Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской среды в особой экономической зоне'

Развитие предпринимательской среды в особой экономической зоне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитчук Виталий Павлович

Рассматриваются объективные причины, обусловливающие развитие предпринимательской среды в особой экономической зоне с учетом условий Магаданской области. Сформулированные предложения представляют собой инструментарий соединения усилия государства и бизнеса в процессе развития предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской среды в особой экономической зоне»

УДК 338.242.2 ББК 65.05

В.П. Микитчук

развитие предпринимательском среды в особой экономической зоне

Рассматриваются объективные причины, обусловливающие развитие предпринимательской среды в особой экономической зоне с учетом условий Магаданской области. Сформулированные предложения представляют собой инструментарий соединения усилия государства и бизнеса в процессе развития предпринимательской среды.

Ключевые слова:

предпринимательство, государственное регулирование, особая экономическая зона, управление, эффективность.

Современный этап развития российского общества характеризуется процессами коренных преобразований, протекающими в различных сферах экономической жизни и носящими сложный, противоречивый характер. При этом фактором их усиления выступают трансформационные процессы в экономике, связанные с глобализацией и вступлением России в ВТО.

Особенности трансформации системы заключаются в том, что в ее рамках взаимодействуют старые и новые отношения, свойственные новой модели предпринимательского поведения. Экономические противоречия, возникающие в этот период, можно условно разделить на противоречия отношений прежней модели, еще действующей в системе, и противоречия отношений нарождающейся модели. Кроме того, в трансформационный период появляются и свои специфические экономические противоречия.

На процессы формирования новых моделей в региональном реформировании пока еще заметное влияние оказывают унаследованные от планового хозяйства значительные макро- и мезоэкономичес-кие несоответствия, такие как сверхмонополизация и деформированность структуры экономики. Этот аспект в некоторых исследованиях носит название эффекта начальных условий (эффекта наследования). В этом смысле возникающие кризисные явления связаны не просто с восстановлением в экономике нарушенного равновесия, но с преодолением упомянутых «несоответствий» и с коренной перестройкой экономических моделей.

Структура противоречий является создает условия для проникновения в суть происходящих экономических процессов, что позволяет более результативно решать задачи, стоящие перед региональным предпринимательством. Экономические преобразования приво-

дят к формированию новой структуры предпринимательства, а также - к возникновению противоречий, характерных для всей региональной предпринимательской среды. Они проявляются в различных сферах экономической жизни и системы управления [6, с 55].

В этой связи возрастают требования к формированию такой предпринимательской среды, которая, сглаживая эти противоречия, способствовала бы динамичному развитию предприятий и национального хозяйства в целом. Поскольку такую задачу невозможно сразу решить в масштабах всей страны, представляется целесообразным осуществить это сначала на отдельных территориях, а затем распространить полученный опыт на всю экономику страны. Такой территорией, на наш взгляд, может быть особая экономическая зона (ОЭЗ).

Под ОЭЗ в России понимается такая часть территории страны, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности [5, ст. 2].

Исследование теоретических и практических основ функционирования ОЭЗ показало, что, несмотря на многообразие их типов и видов, можно выделить некую общую схему, которая будет отражать наиболее общие признаки зон (задачи, условия формирования и функционирования, роль государства и т.д.). В то же время, анализ функционирования ОЭЗ в различных странах позволяет выделить их общие и специфические экономические характеристики.

Общие характеристики дают представление об ОЭЗ как об отдельном экономическом явлении, имеющем свои специфические закономерности развития, выделяющие его среди других институциональных социально-экономических явлений или образований. Они указывают на принципы формирования и практичес-

кой деятельности, характерные для всех ОЭЗ, независимо от страны происхождения, типа или вида зоны, а также уровня ее развития.

Характерные особенности ОЭЗ можно представить как конкретные формы, посредством которых проявляются общие признаки функционирования предпринимательских структур (резидентов). Они складываются и проявляются в зависимости от типа и вида зоны и от уровня или стадии ее развития, целей и задач ее организации. Изучение мировой практики работы и развития ОЭЗ позволило определить, что на деятельность зон оказывают воздействие многочисленные факторы, которые можно классифицировать, выделяя три базовые группы. Первая группа связана с коммерчески удачным (выгодным) территориально-географическим расположением ОЭЗ, с историческими и национальными предпосылками развития данной территории, ее ресурсными возможностями, а также степенью открытости национальной экономики.

