защищенности государственных служащих;
13) поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности;
14) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий;
15) непрерывности повышения квалификации государственных служащих [1].
21 июля 2011 года Указом Президента РК была утверждена Концепция новой модели государственной службы в Республике Казахстан (далее - Концепция) [2].
Принятый в целях реализации Концепции Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 59-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» значительно усилил принцип меритократии при отборе и продвижении кадров [3]. При классификации государственных
© Мусилимова К.С., 2014 г.
служащих четко прослеживается корпусная вертикаль: политические государственные
служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной государственной службы.
Основная идея, заложенная в Концепции состоит в том, что управленческий корпус «А» будет обеспечивать реализацию политики, формируемую политическими государственными служащими и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением. Примечательно, что назначения на административные должности управленческого корпуса «А» осуществляются исключительно из кадрового резерва. А для обеспечения эффективности его использования предусмотрена правовая норма, предусматривающая обязательность нахождения кандидата в кадровом резерве корпуса «А».
Поправками в Закон РК «О государственной службе предусмотрено повышение эффективности, объективности и прозрачности конкурсного порядка отбора на государственную службу. Таким образом, в аспекте преобразований в системе государственной службы принцип профессионализма и компетентности государственных служащих получил новый импульс.
На наш взгляд в свете Концепции нуждаются в корректировке основные дефиниции Закона такие как, понятие и некоторые принципы государственной службы. Согласно ст.1 п. 10 Закона государственная служба это деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти [1].
В Концепции прямо указывается, что «новая модель государственной службы в первую очередь предполагает модернизацию понятия "государственная служба", которое должно стать синонимом понятия "служение нации (обществу)" и означать ориентацию на население как потребителя государственных услуг» [2]. Другими словами новая модель государственной службы ориентирована на признание важности человеческого фактора и проведение эффективной кадровой работы, что является ключевым фактором ее профессионализации. Поэтому мы считаем, что приоритет «служение обществу», являющийся лейкмотивом всех преобразований в системе государственной службы, непременно должен быть отражен и в понятии «государственная служба».
Другой аспект на который, как нам представляется ,необходимо акцентировать внимание в контексте Концепции - это упор на профессионализм государственной службы. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Казахстан «Стратегия 2050 - новый политический курс состоявшегося государства» определил, что результатом формирования новой модели станет «профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, а также соответствующая актуальным потребностям государственного социально-экономического развития. Предстоит сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого, в соответствии с провозглашенными мной сегодня принципами, служение народу и государству превыше всего» [4, 20]. На основании вышеизложенного мы предлагаем следующее определение понятия «государственная служба»: «Государственная служба в Республике Казахстан - это имеющая целью служение обществу профессиональная деятельность граждан Республики Казахстан государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти».
Среди других направлений модернизации, направленных на профессионализацию государственной службы, несомненно, следует отметить внедрение системы оценки и вытекающего из нее карьерного планирования государственного служащего. В данном ракурсе поправками в Закон РК «О государственной службе» предусмотрено введение ежегодной оценки деятельности административных государственных служащих, а аттестация будет распространяться только на государственных служащих корпуса «Б», деятельность которых по результатам оценки была определена как недостаточно эффективная. С учетом данных нововведений, на наш взгляд, было бы целесообразно, закрепить в системе принципов принцип карьерного планирования государственных служащих
Одним из главных векторов совершенствования законодательства о государственной службе в Республике Казахстан является его антикоррупционная направленность. В Концепции предусмотрено в качестве отдельного специального направления - совершенствование этических норм на государственной службе.
В новой модели государственной службы на основе положительного опыта зарубежных стран будет разработана двухуровневая система управления административной этикой.
При оценке становления и эволюции антикоррупционного законодательства Республики Казахстан нельзя не отметить, что оно включает в себя целый комплекс организационноправовых мер при поступлении, прохождении и прекращении государственной службы, установленных Законами РК «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией».
Все вышеперечисленные меры ни в коей меры нельзя считать избыточными. Скорее наоборот. Их потенциал в ряде случаев можно и усилить. Полезной превентивной мерой является введенная в 2011 году антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Важно предотвратить коррупцию путем совершенствования законодательства о административных процедурах, соблюдения стандартов и качества оказываемых госорганами государственных услуг. Учитывая важность борьбы с коррупцией в системе государственной службы полагаем, что в перечне принципов государственной службы п. 14 статьи 3 Закона целесообразно изложить в следующей редакции: «Государственная служба в Республике Казахстан осуществляется на принципах... личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий, борьбы с коррупцией».
Таким образом, подытоживая изложенное можно с полным основанием утверждать, что процесс становления и развития принципов государственной службы свидетельствует о устойчивой тенденции по формированию профессиональной и эффективной государственной службы Республики Казахстан.
Литература
1. Закон РК от 23 июля 1999 года № 453 "О государственной службе" -// http// adilet.zan.kz/rus
2. Указ Президента РК от 21 июля 2011 года «Об утверждении Концепции новой модели государственной службы в Республике Казахстан» - http// adilet.zan.kz/rus
3. Закон РК от 14 декабря 2012 года № 59-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы»- http// adilet.zan.kz/rus
4. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Казахстан «Стратегия 2050»- новый политический курс состоявшегося государства».- http: //www.akorda.kz - 31 с.
5. Закон РК от 2 июля 1998 года № 453 "О борьбе с коррупцией"- - http// adilet.zan.kz/rus
6. Закон РК от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» № 88-V- - http// adilet.zan.kz/rus