Научная статья на тему 'Развитие представлений о предмете психологии здоровья'

Развитие представлений о предмете психологии здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1611
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / HEALTH PSYCHOLOGY / SYSTEMIC APPROACH / HEALTHY PERSONALITY / HEALTH-SAVING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL SYSTEM OF PERSONAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Наталья Валентиновна

В статье представлен анализ представлений о предмете психологии здоровья. Описана динамика концептуальных репрезентаций предмета психологии здоровья от комплекса норм психического функционирования до психологической системы здоровьесбережения личности. Развитие психологии здоровья связано с процессами специфической категоризации, интеграции, дифференциации и системной интеграции предмета исследования. В контексте изучения динамики предмета исследования проведен анализ понятий «норма функционирования», «здоровая личность», «здоровьесберегающее поведение и здоровый образ жизни», «система здоровьесбережения личности». В статье подробно описываются модели здоровой личности в ведущих психологических школах. Дан критический анализ концепта «здоровая личность» и показана его ограниченность для решения проблем современной психологии здоровья. Сформулировано современное представление о предмете психологических исследований здоровья, позволяющее учесть векторы развития дисциплины. Предмет психологии здоровья определен как индивидуальная система управления личностью своими жизненными ресурсами в целях освоения суверенного жизненного пространства в континууме жизненного пути. Данный дискурс задает новое качество психологических исследований здоровья от общих методологических принципов до конкретной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUBMISSIONS ABOUT THE SUBJECT OF HEALTH PSYCHOLOGY

The article presents an analysis of ideas about the subject of health psychology. The dynamics of conceptual representations of the subject of the psychology of health from the set of norms of mental functioning to the psychological system of personal health protection is described. The development of health psychology is associated with the processes of specific categorization, integration, differentiation and system integration of the subject of research. In the context of the study of the dynamics of the subject of the study, the notions “norm of functioning”, “healthy personality”, “health-saving behavior and healthy lifestyle”, “personality health system” analyzed. The article describes in detail the models of a healthy personality in leading psychological schools. A critical analysis of the concept of “healthy personality” is given and its limitations for solving the problems of modern health psychology are shown. The modern concept of the subject of psychological studies of health is formulated, allowing into account the vectors of development of the discipline. The subject of health psychology is defined as an individual personality management system for its vital resources in order to master the sovereign living space in the continuum of life. This discourse sets a new quality of psychological studies of health from general methodological principles to specific topics.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о предмете психологии здоровья»

DOI: 10.23888/humJ2019122-37

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева Н.В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация. В статье представлен анализ представлений о предмете психологии здоровья. Описана динамика концептуальных репрезентаций предмета психологии здоровья от комплекса норм психического функционирования до психологической системы здоровьесбережения личности. Развитие психологии здоровья связано с процессами специфической категоризации, интеграции, дифференциации и системной интеграции предмета исследования. В контексте изучения динамики предмета исследования проведен анализ понятий «норма функционирования», «здоровая личность», «здоровьесберегающее поведение и здоровый образ жизни», «система здоровьесбережения личности». В статье подробно описываются модели здоровой личности в ведущих психологических школах. Дан критический анализ концепта «здоровая личность» и показана его ограниченность для решения проблем современной психологии здоровья. Сформулировано современное представление о предмете психологических исследований здоровья, позволяющее учесть векторы развития дисциплины. Предмет психологии здоровья определен как индивидуальная система управления личностью своими жизненными ресурсами в целях освоения суверенного жизненного пространства в континууме жизненного пути. Данный дискурс задает новое качество психологических исследований здоровья от общих методологических принципов до конкретной тематики.

Ключевые слова: психология здоровья, системный подход, здоровая личность, здоровьесберегающее поведение, психологическая система здоровьесбере-жения личности.

DEVELOPMENT OF SUBMISSIONS ABOUT THE SUBJECT OF HEALTH PSYCHOLOGY

Yakovleva N. V.

