Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся средней школы в процессе обучения физике'

Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся средней школы в процессе обучения физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛУЧЕНИИ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ / НАВЫКОВ / ПОТРЕБНОСТЬ В САМОВЫРАЖЕНИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ / ГОТОВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / COGNITIVE ACTIVITY / THE NEED TO OBTAIN KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / THE NEED FOR SELF-EXPRESSION AND SELF-REGULATION / INDEPENDENT CHOICE OF PRIORITIES AND WILLINGNESS TO CARRY OUT SELFCONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевских Н. В.

Процессы развития и саморазвития связаны. Чтобы эту связь установить, необходимо соотнести критерии и показатели таких качеств личности, как познавательная самостоятельность и познавательная активность. Репродуктивная, поисковая и исследовательская виды деятельности позволяют перевести учащихся с актуального на потенциальный уровень развития, сформировав у них познавательную самостоятельность. Новый уровень поисковой и исследовательской деятельности школьников, включающий элементы творчества, продолжает развивать у учащихся внутренние аспекты познавательной самостоятельности и активности, которые формируют способность к самопознанию и самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES OF DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT ARE LINKED

To the contact set, it is necessary to relate the criteria and indicators of such personal qualities as cognitive independence and cognitive activity. Reproduction, search and research activities allow the transfer of students from the actual to the potential level of development, thus they have cognitive independence. A new level of exploration and research activity of schoolboys, including elements of creativity, continues to develop in students the internal aspects of cognitive independence and activity, which form the ability to self-knowledge and self-organization.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся средней школы в процессе обучения физике»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Редакторы раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 37.026

Andrievskih N.V. THE PROCESSES OF DEVELOPMENT AND SELF-DEVELOPMENT ARE LINKED. To the contact set, it is necessary to relate the criteria and indicators of such personal qualities as cognitive independence and cognitive activity. Reproduction, search and research activities allow the transfer of students from the actual to the potential level of development, thus they have cognitive independence. A new level of exploration and research activity of schoolboys, including elements of creativity, continues to develop in students the internal aspects of cognitive independence and activity, which form the ability to self-knowledge and self-organization.

Key words: cognitive independence, cognitive activity, the need to obtain knowledge, abilities, skills, the need for self-expression and self-regulation, independent choice of priorities and willingness to carry out selfcontrol.

Н.В. Андриевских, аспирант каф. теории и методики обучения физике, Челябинский гос. педагогический

университет, г. Челябинск, E-mail: anata72@list.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Процессы развития и саморазвития связаны. Чтобы эту связь установить, необходимо соотнести критерии и показатели таких качеств личности, как познавательная самостоятельность и познавательная активность. Репродуктивная, поисковая и исследовательская виды деятельности позволяют перевести учащихся с актуального на потенциальный уровень развития, сформировав у них познавательную самостоятельность. Новый уровень поисковой и исследовательской деятельности школьников, включающий элементы творчества, продолжает развивать у учащихся внутренние аспекты познавательной самостоятельности и активности, которые формируют способность к самопознанию и самоорганизации.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, познавательная активность, потребность в получении знаний, умений, навыков, потребность в самовыражении и саморегуляции, самостоятельный выбор приоритетов, готовность осуществлять самоконтроль.

Процессы развития и саморазвития учащихся невозможны без формирования таких качеств личности как активность и самостоятельность. Тенденция усиления внимания к процессам развития творческой активности учащихся, учитывающей индивидуальные особенности школьников, закономерна, потому что школа призвана не только формировать у учащихся исходные базовые знания и умения, но и прививать школьникам умения самостоятельно их получать и развивать в дальнейшем.

Следует отметить, что до 60-х годов XIX века вопрос о развитии познавательной самостоятельности возникал многократно, обсуждался в литературе, становился причиной выдвижения разного рода идей, однако системного подхода к анализу данного феномена не было. Тенденция к всестороннему рассмотрению понятия «познавательная самостоятельность» наметилась много позже в связи с исследованиями психологической составляющей этого понятия А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном [1; 2].

Учёными были выявлены важные факторы, влияющие на познавательную деятельность учащихся, имеющую структуру, адекватную образовательным задачам. К таким факторам они отнесли: мотивы учения; операционную базу для выполнения действий; обобщённые умения; сформированные качества личности (познавательную самостоятельность и познавательную активность), способствующие успешному выполнению учебно-

познавательной деятельности. Они доказали, что без активности самого школьника развитие такого качества личности, как познавательная самостоятельность невозможно.

Вместе с тем, развитая познавательная самостоятельность формирует познавательную активность, которая влияет на процесс саморазвития личности. Изучая новый материал, самостоятельно овладевая новыми действиями и операциями, ученик активно трансформирует их так, что усвоенное ранее, приобретает новый смысл.

