Научная статья на тему 'Развитие правовой культуры личности'

Развитие правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / LEGAL CULTURE OF PERSONALITY / JURAL THINKING / LAW / VALIDITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасартова М. М.

В статье рассматривается проблема развития правовой культуры личности в современном обществе. Дана характеристика видов правовой культуры, а также затронута проблема соотношения права и нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие правовой культуры личности»

Карасартова М.М.

Старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Карагандинский государственный технический университет

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития правовой культуры личности в современном обществе. Дана характеристика видов правовой культуры, а также затронута проблема соотношения права и нравственности.

Ключевые слова: правовая культура личности, правовое мышление, право, справедливость, нравственность.

Keywords: legal culture of personality, jural thinking, law, validity, morality.

Проблема правовой культуры личности является одной из актуальных проблем в современной философско-правовой науке. Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Без формирования правовой личности не может быть правового государства.

Российский исследователь А.К. Черненко отмечает, "...борьба за человека, который в полной мере может носить имя правовой личности, приобретает все большую значимость " [1, 94].

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида: правовая культура общества; правовая культура личности; правовая культура профессиональной группы.

Правовая культура общества - разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура личности способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от: степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества; специфики профессиональной деятельности; индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Профессиональная правовая культура или правовая культура профессиональной группы - одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы);

она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Однако нужно проводить различие между профессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весь правовой материал. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знать требования морали, основные права и обязанности, устанавливаемые конституцией и другими законами.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права. Обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим нормам, следование их требованиям.

Уверенность лица в необходимости, обоснованности и справедливости законов, уважение к ним становятся составной частью его личных убеждений. У него вырабатывается готовность и все новые законы воспринимать как необходимые, обоснованные и справедливые. Постепенно формируется привычка не задумываться каждый раз над тем, почему следует исполнять закон. Привычка соблюдать законы становится для него внутренней потребностью.

Право оценивает как положительное любое поведение, соответствующее его требованиям. Однако с нравственной точки зрения представляется важным выявление действительных мотивов такого поведения. Если человек не нарушает нормы права вследствие страха перед угрозой наказания, то это еще не означает, что он обладает необходимой правовой культурой.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; знание действующих законов (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); соблюдение, исполнение или использование этих законов; осознание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе; деятельность по пресечению правонарушений; преодоление правового нигилизма и т. д.

Исходя из содержания правовой культуры личности, можно выделить три группы элементов, которые следует рассматривать в неразрывном единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческая деятельность индивида в правовой сфере. Первые представляют собой систему взглядов на действующее или желаемое право и иные правовые явления, на правовую жизнь в целом. В теоретическом, системном выражении правовые представления составляют правовую теорию, которая является ведущей стороной правовой культуры. Позитивное эмоциональное отношение личности к праву и правовым явлениям представляет собой правовое чувство, которое вместе с настроением, психологическим складом, привычками и традициями в сфере действия права составляет социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.

Говоря о правовой личности, следует затронуть еще одну проблему - проблему соотношения права и нравственности. Мораль и право относятся к таким социокультурным феноменам, которые считаются базисными, основополагающими. В контексте определенных социальных отношений, причем с содержательной точки зрения, право представляет собой некоторый минимум нравственности, но минимум для всех обязательный. Право не просто включает в себя нравственные ценности, но и берет на себя миссию защиты этих ценностей.

Право, и нравственность глубоко связаны с понятием справедливости, когда справедливость выступает как правовое понятие, санкционирующее определенные общественные отношения, правила поведения и действия людей. В современном мире любые представления о справедливости, несмотря на свою специфичность, в той или иной степени опосредованы так называемыми общечеловеческими ценностями и представлениями.

Впервые структурный подход к анализу морали и права, их соотношению, применил Э. Дюркгейм. Для Дюркгейма нравственность, право, прежде всего, представляются не как конкретно-содержательные феномены, а как формальные структуры. Нравственность, коллективное сознание — это несущие конструкции социальной реальности. Роль нравственности как первичного, необходимого и инвариантного условия социальной жизни Дюркгейм подчеркивает следующим тезисом: "Существование любой группы предполагает наличие нравственных правил" [2,30]. Этот тезис свободен от узости конкретно-исторических отождествлений и морализаторских оценок. Многие исследователи считают право обязательным атрибутом современного общества. Так, по мнению Т. Парсонса в отличие от досовременных обществ, где "законодательство как дифференцированная функция почти не существует" в современных обществах "легитимизация постоянно осуществляемой законодательной функции... представляет собой отличительный признак современного развития" [3, 34].

Мораль и право - это два разных ответа на одну и ту же проблему новой регуляции человеческой жизнедеятельности в изменившихся условиях человеческого существования. Право выражает необходимость внешнего социального, принудительного контроля за индивидом, мораль допускает возможность внутреннего нравственного самоконтроля индивида. Мораль и право являются важнейшим нормативным основанием самоорганизации общества. Первостепенной задачей является формирование у личности правового сознания в интересах построения цивилизованного общества.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного и свободного, требует установления общеобязательных норм поведения, очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного, требует юридических мер для обеспечения права.

По мнению Л. Кольберга, критерием нравственной зрелости выступает переход от конкретных правил поведения к абстрактным этическим принципам. Он дает трехуровневую классификацию нравственного и правового сознания. На первом уровне -человек не отличает нравственность от закона (для определенных обществ закон справедлив уже потому, что он признан законом). Второй уровень предполагает такую ситуацию, когда учитываются мотивы действий человека, различается зло, причиненное проступком, от последующего наказания, т.е. человек выполняет законы, так как считает, что они поддерживают порядок в обществе. И, наконец, третий уровень - индивидуальное законотворчество: осознается различие между ценностями социального порядка и общечеловеческой этикой, между конкретными законами и принципами справедливости

[4].

Данные ступени формирования правового сознания формируются образованием и воспитанием, когда право осознается как когнитивная задача.

Правовая культура личности — сложное комплексное свойство личности, во многом определяющее положительную направленность ее действий и поступков в ситуациях, имеющих правовое содержание. Вопрос о правовой культуре личности - это, по существу, вопрос о поведении человека в сфере права. Поведенческий аспект правовой культуры личности напрямую зависит от духовно-правовой, идеологической, психологической заданности того или иного типа правового сознания личности.

Правовая культура формируется всем комплексом условий жизни общества, обогащает личность и выражается в умении адекватно ориентироваться в различных правовых ситуациях. Правовая культура личности - это, прежде всего, степень овладения его правом в ее общественно-значимой деятельности. Под овладением в данном случае понимается как усвоение человеком чего-либо, так и преобразование усвоенного, его реализация в общественной практике.

Правовая культура личности намного шире, чем знание права и убежденность в его необходимости и справедливости, а также интеллектуальная и эмоциональная готовность подчиниться требованиям нормативного акта, поскольку она концентрирует в себе нравственность и право.

На наш взгляд, правовая культура личности проявляется как в уважении к закону, так и в критическом, преобразующим, нравственном осмыслении закона с точки зрения выражения последним общечеловеческих ценностей, естественных прав и свобод личности. В этом видится нам трудность понимания правовой культуры личности. С одной стороны - это позитивное, положительное отношение к праву, признание его ценности, а с другой - критическое осмысление его.

Литература

1.Черненко А.К. Философия права. Новосибирск, 1997. С. 94.

2.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. С. 30.

3.Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-пресс, 1998. С.34.

4.Кольберг Л. Право как социальное явление.- М., 2001. 377с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.