Научная статья на тему 'Развитие приграничных территорий как одно из направлений активизации торгово-экономических отношений между Россией и Монголией'

Развитие приграничных территорий как одно из направлений активизации торгово-экономических отношений между Россией и Монголией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / РОССИЯ / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ИМПОРТ-ЭКСПОРТ / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / MONGOLIA / RUSSIA / TRADE TURNOVER / IMPORT / EXPORT / BORDER TERRITORIES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потаев Виктор Сергеевич, Кравцова Алена Анатольевна, Витульева Татьяна Александровна

В статье изучена нормативно-правовая база развития, освещены вопросы современного взаимодействия России и Монголии, связанного с возобновлением интереса со стороны России к странам Юго-Восточной Азии. Смена вектора стратегического партнерства России на Восток, а также применяемые санкции со стороны западных стран и Америки благоприятно сказываются на развитии взаимоотношений России, в частности с Монголией, которая становится активным участником региональной логистической сети и может стать транспортным коридором между Азией и Европой. Авторами проведен анализ торгового оборота Монголии и России за последние 5 лет. В структуре импорта Монголии Россия занимает второе место после Китая, который является главным торговым партнеров для обеих наших стран. Проведенный анализ выявил резкий дисбаланс в торговоэкономической сфере между Россией и Монголией в пользу Китая. Авторами выявлены проблемы, тормозящие сотрудничество между странами в экономической сфере. Обозначены основные перспективные направления и сферы приграничного сотрудничества, а также даны рекомендации по повышению эффективности дальнейшего развития отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потаев Виктор Сергеевич, Кравцова Алена Анатольевна, Витульева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BORDER AREAS AS ONE OF THE WAYS FOR INTENSIFICATION OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND MONGOLIA

The article deals with regulatory and legal framework for development of interaction between Russia and Mongolia and its current state. The emphasis has been placed on a new stage of bilateral cooperation, associated with the resumption of Russia’s interest to the countries of South-East Asia. The shift of the vector of Russia's strategic partnership to the East, as well as the sanctions applied by Western countries and the USA have a positive impact on development of Russian relations with Mongolia, which is an active participant of the regional logistics network today and can become a transport corridor between Asia and Europe. We have analyzed the trade turnover of Mongolia and Russia over the past five years. The Russian Federation ranks second after China in the import structure of Mongolia. The PRC is the main trading partner for both countries. The analysis has revealed a sharp imbalance in the trade and economic relations of Russia and Mongolia in favor of China, and identified the problems that impede cooperation between the countries in economic sphere. We have outlined the long-term trends for cross-border cooperation, and gave the recommendations on increasing the effectiveness of further development of Mongolian-Russian relations.

Текст научной работы на тему «Развитие приграничных территорий как одно из направлений активизации торгово-экономических отношений между Россией и Монголией»

УДК 332.1

DOI: 10.18101/2304-4446-2018-1-82-94

РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ АКТИВИЗАЦИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И МОНГОЛИЕЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ,

проект «Российско-монгольское приграничье: исследование современного состояния и проблем развития» № 17-22-03003

© Потаев Виктор Сергеевич

доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: potaev_viktor@mail.ru

© Кравцова Алена Анатольевна

старший преподаватель, Улан-Баторский филиал

Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Монголия, 210351, г. Улан-Батор, пр-т Мира, 131 E-mail: alena_kravtsova@mail.ru

© Витульева Татьяна Александровна

преподаватель, Улан-Баторский филиал

Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, аспирант, Бурятский государственный университет Монголия, 210351, г. Улан-Батор, пр-т Мира, 131 E-mail: t-vituleva@mail.ru

В статье изучена нормативно-правовая база развития, освещены вопросы современного взаимодействия России и Монголии, связанного с возобновлением интереса со стороны России к странам Юго-Восточной Азии. Смена вектора стратегического партнерства России на Восток, а также применяемые санкции со стороны западных стран и Америки благоприятно сказываются на развитии взаимоотношений России, в частности с Монголией, которая становится активным участником региональной логистической сети и может стать транспортным коридором между Азией и Европой. Авторами проведен анализ торгового оборота Монголии и России за последние 5 лет. В структуре импорта Монголии Россия занимает второе место после Китая, который является главным торговым партнеров для обеих наших стран. Проведенный анализ выявил резкий дисбаланс в торгово-экономической сфере между Россией и Монголией в пользу Китая. Авторами выявлены проблемы, тормозящие сотрудничество между странами в экономической сфере. Обозначены основные перспективные направления и сферы приграничного сотрудничества, а также даны рекомендации по повышению эффективности дальнейшего развития отношений.