Вторая группа представлена устойчивыми переменными факторами, т.е. факторами, действующими в определенном временном промежутке времени или на стадии развития зоны, когда цели ее функционирования, законодательная система, а также система льгот и стимулов не меняется. Кроме того, пространственные масштабы зоны также не подлежат изменениям. Третья группа представлена переменными факторами конъюнктурного характера. Они связаны, в основном, с экономической политикой государства, как единого целого, и с политикой региональных органов власти, проводимой по отношению к предпринимательским структурам, сферам и отраслям хозяйства.

Разнообразие условий и факторов, воздействующих на функционирование ОЭЗ, и наличие специфических особенностей социально-экономического развития территории также влияют на развитие зон таким образом, что формируются их региональные модификации [2, с. 126].

Работа таких зон довольно строго регламентирована. После долгих экспериментов с созданием отдельных свободных экономических зон в 2005 г. был принят федеральный закон [5], создавший стабильную правовую основу для нового этапа их развития. До этого процесс создания и развития зон в нашей стране регламентировался подзаконными актами и сводился

в основном к раздаче льгот и привилегий отдельным зонам и регионам.

Отправная точка Закона об ОЭЗ -принцип ограниченности территории ОЭЗ. Это обусловлено следующими причинами: во-первых, большие территории требуют значительных расходов на развитие инфраструктуры ОЭЗ, во-вторых, это может привести к снижению эффекта от концентрации капитала, инвестиционных, трудовых и прочих экономических ресурсов.

Анализ указанного закона позволяет утверждать, что в нем декларированы нормы не столько в духе экономического прагматизма, характеризующего рыночную экономику, сколько в целях укрепления и расширения государственной роли в национальной и региональной экономике. Подтверждением служит тот факт, что строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в ОЭЗ осуществляется за счет средств государственного бюджета всех уровней.

Примером этого может служить ОЭЗ Магаданской области. Ее создание и функционирование закреплено Федеральным законом от 31.05.99 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и законами Магаданской области от 29.06.99 г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и от 05.07.99г. № 80-ОЗ «Об изменении административно-территориального устройства Магаданской области».

Управление деятельностью ОЭЗ осуществляется государственным учреждением, созданным администрацией Магаданской области (администрация ОЭЗ). Наряду с регистрацией участников ОЭЗ, выдачей и аннулированием регистрационных свидетельств, контролем соблюдения участниками ОЭЗ установленного режима хозяйственной деятельности, администрация ОЭЗ организует и проводит мероприятия по обеспечению инвестиционной привлекательности области. Начиная с 2006 г., Магаданская область регулярно бывает представлена на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Дальневосточном международном экономическом форуме, Харбинской ярмарке (КНР), торгово-инвестиционной ярмарке стран Северо-Восточной Азии. Наиболее значимым внешнеэкономическим партнером Магаданской области является КНР [1].

В процессе реализации современной территориальной политики в России роль органов управления субъектов федерации усиливается. Подтверждением этому ста-

ло возвращение прямых выборов губернаторов и перераспределение части налогов в пользу субъектов федерации. Знакомство с результатами научных исследований в области менеджмента, изучение опыта некоторых зарубежных стран, буквально вырвавшихся за короткое время в лидеры мировой экономики, а также анализ имеющегося отечественного опыта позволяет выделить несколько ключевых управленческих задач. Их решение направлено на снижение инвестиционных рисков и создание условий для динамичного и устойчивого процесса развития в целях решения главной управленческой задачи - повышения эффективности развития предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Предлагаемый инструментарий согласовывается с проведенным автором анкетным опросом руководителей предпринимательских структур-резидентов о проблемах и факторах, влияющих на развитие ОЭЗ.

