Научная статья на тему 'Развитие положений Конституции Российской Федерации в законодательстве, регулирующем профессиональную деятельность журналиста: постановка проблемы'

Развитие положений Конституции Российской Федерации в законодательстве, регулирующем профессиональную деятельность журналиста: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
536
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарасов Е.А.

Автором анализируются значимые проблемы развития положений Конституции РФ в современном законодательстве, регулирующем свободу профессиональной деятельности журналиста. Проводится мысль, что необходимо совершенствовать конституционные гарантии и механизмы, обеспечивающие независимость журналистов и средств массовой информации от вмешательства государства (властей предержащих).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие положений Конституции Российской Федерации в законодательстве, регулирующем профессиональную деятельность журналиста: постановка проблемы»

ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА ПРАВО И СМИ

УДК 316.77.007

Е. А. Сарасов

Челябинский государственный университет

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Автором анализируются значимые проблемы развития положений Конституции РФ в современном законодательстве, регулирующем свободу профессиональной деятельности журналиста. Проводится мысль, что необходимо совершенствовать конституционные гарантии и механизмы, обеспечивающие независимость журналистов и средств массовой информации от вмешательства государства (властей предержащих).

Ключевые слова: свобода массовой информации, профессиональная деятельность журналиста, конституционные гарантии.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение профессиональной деятельности журналиста. Правовые нормы, регулирующие данную деятельность, содержатся в Конституции РФ [3] (в частности, ст. 24 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются; п. 4 ст. 29 - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и т. д.), в Гражданском кодексе Российской Федерации [1] (ст. 152 - защита чести, достоинства и деловой репутации), в Уголовном кодексе РФ [5] (ст. 128.1. - клевета; ст. 137 - нарушение неприкосновенности частной жизни), в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» [2] (далее - Закон о СМИ).

Основным, системообразующим актом, регулирующим информационные отношения в журналистике, является Закон о СМИ. Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовой информации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами -лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

Согласно конституционному законодательству России, профессиональная деятельность журналиста предполагает свободу средств массовой информации, основанную на свободе массовой информации, свободе слова в СМИ, отсутствии цензуры, возможности свободного высказывания мнений, убеждений, свободный поиск, обработку и распространение информации и идей в любых законных формах.

Под массовой информацией, согласно ст. 2 Закона о СМИ, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Согласно структуре информационного правоотношения и положениям Закона о СМИ, профессиональную деятельность журналиста можно трактовать как комплекс действий и мер, направленных на организацию сбора, обработки и распространения массовой информации и определенным образом упорядоченных посредством законодательного закрепления за субъектами данной деятельности (в том числе журналистом и потребителем информации) ряда прав и обязанностей.

Профессиональная деятельность журналиста, согласно законодательству РФ и в частности Конституции, должна способствовать достижению действительного баланса интересов различных социальных слоев и общественных классов, наций и народов. Она должна стать механизмом защиты народовластия и свободы личности. Достичь этого можно с помощью со-

вершенствования конституционно-правовых гарантий.

В Законе о СМИ понятия 'качество информации' (в том числе массовой) или 'качественная информация' не используются. В то же время профессиональная деятельность журналиста и СМИ предполагает определенные критерии качества. Отдельные показатели (критерии) качества массовой информации можно вычленить в результате анализа смысла различных правовых норм, статей данного закона и других законов, предметом которых выступают информационные правоотношения. Так, отдельные показатели качества массовой информации можно выделить на основе анализа ст. 38 Закона о СМИ (это оперативные, достоверные сведения, доступ к которым законодательно обеспечен). Выбор именно этой статьи Закона о СМИ не случаен, ведь качество массовой информации следует оценивать прежде всего с позиции ее потребителя (то есть граждан). Здесь законодатель использует понятие 'сведения' (то есть знания, содержание), а не 'сообщения' (согласно положениям ст. 57 Закона о СМИ, определяемые как форма, способ доведения информации). Критерии качества информации могут развить положения ст. 29 Конституции, закрепляющей право человека на информацию. Данное естественное право будет соответствовать конституционным принципам только в том случае, если подразумевается информация, соответствующая истине, то есть не искаженная, объективная.

С другой стороны, критерии качества массовой информации можно выделить на основании ст. 49 Закона о СМИ, где раскрываются обязанности журналиста. В частности, говорится, что при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. На основании ст. 51, где объясняется недопустимость злоупотребления правами журналиста, можно выделить те характеристики объекта профессиональных отношений (информации), которые порицаются законом. В частности, к разряду недопустимых относят действия журналиста, целью которых является сокрытие и фальсификация общественно значимых сведений, распространение слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Особый интерес представляет последняя диспозиция. Ее смысл

исследователи толкуют достаточно широко: журналист не должен иметь обязательств перед частным интересом, а только перед правом общества быть информированным. Но достичь этого сложно, и Закон о СМИ конкретного контролирующего механизма не предлагает. К тому же, с нашей точки зрения, в рыночных условиях вся редакция СМИ может быть субъектом частного интереса. С другой стороны, необходимо отметить, что профессиональная деятельность журналиста и СМИ, согласно положениям Конституции, не должна служить тем частным интересам, которые идут вразрез с интересами общества и правами человека.