Ключевые слова: Монголия; Россия; торговый оборот; импорт-экспорт; приграничные территории; сотрудничество.

На протяжении многих лет Россия и Монголия поддерживают добрососедские отношения и крепкие дружеские связи. Вопросы сотрудничества стран в различных сферах, в первую очередь в экономической, на сегодня являются весьма актуальными.

С переходом обеих стран к демократическим реформам вектор взаимодействия между нашими странами изменился в сторону партнерских — взаимовыгодных равноправных — отношений. Традиционно концепция внешней политики Монголии отдает приоритет развитию стратегического партнерства прежде всего с соседями — Россией и Китаем — при сохранении ориентации на расширение связей с развитыми странами, получившими совокупное наименование «третий сосед».

В свою очередь, Россия из-за разногласий с Западом и действующими санкциями все больше ориентируется на Восток, поэтому сотрудничество со странами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона приобретает стратегическую важность для ее экономики. Данный вопрос был отмечен в Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 01.12.2016 г., а также на Восточном экономическом форуме, прошедшем 6-7 сентября 2017 г.

В 2016 г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил 85%, при этом доля Европейского союза уменьшилась с 44,8 до 42,8% в пользу стран АТЭС и главным образом Китая — с 28,1 до 30% [1].

Географически, имея общую границу протяженностью 3 485 км, Россия и Монголия имеют большой потенциал устойчивого развития приграничных территорий и торговли с обеих сторон. В настоящее время реализация и дальнейшее обновление двустороннего взаимодействия возможны благодаря комплексу мер, принимаемых на постоянной основе правительствами двух стран на протяжении многих лет. Приграничными регионами с российской стороны являются Бурятия, Тыва, Алтай, Забайкальский край, с монгольской стороны — аймаки Сэлэнгэ, Орхон, Хувсугул, Баян-Улгий, Увс, Завхан, Хэн-тий, Дорнод.

Правовая основа современного сотрудничества, в том числе приграничного сотрудничества, России и Монголии базируется на следующих документах: «Договор о дружеских отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией» (1993), «Соглашение о пограничных пунктах и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу» (1994), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод» (1995), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве» (1995), «Соглашение о сотрудничестве приграничных аймаков Монголии и республик, областей, краев Российской Федерации» (2000), Улан-Баторская декларация (2000), Московская декларация (2006), Декларация о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией (2009), «Соглашение

между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о подготовке несовершеннолетних граждан Монголии в российских образовательных учреждениях с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан» (2010), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства» (2012), «Среднесрочная программа развития стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией» (2016) [2].

Одним из шагов к укреплению региональных связей соседних стран стало вступление в силу в ноябре 2014 г. российско-монгольского соглашения об упрощении визового режима. С этого момента между странами значительно увеличилось количество взаимных поездок, при этом подавляющее большинство приходится на граждан Монголии, выезжающих в основном в приграничные российские регионы — Бурятию, Иркутскую область, Тыву — с целью торговли товарами потребительского спроса, а также посещения местных уникальных исторических мест и достопримечательностей, среди которых особое место с монгольской стороны занимает район Хувсугул [3].

Следует подчеркнуть, что 24 июня 2016 г. на саммите ШОС между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией было подписано соглашение о создании экономического коридора «Монголия — Россия — Китай». Идея создания коридора принадлежит Китаю. Участники рассчитывают привлечь инвестиции в приграничные территории, увеличить торговый оборот, расширить и развить транспортную инфраструктуру. Данная инициатива даст возможность в перспективе нарастить производственные мощности предприятий в прилегающих регионах, укрепить сотрудничество трех стран в области связи, культурного обмена, повысит контроль и эффективность мер в сфере охраны окружающей среды. Формирование подобного «треугольника» абсолютно выгодно всем трем участникам. Монголия, Россия, Китай рассчитывают усилить совместную конкурентоспособность на мировом рынке.

