Научная статья на тему 'Развитие письменной речи обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках русского языка как средство реабилитации и успешной интеграции'

Развитие письменной речи обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках русского языка как средство реабилитации и успешной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие письменной речи обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках русского языка как средство реабилитации и успешной интеграции»

Мы определили, что одним из путей оптимизации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида является осуществление дифференцированного подхода к учащимся при обучении, так как одни ученики более успешно справляются с задачами, другим требуется увеличение количества подготовительных упражнений, часть учеников нуждается в более подробном развёртывании какого-либо этапа работы над задачей, некоторым школьникам необходимо больше тренировочных упражнений для того, чтобы подвести их к нужному обобщению.

Также нами была разработана система экспериментальных упражнений по семантическому и математическому анализу арифметических задач.

В процессе эксперимента учащиеся выполняли на уроках индивидуальные коррекционные упражнения на математический и семантический анализ арифметических задач, что способствовало формированию умений их решать.

Задания были расположены с нарастающей степенью сложности и скомпонованы в четыре группы. Цель первой группы упражнений - уточнение понимания выражения «арифметическая задача». Цель второй группы - выделение главных компонентов арифметической задачи: условия, числовые данные, вопрос. Цель третьей группы - анализ семантического и математического смыслов арифметической задачи. Цель четвертой группы упражнений - выделение из текста задачи её математического смысла.

Таким образом, целенаправленная работа над пониманием текста арифметической задачи способствует наиболее эффективному их решению младшими школьниками специальной (коррекционной) школы VIII вида.

С.В. Смелкова

учитель,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 38,

г. Череповец, Вологодская область

Развитие письменной речи обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на уроках русского языка как средство реабилитации и успешной интеграции

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, лавинообразным ростом информации, усложнением социальной деятельности. В этих условиях основной целью российского образования является создание условий для формирования современной личности:

• способной к саморазвитию и самореализации;

• способной к социальной адаптации в гражданском обществе;

• коммуникативной;

• творческой.

276

Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Как психический познавательный процесс речь представляет человеку возможность:

• взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;

• получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);

• изучать историю жизни на планете;

• обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;

• обмениваться информацией с другими людьми.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что речь является важным средством интеграции в общество.

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы имеются особенности. Они выражаются в бедности и ограниченности словарного запаса, в резком преобладании одних грамматических категорий над другими; в неточности употребления слов, в слабой актуализации имеющегося словаря. Выявлены трудности в усвоении синтетических норм при построении словосочетаний и в овладении простым и сложным предложениями. Отмечаются также своеобразные нарушения в структурировании содержания и языковом оформлении диалогической и монологической форм речи.

Поэтому развитие связной речи у учащихся является одним из средств реабилитации и успешной интеграции их в общество.

Основная цель уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. Обучающиеся должны научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Процесс формирования письменной речи у учащихся общеобразовательных школ достаточно труден, а в специальной (коррекционной) школе VIII вида он не только труден, но и сталкивается со специфическими проблемами.

Развитие связной письменной речи у обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VlII вида является сложным процессом. Учитель сталкивается с множеством трудностей в практическом решении этого вопроса. Одни трудности связаны со спецификой самой письменной речи, другие - с особенностями развития детей. Многоаспектность задач, которые необходимо решать в процессе письменной речи создаёт ещё большие трудности в работе. Эти трудности усугубляются недостаточным развитием навыка самоконтроля, что

277

мешает школьникам осуществлять проверку смысловых, лексикограмматических, орфографических и стилистических ошибок.

Работа, направленная на развитие связной письменной речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида начинается со 2-го класса. Большинство видов работ в младших классах выполняется коллективно. При этом у детей формируют привычку перед записью чётко произносить предложение, проговаривать в процессе выполнения работы слова по слогам, проверять изученные орфограммы, внимательно читать записанные предложения. Учитывая недостатки внутренней речи детей, педагог предлагает им произносить составляемые предложения шепотом.

В старших классах виды работ усложняются. Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой предусмотрены следующие виды работ по формированию связной письменной речи у обучающихся: заполнение дневника учащегося, работа с деформированным текстом, изложение по готовому или коллективно составленному плану, составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, материалам наблюдений, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем, распространение текста путём включения в него имён прилагательных, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности. Предъявляются следующие требования к умениям обучающихся:

S 5-й класс - строить простое распространённое предложение; связно высказываться устно и письменно (с помощью учителя).

S 6-й класс - строить простое распространённое предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по плану).

S 7-й класс - строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение.

S 8-й класс - строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение.

S 9-й класс - писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера.

Согласно программе время для специального урока развития связной письменной речи выделяется из общего количества часов. Творческая работа выполняется в пределах одного часа. Поскольку такого количества времени недостаточно, чтобы хоть в минимальной степени продвинуть детей в овладении некоторыми умениями написания творческих работ, на каждом уроке вводится в качестве отдельного этапа письменные задания по развитию речи.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида невозможно строить обучение без учёта индивидуальных возможностей каждого учащегося. Ни для кого не секрет, что школьнику будет интересно учиться только тогда, когда он чувствует свою успешность в обучении. Осо-

278

бенно это актуально при обучении в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Так как у обучающихся специальной (коррекционной) школы слабая учебная мотивация, поэтому важно построить обучение таким образом, чтобы он постоянно чувствовал свой успех. Это возможно при использовании разноуровневого обучения, которое позволяет учитывать особенности ребёнка и строить процесс обучения исходя из них. Готовясь к уроку, подбираю задания различной сложности, благодаря чему каждому ребёнку на уроке будет интересно. Учащиеся сильной группы полностью себя реализовывают, а учащиеся средней и слабой групп могут улучшить свои результаты и перейти из одной группы в другую.

Поэтому для успешного развития связной письменной речи на каждом уроке русского языка разрабатываю разновариантные упражнения по следующим видам работ:

S работа с деформированным текстом;

S изложение с изменением лица и времени;

S сочинение по картине с дополнением предшествующих и последующих событий;

S продолжение рассказа по данному началу;

S составление рассказа по опорным словам и др.

При систематической работе по развитию связной письменной речи с использованием разноуровневого обучения обучающиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида меньше испытывают затруднений при выполнении творческих работ, каждый ученик находится в «ситуации успеха». Вследствие чего успешно овладевают речью, что облегчает их адаптацию после окончания школы.

Е.Н. Соломина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики, Московский педагогический государственный университет

Формирование профессиональных компетенций студентов

в процессе изучения курса «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

На современном этапе становления специального образования возникает необходимость в развитии новых подходов к подготовке педагогов для работы с умственно отсталыми детьми. Изменения в процессе подготовки учителя смещаются в сторону становления и развития профессиональных компетенций. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. И.М. Яковлева (2010) определяет содержание профессиональной компетентности олигофренопедагога как «готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития, а также сопровождению семей, их воспитывающих, в соответствии с социокультурными потребностями конкретной исторической эпохи».

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.