Научная статья на тему 'Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий'

Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2149
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
YOUTH ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / BUSINESS ACTIVITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данченок Л.А., Комлева Н.В., Мусатова Ж.Б.

Статья посвящена проблемам организационно-методического моделирования процессов развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций на основе использования Smart-технологий. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов лежат в основе экономического развития общества, при этом основным фактором развития предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи. Предпринимательский задел молодого поколения, созданный за период учебы, обеспечит в последующем десятилетия функционирования бизнеса, приносящего доход не только самому предпринимателю, но и кадровому составу компании и, в целом, стране. Специфика восприятия новым поколением знаний, процесса обучения и формирования профессиональных навыков состоит в том, что их результативность напрямую зависит, а иногда полностью определяется степенью использования информационно-коммуникационных технологий, причем не только в процессе получения и реализации знаний самими обучающимися, но и в работе самих педагогов. Поэтому действенным и современным инструментом достижения цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся является разработка таких форм работы с учащимися, которые стимулировали бы их интерес к предпринимательству за счет активного использования информационных технологий. Представлена организационно-методическая модель подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения. В значительной степени элементы рассмотренной модели успешно реализованы в РЭУ им. Г.В. Плеханова на факультете «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства», осуществляющем обучение бизнес-технологиям в актуальных областях знания для информационного общества и современного состояния экономики – бизнес-аналитики, инновационного и креативного бизнеса, антикризисного и риск-менеджмента, технологичного стратегического управления (программы MBA и мини-МВА, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, курсы профессиональной направленности различной продолжительности; тренинги и мастер-классы). Основная цель сформировать у слушателей практические навыки и компетенции для управления бизнесом в современных условиях. Реализации цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи должны способствовать совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, создание системы непрерывной подготовки, интеграция общего и дополнительного образования по развитию предпринимательской деятельности и деловой активности в образовательных организациях высшего и среднего уровней образования. Приведен ряд рекомендаций по организации профессионального пространства ИКТ-педагога и применению различных форм работы с обучающимися с целью эффективной передачи знаний, определения их предпринимательского потенциала и развития предпринимательской активности. Современное профессиональное пространство ИКТ-педагога, особенно в таких прикладных направлениях как бизнес-обучение, должно быть ориентировано на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование – наука – практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данченок Л.А., Комлева Н.В., Мусатова Ж.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of entrepreneurial capacity and business activity of students of educational establishments using information and communication technologies

The article is devoted to problems of organizational and methodical process modeling of the entrepreneurial potential and business activity of students of educational institutions through the use of Smart-technologies. It is noted that the successful implementation of enterprise and business projects are the basis of economic development of society, with the main factor for the development of entrepreneurship in the country in the long term is to develop the entrepreneurial mindset of young people. Entrepreneurial younger generation reserve created for the period of study, will provide the subsequent decades of business operation, incomenot only to the owner, but also the composition of personnel of the company and, in general, the country. The specifics of perception of the new generation of knowledge, learning and the formation of professional skills is that their effectiveness depends, sometimes completely determined by the degree of use of information and communication technologies, not only in the preparation and implementation of knowledge by the learners, but also in the work themselves teachers. Therefore, an effective and modern instrument for achieving the development goals of the business potential and business students to provide such forms of work with students, which would stimulate their interest in entrepreneurship through the active use of information technologies. The organizational and methodological training model and a set of measures aimed at developing the entrepreneurial potential and business activity of the young generation. To a large extent the elements of our model successfully implemented in REU them. GV Plekhanov at the Faculty of “Marketing Business School and Entrepreneurship”, to carry out training business technologies in relevant areas of knowledge for the information society and the modern state of the economy – business intelligence, innovation and creative business, crisis and risk management, technological Strategic Management (MBA program and a mini-MBA, retraining and refresher courses, professional orientation of varying lengths; trainings and workshops). The main purpose – to form students practical skills and competence for business management in modern conditions. The goal of the entrepreneurial potential and business activity of youth should help to improve the system of vocational guidance work with students, the creation of a continuous training system, the integration of general and further education for the development of entrepreneurship and business activity in the educational institutions of higher and secondary levels of education. A number of recommendations on the organization of professional space ICT teacher and the use of various forms of work with students in order to effectively transfer knowledge, determine their entrepreneurial potential, and the development of entrepreneurial activity. Modern professional space ICT teacher, especially in applications such areas as business training, should be focused on mutual transfer of technologies in an integrated chain: education science practice.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий»