События, происходящие на мировой арене, а именно смена вектора стратегического партнерства на Восток, благоприятно сказываются на развитии Монголии, так она заинтересована быть активным участником региональной логистической сети, а также стать транспортным коридором между Азией и Европой [4].

Важно отметить, что российско-монгольские отношения являются составной частью восточного направления внешней политики со стороны Российской Федерации. Актуальным является развитие двустороннего сотрудничества стран во многих сферах, таких как транспорт, промышленность и инвестиции, торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество, сфера окружающей среды и экологии, сельское хозяйство, туристическая сфера, наука, культура, образование, спорт и т. д.

По данным рейтинга легкости ведения бизнеса всемирного банка «Doing Business 2018», Монголия в этом году поднялась на 62-е место, улучшив свои

показатели на две позиции. Российская Федерация занимает 35-е место в рейтинге из 190 стран [6].

Монголия и Россия стремятся развивать не только внутренний потенциал, но и активно осуществляют международные бизнес-контакты. Так, например, Национальная торгово-промышленная палата Монголии и российская компания «Бизнес-контакт» несколько последних лет совместно проводят популярную международную выставку «Ворота в Азию».

Необходимо отметить, что существует разница в данных российской и монгольской таможенной статистической отчетности в десятки, а то и сотни долларах США, что явно выходит за границы статистической погрешности и не дает точной характеристики реальной ситуации, однако в целом не меняет представления об общих тенденциях. По данным Монгольской таможенной статистической отчетности, торговый оборот Монголии за 2016 г. составил 8,3 млрд долл. США (на экспорт пришлось 4,9 млрд долл. США, на импорт — 3,4 млрд долл. США), сократившись по сравнению с 2015 г. на 2,27%. За пять лет с 2012 г. торговый оборот упал на 25,6% (с 11,1 до 8,3 млрд долл. США), что было вызвано общим снижением темпов роста экономики и внешних инвестиций, падением цен на бурый уголь и цветные металлы, в частности медь, ослаблением курса национальной валюты. Наибольшая доля экспорта из Монголии в 2016 г. приходилась на Китай (79,0%), Великобританию (16,0%), Россию (1,1%), Германию (0,9%) и остальные страны (3,0%). (рис. 1) [6].

Рис. 1. Структура экспорта Монголии по странам в 2016 г.

Однако 2017 год показывает постепенное восстановление экономики Монголии. В частности, за десять месяцев текущего года торговый оборот уже превысил показатели прошлого года и составил 8,7 млрд долл. США (экспорт — 5,2 млрд долл. США, импорт — 3,5 млрд долл. США) [7].

Монголия экспортирует за рубеж преимущественно минеральные ресурсы — каменный уголь, медь, железную руду, концентрат молибдена, необработанное золото, нефть и др. В 2012 г. их доля в общем объеме экспорта доходила до 89,2%, поэтому можно проследить зависимость объемов экспорта в

денежном выражении от цен на минеральные ресурсы на мировом рынке, так как в натуральном выражении объемы их реализации с 2011 г. по настоящее время в целом росли, за исключением 2015 г. Благодаря санкциям против Северной Кореи Монголия в настоящем году увеличила поставки угля в Китай. Его средняя цена выросла до 66 долл. США за тонну, поставки угля достигли в общей сложности 11,7 млн тонн только за четыре месяца 2017 г. Экспорт цветных металлов, в том числе меди, также увеличился (рис. 2).

Рис. 2. Объем экспорта угля, меди и железной руды в 2012-2016 гг., млн т [7]

Положительной тенденцией является постепенный уход Монголии от сырьевой экономики (их доля снизилась с 89,2% в 2012 г. до 70,9% в 2016 г.). Страна активно развивает малый и средний бизнес. Кризис последних 3-4 лет является кризисом горнодобывающей отрасли, тогда как экспорт текстиля, одежды, обуви, ювелирных украшений, оборудования электроэнергетики, малогабаритных генераторов и других растет.

В структуре импорта Монголии Российская Федерация занимает второе место после Китая, который является главным торговым партнеров для обеих наших стран. По данным Всемирного банка, ее доля составляла в 2016 г. 861,9 млрд долл. США, или 25,8%. Доля Китая составила 31,2%, Японии — 9,9%, Южной Кореи — 5,9%, США — 4,2%, остальных стран — 23,0% (рис. 3) [7].