Сформулируем основные задачи, которые следует решить для достижения динамичного развития, что, в свою очередь, предполагает обязательное снижение инвестиционных рисков:

1. Организация взаимодействия представителей местных предпринимательских структур, внешних инвесторов, организаций сферы обеспечения и услуг, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

2. Стратегическое планирование долгосрочного развития Магаданской области при активном участии лидеров местного предпринимательского сообщества для выработки возможных сценариев социально-экономического развития ОЭЗ и разработки совместного для представителей власти и предпринимателей плана действий по реализации наиболее благоприятного сценария из возможных.

3. Регламентация государственных и муниципальных услуг, предоставляемых резидентам ОЭЗ (прежде всего - тех, получение которых необходимо для организации, реорганизации, а также развития производства).

4. Обеспечение условий безопасности и социальной стабильности.

5. Создание информационного ресурса (портала), обеспечивающего координацию «потенциальных интересов» во внутренней и внешней среде ОЭЗ.

6. Создание РЯ-продуктов, способствующих реализации инвестиционного потенциала ОЭЗ.

Решение каждой из этих задач требует специфической организации и управлен-

ческого инструментария. В то же время, по аналогии с системой уравнений в математике, для одновременного решения комплекса этих задач следует выделить ключевой элемент, который будет являться общим для всей системы. Таким элементом должна стать некая структура, по сути, являющаяся обеспечивающей для всех заинтересованных участников процесса инвестиционного развития, не только в ОЭЗ, но и во всей Магаданской области. Инициаторами создания подобной структуры должны выступить органы местного самоуправления (т.к. именно на их территории располагаются ОЭЗ), либо органы управления субъектов федерации (правительство Магаданской области), поскольку такие действия полностью соответствуют их законодательно установленным полномочиям [4].

В силу целого ряда особенностей Магаданской области (исторических, географических, природно-климатических) расположенные там территории обладают различным инвестиционным потенциалом. Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух компонентов - инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности территории.

Анализ применяемой практики управления процессами развития в ОЭЗ свидетельствует о том, что сегодня, как правило, создаются обособленные структуры, в компетенцию которых входит решение проблем развития и инвестиционно-финансового обеспечения. Часто используются схемы, при которых подразделение в структуре администрации ОЭЗ выступает координатором комплексного решения вопросов социально-экономического развития и инвестиционной политики Магаданской области. При этом следует отметить, что для комплексного обеспечения инвестиционных процессов становится недостаточно организационно-административного ресурса, поскольку требуется, например, оказание консультационных и экспертных услуг в сфере бизнес-планирования, маркетинговых исследований, создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных по незадейство-ванным производственным мощностям и площадкам и т.д.

По сути, данные услуги являются видом экономической деятельности и выходят за рамки полномочий органов управления ОЭЗ. Вместе с тем, они востребованы и необходимы для обеспечения инвестиционных процессов как в са-

мой ОЭЗ, так и в Магаданской области в целом.

Основополагающим механизмом комплексного развития территории, как известно, является стратегическое планирование. Подготовка комплексных плановых документов - планов и программ - является традиционной формой работы российских регионов и опирается на большой опыт, в основе которого лежит еще советская практика разработки плановых документов. Однако в последние годы этот процесс вышел на качественно новый этап своего развития. Функционирование региональных социально-экономических систем заметно усложнилось. Интенсифицируются социально-экономические связи, региональные экономики все более ощущают себя частью глобальных экономических процессов, увеличивается динамизм и плотность внутрирегиональных процессов, повышается напряженность работы региональных инфраструктур. Либерализация экономики открывает новые возможности для экономического развития, одновременно обостряя социальные проблемы. Регионы вступают в конкурентные отношения друг с другом, соперничая за материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и прочие ресурсы, а глобализация делает этот процесс поистине всемирным. В то же время регионы взаимодействуют и кооперируются, к тому же, и внутри региона формируется сложная система интересов разных социальных групп и экономических субъектов.

В последние годы российские субъекты федерации нередко идут по пути создания документов, согласующих совместные действия органов власти, населения и хозяйствующих субъектов. Так, более 40 регионов в настоящее время имеют проекты долгосрочных стратегий развития. В качестве таких документов в настоящее время выступают стратегии, определяющие на территории региона общие для населения, бизнеса и власти «правила игры» в области промышленной, фискальной, экономической и социальной политики на достаточно длительную перспективу (как правило, 10-15 лет) [3, с. 79-80].