УДК 004.853, 371.315 ♦ ВАК 08.00.13 ♦ РИНЦ 20.23.25 DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-77-84

Л.А. Данченок, Н.В. Комлева, Ж.Б. Мусатова

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена проблемам организационно-методического моделирования процессов развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций на основе использования Smart-технологий. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов лежат в основе экономического развития общества, при этом основным фактором развития предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи. Предпринимательский задел молодого поколения, созданный за период учебы, обеспечит в последующем десятилетия функционирования бизнеса, приносящего доход не только самому предпринимателю, но и кадровому составу компании и, в целом, стране. Специфика восприятия новым поколением знаний, процесса обучения и формирования профессиональных навыков состоит в том, что их результативность напрямую зависит, а иногда полностью определяется степенью использования информационно-коммуникационных технологий, причем не только в процессе получения и реализации знаний самими обучающимися, но и в работе самих педагогов. Поэтому действенным и современным инструментом достижения цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся является разработка таких форм работы с учащимися, которые стимулировали бы их интерес к предпринимательству за счет активного использования информационных технологий. Представлена организационно-методическая модель подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения. В значительной степени элементы рассмотренной модели успешно реализованы в РЭУ им. Г.В. Плеханова на факультете «Бизнес-школа маркетинга и предпри-

нимательства», осуществляющем обучение бизнес-технологиям в актуальных областях знания для информационного общества и современного состояния экономики — бизнес-аналитики, инновационного и креативного бизнеса, антикризисного и риск-менеджмента, технологичного стратегического управления (программы MBA и мини-МВА, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, курсы профессиональной направленности различной продолжительности; тренинги и мастер-классы). Основная цель - сформировать у слушателей практические навыки и компетенции для управления бизнесом в современных условиях. Реализации цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи должны способствовать совершенствование системы профориентационной работы с обучающимися, создание системы непрерывной подготовки, интеграция общего и дополнительного образования по развитию предпринимательской деятельности и деловой активности в образовательных организациях высшего и среднего уровней образования. Приведен ряд рекомендаций по организации профессионального пространства ИКТ-педагога и применению различных форм работы с обучающимися с целью эффективной передачи знаний, определения их предпринимательского потенциала и развития предпринимательской активности. Современное профессиональное пространство ИКТ-педагога, особенно в таких прикладных направлениях как бизнес-обучение, должно быть ориентировано на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование — наука — практика.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, предпринимательский потенциал, деловая активность, образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Larisa A. Danchenok, Nina V. Komleva, Zhanna B. Musatova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The development of entrepreneurial capacity and business activity of students of educational establishments using information and communication technologies

The article is devoted to problems of organizational and methodical process modeling of the entrepreneurial potential and business activity of students of educational institutions through the use of Smart-technologies. It is noted that the successful implementation of enterprise and business projects are the basis of economic development of society, with the main factor for the development of entrepreneurship in the country in the long term is to develop the entrepreneurial mindset of young people.

Entrepreneurial younger generation reserve created for the period of study, will provide the subsequent decades of business operation, income-not only to the owner, but also the composition of personnel of the company and, in general, the country. The specifics of perception of the new generation of knowledge, learning and the formation ofprofessional skills is that their effectiveness depends, sometimes completely determined by the degree of use of information and communication technologies,

not only in the preparation and implementation of knowledge by the learners, but also in the work themselves teachers. Therefore, an effective and modern instrument for achieving the development goals of the business potential and business students to provide such forms of work with students, which would stimulate their interest in entrepreneurship through the active use of information technologies. The organizational and methodological training model and a set of measures aimed at developing the entrepreneurial potential and business activity of the young generation. To a large extent the elements of our model successfully implemented in REU them. GVPlekhanov at the Faculty of "Marketing Business School and Entrepreneurship", to carry out training business technologies in relevant areas of knowledge for the information society and the modern state of the economy — business intelligence, innovation and creative business, crisis and risk management, technological Strategic Management (MBA program and a mini-MBA, retraining and refresher courses, professional orientation of varying lengths; trainings and workshops). The main purpose — to form students practical skills and

competence for business management in modern conditions. The goal of the entrepreneurial potential and business activity of youth should help to improve the system of vocational guidance work with students, the creation of a continuous training system, the integration of general and further education for the development of entrepreneurship and business activity in the educational institutions of higher and secondary levels of education. A number of recommendations on the organization of professional space ICT teacher and the use of various forms of work with students in order to effectively transfer knowledge, determine their entrepreneurial potential, and the development of entrepreneurial activity. Modern professional space ICT teacher, especially in applications such areas as business training, should be focused on mutual transfer of technologies in an integrated chain: education - science - practice.