Импортом являются в первую очередь нефтепродукты, промышленное и индустриальное оборудование, потребительские товары, продукты питания.

Рис. 3. Структура импорта Монголии по странам в 2016 г. [11]

Рассматривая торгово-экономические отношения Монголии и России, необходимо отметить негативную тенденцию сокращения внешнеторгового оборота между странами за последние пять лет (табл. 1). По сравнению с 2012 г. произошло снижение на 48,6% — с 1927,0 до 936,2 млн долл. США. При этом оборот по экспорту уменьшился практически на треть (23,8 млн долл. США, или 29,9%), оборот по импорту снизился более чем в два раза (967 млн долл. США, или 52,7%) [9].

Таблица 1

Внешнеторговый оборот России и Монголии за 2012-2016 гг.

Год Внешнеторговый оборот В том числе:

экспорт импорт

млн долл. США темп прироста цепной (%) млн долл. США темп прироста цепной (%) млн долл. США темп прироста цепной (%)

2012 1927,0 +11,97 79,6 -17,34 1847,4 +13,71

2013 1623,6 -15,74 61,8 -22,36 1561,9 -15,45

2014 1610,9 -0,78 61,6 -0,32 1549,3 -0,81

2015 1097,9 -31,85 76,9 +24,84 1021,0 -34,10

2016 936,2 -14,73 55,8 -27,44 880,4 -13,77

По итогам 10 месяцев 2017 г. торговый оборот между Россией и Монголией составил 1066,8 млн долл. США (+68,6% к предыдущему периоду), при этом рост экспорта достиг 13,0%, или 53,6 млн долл. США, рост импорта — 48,1%, или 1013,2 млн долл. США соответственно [7]. Таким образом, после кризиса 2008 г. пик внешнеторгового оборота пришелся на 2012 г., когда он достиг 1927,0 млн долл. США, с 2011 по 2016 г. он год от года снижался, но в 2017 г. наметилась положительная тенденция в торгово-экономических отношениях между нашими странами (рис. 4).

Рис. 4. Динамика внешнеторгового оборота, экспорта и импорта России и Монголии [7]

Следует отметить, что по-прежнему остается нерешенной проблема хронического дисбаланса торгового оборота — значительной разницы между экспортом и импортом. В 2012 г. во внешнеторговом обороте доля экспорта России в Монголию составляла 96%, в 2015 г. — 92%, в 2016 — 94%. Доля импорта из Монголии в Россию остается крайне низкой, в пределах 4-8%.

Таблица 2

Структура экспорта России в Монголию в 2015-2016 гг., (%

№ Группа товаров 2015 г. 2016 г. Отклонение

1 Минеральные продукты 74,11 60,34 -13,77

2 Продовольственные и сельскохозяйственные товары 11,11 18,29 +7,18

3 Машины, оборудование и транспортные средства 4,68 8,32 +3,64

4 Продукция химической промышленности 5,04 7,17 +2,13

5 Металлы и изделия из металлов 2,52 2,42 -0,1

6 Иные группы товаров 2,54 3,46 +0,92

Структура экспорта России в Монголию в 2015-2016 гг. представлена в таблице 2 [9]. Наибольшую долю в экспорте по итогам 2016 г. составляют минеральные продукты (60,34%), далее идут продовольственные товары (18,29%), машины, оборудование и транспортные средства (доля увеличилась в два раза до 8,32%), продукция химической промышленности (7,17%), металлы и изделия из них (2,42%) и иные группы товаров.

По данным российской статистики, в 2016 г. объем ввезенного топлива из России в Монголию составил 94%, в основном закупки осуществляются

у компании «Роснефть». В 2017 году 96% импортируемого топлива было поставлено из России, 4% — из Китая.

В целом эксперты отмечают рост объема импорта бензина на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе — октябре 2017 г., что составляет около 210,5 млн долл. США. Импорт дизельного топлива достиг 347,9 млн долл. США. Увеличение объема импортируемого топлива свидетельствует о выходе из кризиса и активизации экономики Монголии.

Структура импорта России из Монголии представлена в таблице 3 [11].

