Научная статья на тему 'Развитие периодической печати в Горном Алтае в 1922-1941 гг'

Развитие периодической печати в Горном Алтае в 1922-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ АЛТАЙ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ГАЗЕТЫ / MOUNTAIN ALTAI / PERIODICALS / NEWSPAPERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черемнова Олеся Юрьевна

Рассматривается процесс создания периодической печати в Ойротской автономной области. На основе различного круга источников выявлены причины появления первых газет в регионе. Охарактеризованы основные направления их дальнейшей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Черемнова Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of press of Gorny Altai is connected with the establishment of the Soviet power, due to the particularity of social, economic and cultural development of the region. Area formation, necessity of the decision of problems of socialist building promoted the decision of questions of development of printing in region. In January, 1922 the printing house from village Altaiskoe was transported to village Ulalinsky. Regional newspapers «Oirotsky region », «Red Oirotiia» (after 1948 «The Star of Altai») began to appear in Russian. The first issue of the newspaper «Kyzyl Solun Tabysh» in altaian language was published in November, 15th, 1922. By the end of 30th the network of press organs in Gorny Altai was integrated. The newspapers, being bodies of the party power, first of all solved the political problems. Among them «fruitful work on moral education of workers, their mobilization on performance of problems of economic and cultural building». Generation and formation of press in languages of the local people occurred along with distribution of writing and literacy among local population. Since 1932-1933 there appeared many popular newspapers. One of these newspapers during the investigated period was "Kyzyl Oirot", issued in Altaian language. In the course of developing the newspapers there appeared constant headings. For example, in the newspaper "Oirotsky Region" the number of constant headings included: the Siberian news, party life, in different countries, in Soviet union, we look work of councils, questions and answers, run on Ulala, etc. Editorial offices looked through the readers mails. Tried to understand their personal problems, told about exciting events in areas, at the enterprises. Throughout the whole period of newspaper, the heading «Party life» was constantly operating. It spotlighted the information about activity of party bodies in region. The reports from congresses, meetings, conferences were also printed there. So, in the given heading of the newspaper from January, 4th, 1928 the readers were informed about the course of checking out the activity of members of the Komsomol in Chemalsky aimak. Soon the next issue of the newspaper informed the readers about the similar check in Shebalinsky aimak. It was important to inform the readers about the activity of Members of the Komsomol «leaders of a new life» and to show party control and movement support. The newspapers were bodies of a party and executive power, th newspapers enlightened the people about the ideas of building a new life, were a window in the far capitalist world, were «agitators and propagandists». The first decades of formation of printing faced a lack of shots, shortage of printing capacities, with a problem of recovering the illiterate audience.

Текст научной работы на тему «Развитие периодической печати в Горном Алтае в 1922-1941 гг»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)«18»

О.Ю. Черемнова

РАЗВИТИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ГОРНОМ АЛТАЕ В 1922-1941 гг.*

Рассматривается процесс создания периодической печати в Ойротской автономной области. На основе различного круга источников выявлены причины появления первых газет в регионе. Охарактеризованы основные направления их дальнейшей деятельности.

Ключевые слова: Горный Алтай, периодическая печать, газеты.

Считается, что настоящий мировой бум газетного дела пришёлся на XIX век. Однако в силу специфики социально-экономического и культурного развития Горного Алтая этот процесс его не затронул. Вся периодическая печать в Х1Х и начале ХХ века поступала в регион из других сибирских городов, таких как Томск, Новониколаевск, Барнаул, Бийск. История печати в Горном Алтае связана с установлением советской власти. Именно образование области, необходимость решения задач социалистического строительства способствовали решению вопросов развития печатного дела в регионе.

Установление советской власти в Алтайской губернии в конце 1919 - начале 1920 г. привело к складыванию новой территориальной и отраслевой структуры управления. К 1922 г. в Сибири, и на Алтае в частности, в основном сложилась система местных органов руководства издательским делом. В составе Алтайского губернского отдела народного образования в октябре 1921 г. было образовано губернское управление издательским делом. Управление подчинялось Сибирскому областному управлению издательским делом, находившемуся в Новониколаевске.

Алтайское губернское отделение Госиздата выполняло различные функции: регистрировало выходящую в губернии печатную продукцию, контролировало ее производство и распространение, осуществляло идеологический контроль над выходящими изданиями. Отделение представляло самостоятельную издающую организацию, выгодно отличавшуюся от других издательских групп, поскольку освобождалось от уплаты государственных и местных налогов [1. С. 293].

Для развития печатного дела непосредственно в Горном Алтае в январе 1922 г. из с. Алтайского была перевезена типография в с. Улалинское. Под типографию был выделен деревянный дом по ул. Почтовая, 22. До установления советской власти здесь находилась волостная управа. Как только типография была устроена, сразу же началась работа. Типография выполняла заказы областных учреждений на изготовление разной бланочной продукции. Из имевшегося оборудования в типографии было лишь самое необходимое: плоскопечатная машина альбомного формата, 44 пуда шрифтов, «бостонка» (небольшой печатный станок) на четверть листа и переплетное оборудование. При этом изношенность машин составляла 50 %, шрифта - 75 % [2. С. 240]. Именно в таких малоприспособленных для работы условиях приходилось начинать издательскую деятельность.