Keywords: youth entrepreneurship, entrepreneurial potential, business activity, educational technology, information and communication technologies.

Введение

Предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов лежат в основе экономического развития и формирования дохода страны, совершенствования социальных программ, роста благополучия общества за счет снижения безработицы, увеличения доходов и качества жизни населения. Это - долгосрочная государственная задача[1].

Развитие предпринимательства в современном обществе неразрывно связано с его факторами и задачами, в частности, приоритетами в области инновационного и информационного развития, интеграции с кадровым менеджментом и профессиональным образованием.

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316, с изменениями от 10 августа 2016 г. № 783) включает ряд целевых подпрограмм, среди которых «Развитие малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование инноваций»; «Кадры для инновационной экономики» [2].

Формирование и развитие информационного общества в Российской Федерации обеспечит конкурентоспособность России, развитие социально-экономической жизни общества, а также совершенствование системы бизнес-управления на основе использования информационных технологий.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены такие приоритеты развития информационных технологий как формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг, а также повышение качества образования на основе информационных технологий.

Одним из приоритетов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, является максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, обеспечивающих в том числе перевод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению [3]. В соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, среди целей развития отрасли информационных технологий являются следующие: развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурен-

тоспособной продукции, а также обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями в целях повышения производительности труда [4]. С учетом указанных целей и приоритетов в рамках стратегии сформированы следующие направления деятельности:

- формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования на основе развития и использования информационных технологий;

- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» одним из приоритетов долгосрочной экономической политики является создание высокопроизводительных рабочих мест, что требует соответствующих современных программ обучения.

Особую роль в развитии предпринимательства играют гибкие, способные к быстрому развитию и адаптации к меняющимся условиям, виды предпринимательства - малый и средний бизнес. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждены Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российс-

кой Федерации на период до 2030 г. а также план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии в 2016 и 2017 гг. [5, 6]. Стратегией определена цель - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. В качестве отдельных направлений достижения указанной цели обозначены: стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях; укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Одним из факторов стимулирования предпринимательской активности на огромной территории нашей страны является организация межрегиональных профильных встреч и дискуссий, позволяющих формировать сообщества партнеров, обмениваться опытом по созданию и организации бизнеса, искать новые ниши в бизнесе и пути решения проблем, а также реализовать возможности диалога с представителями федеральной и региональной власти, делового и экспертного сообщества. Так, 27-28 мая 2016 г. во Владимире состоялся «IV межрегиональный экономический форум «Малое и среднее предпринимательство — время быть лидерами». Владимирский межрегиональный экономический форум-2016 - ключевое событие в мире экономики и бизнеса России. Уникальность форума заключается в возможности для всех заинтересованных в процветании страны провести продуктивный диалог с представителями федеральной и региональной власти, деловых кругов, общественных структур, а также международного и российского экспертного сообщества. 16-18 июня состоялся юбилейный XX Петербургский международный экономический форум 2016 «На пороге новой экономической реальности», подтвердивший свой высокий статус в качестве масштабной, авторитетной и востребованной во всем мире площадки

для открытых прямых дискуссий представителей официальной власти, деловых, научных и экспертных кругов различных стран по актуальным проблемам мировой экономики и финансов.

Все это с очевидностью подтверждает потребность в разработке современного организационно-методического инструментария для реализации поставленных задач. Одним из ключевых вопросов в этом аспекте является организационное и методическое обеспечение подготовки компетентных кадров. Достигнуть указанных целей могут только профессионально подготовленные кадры, владеющие не только бизнес - знаниями и навыками, но и актуальными компетенциями в области управления инновациями и информационных компьютерных технологий.

1. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении и стимулировании молодежного предпринимательства

Основным условием развития предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи. Предпринимательский задел молодого поколения, созданный за период учебы, обеспечит в последующем десятилетия функционирования бизнеса, приносящего доход не только самому предпринимателю, но и кадровому составу компании и, в целом, стране.