Таблица 3

Структура импорта России из Монголии в 2015-2016 гг., (%)

№ Группа товаров 2015 г. (%) 2016 г. (%) Отклонение(%)

1. Минеральные продукты 81,34 75,08 -6,26

2. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 14,70 18,83 +4,13

3. Текстиль и обувь 2,29 5,89 +3,60

4. Машины, оборудование и транспортные средства 1,36 0,04 -1,32

5. Иные группы товаров 0,31 0,16 -0,15

В 2016 г. в структуре импорта России из Монголии основная доля поставок пришлась на минеральные продукты (доля уменьшилась на 6,26% и составила 75,08%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (18,83%), текстиль и обувь (доля увеличилась в два раза до 5,89%), машины, оборудование и транспортные средства (доля уменьшилась до 0,04%) [9].

Наибольший прирост импорта России из Монголии в анализируемом периоде показали руды, шлак и зола (более чем на 1,09 млн долл. США), предметы одежды (на 0,9 млн долл. США), мясо и субпродукты (на 0,3 млн долл. США) и др. Наибольшее сокращение импорта России из Монголии коснулось минерального топлива (- 0,7 млн долл. США), строительных материалов (- 0,2 млн долл. США), машин и оборудования для железных дорог (-0,6 млн долл. США).

Очевидно, что во многом дисбаланс является следствием различий в масштабах экономики и сырьевой ориентацией экспорта двух стран. Но разрыв слишком велик! И, на наш взгляд, негативно характеризует консервативную позицию России, продолжающей политику доминанта, а не партнера в отношениях с Монголией.

Актуальным экспортным резервом Монголии является экологически чистое мясо, но его прохождение на российский рынок сдерживают ветеринар-но-санитарные ограничения. Значительные резервы увеличения экспорта монгольских товаров легкой промышленности на российский рынок не используется из-за высоких таможенных барьеров и тарифов на железнодорожном транспорте России. Открытие в ноябре 2017 г. брендового бутика «Гоби» (торговая марка «Таван Богд Групп», Монголия) в Москве считают знаковым

событием в улучшении двусторонних отношений. Назрела необходимость энергично развивать торгово-экономические отношения на уровне малого и среднего частного бизнеса, республик РФ и аймаков Монголии, а также государств.

Последние несколько лет Монголия в попытках решить вопрос с электроэнергией рассматривает вопрос строительства электростанции на р. Селенга, однако она впадает в озеро Байкал на российской территории, что вызвало негативную реакцию властей и жителей Иркутской области и Республики Бурятия. По этому вопросу было изучено общественное мнение и данные направлены во Всемирный банк. Акция протеста дала свои результаты — монгольская сторона, имея уже готовый и утвержденный со своей стороны проект, приостановила активные действия и прекратила конкурс по отбору подрядчика. Альтернативным решением вопроса может стать строительство ветряных либо солнечных электростанций в пустыне Гоби.

В целях объединения разрозненных подсистем в единую энергосистему Монголии российская сторона со своей стороны предлагает Монголии привлечение российских специалистов для реализации проекта Россетей по строительству ЛЭП-500, а также модернизацию ранее созданных объектов. В перспективе Монголия могла бы стать участником Азиатского энергетического «суперкольца», инициатива создания которого сейчас активно обсуждается.

Развитие транспорта исторически является ключевым направлением взаимодействия Монголии и России. Область взаимного интереса представляют модернизация АО «УБЖД» — главное транспортное предприятие страны, и строительство новых железнодорожных путей. Традиционно востребована российская техника (в том числе сельхозтехника), изделия транспортного машиностроения, оборудование. В 2017 г. российские власти вышли с предложением о пробных проектах в сфере создания авиационной техники.

В феврале 2018 г. возобновило свою работу Торговое представительство в Монголии и открыто представительство Агентства инвестиционного развития Иркутской области. Экономический интерес и торговые связи Иркутской области с Монголией формируют объемные поставки горюче-смазочных материалов, стройматериалов, товаров продовольственной группы. Из Монголии импортируется конина, баранина, говядина и мясные субпродукты, плодоовощная продукция.

По словам первого заместителя председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания России, председателя президиума Российской ассоциации международного сотрудничества (РАМС) С. В. Калашникова, выступившего на форуме «Монголия — Россия, сотрудничество — 2017», более 60 субъектов РФ имеют прямые связи с монгольскими аймаками. На приграничные регионы приходится более 50% всего товарооборота. В это же время было принято совместное решение РАМС и Сибирской ассоциации международного сотрудничества выделить средства на создание торговой интернет-площадки, опирающейся на бизнес-ресурсы России и Монголии [7].