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov

Abstract. The article presents an analysis of ideas about the subject of health psychology. The dynamics of conceptual representations of the subject of the psychology of health from the set of norms of mental functioning to the psychological system of personal health protection is described. The development of health psychology is associated with the processes of specific categorization, integration, differentiation and system integration of the subject of research. In the context of the study of the dynamics of the subject of the study, the notions "norm of functioning", "healthy personality", "health-saving behavior and healthy lifestyle", "personality health system" analyzed. The article describes in detail the models of a healthy personality in leading psychological schools. A critical analysis of the concept of "healthy personality" is given and its limitations for solving the problems of modern health psychology are shown. The modern concept of the subject of psychological studies of health is formulated, allowing into account the vectors of development of the discipline. The subject of health psychology is defined as an individual personality management system for its vital resources in order to master the sovereign living space in the continuum of life. This discourse sets a new quality of psychological studies of health from general methodological principles to specific topics.

Key words: health psychology, systemic approach, healthy personality, health-saving behavior, psychological system of personal health.

Психология здоровья в последние десятилетия активно развивается как наука о психологических причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Во многом, прогресс в развитии психологии здоровья связан с ростом критичности научного сообщества к биологическим подходам. Такие подходы признаются, как минимум, негибкими, плоскими и механистическими, с явным «перекосом» исследовательской активности в сторону обнаружения только генетических или нейрофизиологических факторов.

В современной психологии здоровья появляются новые работы, направленные на разработку новых концептуальных категорий, характеризующих психологическую систему здоровья: саногенное мышление, психологическое здоровье, базовая жизнеспособность личности, система жизнеобеспечения, здоровая личность [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Концептуальная репрезентация предмета психологических исследований здоровья приобретает особое значение в связи с запросами практики, так как именно здоровье является конечной точкой успешной психотерапии и консультирования [8, 10]. О.В. Хухлаева определяет одной из основных задач психологического консультирования - определить уровень психологического здоровья и потенциала развития клиента и рассмотреть специфику психологической помощи, исходя из этого уровня [10]. В настоящее время уже очевидно, что психологическая система здоровья не сводится к элиминации дисфункциональных симптомов. Есть определенная содержательная «добавка», которая делает предмет психологии здоровья качественно наполненным.

Классическим длительное время считался подход, при котором, психологическая система здоровья обеспечивается нормальным функционированием психических процессов. Такой подход близок к медицинскому. Он представляет собой психологическую репрезентацию нормативно-функциональной модели здоровья.

Исследование психологической системы здоровья при таком подходе сводится к комплексу психодиагностических обследований различных уровней психического функционирования. Такой комплекс может быть направлен на выявление уровня норм функционирования сознания, психической деятельности, социального поведения. Предмет психологии здоровья не имеет своего оригинального содержания, а рассматривается как частный случай психометрических измерений.

С середины ХХ века набирает популярность новый подход к предмету психологии здоровья - исследования здоровой личности. Введение этого принципа ознаменовало новый этап в исследовании психологической системы здоровья. Именно в рамках этого подхода психология здоровья выросла как самостоятельная дисциплина. Принцип изучения здоровой личности с целью понимания истинных возможностей человека был предложен А. Маслоу, которого многие называют основоположником психологии здоровья. Личность - центральный концепт практически всех психологических исследований, отражающих устойчивую систему поведения и сложную биосоциальную природу человека. Личность в психологии здоровья выступает как системный интегратор психологической активности человека. Как пишет Е.Ю. Коржова: «Личностная модель является связующим звеном между познанием личности (гносеологией) и ее реальным бытием» [7, С.146].

В разных психологических школах подходы к концептуализации и содержание понятия здоровая личность значительно различалось. В рамках психоаналитического подхода нет целостного представления о здоровой личности. Человек воспринимается как носитель определенного «патоса», переходу которого в «но-зос» препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной динамике [11]. Цель психоанализа - «освободить» психотравмирующий, вытесненный в бессознательное материал, чтобы можно было оперировать им сознательно. При освобождении от запретов человек устанавливает новый уровень удовлетворения потребностей во

всех областях жизнедеятельности, но, следовательно, сталкивается с новыми стимулами, провоцирующими конфликт между «хочу» и «надо». Поэтому человек все время нуждается в психоаналитической коррекции, которая способствует временному «снятию» конфликта и психологическому росту личности. В работах З. Фрейда здоровая личность - это личность с эффективным динамическим взаимодействием между структурами психики в рамках его топологических представлений, способная любить и работать. Ключевым для развития личности, по К.Г. Юнгу и, следовательно, ее здоровья, является развитие «самости» - целостности и индивидуального своеобразия человека, объединяющего различные структуры в единое целое. Целостность, по А. Адлеру, это единство индивидуального стиля, социального интереса, направленности поведения на цель. Психологическая система здоровья в данной традиции представляет систему интрапсихической регуляции структур Я. Критерием эффективности такой системы является интегральная целостность личности, обеспечивающая эффективное решение базового внут-риличностного конфликта и гармонизацию социальных отношений личности [12].