Сущность подобного типа плановых и прогнозных документов, призванных сформулировать идеи, задачи, виды, объемы ресурсов и политику их распределения по секторам и сферам деятельности регионов, сводится, в основном, к ответам на следующие вопросы:

1. Какой потенциал (природно-климатический, рекреационный, финансовый, материальный, интеллектуальный и т.д.) имеется в распоряжении администрации, населения и хозяйствующих субъектов территории?

2. Каково положение экономики и социальной сферы территории, какое место принадлежит хозяйствующим субъектам и населению региона на рынках продукции и услуг?

3. Какие цели, поддерживаемые большинством населения и системообразующими предпринимательскими структурами, ставит Правительство Магаданской области и какие задачи должны быть решены для их достижения?

4. Какие управленческие и организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать? Где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы решить поставленные задачи?

Развитие малого предпринимательства - одно из приоритетных направлений развития Магаданской области. Малое предпринимательство может стать важнейшим катализатором экономического роста в условиях ограниченных финансовых ресурсов и специфики территории области.

При правильно выстроенной стратегии развития малого предпринимательства ОЭЗ открывает возможности реализациигражданамиспособностей,атак-же - социальной реабилитации незащищенных групп населения.

Согласно принципам развития рыночной экономики, основная роль органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства должна заключаться не в прямом регулировании предпринимательской среды, а в косвенном влиянии на нее - через создание максимально комфортных условий для ведения хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ.

Стратегическое решение задачи поддержки и развития малого и среднего бизнеса включает в себя комплекс мероприятий, которые можно обобщить в виде нескольких целевых блоков:

А. Выработка механизма конструктивного и регулярного взаимодействия между а дминистрацией ОЭЗ и субъектами малого предпринимательства.

Б. Разработка концепции поддержки малого бизнеса совместно с представителями предпринимательства. Корректировка программы поддержки малого предпринимательства в соответствии с разработанной концепцией.

В. Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

Далее предлагается проведение конкретных мероприятий по указанным направлениям.

Мероприятие 1. Проведение регулярных консультаций для налаживания конструктивного диалога между администрацией ОЭЗ и предпринимательским сообществом и для совместной разработки политики поддержки малого предпринимательства.

Планируемые регулярные консультации должны объявляться заранее, с целью сбора информации, ее анализа и выработки предложений для обсуждения. Для объективного рассмотрения вопросов на консультациях должны присутствовать представители соответствующих подразделений городской администрации и других органов Правительства Магаданской области. Каждая консультация должна быть посвящена одной или двум конкретным проблемам, которые могут быть реально решены по итогам мероприятия, что будет способствовать принятию администрацией и предпринимателями практических мер. Необходимо обеспечить мониторинг выполнения принятых решений, анализ их влияния на развитие предпринимательской среды в городе, а также освещение в местных СМИ полученных результатов.

Мероприятие 2. Разработка Концепции развития малого предпринимательства на уровне ОЭЗ.

В программу должны быть включены инструменты поддержки и развития малого предпринимательства со стороны ОЭЗ по следующим направлениям:

— оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства;

— разработка схем финансовой поддержки (муниципальные гарантии, микрокредитование, взаимное кредитование и страхование);

— формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

— предоставление инвестиционного налогового кредита;

— формирование системы мониторинга среды малого предпринимательства.

В нормативно-правовом плане сегодня нет единого подхода к решению обозначенной организационной задачи. Вместе с тем, систематизированная в формате данного исследования информация о положительных практиках управления инвестиционными процессами может быть

адаптирована для любой ОЭЗ с учетом ее специфических условий.

Организационные подходы к созданию систем управления в ОЭЗ различны, но все они демонстрируют положительный результат, который выражается в росте инвестиционной активности, улучшении социально-экономического климата, снижении инвестиционных рисков. Сегодня в отечественной практике ОЭЗ повсеместно наблюдается организационное обособление структур управления, в компетенцию которых входит решение проблем социально-экономического развития и их инвестиционно-финансового обеспечения. Как правило, в компетенцию экономических подразделений ОЭЗ входит решение вопросов развития территории и, следовательно, реализации инвестиционной политики.