Для отслеживания критериев и показателей сформирован-ности познавательной самостоятельности и активности учащихся средней школы в процессе выполнения ими учебных заданий по физике, учителю нередко приходится вникать в сам процесс обучения, не ограничиваясь только контролем конечного результата его деятельности.

В процессе познавательной самостоятельной деятельности при обучении физике у учащихся формируются такие качества личности, как интегральная индивидуальность, мотивационная активность и самостоятельность [3]. Эти качества личности характеризуются индивидуальным стилем деятельности обучаемого, который осваивает учебные элементы знаний и умения не только самостоятельно, но и с учетом своего опыта в соответствии с собственными ценностями и ориентирами.

На первом этапе они обеспечивают ему «зону неопределенности деятельности», отмечает В.С. Мерлин, в соответствии с промежуточными образовательными целями. На следующем этапе учебного познания (в «зоне определённости деятельности») формируется совокупность действий в соответствии с системой требований к способам овладения знаниями и умениями, обусловливающих успешность их выполнения. В процессе поиска наиболее эффективных форм, методов и средств обучения, вся это деятельность способствует развитию познавательной активности и самостоятельности на более высоком уровне [4].

И познавательная самостоятельность, и познавательная активность, как отмечалось выше, связаны, более того, они обуславливают друг друга. Самостоятельность как одно из качеств личности развивается в процессе её познавательной деятельности, с одной стороны, с другой, - эффективность этого развития обеспечивается уровнем познавательной активности, влияющим на саморазвитие субъекта.

Мотивированная и целенаправленная познавательная деятельность может быть эффективной лишь в том случае, если ученик не только знаком со структурой этих действий, но и умеет их применять на практике. Поэтому одним из условий, определяющим уровень познавательной самостоятельности и активности школьника, является знание учебных действий, умений их выполнять на практике.

Проведенный анализ понятий «познавательная самостоятельность» и «познавательная активность», убеждает в том, что оба они характеризуют качества развивающейся и саморазви-вающейся личности и проявляются в деятельности. Связь этих понятий очевидна, вместе с тем, она не однозначна. Различия между ними можно осмыслить глубже, если соотнести их с такими понятиями, как «развитие» и «саморазвитие».

В развивающем обучении перевод ученика с уровня актуального на уровень потенциального развития через «зону ближайшего развития» будет эффективным, если сформировать у него познавательную самостоятельность. Успешность этого процесса зависит от того, как мотивирован ученик на выполнение определённого действия, каковы у него потребности в получении знаний и умений, как сформированы способы владения ими.

С другой стороны, успешность этого процесса во многом зависит от того, как учитель профессионально готов к деятельности по развитию у учащихся готовности и способности применять их на практике. Иными словами, насколько учитель владеет общекультурными и профессиональными компетенциями (в соответствии с ФГОС вПо) для организации разноуровневой познавательной деятельности школьника: от репродуктивной к поисково-исследовательской, способствующей развитию его познавательной самостоятельности [5].

Выделим признаки, по которым можно отследить процесс формирования и развития познавательной самостоятельности

Качества с а м о р а з в и в а ю ш е й с я личности

ПРНЗНДІГИ

Я САМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

СтреШКНЕЕ

ГЛУбОКО

разобраться

в суш

ТВ 13 ч иї

Умение

■самоспжгельа^ю

деятельность

ПРИЗНАКИ

Способность

ПстребШЭСаЪ

в симовыра-

н с&иорегу-

Готаяшхтъ осуш естюяпь шзясшшую деятельность

Сяииспы-

тельныж

выбор

Іфїтрше-

тов

Способность ж пповжкть купкстн-лять творчвсную н нвсидовдтеяьасуи деятельность

Виды самостоятельной познавательной деятельности

□Еятелъвость

Сознзтелыгав поспеши □елей н извч

Готовность

осуществлять

Г.?М~іГТЕІ ІН ^! П ПТі

е самооценку своей деятельности;

Вилы рациональной самостоятельной познавательной деятельности

Пое повія □еятель-ность

Деггепьзжтыю

гшготеш, мецттнровгжню ЯШИ1 ДНЕ,

Пшсеовіі

ЛЁЯТе.ТЬ-

ность

Технологии развнвлгсшего обучения

Исслвдова-

тельсаад

деятельность

Творчегадя

деятельность

Технологии саноразвнвлюшего 0&учЄШІЯ ф][ЇПКЄ

Рис. 1. Структурно-логическая схема развития и саморазвития качеств личности ученика

учащихся (рис. 1). Каждый признак соответствует определённому критерию сформированности понятия «познавательная самостоятельность». К таким критериям можно отнести: потребность в получении знаний и умений; способность применять их на практике; стремление глубоко разобраться в сути явлений, закономерностей; умение организовать свою самостоятельную деятельность, в том числе поисковую.