Активизации наметившегося процесса способствовало образование автономной области ойротского народа (1 июня 1922 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет постановил образовать автономную область как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, с административным центром в с. Улалинском) [3. С. 11]. В связи с этим достаточно регулярно стали выходить областные газеты «Ойротский край» [4. С. 82] (после 1948 г. «Звезда Алтая») на русском языке. Первый номер газеты «Кызыл Солун табыш» на алтайском языке вышел 15 ноября 1922 г. [5. Л. 1]. Название газеты на протяжении длительного времени несколько раз менялось. Так, с ноября 1922 г. по сентябрь 1929 г. газета именовалась «Кызыл Солун табыш», а с

* Работа выполнена в рамках единого государственного заказа (ЕЗН 1.4.10).

О.Ю. Черемнова

сентября 1929 г. по январь 1948 г. - «Кызыл Ойрот» (рус. «Красная Ойротия»). В январе 1948 г. в связи с переименованием автономной области из Ойротской в Горно-Алтайскую автономную область газета стала называться «Алтайдын Чолмо-ны» [5. Л. 1]. «Кызыл Солун табыш» («Красные известия») на алтайском языке выходила в качестве приложения к издаваемой на русском языке газете «Ойротский край» [5. Л. 2]. Вскоре появились еще две областные - комсомольская и пионерская и две аймачные национальные газеты.

Учитывая специфику национальных регионов, в мае 1926 г. коллегия отдела печати ЦК ВКП(б) постановила: «Принимая во внимание пестроту национального состава населения Сибири и недостаточность имеющихся в Сибири национальных газет, поручить отделу печати Сибкрайкома в месячный срок доработать вопрос о расширении сети крестьянских нацменгазет» [6. С. 11]. Для этого при отделе печати Сибкрайкома в январе 1926 г. было создано постоянно действующее совещание по нацменпечати. К концу 30-х гг. сеть органов печати в Горном Алтае приобрела законченный вид в рамках унифицированной модели. Так, в 1932-1933 гг. стали возникать многотиражные газеты [4. С. 116]. Одной из таких газет в исследуемый период была «Кызыл Ойрот», выходившая на алтайском языке [4. С. 152-153]. Зарождение и становление печати на языках коренных народов шло наряду с распространением письменности и грамотности среди местного населения.

Газеты являлись органами партийной власти, в первую очередь решали политические задачи. Среди них «плодотворная работа по нравственному воспитанию трудящихся, мобилизация их на выполнение задач хозяйственного и культурного строительства» [5. Л. 1]. Для выполнения намеченных задач требовались определённые условия, среди которых наличие материально-технической базы издательства, профессиональный кадровый состав. Отсутствие последних не позволяло в полной мере реализовывать запланированное. Для решения этой проблемы в 1936 г. в Ойрот-Туре были проведены краткосрочные курсы для газетчиков, что несколько улучшило профессиональный уровень работников редакций. Но все же проблема подготовки газетных кадров долгие годы оставалась нерешенной [6. С. 28]. Особенно обострился этот вопрос в годы Великой Отечественной войны. Большое количество работников редакций ушло на фронт. Это, естественно, повлия-

ло на работу редакций, а значит, и на развитие печати Ойротской автономной области в целом.

Успех периодического издания, его популярность и авторитет, степень влияния на аудиторию во многом зависят и зависели от связей его редакции с читателями, с теми, кто получает информацию, содержащуюся в газете. По этой причине редакции газет вели разноплановую работу с поступавшими письмами читателей. Старались разбираться с их личными проблемами, рассказывали о волнующих событиях в районах, на предприятиях. В процессе работы в газетах сложились постоянные рубрики. Например, в газете Ойротский край в число постоянных рубрик входили: «Сибирские новости», «Партийная жизнь», «В разных странах», «По Советскому Союзу», «Смотрим работу Советов», «О чем пишут селькоры», «Вопросы и ответы», «Бегом по Улала» и др.

В рубрике «Сибирские новости» освещались в первую очередь события общесибирского масштаба. Например, первый номер газеты, вышедший в 1928 г., рассказывал о прошедшем в Сибири конкурсе на лучшее крестьянское хозяйство. Указывались имена победителей, награды - бесплатные путевки на курорты. Такого рода информация публиковалась не случайно. Пропаганда социалистического соревнования во многом способствовала его более широкому развертыванию, развивала интерес жителей Горного Алтая к общегосударственным процессам, акцентировала внимание на успехах социалистического строительства. В других номерах этой рубрики (№ 4 от 14 января 1928) содержалась информация, касающаяся установления новых цен на сельскохозяйственные орудия труда, изготовленные Сибметалтрестом, что демонстрировало успехи не только пятилетки, но и процесса индустриализации.