Для поведенческой психологии характерно сведение личности к ее социальному функционированию и определение психологической системы здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием внешних критериев: стабильности поведения, социальной успешности, продуктивности, конформности. Психологическая система здоровья - система, обеспечивающая жизненную продуктивность личности. «В поведенческом анализе человек рассматривается как организм..., который обладает приобретенным набором поведенческих реак-ций...[Он] - не порождающий фактор, он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии» [13, С. 167-168]. Эффективность психологической системы здоровья определяется «внешними критериями»: степенью социальной адаптации, способностью индивида функционировать в его основных социальных ролях. Учитывая, что в теории бихевиоризма практически отсутствуют представления о внутренней

структуре личности, психологические критерии здоровья функциональны. Это не «самость» и «гармония» личностных структур, а уровень развития психических функций, обеспечивающих устойчивую связь «стимул-реакция». Данный подход к психологической системе здоровья предполагает относительность здоровья (нет индивида, который бы мог сохранять здоровье в любых социальных ролях и ситуациях); операциональность здоровья (здоровье может предполагать присутствие патологической симптоматики, если она не вызывает социальной дезадаптации), социальную и культурную обусловленность здоровья. Важными критериями здоровья в бихевиоральном направлении становится обучаемость индивида.

Известной общей проблемой данных подходов является то, что в них игнорируется собственная активность личности по достижению здоровья. Как в психоанализе индивид постоянно нуждается в психоаналитике для поддержания интегральной целостности Я, так и в бихевиоризме он нуждается в бихевиоральном терапевте, формулирующем индивидуальные цели и разрабатывающем программы их достижения посредством приобретения определенного социального опыта.

Принципиально новый психологический подход к здоровой личности содержится в гуманистической психологии. В центр поставлен анализ здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью. Психологическая система здоровья рассматривается как система самореализации личности. Она выражается в личностных достоинствах, обобщенно называемых личностная зрелость. Новые «позитивные» концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации, самоосуществления человека, сознательную способность руководить своими действиями и поступками, быть ответственным перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать самою себя и окружающих. Отсутствие этих качеств - свидетельство патологии личности. «Чем дальше личность от своего Я, тем менее она здорова» [7, С. 153]. Здоровая личность - самодостаточна. Она сама определяет направле-

ние и содержание развития. Это личность, по меткому выражению Е.Ю. Коржо-вой, «взрастившая» и «взлелеявшая» свое Я, то есть культивирующая эгоцентризм [7].

В целом, гуманистическая психология впервые актуализировала проблему здоровой личности, но не смогла ее операционализировать. Конструкт личности слишком объемен и многогранен для психологических исследований здоровья. Психологическая система здоровья «растворяется» в общей проблематике развития и функционирования личности. Можно сказать, личность - не только психологическая система здоровьесбережения, но эффективная психологическая система здоровьесбережения - это всегда атрибут личности.

Предмет психологии личности нуждался в дифференциации и уточнении. Психология здоровья - это «про личность», но что именно? Решением проблемы стал анализ ситуационной обусловленности поведения человека, который вырос из поведенческой психологии. Ситуационный контекст сохранения личностью оптимального уровня здоровья был изучен в социально-психологических работах, посвященных здоровому образу жизни и здоровьесберегающему поведению. Здоровье в данном подходе воспринимается не как данность, своеобразие личностных характеристик, а как результат специфической активности личности по оценке, сохранению и укреплению своего здоровья. Первым шагом на пути исследования этой проблемы в семидесятые годы прошлого века стало создание модели представлений о здоровье (Health belief model). Беккер и Мейман предложили модель здоровьесберегающего поведения как стратегию принятия решения, выполненную в рамках методологии когнитивного подхода. Модель представлений о здоровье Ширана и Абрахама описывает поведение субъекта как результат сложения индивидуальных когниций субъекта, связанных со здоровьем: воспринимаемый риск, представления о серьезности проблемы, возможные выгоды и препятствия на пути принятия данного образца поведения. Другая популярная модель мотивации защиты (Protection motivation theory) основана Роджерсом на принципе