Решению задач развития молодежного предпринимательства, стимулирования предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи в настоящее время придается огромное значение. Так, в июле 2016 г. глава правительства Д. Медведев подписал распоряжение о выделении 229,5 млн рублей на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мер по содействию развитию молодежного предпринимательства. Также субсидии предназначены для проведения регионального этапа всероссийского конкурса «Молодой предприниматель Рос-

сии», образовательных курсов среди старшеклассников и обучения лиц до 30 лет навыкам ведения предпринимательской деятельности. Вопросам разработки федерального стратегического проекта по развитию технологического предпринимательства среди студентов и молодых ученых была посвящена Стратегическая сессия Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации (2 августа 2016 г.).

Большинство практиков и исследователей при определении понятия «предпринимательство» делают акцент на получение прибыли, однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом [7]. Следует согласиться с авторами, которые отмечают, что предпринимательство — это не всякий бизнес, а стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, выражающиеся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода, поисках возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов [8]. С учетом этого в процессе организации обучения предпринимательству для образовательных организаций следует выделить два основных направления:

- подготовка будущих предпринимателей - людей, готовых основать и нести ответственность за собственный бизнес;

- предпринимательская и инновационная активность самого образовательного учреждения, как современного участника бизнес-процессов в экономике.

Как правило, образовательные организации ориентируются на первое направление, но при этом не берут в расчет существенный фактор успешного обучения: обучающиеся доверяют только тому, кто сам умеет делать то, что преподает. Это напрямую относится не

только к личности преподавателя, но и к образовательной организации - разработчику программы. Имидж современной организации должен включать способность решать следующие задачи:

• генерировать знания, осуществляя исследования в развитии новых областей предпринимательства или новых проблем в уже известных областях бизнеса;

• развивать инновационные методы обучения;

• использовать Smart-техноло-гии в образовательном процессе;

• внедрять результаты исследований по генерации новых знаний в практику работы с обучаемыми по развитию у них предпринимательских навыков и деловой активности.

Реализовать эти задачи позволит использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как в системе управления образовательной организации, так и на всех стадиях организации учебного процесса.

Основной кадровый потенциал для развития молодежного бизнеса формируется в среде обучающихся в образовательных организациях разного уровня: среднего общеобразовательного, среднего профессионального и высшего образования. Различие этих уровней с точки зрения зрелости и готовности к предпринимательству и использованию информационно-коммуникационных технологий значительно, что требует дифференцированного подхода как к организации учебного процесса, так и методическому его обеспечению.

Реализации цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи должны способствовать совершенствование системы профориен-тационной работы с обучающимися, создание системы непрерывной подготовки, интеграция общего и дополнительного образования по развитию предпринимательской деятельности и деловой активности в образовательных организациях высшего и среднего уровней образования. Такая интеграция невозможна без использования ИКТ. Процесс формирования нарастающей цепочки знаний на основе ИКТ

позволит избежать повторов в изложении материала, будет способствовать координации и интегрированному управлению знаниями с возможностью своевременного устранения пробелов, актуального, не зависящего от издательских и территориальных ограничений профессионального консультирования.

В настоящее время одним из актуальнейших вопросов является поиск методов обучения, позволяющих повысить его результативность [9]. Специфика восприятия новым поколением знаний, процесса обучения и формирования профессиональных навыков состоит в том, что их результативность напрямую зависит, а иногда полностью определяется степенью использования ИКТ, причем не только в процессе получения и реализации знаний самими обучающимися, но и в работе педагогов. Поэтому действенным и современным инструментом достижения цели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся является разработка таких форм работы с учащимися, которые стимулировали бы их интерес к предпринимательству за счет активного использования информационных технологий.

Электронные формы обучения обладают значительными преимуществами:

- динамично вписываются в систему традиционного образования для всех форм обучения;

- способствуют повышению качества традиционного образования, дополняя и развивая его электронными инструментами;

- позволяют самостоятельно изучать учебный материал в удобной форме и в любое удобное время.

Все это с очевидностью подтверждает необходимость создания эффективной организационно-методической модели подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения. Важнейшая роль в этом процессе отводится применению современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Подходы к формированию

организационно-

методической

модели развития

предпринимательского

потенциала и деловой

активности обучающихся

образовательных

организаций

Каждая возрастная категория обучающихся требует особого научно обоснованного подхода к определению общего интеллектуального развития и склонностей к конкретным предметам изучения, к оценке возможных воздействий для раскрытия их творческого потенциала. В этой связи особую актуальность приобретают принципы организации мероприятий по поиску и поддержке талантливой молодежи [10].