В Монголии активно работают представительства республик Бурятия и Тыва, Забайкальского и Алтайского краев и готовы к расширению сотрудничества и торгового обмена. Так, например, по итогам переговоров на высшем уровне устанавливаются связи с потенциальными импортерами леса из приграничных аймаков Монголии и Республикой Тыва. В 2017 г. был разрешен экспорт леса из Республики Тыва, что даст местному бизнесу возможность экспорта древесины. Республика Тыва обладает большими запасами леса, однако сейчас древесина заготавливается для внутреннего пользования и в небольших объемах. Лесоперерабатывающие компании республики готовы экспортировать сырье и готовую продукцию в Монголию уже сегодня.

Республика Бурятия традиционно является флагманом расширения российско-монгольских экономических отношений. Глава республики выразил заинтересованность в поставках конины и мяса племенного скота для мясоперерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий и предложил обсудить с монгольской стороной условия поставок электроэнергии из Бурятии, выразив свое отрицательное мнение о строительстве ГЭС на реке Селенга.

Отдельно необходимо отметить возможности российско-монгольского сотрудничества в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, например, создание экономического коридора «Россия — Монголия — Китай» и Азиатского энергетического «суперкольца», а также развитие диалога в формате «ЕАЭС — Монголия». Заключение соглашения о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом расширит торгово-экономическое сотрудничество, а также дальнейшие перспективы взаимодействия Монголии и ЕАЭС в области инвестиций, транспорта и энергетики, сельского хозяйства и животноводства.

Среди остро стоящих проблем остаются вопросы, связанные с действием свободной торговой зоны в приграничной территории Монголии Алтанбулаг. Свободные торговые зоны играют значительную роль в развитии приграничных и региональных связей, так как способны обеспечить наибольший двусторонний товарооборот между соседними странами. Именно поэтому свободные торговые зоны для политики Монголии стали важной составляющей современной экономики. В Монголии существуют три свободные торговые зоны — Цагааннуур (аймак Баян-Улгий), Замын-Ууд (аймак Дорноговь) и Алтанбулаг (Сэлэнгийский аймак) рядом с российским приграничным городом Кяхта. Несмотря на то, что с начала развития проекта «Алтанбулаг» прошло около 10 лет, в настоящее время заметного развития зоны не наблюдается. В мае 2016 г. на территории СТЗ «Ал-танбулаг» прошел первый международный форум, выставка «Алтанбулаг Экспо — 2016 г.». Важно, что именно с монгольской стороны наблюдается наиболее активная работа по ее развитию.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить несколько проблем, связанных с вопросами взаимодействия России и Монголии в различных сферах сотрудничества, в том числе приграничного регионального взаимодействия, а именно:

- существует резкий дисбаланс в торгово-экономической сфере между Россией и Монголией в пользу Китая. Преобладающую долю в торговом обороте Монголии и РФ занимает третий сосед-партнер Китай;

- имеются существенные различия в таможенной статистической отчетности, что явно выходит за границы статистической погрешности и не дает точной характеристики реальной ситуации, однако в целом не меняет представления об общих тенденциях;

- действуют сдерживающие ветеринарно-санитарные ограничения со стороны России по отношению к ввозимым мясопродуктам из Монголии;

- региональные и приграничные связи требуют активизации работ со стороны администраций и правительства двух стран;

- отсутствует планомерная работа по изучению потребительских рынков стран с целью выявления спроса на товары групп потребителей, приграничная торговля носит хаотичный характер;

- нет достаточного количества популярных российских и монгольских товаров-брендов, на ввоз и вывоз которых необходимо снизить пошлины в целях оживления торговли;

- существует проблема развития приграничных территориальных бизнес-единиц как со стороны России, так и со стороны Монголии, в целом за счет отсутствия источников финансирования и/или их недостатка.