Успех развития ОЭЗ зависит еще и от правильного продвижения ОЭЗ среди потенциальных резидентов. Исходя из результатов проведенного анализа, можно отметить, что такая деятельность может быть активизирована благодаря использованию возможностей маркетинга ОЭЗ.

Маркетинг ОЭЗ - это системная работа по продвижению возможностей ОЭЗ на конкретных инвестиционных рынках, среди определенного круга предпринимательских структур. Процесс охватывает широчайший спектр деятельности, включающий анализ целевых аудиторий и рынков, формирование имиджа ОЭЗ, способствующего притоку резидентов и инвестиций, информационную политику, управление маркетинговым процессом, социальное партнерство в рамках формирования маркетинговой стратегии зоны и т.д.

Программа действий в рамках маркетинга ОЭЗ должна быть составной частью экономической политики Магаданской области. Процесс маркетинга ОЭЗ разбивается на два последовательных этапа:

— позиционирование зоны;

— маркетинговая коммуникация (иначе говоря, продвижение возможностей ОЭЗ).

Разработка маркетинговой стратегии осуществляется в рамках специально созданной рабочей группы, в работе которой должны участвовать не только специалисты администрации, но и представители общественности и бизнес-сообщества. Наибольший эффект будет достигаться при условии привлечения исследовательских организации. В данном случае следует

говорить о возможностях одного из резидентов ОЭЗ Магаданской области - ФГУП «МагаданНИРО».

МагаданНИРО - отраслевой рыбохозяйс-твенный институт, который проводит исследования водных биологических ресурсов, главным образом, на североохотоморском побережье и в акватории Охотского моря. Его основные задачи связаны с решением теоретических и научно-практических вопросов, касающихся рационального использования водных биологических ресурсов рыбной промышленностью. Сотрудников института следует привлекать к решению задач в рам-

Рис. 1. Алгоритм разработки маркетинговой стратегии развития ОЭЗ Магаданской области

ках маркетинга ОЭЗ с учетом направленности этого научного учреждения. Это предполагает алгоритм действий, представленный на рис. 1.

На основании имеющихся сведений о конкурентных преимуществах резидентов ОЭЗ, анализа состава потенциальных инвесторов и результатов изучения ожиданий целевого инвестора может быть сформулировано уникальное инвестиционное предложение, цель которого - убедить инвестора в целесообразности рассмотрения вариантов размещения инвестиций на территории ОЭЗ и осуществления инвестирования.

Представление преимуществ призвано продемонстрировать потенциальному инвестору уникальные особенности ОЭЗ по сравнению с остальной территорией Магаданской области. Описание конкурентных преимуществ должно включать все значимые параметры, которые являются определяющими для принятия решения. Уникальное предложение должно быть как можно более детализированным, с указанием конкретных инвестиционных площадок, рекомендуемых и выгодных для инвестора форм инвестирования, желательных сроков реализации проекта, доступности и прозрачности процедуры подключения к коммуникациям.

Это позволит с наибольшей эффективностью использовать потенциал особой экономической зоны и будет способствовать дальнейшему развитию предпринимательской среды Магаданской области.

Описок литературы:

[1] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффектив-ности результатов деятельности особых экономических зон Калинин-градской и Магаданской областей с учетом использования таможен-ных и налоговых льгот». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.budgetrf. ги/РиЬОса/юшЮЛракЬа/ ACH82020l7_p_003.htm

[2] Смородинская Н., Капустин А. Особые экономические зоны: мировой опыт о российские перспективы // Российский экономический жур-нал. - 2009, №12. - С. 122о128.

[3] Устименко Е.А. Инвестиционный климат как важнейшая составляю-щая перехода к инновационной экономике // Экономика и управление. — р010,№ 9. - С.°6-80.

[4] Федераоьный еакон от 6 окоября 2003 г. N° 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции».

[5] ¿Федеральный зокон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российское Федерации».

[6] Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность рос-сийской эьономики // Вестоик нацрональной академии ту-ри/ма. - 2012, №1(21) - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.