Одной из задач при построении организационно-методической модели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций является выявление предрасположенности обучающихся к предпринимательской деятельности. Дифференциация обучающихся по уровню готовности к ведению предпринимательской деятельности позволит для каждой группы сформировать индивидуальную программу стимулирования и развития предпринимательского потенциала и воспитания стремления к деловой активности в различных областях бизнеса, наиболее отвечающих их способностям и устремлениям. Необходима разработка адаптивной методики, интегрирующей преимущества используемых в этой области отдельных приемов и методов.

Разработка программ профессионального обучения предпринимательству включает разработку рекомендаций по ее основным содержательным элементам, среди которых особое место должно быть отведено реальным бизнес-технологиям: запуска стартапов, ведения предпринимательской деятельности, аудита и оценки ее эффективности, управления изменениями и развития бизнеса, антикризисного управления и риск-менеджмента,

а также технологиям бизнес-аналитики и информационным технологиям [11]. Разработке таких рекомендаций предшествует формирование списка компетенций, необходимых всем участникам процесса обучения: будущим предпринимателям и педагогам.

Реализация программы обучения обеспечивает доставку знаний обучаемым с применением классических и дистанционных технологий обучения и предполагает активное использование открытых электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, а также интерактивных методов обучения, симулято-ров, бизнес-игр и кейсов, проведение расчетов с использованием профессиональных пакетов прикладных программ и методов продвижения в Интернет. Изучение возможности использования открытых образовательных ресурсов, профессиональных и сетевых сообществ в образовательном процессе открывает новые возможности для преподавания в соответствии с требованиями современного информационного общества, предоставляет дополнительные инструменты для коллективного общения и сотрудничества.

Разрабатываемая модель включает также ряд других составляющих, таких как описание необходимой материально-технической базы обучения, характеристику конкретных мер по стимулированию преподавателей к работе с творческой молодежью.

Одним из важнейших структурных элементов модели развития предпринимательского потенциала должна быть организация переподготовки или повышения квалификации преподавателя не только в специализированной профессиональной области, но и в сфере применения ИКТ. Для преподавателя с таким уровнем компетенций необходима комплексная организация его рабочего пространства, включая электронные базы данных, программные продукты и системы. С этой целью должны быть разработаны рекомендации по организации профессионального пространства ИКТ-педагога по развитию предпринимательской деятельности обучающихся, ориентированного

на проведение научных исследований и максимальное использование их результатов в образовательном процессе и практической деятельности. При этом важно обеспечить дифференциацию программ для различных категорий преподавателей: ИКТ-педагогов; преподавателей экономики, управления, предпринимательства из школ, колледжей, вузов. Модель также предполагает разработку программного продукта по обучению преподавателей различных категорий, обеспечивающих развитие предпринимательской деятельности и деловой активности обучающихся.

Основой при разработке организационно-методической модели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций должен стать высокий уровень результативности обучения, которому способствует соблюдение ряда принципов:

- гармонизация элементов классического образования и новых образовательных систем и технологий,

- направленность на формирование у обучаемых социально значимых и требуемых современной экономике компетенций за счет владения исследовательскими технологиями и методами стратегического предвидения;

- стимулирование у обучающихся компетенций, направленных на развитие и генерацию идей в сфере бизнеса и предпринимательства;

- активное использование Smart-технологий в обучении и в дальнейшей работе по созданию и ведению малого бизнеса и организации предпринимательской деятельности.

- организация информационного и профессионального пространства педагогических кадров.

- повышение доступности качественного образования на основе интегрированных методик выявления, формирования и стимулирования предпринимательского потенциала и ИКТ для территориально удаленных образовательных организаций.

Разработка на основе представленных выше и подходов и

принципов формирования организационно-методической модели подготовки и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательского потенциала и деловой активности молодого поколения, позволит достичь конкретных результатов.

1) Выявление и оценка предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся позволит оценить их предпринимательский потенциал и деловую активность, готовность к эффективному обучению процессам создания и ведения малого бизнеса и предпринимательства.