Перевод ученика на уровень потенциального развития через «зону ближайшего развития», разделяющую актуальный и потенциальный уровни, невозможен без хорошо продуманной самостоятельной деятельности учащихся в условиях технологий развивающего обучения. Г.К. Селевко, обобщая авторские технологии, которые уже внедрены в образовательный процесс других школ, лицеев, гимназий, колледжей, выделяет технологии диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востряков); развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей (И.П. Волков, Г.С Альт-шуллер, И.П. Иванов) и др. [6]. Опыт применения таких технологий в обучении учащихся средней школы убедил исследователей в том, что в процессе их использования у учащихся развивается не только познавательная самостоятельность, но и познавательная активность.

К основным признакам (критериям) характеризующим познавательную активность можно отнести: потребность в самовыражении и саморегуляции; самостоятельный выбор приоритетов; сознательную постановку целей и задач обучения; спо-

собность и готовность осуществлять творческую и исследовательскую деятельность; готовность осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Для того чтобы сформировать у учеников внутреннюю активность, необходимо перевести их на более высокий уровень учебного познания, основными признаками которого служат: стремление понять, запомнить и воспроизвести знания; выявить смысл изученного материала; проникнуть в сущность явления, закономерности; готовность переносить полученные знания в незнакомую ситуацию. Для осуществления такой деятельности в процессе обучения физике необходима реализация идеи «Я -концепция» [7] на основе технологий саморазвития Ухтомского - Селевко [8].

Таким образом, саморазвивающаяся личность формируется в процессе познавательной деятельности в условиях технологий развивающего и саморазвивающего обучения на основе таких качеств личности как познавательная самостоятельность и познавательная активность.

Изученная литература по проблеме саморазвития школьников [2; 3; 6], позволила выделить и обобщить признаки познавательной самостоятельности и познавательной активности, установить связи между ними (рис. 2).и активности учащихся средней школы

Эта связь обусловлена взаимным их влиянием. Человек, обладающий познавательной самостоятельностью, может развить у себя познавательную активность. С другой стороны, об-

п о К А 3 А Т

11 11 Л

* Устранение пре- • Выбор наиболее • Генерирование

пятствии: значимые: н инте- идеи.

• Поэтапное разре- ресных. гаданий. • ПрО&ДЕаСЕИСйЬ н

птд гпгд пр А~ТИТ<~Т- прооленц <дг:нла-ьжиіь от-

втпг • Выбор эвристи- оора к пі ік< Д-Н\

• Стремлен» быть - ческих методов • ИТИРШЮТР Ііииінпгп

целеустремлен- познавательной 4ншта іЧцаннЕ

ным; наблюда- деятельности; ымбнзЕровать.

тельным. собран- • Отказ от опти- ШЕЛЇЗНрО&ЇІЬ рі-

ным; стгосоаяым мальных вариан- вне утвоєешк, ви-

принимать ответ- тов решения за- деть новое 5 £ЕПКО-

ственные решенн! дач 51 ОН *■* н і 'ТТ1 н н |

л

и

Ж

Процесс созда-

Ш£Е НОВО™ ДЛЯ учд л їй чги продукта. на основе аналогий, устз-

тгстит-^н и £ т Р—

зен. рад лєе сан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

интуитивного

ЛОГИЧеСКОГО

ж

ОпеЯЕЭ сложности, лрудн-осш неладной ентуа-

Выбор

НО Е- гптт од Р-ч к н С\ТД@ЗНИ1

Самооценка

результатов.

С амостоят алънъш выбор приоритетов

вьгаор траекто-рНН рря її и ин ии

задач обучения

СпГСОсЕОСТЬ Е Г0-ТОНЕОСТЪ осуществлять жешэпвлтепь-

ЩТО Е ТВОрчеСЕУгО деятельность

С ямой днцмшь в самоопеака тдт? МСгШВаПНЕ УЧЕ-

1Т 1Г “СЇ ТТ “СЇ

к Р п т Е р п п

П О 3 Н А В А Т Е л ь Н А Я АКТИВНОСТЬ

ГГ

П О 3 Н А В А Т Е Л Ь Н А Я С А М ОСТОЯТЕЛЬНОС т ь

Л

К Р II т Е р II II

ж;

Потребности I

шзлуч

зув

=п Стремление гдубо-ко ргзобргтъел в =п Г отовностъ применять к Умение организовать свою познава-

СуіЬ JLK.Jt-.4HH закономерностей ЗУВ на прак-тнке тельную деятельность

■ ВЗ€ПШН€ МОТИВЫ

учениц ► Смысюные■ ценностные

ОрИеНТИрИ!