самоэффективности - уверенности человека в своей способности осуществить необходимое поведение. Эта модель дополняет представлений о здоровье и задает новый критерий оценки индивидуальных когниций: личную стоимость отказа от неадаптивного поведения. Современные социально-психологические представления о принятии человеком здоровьесберегающей стратегии поведения описывает модель планируемого поведения, базирующаяся на социально-психологической теории установок М. Фишбайна и А. Айзена. Ключевым в этом процессе становятся такие факторы как оценка ожиданий, обоснованность действия, нормы, которыми руководствуется субъект, контроль воспринимаемого поведения [цит. по 14]. Такие когнитивные модели здоровья - модели «одномоментного» принятия решений, хорошо зарекомендовали себя при анализе простых форм социального поведения: отказ от вредной привычки, применение принципов здорового питания и т.д. Отсроченные исследования показывают низкую «выживаемость» подобных решений в отдаленной временной перспективе. Таким образом, модели представлений о здоровье могут эффективно использоваться при анализе тактики преодоления конкретной сложной жизненной ситуации, но не оптимальны при анализе общего стиля здоровьесберегающего поведения личности.

В последнее время при психологических исследованиях здоровья все чаще обращают внимание на системные и субъектно-деятельностные характеристики образа жизни и процессов здоровьесбережения. В основу современных исследований в области психологии здоровья положена идея о необходимости перехода от внешне-событийной к активно-деятельностной интерпретации жизненного пути человека. В контексте данного подхода здоровье рассматривается как результат деятельности по ресурсному управлению своей жизнью. Здоровье человека не задано однозначно ни социальной, ни биологической ситуацией развития. Социальные и биологические «обстоятельства» лишь определяют степень сложности задач, которые предстоит решать человеку. Ж. Огден определяет здоровье как управление жизнью интрактивного человека, который взаимодействует и с внеш-

ней средой, и с самим собой [15]. Л. Хьелл и Д. Зиглер отмечают резкий подъем интереса к изучению возрастных изменений, вызванных процессом старения. Раскрытие характеристик психологической системы здоровья в среднем и пожилом возрасте авторы относят к числу глобальных вопросов современной психологии [12].

В рамках такой концептуализации предмета исследования психология здоровья должна решать задачи не только предупреждения болезни (психопрофилактика и психогигиена), но и развития возможностей укрепления и развития своих ресурсов, позволяющих сохранять оптимальный уровень здоровья.

В современной психологии здоровья повышается интерес к изучению интегральных жизненных ресурсов личности: саногенная рефлексивность [16], жизнестойкость [17], субъективная витальность [18], осознанность [19], витальная мета-компетентность [20]. Предметом исследований становятся системные психологические новообразования, обеспечивающих здоровьесбережение личности. Актуальность таких исследования подчеркивает А.Л. Катков. В своей фундаментальной статье «Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования)» автор указывает, что дефицит системных исследований и организованных данных в рассматриваемой сфере, снижает потенциал имеющихся здесь возможностей [21]. На наш взгляд, на современном этапе развития уместно определить предмет исследований психологии здоровья как индивидуальную систему психологических ресурсов личности, направленную на гармоничное взаимодействие со средой посредством самовосстановления и саморазвития. Системообразующим фактором такой системы является смысл жизни, системным результатом - качество жизни [22, 23].

Подводя итоги обзору представлений о предмете психологии здоровья, можно отметить следующее.

1. Психология здоровья в настоящее время проходит этап своего становления, которое отражается в динамике представлений о предмете исследований: от

нормы психического функционирования до психологической системы здоро-вьесбережения личности.

2. Развитие психологии здоровья связано с процессами специфической категоризации, интеграции, дифференциации и системной интеграции предмета исследования.

3. Обобщая имеющиеся данные современным предметом психологических исследований здоровья можно считать индивидуальную систему управления личностью своими жизненными ресурсами в целях освоения суверенного жизненного пространства в континууме жизненного пути.

4. Данный дискурс задает новое качество психологических исследований здоровья от общих методологических принципов до конкретной тематики.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / Составитель А.В. Ребёнок. Серия: Управление поведением, кн.1. М.: Спайдинг, 2006. 96 с.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 1997. 592 а

3. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

4. Доценко Е.Л., Суховей Ю.Г. Психоиммунное единство системы жизнеобеспечения // Вестник ТюмГУ. 2012. № 9. С. 134-141.