Журналиста или СМИ нередко используют в своих целях государственные структуры, политические силы, частные лица и организации - это снижает качество массовой информации, уродует профессию и выхолащивает общественную миссию массмедиа. Закон о СМИ не говорит о том, что процесс поиска, производства и распространения массовой информации должен быть независим от государства. Но согласно положениям Конституции, ее сущности и структуре, свобода массовой информации предполагает независимость прежде всего от воли государства.

Информационные правоотношения, предполагающие наличие особых нормативной базы, субъектов, юридических фактов (оснований), объекта, являются отражением правоотношений публичных (государственных, конституционных). Следовательно, конституционные принципы могут быть конкретизированы и изложены применительно к области поиска, обработки и распространения информации, в том числе массовой. Подобные примеры мы можем увидеть в законодательной практике развитых демократических стран. Приведем пример законодательного регулирования средств массовой информации в ФРГ. Согласно законам, принятым в ряде земель, каждый канал должен отображать мнения всех групп и слоев населения [6. С. 68]. Закон РФ о СМИ не развивает положения Конституции РФ о признании идеологического и политического многообразия (п. 1, п. 3 ст. 13 Конституции).

В Законе о СМИ нет определения одного из важнейших субъектов правоотношений -потребителя информации, в том числе массовой. По нашему мнению, в целом это не способствует выполнению журналистом своих профессиональных обязанностей, затрудняет отношения, которые возникают между журна-

листом (редакцией СМИ в целом) и массовой аудиторией (или отдельным читателем, зрителем, слушателем и т. п.) в процессе распространения (доставки) массовой информации или обмена ею.

Проблема реализации естественного права человека на информацию напрямую связана с процессами поиска, получения и производства массовой информации (то есть с профессиональной деятельностью журналиста и СМИ в целом). Данные этапы, как отмечают отечественные исследователи, практически не отрегулированы законодателем. Например, по мнению исследователя Р. Б. Терновского, из всех составляющих содержание свободы информации элементов юридические гарантии имеет только один - распространение информации (в том числе массовой). Поиск, получение и производство (ст. 1 Закона о СМИ), а также передача (ст. 29 Конституции) информации, в том числе массовой, мер юридической защиты не имеют [4. С. 71].

Юридические аспекты и общественная миссия профессиональной деятельности журналиста должны совершенствоваться в соответствии с положениями Конституции, которые, в свою очередь, необходимо развивать в нормативных правовых актах в соответствии с изменяющимися условиями (политическими, экономическими и технологическими).

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) [Текст] // Рос. газ. - 1994. -08.12. - N 238-239.

2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 [Текст] // Рос. газ. - 1992. - 08.02. - № 32.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием

12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.200S № 6-ФКЗ, от 30.12.200S № 7-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 2009. -№ 4. - Ст. 445.

4. Терновский, Р. Б. Расследование воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов : дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Р. Б. Терновский. - Сургут, 2003.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. -1996. - 17.06. - N 25. - Ст. 2954.

6. Энциклопедия общественного вещания [Текст]. - М. ; Йошкар-Ола : ГУП РМЭ «Мар. полигр. комбинат», 2005.

Bibliografija

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federa-cii (chast' pervaja). 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 23.07.2013) (s izm. i dop., vstupajushhimi v silu s 01.10.2013) [Tekst] // Ros. gaz. - 1994. - 0S.12. -N 23S-239.

2. Zakon RF «O sredstvah massovoj informa-cii» ot 27.12.1991 № 2124-1 [Tekst] // Ros. gaz. -1992. - 0S.02. - № 32.

3. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prin-jata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.200S № 6-FKZ, ot 30.12.200S № 7-FKZ) [Tekst] // Sobr. zakonodatel'stva RF. - 2009. - № 4. - St. 445.

4. Ternovskij, R. B. Rassledovanie vosprepjatst-vovanija zakonnoj professional'noj dejatel'nosti zhurnalistov : dis. ... kand. jurid. nauk [Tekst] / R. B. Ternovskij. - Surgut, 2003.

5. Ugolovnyj kodeks RF ot 13.06.1996 N 63-FZ [Tekst] // Sobr. zakonodatel'stva RF. - 1996. -17.06. - N 25. - St. 2954.

6. Jenciklopedija obshhestvennogo veshhanija [Tekst]. - M. ; Joshkar-Ola : GUP RMJe «Mar. poligr. kombinat», 2005.

S6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.