Максимально идеологически выдержанной была рубрика «Партийная жизнь». На протяжении всего периода работы газеты эта рубрика была постоянно действующей. Именно она несла информацию о деятельности партийных органов в регионе. В ней печатались отчеты проходивших съездов, собраний, конференций. Так, в данной рубрике газеты от 4 января 1928 г. сообщалось читателям о ходе проводимой проверки деятельности комсомольцев в Чемальском аймаке. Уже следующий номер газеты сообщил читателям о состоявшейся подобной проверке и в Шебалин-ском аймаке. Важно было донести до читателей то, чем занимались комсомольцы-«застрельщики

Развитие периодической печати в Горном Алтае в 1922-1941 гг.

нового быта», и показать партийный контроль и поддержку движения.

Рубрика «В разных странах» освещала основные международные новости и события. Прежде всего, новости о революционной борьбе пролетариата, о социальных явлениях и катаклизмах за рубежом и т. д.

Не менее интересной была информация, отражавшаяся в рубрике «Бегом по Улала». В ней кратко освещались новости села, а затем и города. Кроме того, в газете публиковались объявления различного характера: о покупке и продаже какого-либо имущества, об открытии подписки на периодические издания. На страницах газеты практически в каждом номере публиковался список лиц, желавших вступить в члены ВКП(б) [7].

В 1931 г. газета «Ойротский край» была переименована в «Красную Ойротию». Изменился внешний вид газеты, появилось большее количество фотографий, сопровождавших текстовый материал, уменьшился формат. По своей смысловой направленности газета почти не изменилась, в ней сохранились рубрики: «Партийная жизнь», «По Советскому Союзу», «В разных странах». Наряду с прежними рубриками добавились новые - «Стахановская школа садоводства», «По нашей области». В рубрике «Стахановская школа садоводства» рассказывалось читателям, как в климатических условиях Ойротской автономной области выращивать различные садоводческие культуры. Рубрика «По нашей области» кратко излагала информацию об основных событиях, происходивших в регионе. В газете появилось приложение «Литературная страница». В ней публиковались литературные произведения писателей региона (П. Кучи-як, Н.У. Улагашев и др.).

С 1939 г. в газете «Красная Ойротия» появилась специальная рубрика «Война в Европе, Азии и Африке». Данная рубрика рассказывала о международной ситуации. В большинстве случаев в ней освещались военно-политические события. Благодаря этой рубрике читатели узнавали о международной напряженности. Высказывали предположения о возможной войне [8].

Начавшаяся в июне 1941 г. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в развитие издательского дела в регионе. Так, если в 1941 г. в области издавалось 9 районных газет, 2 областные, то вскоре одновременно было закрыто 6 рай-

онных газет. Кроме этого, сократились тиражи газет. Произошло это по двум причинам. Во-первых, отсутствовали необходимые расходные материалы (бумага), во-вторых, ощущался недостаток квалифицированных кадров (в связи с уходом на фронт). В результате произошло сокращение тиража на 15 процентов и периодичности выхода областных газет «Красная Ойротия» и «Кызыл Ойрот». Они стали выходить 8 раз в месяц, вместо 12 [9. С. 202]. Но несмотря на значительные трудности, работа в редакциях в этот период не прекратилась.

Таким образом, с момента появления печатных органов в Горном Алтае (1922 г.) и до 1941 г. в регионе осуществлялась работа, направленная на создание печатных органов. В это время были основаны областные газеты как на русском, так и на алтайском языках. Являясь органами партийной и исполнительной власти, газеты несли в массы идеи строительства новой жизни, были окном в далекий капиталистический мир, были «пропагандистами и агитаторами». Первые десятилетия становления печатного дела были сопряжены с недостатком кадров, нехваткой печатных мощностей, с проблемой завоевания до недавнего времени неграмотной аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1. История Алтайского края. ХУШ-ХХ вв.: Науч. и документ. материалы. Барнаул, 2004.

2. Социальная история Горного Алтая в первой половине XX века: Учебник для вузов. Часть 1 / Отв. ред. О.А. Гончарова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.

3. Память народа. Документы по социальноэкономическому и культурному развитию. Горно-Алтайск, 1993.

4. Якимов О.Д. Печать национальных регионов Сибири и Дальнего Востока: от возникновения до наших дней. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000.

5. Комитет по делам архива Республики Алтай (КПДА РА) Ф. Р-631. Оп. 1. Д. 46.

6. Лавровский Н.А. Печать и социалистическое строительство Сибири (1926-1936 гг.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984.

7. Ойротский край. 1928. Январь-декабрь.

8. Красная Ойротия. 1932. Май-декабрь., 1941. Январь-декабрь.

9. Очерки истории Горно-Алтайской областной организации КПСС / Гл. ред. Н.С. Лазебный. Горно-Алтайск: ГороАлтайское отделение алтайского книжного издательства, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.