С трездлеши Вред дезщин г~нп-

нх. задага в настоящем и будущем

ж

ЗЕ

Способность осупз естнліть

ПОИСК СШуКЇ ДЄІ-

тельнопь

* Выполнение • ВъшалэЕнне * Сочетание

задании повышен- эксперимен- ур-очвои и вне-

ной трудности;. тальных. та та- урочной

* Чтение НИИ {в классе и деятельности;

ДДДОДИДИЯ дама); • Анализ приори-

литературы; * Посещение тетных

* Участие кружков тех- направлении

в проектной нического ■своей

деятельно стн творчества деятельности

ЗЕ

Владение

способами

гипотезы.

моделирование

методов учеонаго

X

ь:

Рис. 2. Взаимосвязь критериев и показателей познавательной самостоятельности

ладая познавательной активностью, он будет совершенствовать свою познавательную самостоятельность.

Признаки, характеризующие познавательную самостоятельность и познавательную активность учащихся, отличаются, в то же время они связаны подобно тому, как связаны технологи развития и саморазвития. В технологиях развивающего обучения виды самостоятельной познавательной деятельности учащихся поэтапно изменяются: от репродуктивной к поисковой, а от нее к деятельности по выдвижению гипотезы, моделированию явлений, закономерностей. В технологиях саморазвития ученик, овладевая видами рациональной самостоятельной, познавательной деятельности, выполняет поисковую исследовательскую и творческую деятельность, осуществляет самостоятельный выбор приоритетных направлений в решении поставленных задач, сознательно их формулирует.

Перевод учащихся с уровня актуального на уровень потенциального развития невозможно осуществить, не сформировав у них такое качество личности как познавательная самостоятельность. Учитель физики, включая в образовательный процесс совокупность методов и приемов обучения, составляющих базис технологий развития, может оказать помощь ученику в преодолении «зоны ближнего развития» и переводу его на уровень потенциального развития. Достижение такого уровня развития познавательной самостоятельности будет способствовать его самопознанию, самовыражению и самоорганизации. Перечисленные признаки характеризуют такое качество личности ученика как познавательная активность [8].

Формирование познавательной активности является следующим этапом развития ученика - этапом его саморазвития. В процессе познавательного самостоятельного обучения ученик проявляет самостоятельность, как интегральную индивидуальность, которая выступает в нескольких ипостасях:1) регулятивные механизмы организма; 2) регулятивные функции психики; 3) социальные качества личности (интеллект, сила воли); 4) регулятивные механизмы поведения и деятельности ученика [2].

Таким образом, планируя образовательный процесс по физике в школе, развивая и активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель не может не учитывать их психологические особенности, мотивы учения, потребности, индивидуальные особенности, желания и способность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. Развивая вышевыде-ленные качества личности, можно осуществить развивающий и саморазвивающийся процесс обучении физике, предполагающий использование совокупности дидактических приемов и средств обучения. В настоящее время разработано более 400 технологий обучения, среди них технологии развития и саморазвития учащихся занимает особое место. Как отмечалось, они связаны между собой так, как связаны друг с другом познавательная самостоятельность и познавательная активность. Для отслеживания их развития учитель должен хорошо знать критерии и показатели, характеризующие эти качества личности, их связи и соотношения.

Библиографический список

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

3. Оспенникова, Е.В. Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография: в 2 ч. - Пермь, 2003. - Ч. 1.

4. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «магистр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г., № 35.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: сб. научных трудов. - М., 1956.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006. - Т. 1.

eibliography

1. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.

2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

3. Ospennikova, E.V. Modelirovanie informacionno-obrazovateljnoyj sredih ucheniya: monografiya: v 2 ch. - Permj, 200З. - Ch. 1.

4. Merlin, V.S. Ocherk integraljnogo issledovaniya individualjnosti. - M., 1986.

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya «magistr»). Utverzhdyon prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 14 yanvarya 2010 g., № З5.

6. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya: sb. nauchnihkh trudov. - M., 1956.

7. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 1996.

8. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 01.02.13

УДК 378

Magomedova H.N. TECHNIQUE OF TOURIST-EXCURSION WORKS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The article deals with methods of tourist-excursion work with schoolchildren and its role in organization of patriotic education of students.

Key words: patriotic education, schoolchildren, tourist-regional work, technique.

Х.Н. Магомедова, соискатель каф. педагогики Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: halun@bk.ru

МЕТОДИКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена методика туристско-экскурсионной работы со школьниками и её роль в организации патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, школьники, туристско-краеведческая работа, методика.

Патриотическое воспитание школьников является важным направлением воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Дагестан. Для повышения её эффективности, на основе анализа опыта работы отечественных учёных

[1; 2; 3; 4; 5], нами была разработана методика организации туристско-экскурсионной работы со школьниками. Экспериментальная работа по её апробации осуществлялась на базе общеобразовательных школ № 1 с. Урада Шамильского района и №

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.