2) Определение состава компетенций у молодежи, необходимых для создания и ведения малого бизнеса и организации предпринимательской деятельности, будет способствовать повышению эффективности системы базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений.

3) Формирование перечня компетенций, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения по общеразвивающей программе по вопросам создания и ведения малого бизнеса и организации предпринимательской деятельности, позволит реализовать дифференцированный подход в обучении в соответствии с имеющимся предпринимательским потенциалом обучаемого и целями обучения.

4) Программа обучения молодежи по развитию у них предпринимательского потенциала и деловой активности, разработанная для различных категорий обучающихся и дифференцированная по направлению и уровню подготовки обучаемого, даст возможность наиболее эффективно распределить объем и виды учебной работы, сформировать методику оценки получаемых знаний и навыков, качества и результативности обучения.

5) Дифференциация подготовки обучаемых будет достигнута за счет подключения необходимых учебных модулей программы, адаптированных образовательных технологий, применения различных форм обучения и организации самостоятельной работы, что

позволит на практике реализовать индивидуальные образовательные траектории.

6) Учебный план обучения молодежи по вопросам создания и ведения малого бизнеса и организации предпринимательской деятельности позволит реализовать вариативность обучения и обеспечит возможность выбора обучаемыми последовательности и времени изучения учебных модулей и иных видов учебной деятельности.

7) Учебно-методический комплекс, включающий учебно-методические и контрольно-измерительные материалы, позволит обеспечить реализацию программы в полном объеме. В основу разработки учебно-методического комплекса положена концепция использования открытых электронных образовательных ресурсов в учебном процессе и методического обеспечения интерактивных форм обучения. Учебно-методический комплекс включает учебно-методические и контрольно-измерительные материалы, подготовленные как в твердой копии, так и на электронных носителях информации. Ориентирован на различные категории обучаемых и формы обучения и организации самостоятельной работы. Является основой для создания открытого электронного онлайн курса в соответствии с международными образовательными стандартами и методиками создания и актуализации контента дисциплин.

8) Электронный учебный курс, созданный на базе разработанного учебно-методического комплекса по общеразвивающей программе по вопросам создания и ведения малого бизнеса и организации предпринимательской деятельности, позволит обучаемым получать знания в любое удобное для них время и послужит цели повышения качества получаемых знаний в реализации технологии смешанного обучения. Формирование электронных курсов включает в себя такие возможности как создание структуры курса, блоков тестирования, интеграцию внешних программ, поддержку популярных стандартов и спецификаций, включение в публикацию файлов различных форматов и т.д. Инструменты создания курсов

позволяют вставлять различные объекты: тексты, рисунки, таблицы и др., а также создавать не только интерактивные практикумы, но и простые ситуационные игры, при этом протестировать умения обучаемых, показать им правильные действия или модель поведения при работе с системой или решении других задач.

В основу разработки организационно-методической модели развития предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций положена концепция гармонизации преимуществ и инструментария классического образования и новых образовательных систем и технологий, информационного и профессионального пространства педагогических кадров, среды обучения для различных категорий обучающихся.

3. Формирование и закрепление предпринимательских навыков обучающихся

Организационно-методическая модель и проведение мероприятий по формированию и закреплению предпринимательских навыков обучающихся на основе практики/стажировки предполагает проведение занятий и состязаний для учащихся, позволяющих связать проблему развития предпринимательских способностей обучающихся с развитием креативного класса:

- тематические уроки и практикумы по профилирующим дисциплинам позволят углубить знания;

- проведение интеллектуальных проектных конкурсов будет способствовать формированию и закреплению предпринимательских навыков обучающихся на основе практики/стажировки в условиях бизнес-инкубатора, осуществлению предпринимательских проектов - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения, получению дополнительных знаний из других областей, нахождению единомышленников, организации совместных проектных групп из обучающихся и привлеченных специалистов.

Система обучения включает ро-

левые тренинги, управленческие игры, «живые» семинары, презентации бизнес-проектов и диалоговые лекции, кейс-анализ, решение практических задач.