5. Дудин В.А., Доценко Е.Л. Разработка и психометрическая проверка теста «Локус жизнеобеспечения личности» // Медицинская психология в России. 2016. Т. 8. № 5. С 4. doi: 10.24411/2219-8245-2016-15041

6. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.

7. Здоровая личность / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2013. 400 с.

8. Шапиро Д. Психологическое здоровье // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. С. 674-676.

9. Шишкова И.М., Яковлева Н.В. Здоровье как научная категория // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2016. №3. С. 48-51.

10. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия. 2001. 203 с.

11. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.

13. Skinner В. F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974. 256 р.

14. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 688 с.

15. Ogden J. Health Psychology. New York, 2009. 489 р.

16. Павлюченкова Н.В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.: МПГУ, 2008. 170 с.

17. Maddi S.R. Dispositional hardiness in health and effectiveness// Encyclopedia of mental health / ed. by H.S. Friedman. San Diego: Academic Press, 1998. P. 323-335

18. Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-vitalnost-kak-predmet-issledovaniya (дата обращения: 04.03.2019).

19. Crescentini C., Capurso V. Mindfulness meditation and explicit and implicit indicators of personality and self-concept changes // Psychology. 2015. № 6. P. 44

20. Яковлева Н.В. Здоровье как предмет психологических исследований. Рязань: РязГМУ, 2004. 185 с.

21. Катков А.Л. Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования) // Теория и практика охраны психического здоровья. 2015. № 1. С. 2-88.

22. Карпов А.В., Яковлева Н.В. Новый подход к исследованию здоровьесбе-регающей деятельности личности // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2016. № 3. С. 125-128.

23. Яковлева Н.В. Здоровьесберегающая деятельность как базовый жизненный метапроцесс [Электронный ресурс] / Н.В. Яковлева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2013 №1. Режим доступа: Ьйр:/^ит|оигт1.^ти.ги/а11&М=352 (дата обращения: 4.03.2019).

REFERENCES:

1. Orlov Yu.M. Ozdoravlivayushcheye (sanogennoye) myshleniye [Healing (sanogenic) thinking] / Sostavitel A.V. Rebenok. Seriya: Upravleniye povedeniyem. kn.1. Moscow: Spayding; 2006. 96 p. (in Russian)

2. Dubrovina I.V. Prakticheskajapsihologija obrazovanija [Practicalpsychology of education]. Saint Petersburg: Piter; 1997. 592 p. (in Russian)

3. Shuvalov A.V. Gumanitarno-antropologicheskiye osnovy teorii psikholog-icheskogo zdorovia [Humanitarian and anthropological foundations of the theory of psychological health]. Voprosypsikhologii [Psychology issues]. 2004; 6: 18-33. (in Russian)

4. Docenko E.L., Suhovej Ju.G. Psihoimmunnoe edinstvo sistemy zhizneo-bespechenija [Psychoimmune unity of the life support system]. Vestnik TjumGU[Bulletin of TyumSU]. 2012; 9: 134-141. (in Russian)

5. Dudin V.A., Docenko E.L. Razrabotka i psihometricheskaja proverka testa «Lokus zhizneobespechenija lichnosti» [Development and psychometric testing of the

test "Locus of life support of the individual"]. Medicinskajapsihologija v Rossii [Medical psychology in Russia]. 2016; Vol. 8, 5: 4. (in Russian)

6. Demina L.D., Ral'nikova I.A. Psihologicheskoe zdorov'e i zashhitnye me-hanizmy lichnosti: uchebnoe posobie [Psychological health and protective mechanisms of the personality: a training manual]. Barnaul: AltGU; 2005. 132 p. (in Russian)

7. Zdorovaja lichnost'[Healthyperson]. Pod red. G.S. Nikiforova [Ed. G.S. Niki-forov]. Saint Petersburg: Rech'; 2013. 400p. (in Russian)

8. Shapiro D. Psikhologicheskoye zdorovye [Psychological health]. In R. Korsini i A. Auerbakh (Eds.): Psikhologicheskaya entsiklopediya [Psychological Encyclopedia]. Saint Petersburg: Piter; 2003. P. 674-676. (in Russian)

9. Shishkova I.M., Yakovleva N.V. Zdorovye kak nauchnaya kategoriya [Health as a scientific category]. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of the young (Eruditio Juvenium)]. 2016; 3: 48-51. (in Russian)