Вопросы поддержки и дальнейшего развития взаимоотношений между Россией и Монголией являются актуальными. Необходимы поддержка экспорта-импорта продукции двух стран, сокращение барьеров ее реализации, особенно по отношению к мясной и сельскохозяйственной продукции, а также уникальной продукции из шерсти верблюда, яка и кашемира из Монголии. Следует активизировать работы по широкому спектру других перспективных направлений, таких как предоставление туристических услуг, развитие транспорта, культурных и гуманитарных связей, а также энергетической сферы в рамках реализации совместной китайско-монголо-российской программы создания экономического коридора.

Литература

1. Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты [Электронный ресурс] / Е. Быркова // ПРОВЭД. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/ analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsiipy-i-fakty.html (дата обращения: 08.12.2017).

2. Официальный сайт Посольства РФ в Монголии [Электронный ресурс]. URL: http://mongolia.mid.ru/dvustoronnie-otnosenia (дата обращения: 08.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Потаев В. С. Роль приграничного сотрудничества России и Монголии / В. С. Потаев, Т. А. Витульева // XIII Международные плехановские чтения «Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России»: материалы международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 14.

4. Витульева Т. А. Актуальные вопросы приграничного сотрудничества России и Монголии / Т. А. Витульева, А. А. Кравцова // Монгоо Санхуу. 2017. № 4. С. 67.

5. Рейтинг стран «Doing business 2018» [Электронный ресурс] // Всемирный банк. 2017. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 08.12.2017).

6. Рейтинг стран «Doing business 2018» [Электронный ресурс] // Всемирный банк. 2018. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 08.12.2017).

7. Статистический бюллетень Монголии 10, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www. 1212.mn/BookLibraryDownload.ashx?url=Bulletin_2016_10_en.pdf&ln =En (дата обращения: 08.12.2017).

8. Статистический бюллетень Монголии 10.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nso.mn/BookLibraryDown!oad.ashx?url=Bulletin_2017_10_en.pdf&ln=En (дата обращения: 08.12.2017).

9. Торговля между Россией и Монголией в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-mongoliey-v-2016-g/ (дата обращения: 08.12.2017).

10. Россотрудничество. В Монголии состоялся форум «Монголия, Россия. Со-трудничество-2017» [Электронный ресурс]. URL: https://gospress.ru/2017/10/05/v-mongolii-sostoyalsya-forum-mongoliya-rossiya-sotrudnichestvo-2017/ (дата обращения: 08.12.2017).

11. World Bank Group [Электронный ресурс]. URL: https://wits.worldbank.org/ CountryProfile/en/Country/MNG/Year/LTST/TradeFlow/Import/Partner/all/ (дата обращения: 08.12.2017).

DEVELOPMENT OF BORDER AREAS AS ONE OF THE WAYS

FOR INTENSIFICATION OF TRADE AND ECONOMIC RELATIONS BETWEEN

RUSSIA AND MONGOLIA

Viktor S. Potaev

Dr. Sci. (Econ.), Prof.,

Buryat State University,

5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: potaev_viktor@mail.ru

Alena A. Kravtsova Senior Lecturer,

Ulan-Bator Branch, Plekhanov Russian University of Economics 131 Prospect Mira, Ulaanbaatar, Mongolia E-mail: alena_kravtsova@mail.ru

Tatyana A. Vitulyeva Lecturer,

Ulan-Bator Branch, Plekhanov Russian University of Economics

131 Prospect Mira, Ulaanbaatar, Mongolia

Research Assistant,

Buryat State University

5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: t-vituleva@mail.ru

The article deals with regulatory and legal framework for development of interaction between Russia and Mongolia and its current state. The emphasis has been placed on a new stage of bilateral cooperation, associated with the resumption of Russia's interest to the countries of South-East Asia. The shift of the vector of Russia's strategic partnership to the East, as well as the sanctions applied by Western countries and the USA have a

positive impact on development of Russian relations with Mongolia, which is an active participant of the regional logistics network today and can become a transport corridor between Asia and Europe. We have analyzed the trade turnover of Mongolia and Russia over the past five years. The Russian Federation ranks second after China in the import structure of Mongolia. The PRC is the main trading partner for both countries. The analysis has revealed a sharp imbalance in the trade and economic relations of Russia and Mongolia in favor of China, and identified the problems that impede cooperation between the countries in economic sphere. We have outlined the long-term trends for cross-border cooperation, and gave the recommendations on increasing the effectiveness of further development of Mongolian-Russian relations. Keywords: Mongolia; Russia; trade turnover; import — export; border territories; cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.