Таким образом, практико-ори-ентированные и «живые» технологии обучения, сочетание элементов классического бизнес-образования и опНие-технологий способствуют индивидуализации траектории обучения и формированию у обучаемых требуемых компетенций в области предпринимательской деятельности и деловой активности, созданию и ведению бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Организационно-методическая модель и проведение мероприятий по формированию и закреплению предпринимательских навыков обучающихся позволит сформировать систему профильной подготовки обучающихся образовательных организаций в области предпринимательской деятельности и будет способствовать:

• повышению интереса учащейся молодежи к предпринимательской деятельности;

• ранней профориентации школьников на выбор профессии;

• выявлению одарённых детей и молодёжи для дальнейшего развития их потенциала и практических навыков в области экономики и предпринимательства, вовлечения их в предпринимательскую среду через партнерство между бизнесом, государственной властью и образованием;

• повышению качества профильного образования в области предпринимательской деятельности на базе активного использования информационных и коммуникационных технологий;

• «погружению» инновационного творчества обучаемых в образовательный процесс и формированию таким образом локальной экосистемы инновационного предпринимательства в самой образовательной организации;

• стимулировать интерес и создать систему непрерывной подготовки по развитию предпринимательской деятельности с использованием ИКТ в образова-

тельных организациях высшего и среднего уровней образования, а также населения в целом.

В значительной степени рассматриваемый подход и элементы модели в рамках дополнительного профессионального образования успешно применяются в РЭУ им. Г.В. Плеханова на факультете «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства», осуществляющем обучение в особых сферах - бизнес-аналитики, инновационного и креативного бизнеса, антикризисного и риск-менеджмента, технологичного стратегического управления (программы MBA и мини-МВА, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, курсы профессиональной направленности различной продолжительности; тренинги и мастер-классы). Основная цель - сформировать у слушателей практические навыки и компетенции для управления бизнесом в современных условиях, при этом максимально используя в учебном процессе возможности электронного обучения - электронных методических материалов, средств доставки и проверки знаний, а также программного обеспечения будущей деятельности предпринимателя, включая программные

возможности профессиональной бизнес-аналитики. Факультет использует ряд принципов, определяющих прикладную результативность и актуальность программ:

- приоритет бизнес-аналитики в учебных планах;

- приоритет в учебных планах управленческих и информационно-технологических инноваций;

- большинство программ авторские, гарантирующие профессиональную ответственность и контакты в профессиональной среде;

- курсы и методики опытных практиков в области маркетинга, продаж, предпринимательства, управления позволяют сразу применять полученные знания в работе;

- сочетание элементов классического бизнес-образования и новых технологий; в формах обучения приоритет - живым семинарам и диалоговым лекциям, анализу кейсов и проектов, ролевым тренингам, решению практических задач с использованием профессионального ПО;

- использование электронной базы методических материалов и открытых информационных ресурсов;

- творческая атмосфера делового очного и виртуального общения слушателей и преподавателей, включая формирование сообществ в социальных сетях для обмена опы-

том и установления партнерства.

Программы «Бизнес-школы маркетинга и предпринимательства» РЭУ им. Г.В. Плеханова ориентированы также на получение необходимых предпринимателям навыков деловых коммуникаций, включая технику публичных выступлений, подготовки текстов для СМИ и интернета, делового английского языка.

При этом программы разработаны на основе международного и отечественного опыта бизнеса, с учетом современных реалий предпринимательства и текущего российского законодательства. Команда бизнес-школы состоит из практиков ведущих консалтинговых, финансовых, аудиторских и промышленных компаний; владельцев бизнеса, маркетологов; бизнес-тренеров, коучеров, владеющих навыками применения ИКТ в профессиональной деятельности.

Рассмотренные в статье подходы к разработке организационно-методической модели формирования и закрепления предпринимательских навыков обучающихся, программные продукты и разрабатываемые методики смогут применяться в любых образовательных учреждениях по обучению учащихся и педагогов предпринимательской деятельности.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok. html

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316, с изменениями от 10 августа 2016 г. N 783. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.m/minec/about/stmcture/ depStrategy/doc20130408_01

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html

4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii 7 maya 2012 goda № 596 "O dolgosrochnoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj politike". [Electronic resource]. -Available at: https://rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html (in Russ.)

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "EHkonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ehkonomika", utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 316, s izmeneniyami ot 10 avgusta 2016 g. N 783. [Electronic resource]. - Available at: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depStrategy/doc20130408_01 (in Russ.)

3. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r. [Electronic resource]. -Available at: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (in Russ.)

4. Strategiya razvitiya otrasli informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda, utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot

1 ноября 2013 г. N 2036-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/8024/

5. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb. gov.ru/mediacenter/bisnessnews/?action=show&id=17746

6. Доклад o мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Москва, Кремль, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5 d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

7. Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

8. Мелихов В.Ю. Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса // Креативная экономика, № 4 (28), 2009, С. 42-45.

9. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMART-обуче-ние: основные принципы организации учебного процесса // Открытое образование, 2014, № 1, С. 70-74.

10. Комлева Н.В., Лебедев С.А. Разработка системы подготовки и проведения комплекса мероприятий по развитию творческих способностей и профильному обучению в сфере ИТ для образовательных организаций города Москвы. Тезисы XVI международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования) 02-03 февраля 2016 года.

11. Мхитарян С.В. Клиентская аналитика в современном маркетинге // Проблема конвергенции математических и экономических знаний: сборник научных статей участников ежегодной Международной научно-методической конференции «Гармонизация образовательной и научной деятельности как направление стратегического развития вузов» - М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2015 - С. 55-59.

12. И. И. Скоробогатых, Ж Б. Мусатова. СМАРТ-маркетинг: технологии, инструменты, оценка эффективности // Казанский экономический вестник. -2015. - №5(19). - С. 92-96.

Сведения об авторах

Лариса Александровна Данченок,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета Бизнес-школа Маркетинга и предпринимательства Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Эл. почта: Danchenok.LA@rea.ru Нина Викторовна Комлева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления

информационными системами и программирования,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Эл. почта: Komleva.NV@rea.ru

Жанна Борисовна Мусатова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

Маркетинга,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Эл. почта: Musatova.ZHB@rea.ru

1 noyabrya 2013 g. N 2036-r. [Electronic resource]. -Available at: http://government.ru/docs/8024/ (in Russ.)

5. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva na period do 2030 goda. [Electronic resource]. - Available at: http://smb.gov.ru/mediacenter/bis nessnews/?action=show&id=17746 (in Russ.)

6. Doklad o merah po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii. Moskva, Kreml', 2015. [Electronic resource]. - Available at: http:// www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a 2889cfc43d6aae9.pdf (in Russ.)

7. G.L. Bagiev, A.N. Asaul. Organizaciya predprinimatel'skoj deyatel'nosti. Uchebnoe posobie/ Pod obshchej red. prof. G.L. Bagieva. - SPb.: Izd-vo SPbGUEHF, 2001. - 231 P. (in Russ.)

8. Melihov V.Yu. Predprinimatel'skij universitet: integraciya nauki i biznesa // Kreativnaya ehkonomika, № 4 (28), 2009, Pp. 42-45. (in Russ.)

9. DanchenokL.A., NevostruevP. Yu. SMART-obuchenie: osnovnye principy organizacii uchebnogo processa // Otkrytoe obrazovanie, 2014, № 1, Pp. 70-74. (in Russ.)

10. Komleva N.V., Lebedev S.A. Razrabotka sistemy podgotovki i provedeniya kompleksa meropriyatij po razvitiyu tvorcheskih sposobnostej i profil'nomu obucheniyu v sfere IT dlya obrazovatel'nyh organizacij goroda Moskvy. Tezisy XVI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii". (Primenenie tekhnologij "1S" v usloviyah modernizacii ehkonomiki i obrazovaniya) 0203 fevralya 2016 goda. (in Russ.)

11. Mhitaryan S. V. Klientskaya analitika v sovremennom marketinge // Problema konvergencii matematicheskih i ehkonomicheskih znanij: cbornik nauchnyh statej uchastnikov ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Garmonizaciya obrazovatel'noj i nauchnoj deyatel'nosti kak napravlenie strategicheskogo razvitiya vuzov» - M.: Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF, 2015 - Pp. 55-59. (in Russ.)

12. I.I. Skorobogatyh, Zh.B. Musatova. SMARTmarketing: tekhnologii, instrumenty, ocenka ehffektivnosti // Kazanskij ehkonomicheskij vestnik. -2015. - №5 (19). - Pp. 92-96. (in Russ.)

Information about the authors

Larisa A. Danchenok

Doctorate of Economic Sciences, Professor, Dean of the faculty "Business school marketing and entrepreneurship" Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russia E-mail: Danchenok.LA@rea.ru Nina V. Komleva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Information Systems Management and Programming

Plekhanov Russian University of Economics Moscow, Russia E-mail: Komleva.NV@rea.ru Zhanna B. Musatova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Marketing

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia E-mail: Musatova.ZHB@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.