10. Khukhlayeva O.V. Osnovy psikhologicheskogo konsultirovaniya i psikholog-icheskoy korrektsii [Fundamentals of psychological counseling and psychological correction]. Moscow: Akademiya; 2001. 203 p. (in Russian)

11. Kaliteevskaja E.R. Psihicheskoe zdorov'e kak sposob bytija v mire: ot ob-jasnenija k perezhivaniju [Mental Health as a Way of Being in the World: From Explanation to Experience]. In D.A. Leont'ev, V.G. Shhur (Eds.): Psihologija s chelovech-eskim licom: Gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii [Psychology with a Human Face: A Humanistic Perspective in Post-Soviet Psychology]. Mockow: Smysl, 1997. P. 231-238. (in Russian)

12. Khyell L., Zigler D. Teorii lichnosti [Personality theory]. Saint Petersburg: Piter; 1997. 608 p. (in Russian)

13. Skinner B. F. About behaviorism. New York: Knopf; 1974. 256 p.

14. Majers D. Social'najapsihologija [Social Psychology]. Saint Petersburg: Piter; 1997. 688 p. (in Russian)

15. Ogden J. Health Psychology. New York; 2009. 489p.

16. Pavlyuchenkova N.V. Sanogennaya refleksiya kakfaktor razvitiya emotsional-noy kompetentnosti [Sanogenic reflection as a factor in the development of emotional competence]. Cand. Diss. (Psy.Sci.). Moscow; 2008. (in Russian)

17. Maddi S.R. Dispositional hardiness in health and effectiveness. In H.S. Friedman (Ed.): Encyclopedia of mental health. San Diego: Academic Press, 1998. P. 323-335.

18. Aleksandrova L.A. Subektivnaja vital'nost' kak predmet issledovanija [Subjective vitality as a subject of study]. Psihologija. Zhurnal VShJe [Psychology. HSE Journal]. 2014; 1. (in Russian) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-vitalnost-kak-predmet-issledovaniya (accessed: 04 March 2019).

19. Crescentini C., Capurso V. Mindfulness meditation and explicit and implicit indicators of personality and self-concept changes. Psychology. 2015; 6: 44.

20. Yakovleva N.V. Zdorovye kak predmet psikhologicheskikh issledovaniy [Health as a subject of psychological research]. Ryazan: RyazGMU; 2004. 185 p. (in Russian)

21. Katkov A.L. Kachestvo psihicheskogo zdorov'ja (sistemnye harakteristiki fe-nomena po rezul'tatam kompleksnogo issledovanija) [The quality of mental health (system characteristics of the phenomenon according to the results of a comprehensive study)]. Teorija i praktika ohrany psihicheskogo zdorov'ja [Theory and practice of mental health care]. 2015; 1: 2-88. (in Russian)

22. Karpov A.V., Yakovleva N.V. Novyj podhod k issledovaniju zdorov'esberega-jushhej dejatel'nosti lichnosti [A new approach to the study of the health-saving activity of the individual]. Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik "Chelovek i ego zdorov'e" [Kursk scientific and practical bulletin "Man and his health"]. 2016; 3: 125-128. (in Russian)

23. Yakovleva N.V. Zdorovyesberegayushchaya deyatelnost kak bazovyy zhiznennyy metaprotsess [Health saving activity as a basic life meta-process]. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurn. [Personali-

ty in a changing world: health, adaptation, development]. 2013; 1: 56-64. (in Russian). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=352 (accessed: 04 March 2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Яковлева Наталья Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета клинической психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail .com

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Natalya V. Yakovleva - PhD (Psychology), Associate Professor, Dean of the Faculty of Clinical Psychology of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 390026, Ryazan, Vysoko-voltnaya street, 9, e-mail: yakovleva.nata2@gmail.com

Дата поступления / Paper received: 15.03.2019

Дата принятия в печать / Paper accepted: 18.03.2019

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Яковлева Н.В. Развитие представлений о предмете психологии здоровья [Электронный ресурс] / Н.В. Яковлева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=360 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Yakovleva N.V. Razvitie predstavlenij o predmete psihologii zdorov'ja [Development of submissions about the subject of health psychology] [Electronic resource] / N.V. Yakovleva // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal]. 2019. V. 7. No. 1 (24). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=360 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.